Договор транспортной экспедиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется тема «Договор транспортной экспедиции», актуальность темы заключается в следующем, изучить договор транспортной экспедиции как гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг. Существуют спорные вопросы гражданско-правового регулирования транспортной экспедиции, вызванные сложной правовой природой договора, отсутствием определенности в понимании его предмета и субъектного состава.
Объект данного исследования является договор транспортной экспедиции.

Предмет исследования является гражданско-правовая характеристика договора транспортной экспедиции.

Целью исследования является комплексный анализ договора транспортной экспедиции и выявление его основных положений.

Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

- раскрыть понятие, сущность договора транспортной экспедиции;

- выявить функции и область действия договора транспортной экспедиции;

- изучить договор транспортной экспедиции, содержание, порядок заключения;

- отразить его соотношение с другими договорами в гражданском праве, рассмотрев их единство и различие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

1.1 Понятие и признаки договора транспортной экспедиции……………..…..7

1.2 Предмет договора транспортной экспедиции………………………….….17

1.3 Права и обязанности договора транспортной экспедиции………….…….21

1.4 Ответственность по договору транспортной экспедиции…………….….24

2. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ, ЕГО ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ ДОГОВОРОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1. Отграничение от смежных гражданско-правовых договоров …………...27

2.2. Пути совершенствования законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности………………………………………………… 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....41

Работа содержит 1 файл

Договор транспортной экспедиции.doc

— 183.00 Кб (Скачать)
align="justify">     К сожалению, до настоящего времени названный  закон о транспортно-экспедиционной деятельности не принят. Правда, в 1999 г. в недрах правительственных учреждений и ведомств был подготовлен проект указанного закона. Однако, как показало внимательное ознакомление с его текстом, данный законопроект не выдерживал никакой критики и не в коей мере не обеспечивал устранение недостатков и многочисленных пробелов, имеющих место в правовом регулировании правоотношений транспортной экспедиции.

     Более того, указанный законопроект включал  в себя целый ряд положений, заведомо противоречащих ГК РФ. Начнем с того, что соответствующий проект закона носил название «О транспортно-экспедиторской деятельности», а соответствующий договор именовался в нем не иначе как «договор транспортного экспедирования».

     В законопроекте содержались многочисленные нормы, направленные на ограничение  ответственности экспедиторов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих  договорных обязательств. Речь шла как о принципиальной возможности введения таких ограничений ответственности для экспедиторов, так и о конкретных положениях, ограничивающих ответственность экспедиторов за нарушение отдельных условий договора. Например, проект включал в себя положение о том, что клиент вправе требовать от экспедитора возмещения убытков, если законом или договором транспортного экспедирования не предусмотрено иное, что противоречило ст. 803 части второй ГК РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, предусмотренным главой 25 ГК РФ. Исключение из этого правила составляет лишь случай, когда экспедитором будет доказано, что допущенное им нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки. Возможность ограничить право клиента на возмещение убытков в иных случаях, установленных законом или договором, ГК РФ не предусмотрена.

     Одна  из статей законопроекта определяла основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. В ней воспроизводились нормы, содержащиеся в транспортных уставах и кодексах об ограниченной ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза. В частности, данной статьей предусматривалось, что экспедитор несет ответственность в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи получателю, указанному в договоре транспортного экспедирования, или уполномоченному им лицу, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять, в следующих размерах: 28

     1) за утрату или недостачу груза,  принятого в ведение экспедитора с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

     2) за утрату или недостачу груза,  принятого в ведение экспедитора  без объявления ценности, - в размере действительной стоимости груза или недостающей его части;

     3) за повреждение (порчу) груза,  принятого в ведение экспедитора  с объявлением ценности, - в размере,  на который понизилась объявленная  ценность, а при невозможности  восстановления поврежденного груза - в размере объявленной ценности;

     4) за повреждение (порчу) груза,  принятого в ведение экспедитора  без объявления ценности - в размере,  на который понизилась стоимость  груза, а при невозможности  восстановления поврежденного груза  - в размере действительной стоимости груза.

     Для применения такой ответственности (ограниченной как по основаниям, так  и по размеру) экспедитору уже  не пришлось бы доказывать, что допущенное им нарушение обязательства, вытекающего  из договора транспортной экспедиции, вызвано ненадлежащим исполнением перевозчиками договоров перевозки, как это предусмотрено ст. 803 ГК РФ.

     По  непонятным причинам в проект были включены нормы, устанавливающие законную неустойку, подлежащую взысканию как  с экспедитора, так и с клиента  в случае нарушения ими установленного срока выполнения договора. В имущественном обороте использование законных неустоек допустимо лишь в целях защиты публичных (общественных) интересов либо слабой стороны в договорных отношениях. Тем более не было никакой необходимости вводить в форме взыскания законной неустойки ответственность клиента за просрочку уплаты вознаграждения, причитающегося экспедитору, поскольку в данном случае со стороны клиента имеет место просрочка в исполнении денежного обязательства, что влечет применение к последнему ответственности, предусмотренной ст. 395 ГК РФ (проценты годовые в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации).

     По  аналогии с транспортным законодательством  в рассматриваемом законопроекте  была предпринята попытка ввести обязательный претензионный порядок урегулирования споров, возникающих между клиентом и экспедитором в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последним обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Одна из статей проекта устанавливала, что до предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортного экспедирования, обязательно предъявление ему претензии.

