Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:39, курсовая работа
В курсовой работе исследуется тема «Договор транспортной экспедиции», актуальность темы заключается в следующем, изучить договор транспортной экспедиции как гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг. Существуют спорные вопросы гражданско-правового регулирования транспортной экспедиции, вызванные сложной правовой природой договора, отсутствием определенности в понимании его предмета и субъектного состава.
Объект данного исследования является договор транспортной экспедиции.
Предмет исследования является гражданско-правовая характеристика договора транспортной экспедиции.
Целью исследования является комплексный анализ договора транспортной экспедиции и выявление его основных положений.
Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность договора транспортной экспедиции;
- выявить функции и область действия договора транспортной экспедиции;
- изучить договор транспортной экспедиции, содержание, порядок заключения;
- отразить его соотношение с другими договорами в гражданском праве, рассмотрев их единство и различие.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
1.1 Понятие и признаки договора транспортной экспедиции……………..…..7
1.2 Предмет договора транспортной экспедиции………………………….….17
1.3 Права и обязанности договора транспортной экспедиции………….…….21
1.4 Ответственность по договору транспортной экспедиции…………….….24
2. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ, ЕГО ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ ДОГОВОРОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1. Отграничение от смежных гражданско-правовых договоров …………...27
2.2. Пути совершенствования законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....41
Более того, указанный законопроект включал в себя целый ряд положений, заведомо противоречащих ГК РФ. Начнем с того, что соответствующий проект закона носил название «О транспортно-экспедиторской деятельности», а соответствующий договор именовался в нем не иначе как «договор транспортного экспедирования».
В
законопроекте содержались
Одна из статей законопроекта определяла основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. В ней воспроизводились нормы, содержащиеся в транспортных уставах и кодексах об ограниченной ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза. В частности, данной статьей предусматривалось, что экспедитор несет ответственность в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи получателю, указанному в договоре транспортного экспедирования, или уполномоченному им лицу, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять, в следующих размерах: 28
1)
за утрату или недостачу груза,
2)
за утрату или недостачу груза,
3)
за повреждение (порчу) груза,
принятого в ведение
4)
за повреждение (порчу) груза,
принятого в ведение
Для применения такой ответственности (ограниченной как по основаниям, так и по размеру) экспедитору уже не пришлось бы доказывать, что допущенное им нарушение обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции, вызвано ненадлежащим исполнением перевозчиками договоров перевозки, как это предусмотрено ст. 803 ГК РФ.
По непонятным причинам в проект были включены нормы, устанавливающие законную неустойку, подлежащую взысканию как с экспедитора, так и с клиента в случае нарушения ими установленного срока выполнения договора. В имущественном обороте использование законных неустоек допустимо лишь в целях защиты публичных (общественных) интересов либо слабой стороны в договорных отношениях. Тем более не было никакой необходимости вводить в форме взыскания законной неустойки ответственность клиента за просрочку уплаты вознаграждения, причитающегося экспедитору, поскольку в данном случае со стороны клиента имеет место просрочка в исполнении денежного обязательства, что влечет применение к последнему ответственности, предусмотренной ст. 395 ГК РФ (проценты годовые в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации).
По
аналогии с транспортным законодательством
в рассматриваемом
Право на предъявление
Со дня предъявления
Законопроект, включал в себя также положение о том, что право на предъявление иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, возникает со дня получения ответа об отказе в удовлетворении претензии или со следующего после истечения срока дня, установленного для дачи ответа. Данное положение противоречило ст. 200 ГК РФ и, более того, не корреспондировало нормам транспортного законодательства о начальном моменте исчисления срока исковой давности по требованиям, предъявляемым к перевозчику (п. 3 ст. 797 ГК РФ; ст. 141 ТУЖД), которыми установлено, что право на иск возникает с момента наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Внося путаницу в понятие договора транспортной экспедиции и терминологию, используемую в правовом регулировании соответствующих правоотношений, нагромождая нормы о законных неустойках на нормы, дублирующие главу 41 ГК РФ, устанавливая необоснованные ограничения ответственности экспедиторов и навязывая клиентам обязательный претензионный порядок урегулирования споров, законопроект не решал ни одного вопроса, касающегося условий выполнения договора транспортной экспедиции, как это предусмотрено п. 3 ст. 801 ГК РФ.
Ошибка разработчиков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе исследуется тема «Договор транспортной экспедиции», актуальность темы заключается в следующем, изучить договор транспортной экспедиции как гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг. В настоящее время в российской правовой системе наблюдается процесс становления и развития отечественного законодательства о транспортной экспедиции и практики его применения.
Законодательное закрепление
Под договором транспортной экспедиции понимается такой договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Содержание конкретного договора транспортной экспедиции представляет собой совокупность всех его условий. Однако, учитывая, что, как правило, условия договора определяют права и обязанности сторон, обычно и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.
Порядок заключения этого договора должен определяться исходя из общих положений о заключении гражданско-правовых договоров (глава 28 ГК). Согласно ст. 432 ГК договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной и считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Как известно, к существенным условиям всякого договора относятся условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Кроме того, как уже отмечалось, договор транспортной экспедиции должен быть заключен в простой письменной форме.
Перечислим проблемы договора транспортной экспедиции. Так, в законодательстве не проводится различие между экспедиционными и экспедиторскими услугами.
Перечень экспедиционных услуг, составляющих предмет рассматриваемого договора, носит открытый характер. Законодательство лишь в общем виде определяет, что договором транспортной экспедиции могут быть установлены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Судебная практика отражает отсутствие теоретического единства по вопросу о том, кто вправе выступить клиентом в договоре транспортной экспедиции.
Ни
в главе 41 части второй ГК РФ, ни в
Федеральном Законе «О транспортно-экспедиционной
деятельности» нет указания на недействительность
экспедиционных договоров, заключенных
с нарушением правила о письменной форме,
в силу чего ее несоблюдение влечет общие
последствия, предусмотренные ст. 162 ГК
РФ. Отсутствует также требование о составлении
единого документа, подписываемого клиентом
и экспедитором.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
нормативно-правовые
акты