Договор транспортной экспедиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется тема «Договор транспортной экспедиции», актуальность темы заключается в следующем, изучить договор транспортной экспедиции как гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг. Существуют спорные вопросы гражданско-правового регулирования транспортной экспедиции, вызванные сложной правовой природой договора, отсутствием определенности в понимании его предмета и субъектного состава.
Объект данного исследования является договор транспортной экспедиции.

Предмет исследования является гражданско-правовая характеристика договора транспортной экспедиции.

Целью исследования является комплексный анализ договора транспортной экспедиции и выявление его основных положений.

Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

- раскрыть понятие, сущность договора транспортной экспедиции;

- выявить функции и область действия договора транспортной экспедиции;

- изучить договор транспортной экспедиции, содержание, порядок заключения;

- отразить его соотношение с другими договорами в гражданском праве, рассмотрев их единство и различие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

1.1 Понятие и признаки договора транспортной экспедиции……………..…..7

1.2 Предмет договора транспортной экспедиции………………………….….17

1.3 Права и обязанности договора транспортной экспедиции………….…….21

1.4 Ответственность по договору транспортной экспедиции…………….….24

2. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ, ЕГО ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ ДОГОВОРОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1. Отграничение от смежных гражданско-правовых договоров …………...27

2.2. Пути совершенствования законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности………………………………………………… 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....41

Работа содержит 1 файл

Договор транспортной экспедиции.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

     В равной мере сохраняется консенсуальный характер договора транспортной экспедиции и в том случае, когда экспедитор выполняет экспедиционные услуги «с вверенным ему грузом». Ведь в этом случае само получение груза экспедитором от клиента представляет собой исполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, которые возникли с момента подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом. Не изменяет консенсуальный характер договора транспортной экспедиции и участие в нем в качестве экспедитора перевозчика груза. 6

       Возложение на перевозчика обязанностей  по транспортно-экспедиционному  обслуживанию возможно лишь при  наличии предварительного соглашения между ним и грузоотправителем (грузополучателем). Только в этом случае обеспечивается принятие перевозчиком груза к перевозке на условиях ранее заключенного соглашения о транспортно-экспедиционном обслуживании клиента.

     То  обстоятельство, что договор транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным и возмездным договором, вытекает из самого определения понятия этого договора, а именно из того факта, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг за вознаграждение и за счет другой стороны. Помимо обязанности оплаты экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, обязательство на стороне клиента включает в себя также обязанность по предоставлению экспедитору документов и иной необходимой информации, в частности о свойствах груза и об условиях его перевозки. Причем исполнение экспедитором своего обязательства носит по отношению к исполнению клиентом обязанности представления документов и иной информации встречный характер (ст. 338 ГК РФ): в случае не предоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязательств по экспедированию грузов.

     Договор транспортной экспедиции относится  к категории гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг. 7

     Определяя место договора транспортной экспедиции среди иных договоров о возмездном оказании услуг, многие авторы обращают внимание на комплексный характер обязательств, вытекающих из этого договора, и  обнаруживают в них элементы иных видов обязательств по возмездному оказанию услуг: перевозки, хранения, поручения, комиссии и т.д., – которые, безусловно, в той или иной мере присутствуют в договоре транспортной экспедиции. Но не следует забывать, что речь идет о самостоятельном гражданско-правовом договоре, а стало быть, и об особом типе обязательств, отличающемся от иных гражданско-правовых обязательств, в том числе и от тех, элементы которых можно выявить в договоре транспортной экспедиции.

     Принципиальное  значение для определения места  договора транспортной экспедиции среди иных гражданско-правовых договоров, направленных на возмездное оказание услуг, имеет выделение признаков указанного договора, которые в своей совокупности позволяют отграничить транспортную экспедицию от других сходных правоотношений. 8

     Основным  признаком договора транспортной экспедиции, выделяющим его из числа всех остальных  договоров, относящихся к категории  договоров о возмездном оказании услуг, является особенность предмета данного договора, которая заключается  в том, что все услуги, оказываемые клиенту экспедитором, подчинены единой цели – обеспечению перевозки груза. Для других договоров этой категории (об оказании услуг), как поименованных, так и не поименованных в ГК РФ, характерны либо иная специальная цель, либо отсутствие специальной цели.

     Неразрывная связь экспедиционных услуг с  перевозкой грузов, направленность договора транспортной экспедиции исключительно  на организацию или обеспечение  процесса перевозки грузов позволяют  также отличать услуги, оказываемые  клиенту экспедитором, от некоторых иных операций и услуг, оказываемых грузоотправителям, грузополучателям и транспортным организациям со стороны иных организаций, обслуживающих участников транспортного процесса.

     Другим  важным признаком договора транспортной экспедиции, позволяющим отграничивать указанный договор, в частности, от договоров поручения и комиссии, является наличие в обязательствах экспедитора обязанности совершать как юридические, так и фактические действия, направленные на обеспечение перевозки грузов.

     Дискуссия о таком признаке договора транспортной экспедиции, как наличие в обязательстве  экспедитора сочетания юридических  и фактических действий, которая  имела место в советский период, во многом объяснялась отсутствием  в законодательстве легального определения договора транспортной экспедиции, который в то время находил выражение лишь в так называемых обязательствах по транспортно-экспедиционному обслуживанию, которые обычно присоединялись к обязательствам перевозчика по перевозке груза. 9

     Действующий сегодня Гражданский кодекс Российской Федерации такое легальное определение договора транспортной экспедиции предусматривает (п. 1 ст. 801 часть вторая), а содержащаяся в нем формулировка обязательства экспедитора – «выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза», - свидетельствует о том, что речь идет о любых услугах, в том числе и о тех, которые могут быть выражены как в юридических, так и в фактических действиях. Данный признак, бесспорно, позволяет отличать договор транспортной экспедиции от договоров поручения и комиссии, по которым соответственно поверенный и комиссионер обязуются совершать лишь юридические действия (сделки). 10

     Однако  следует заметить, что выделение  данного признака договора транспортной экспедиции носит целевой характер (для отграничения данного договора от смежных договоров поручения и комиссии) и не может использоваться при анализе обязательств экспедитора в качестве критерия дифференциации услуг, оказываемых клиенту.

     Все экспедиционные обязательства подразделяются на обязательства по оказанию услуг юридического характера и обязательства по оказанию фактических услуг. Обязательствами по оказанию юридических услуг являются: заключение экспедитором от своего имени договора перевозки грузов; производство расчетов с перевозчиком за оказанные им услуги по перемещению грузов; оформление соглашений о страховании грузов и т.п. Обязательствами по оказанию фактических услуг являются: проверка состояния груза, предназначенного к перевозке; производство погрузочно-разгрузочных работ; информирование грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе и т.п.

     Еще одна отличительная черта договора транспортной экспедиции кроется в  особенностях его правового регулирования. Эти особенности состоят в том, что, во-первых, в ГК РФ отсутствует закрытый перечень услуг, признаваемых обязательными для договора транспортной экспедиции; во-вторых, Кодекс допускает возможность принятия специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности, положения которого в части определения условий выполнения договора транспортной экспедиции объявляются приоритетными по сравнению с соглашением сторон. 11

       Аналогичной привилегией преимущественного  (по отношению к условиям договора) применения наделяются также  нормы иных федеральных законов и правовых актов, относящихся к транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 часть вторая ГК РФ).

     Первая  особенность выражается в том, что  законодатель, определяя понятие  договора транспортной экспедиции, не указывает конкретные виды услуг, в отношении которых сформулирована обязанность экспедитора по их выполнению или организации выполнения. Единственное императивное требование, предъявляемое к этим услугам, состоит в том, что они должны быть связаны с перевозкой груза. 12

     Что касается обязанностей экспедитора (организовать перевозку груза, заключить от имени клиента или от своего имени договоры перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза), а также дополнительных экспедиционных услуг (получение документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка и т.п.), которые перечислены в пункте 1 статьи 801 части второй ГК РФ, то в отношении них законодатель говорит о том, что они «могут быть» предусмотрены договором транспортной экспедиции.

     Это обстоятельство свидетельствует о  чрезвычайно широкой сфере применения договора транспортной экспедиции и  позволяет квалифицировать в  качестве такового всякое соглашение, заключаемое грузоотправителем  или грузополучателем с организацией, которая может быть признана экспедитором, и предусматривающее выполнение для грузоотправителя или грузополучателя любых операций и услуг, связанных с перевозкой груза. Именно такой подход обнаружил себя в судебно-арбитражной практике.

     Вторая  особенность правового регулирования договора транспортной экспедиции, как отмечалось ранее, состоит в том, что правовые нормы об этом договоре, содержащиеся в главе 41 части второй ГК РФ, далеко не исчерпывают законодательное регулирование договора транспортной экспедиции, напротив, в самом Кодексе (п. 3 ст. 801 часть вторая) имеется прямая ссылка на закон, которым должны быть определены условия выполнения договора транспортной экспедиции, а именно – закон о транспортно-экспедиционной деятельности. Причем правила, которые будут предусмотрены этим законом, а также другими федеральными законами и иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ), в иерархии правового регулирования условий договора транспортной экспедиции ставятся выше, нежели условия договора, выработанные по соглашению сторон. 13

     Данное  обстоятельство является свидетельством незавершенности правового регулирования  договора транспортной экспедиции и, кстати сказать, доказательством того, что  указанный договор никак не может  быть квалифицирован в качестве «перевозочного» вида других известных гражданско-правовых договоров: поручения, комиссии, агентского договора, как это имеет место в современной юридической литературе.

     Именно  применительно к договору транспортной экспедиции обнаруживается уникальность отмеченного подхода законодателя к регулированию соответствующих правоотношений. Такие нормы, которые отсылали бы к специальному закону и заранее отдавали бы ему приоритет перед соглашением сторон, невозможно обнаружить ни в отдельных главах ГК РФ, посвященных поименованным договорам, относящимся к категории гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг, ни в его главе 39, посвященной общей модели договора возмездного оказания услуг.

     В современной юридической литературе иногда встречаются попытки в рамках анализа признаков договора транспортной экспедиции обосновать квалификацию этого договора в качестве публичного договора (видимо, по аналогии с договором перевозки груза транспортом общего пользования). Например, Г.П. Савичев однозначно утверждает: «Договор транспортной экспедиции является публичным договором, поскольку речь идет об экспедиционных услугах, оказываемых профессиональными коммерческими экспедиционными конторами, агентствами, другими предпринимательскими структурами, которые по характеру своей деятельности обязаны соответствовать требованиям ст. 426 ГК». 14

     В связи с этим следует заметить, что профессионализм исполнителя, осуществляющего предпринимательскую  деятельность, отнюдь не является критерием  отнесения того или иного договора к числу публичных договоров. Иначе все договоры о возмездном оказании услуг коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями придется считать публичными договорами. По этому поводу М.И. Брагинский правомерно указывает: «Режим публичных договоров является исключением из того общего, который опирается на принцип «свободы договоров». Указанное исключение представляет собой один из случаев действия публичного начала в гражданском праве. Режим «публичных договоров» прямо противоположен режиму «свободы договоров», наиболее полно выражающему частноправовые начала, составляющие основу гражданского права». 15

     Применительно к договору транспортной экспедиции практически невозможно обнаружить ни одного признака, позволяющего отнести его к категории публичных договоров, ни в целях (направленности) данного договора, ни в характере деятельности экспедиторских организаций. Напротив, многообразие вариантов выполняемых экспедиторами операций и услуг, которые могут быть предусмотрены конкретным договором транспортной экспедиции, исключает возможность применения механизма заключения публичного договора, обязательным требованием которого, как известно, является одинаковость основных условий договора для всех потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Кроме того, не следует забывать, что экспедитор выполняет роль посредника между перевозчиком груза и грузоотправителями, грузополучателями, которые всегда могут отказаться от соответствующих посреднических услуг. Данное обстоятельство также свидетельствует о невозможности применения к договору транспортной экспедиции конструкции публичного договора. 
 

      1.2 Предмет договора  транспортной экспедиции 

      В современной юридической литературе складывается представление о предмете договора транспортной экспедиции как о совокупности оказываемых экспедитором услуг, связанных с перевозкой груза. Например, В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев пишут: «Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные». 16

Информация о работе Договор транспортной экспедиции