       Право на предъявление экспедитору  претензии и иска получали  клиент или уполномоченное им  лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортного экспедирования, а также страховщик, приобретший это право в порядке суброгации. Как предусматривалось проектом, претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих факт нарушенного права, включая документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение пяти месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Экспедитор обязан рассмотреть претензию в течение 20 дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии. 29

       Со дня предъявления экспедитору претензии срок исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения срока, установленного для ответа. 30

     Законопроект, включал в себя также положение  о том, что право на предъявление иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, возникает со дня получения ответа об отказе в удовлетворении претензии или со следующего после истечения срока дня, установленного для дачи ответа. Данное положение противоречило ст. 200 ГК РФ и, более того, не корреспондировало нормам транспортного законодательства о начальном моменте исчисления срока исковой давности по требованиям, предъявляемым к перевозчику (п. 3 ст. 797 ГК РФ; ст. 141 ТУЖД), которыми установлено, что право на иск возникает с момента наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

     Внося путаницу в понятие договора транспортной экспедиции и терминологию, используемую в правовом регулировании соответствующих  правоотношений, нагромождая нормы  о законных неустойках на нормы, дублирующие  главу 41 ГК РФ, устанавливая необоснованные ограничения ответственности экспедиторов и навязывая клиентам обязательный претензионный порядок урегулирования споров, законопроект не решал ни одного вопроса, касающегося условий выполнения договора транспортной экспедиции, как это предусмотрено п. 3 ст. 801 ГК РФ.

                Ошибка разработчиков анализируемого  законопроекта (одна из многих, основная) состояла в неверном  представлении о его концепции.  Проект закона о транспортно-экспедиционной  деятельности призван урегулировать условия выполнения обязательств по транспортной экспедиции с учетом различных вариантов взаимоотношений, складывающихся между экспедиторами и клиентами, и соответствующих им различных договорных моделей транспортной экспедиции.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В курсовой работе исследуется тема «Договор транспортной экспедиции», актуальность темы заключается в следующем, изучить договор транспортной экспедиции как гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг. В настоящее время в российской правовой системе наблюдается процесс становления и развития отечественного законодательства о транспортной экспедиции и практики его применения.

       Законодательное закрепление договора  транспортной экспедиции в качестве  самостоятельного вида договора  осуществлено в части второй  главы 41 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). Нормы этой главы содержатся всего в шести статьях (ст. 801-806) и направлены на установление лишь общих положений о транспортно-экспедиционных отношениях. Поэтому в соответствии с п. 3 ст. 801 части второй ГК РФ принят специальный Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», который более подробно определил порядок оказания экспедиционных услуг. В нем сформулированы права и обязанности экспедитора и клиента, основания и размер ответственности каждого из них, а также порядок и сроки предъявления претензий и исков.

      Под договором транспортной экспедиции понимается такой договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется  за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

     Содержание  конкретного договора транспортной экспедиции представляет собой совокупность всех его условий. Однако, учитывая, что, как правило, условия договора определяют права и обязанности сторон, обычно и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.

     Порядок заключения этого договора должен определяться исходя из общих положений о заключении гражданско-правовых договоров (глава 28 ГК). Согласно ст. 432 ГК договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной и считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Как известно, к существенным условиям всякого договора относятся условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Кроме того, как уже отмечалось, договор транспортной экспедиции должен быть заключен в простой письменной форме.

     Перечислим  проблемы договора транспортной экспедиции. Так, в законодательстве не проводится различие между экспедиционными  и экспедиторскими услугами.

     Перечень  экспедиционных услуг, составляющих предмет рассматриваемого договора, носит открытый характер. Законодательство лишь в общем виде определяет, что договором транспортной экспедиции могут быть установлены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ).

     Судебная  практика отражает отсутствие теоретического единства по вопросу о том, кто вправе выступить клиентом в договоре транспортной экспедиции.

     Ни  в главе 41 части второй ГК РФ, ни в  Федеральном Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» нет указания на недействительность экспедиционных договоров, заключенных с нарушением правила о письменной форме, в силу чего ее несоблюдение влечет общие последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Отсутствует также требование о составлении единого документа, подписываемого клиентом и экспедитором.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. нормативно-правовые  акты 

     
  1.  Конституция Российской Федерации (принята  всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года). [Текст]// Российская газета,  1993.  № 237. 25 декабря; 2009. №7. 21 января.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. в ред. от 27.12.2009г., № 51-ФЗ(принят ГД ФС РФ 21.10.1994г. с изм. от 08.06.2010г., изм. внесены Федеральным законом от 27.12.2009г. № 352-ФЗ) [Текст]// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.; Российская газета, 1994. № 238-239. 8декабря,2009.29 декабря.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. в ред. от 17.07.2009г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995г., изм. внесены Федеральным законом от 17.07.2009г. № 145-ФЗ) [Текст]// Собрание законодательства РФ, 29.01.1996. № 5. Ст. 410; Российская газета,1996. № 23–25,27. 6–8,10 февраля,2009. 20 июля.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001г. в ред. от 30.06.2008г. № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001г., изм. внесены Федеральным законом от 30.06.2008г. № 105-ФЗ)[Текст]// Собрание законодательства РФ, 03.12.2001. № 49. Ст. 4552.; Российская газета, 2001.№ 233. 28 декабря,2008.3 июля.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006г. в ред. от 24.02.2010г. № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006г., изм. внесены Федеральным законом от 24.02.2010г. № 17-ФЗ) [Текст]// Собрание законодательства РФ, 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.; Российская газета,2006. № 289.22 декабря,2010. 26 февраля.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции