Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:12, курсовая работа
Соответственно, цель работы – детально рассмотреть основные положения договорного института гражданского права, определить основные черты.
Анализ основных положений института поручительства и банковской гарантии проведен корреляционно. В основу взяты монографии Е. А. Суханова, М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, Новицкого И.Б. и Лунца Л.А. Также по некоторым аспектам тематики будут рассмотрены научные подходы Б.М. Гонгало, В.А. Белова, А.В. Латынцева, Л.А. Новоселовой и т.д. и практика правоприменения Высшего Арбитражного Суда РФ.
Введение. 3
§ 1. Понятие, признаки и субъектный состав обязательства из банковской гарантии. 5
§ 2. Форма и условия действительности банковской гарантии. 12
§ 3. Содержание обязательств, вытекающих из банковской
гарантии. 15
§ 3.1. Правоотношение между гарантом и бенефициаром.
§3.2. Правоотношения между гарантом и принципалом.
§ 4. Прекращение обязательств, вытекающих из банковской гарантии. 23
§ 5. Виды банковской гарантии. 24
Заключение. 27
Список литературы
Право бенефициара реализуется путем предъявления письменного требования, которое должно соответствовать условиям, содержащимся в самой банковской гарантии. Договор банковской гарантии должен содержать перечень документов, которые бенефициар должен предоставить гаранту при предъявлении требования об оплате подтвержденной гарантией суммы. В соответствии с п. 1 ст. 374 ГК РФ бенефициар обязан представить это требование гаранту в письменной форме с приложением соответствующих документов, указывающих на нарушение обеспечиваемого гарантией договора принципалом. Кроме того, эти документы должны строго соответствовать условиям гарантии, иначе гарант имеет право отказать бенефициару в удовлетворении его требований (п. 1 ст. 376 ГК РФ).
Несоответствие
За представление гарантии банк взимает
вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК), устанавливаемое
в процентном соотношении к сумме гарантии
либо в твердой сумме.
Кроме того, отношения гаранта и принципала характеризуются тем, что банковская гарантия должна выдаваться на возмездной основе; за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК). Кодекс не содержит никаких правил, позволяющих определить размер такого вознаграждения и порядок его уплаты. Видимо, эти вопросы должны решаться в соглашении о выдаче банковской гарантии, заключаемом между гарантом и принципалом. Необходимость такого соглашения предопределяется также нормой о том, что право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия (п. 1 ст. 379).
По общему правилу банковская гарантия является безотзывной, поскольку не может быть отозвана выдавшим ее гарантом. Права бенефициара по банковской гарантии непередаваемы, т.к. принадлежащее бенефициару требование к гаранту не может быть передано другому лицу (ст. 371 и 372). Оба эти правила носят диспозитивный характер; самой гарантией может быть предусмотрено и право гаранта отозвать банковскую гарантию при определенных условиях, и право бенефициара передать право требования к гаранту иному лицу.
Одно из главных
условий действительности банковской
гарантии, выделяющих ее из круга всех
остальных способов обеспечения исполнения
обязательств, - независимость
банковской гарантии от основного обязательства.
Можно констатировать практически полное
отсутствие какой-либо связи между обязательством
гаранта уплатить соответствующую сумму
бенефициару и основным обязательством,
обеспеченным банковской гарантией. Более
того, в ГК специально подчеркивается,
что предусмотренное банковской гарантией
обязательство гаранта перед бенефициаром
не зависит в отношениях между ними от
того основного обязательства, в обеспечение
исполнения которого она выдана, даже
если в гарантии будет содержаться ссылка
на это обязательство (ст. 370).
§3.
Содержание обязательств,
вытекающих из банковской
гарантии.
Содержание банковской гарантии во многом зависит как от предписаний закон, так и от условий, разработанных сторонами и включенных в гарантийное обязательство.
По общему правилу договор банковской гарантии считается заключенным с момента выдачи гарантии, то есть с момента подписания гарантийного письма, если иное не оговорено в гарантии (ст. 373 ГКРФ). Гарант обязан удовлетворить требование кредитора (бенефициара), если последний предъявляет к гаранту требование в письменной форме с указанием, в чем конкретно состоит нарушение принципалом условий основного договора. Таким образом, в отличие от поручителя, который несет по общему правилу ответственность в том же объеме, что и должник по обеспечиваемому обязательству, гарант отвечает только в пределах суммы, указанной в гарантии.
На практике возникает вопрос, возможно ли включение в гарантию условия о начислении на определенную в гарантии сумму процентов. К примеру, гарант обязуется выплатить при предъявлении требования 10 млн руб. с процентами, начисленными в размере 100 % годовых со дня выдачи гарантии до даты предъявления требования об оплате. В данном случае пределы ответственности гаранта достаточно четко определены и, следовательно, нет оснований считать подобные условия противоречащими требованиям закона. Таким образом, «по нашему мнению, должен решаться вопрос и в иных случаях, когда условия гарантии позволяют четко определить размер подлежащей уплате суммы на момент, когда обязательство должно быть исполнено гарантом».16
Кроме того, гарант обязан:
§ 3.1. Правоотношение между гарантом и бенефициаром.
Правоотношение между гарантом и бенефициаром имеет сложное содержание.
При наличии указанных в банковской гарантии условий бенефициар вправе потребовать от гаранта уплаты денежной суммы, на которую выдана гарантия, или ее части. Требование должно быть заявлено в письменной форме. К нему прилагаются указанные в гарантии документы. Кроме того, бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия. Указанные действия должны быть совершены бенефициаром до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана (ст. 374 ГК). Гарант обязан немедленно уведомить принципала о получении требования бенефициара и передать принципалу копию требования со всеми относящимися к ней документами. Невыполнение гарантом этой обязанности должно учитываться при рассмотрении взаимоотношений гаранта и принципала, в частности при предъявлении регрессных требований.
Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствует ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии (п. 2 ст. 375 ГК РФ).
Срок, в течение которого гарант проводит проверку документов и должен дать ответ об их принятии или отказе в выплате в связи с отсутствием сложившихся обычаев, следует определять в гарантии. При отсутствии такого условия следует учитывать, что срок такой проверки должен быть минимальным (от 2 до 5 дней), однако с учетом характера и объема проводимой гарантом проверки он может быть признан и более длительным.
Оценка гарантом представленных документов производится по внешним признакам; от гаранта не требуется оценки правовой значимости документов и проверки их соответствия фактическим обстоятельствам. Закон возлагает на гаранта обязанность проявить «разумную заботливость» при проверке соблюдения условий гарантии, следовательно, гарант вправе отклонить документы, не содержащие требуемых гарантией сведений либо не соответствующие требованиям гарантии по оформлению. Гарант отказывает в выплате, если указанное бенефициаром в требовании нарушение принципалом основного обязательства не является тем нарушением, которое в соответствии с условиями гарантии дает право потребовать платежа от гаранта.
В соответствии с п. 1 ст. 376 ГК РФ гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если его требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока.
Гарант обязан немедленно уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование. Закон не возлагает на гаранта обязанности проинформировать бенефициара о причинах, вызвавших отклонение требования. Тем не менее надлежащее исполнение гарантом своих обязательств по гарантии, по нашему мнению, включает в себя, учитывая характер совершаемых гарантом действий, его обязанность сообщить бенефициару, почему отклонено предъявленное требование. Отсутствие этих данных лишает бенефициара возможности оценить правомерность действий гаранта, а также возможности оперативно исправить допущенные упущения. В целях обеспечения интересов бенефициара в тексты гарантий следует включать соответствующие условия.
Нельзя исключать
возможности исправления
Пунктом 2 ст. 376 ГК РФ
на гаранта возлагается
Закон не устанавливает
специальных последствий
Если бенефициар
после получения
Возможна ситуация,
когда первое предъявление требования
имело место в пределах установленного
в гарантии срока, а с учетом сроков
направления уведомления
В качестве еще одного возможного подхода можно рассмотреть точку зрения другого автора. Если бенефициар направил повторное требование незамедлительно после получения уведомления, то гарант не вправе отказать ему в выплате по мотиву нарушения установленного срока, поскольку такое требование следует рассматривать не как новое требование, а как подтверждение ранее заявленного. Если же бенефициар допустит промедление при предъявлении повторного требования, то первое требование считается неподтвержденным и теряет силу.18
Следует отметить, что
гарант, не производя выплату по
первоначально заявленному
Несмотря на то, что правовой режим заключения соглашения и исполнения обязательств по банковской гарантии нормативно достаточно урегулирован, арбитражная практика показывает, что проблемы, связанные с заключением и исполнением обязательств по банковской гарантии, остаются весьма актуальными19.
Вот, например, рассмотрен случай, взятый из судебной практики, где стороны, составляя соглашение о банковской гарантии, нарушили саму суть этого способа обеспечения исполнения обязательств.
В этом деле стороны, указывая такой срок действия банковской гарантии, не учли то, что в таком контексте банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательства теряет свой смысл. Она призвана обеспечить надлежащее исполнение принципалом своего основного обязательства перед бенефициаром. В данном конкретном случае стороны указали такой срок действия банковской гарантии (срок исполнения по основному обязательству наступал позже, чем истекал срок действия банковской гарантии), что терялся смысл этого акцессорного (дополнительного) обеспечивающего обязательства.20