Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:39, курсовая работа
В курсовой работе исследуется тема «Договор транспортной экспедиции», актуальность темы заключается в следующем, изучить договор транспортной экспедиции как гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг. Существуют спорные вопросы гражданско-правового регулирования транспортной экспедиции, вызванные сложной правовой природой договора, отсутствием определенности в понимании его предмета и субъектного состава.
Объект данного исследования является договор транспортной экспедиции.
Предмет исследования является гражданско-правовая характеристика договора транспортной экспедиции.
Целью исследования является комплексный анализ договора транспортной экспедиции и выявление его основных положений.
Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность договора транспортной экспедиции;
- выявить функции и область действия договора транспортной экспедиции;
- изучить договор транспортной экспедиции, содержание, порядок заключения;
- отразить его соотношение с другими договорами в гражданском праве, рассмотрев их единство и различие.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
1.1 Понятие и признаки договора транспортной экспедиции……………..…..7
1.2 Предмет договора транспортной экспедиции………………………….….17
1.3 Права и обязанности договора транспортной экспедиции………….…….21
1.4 Ответственность по договору транспортной экспедиции…………….….24
2. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ, ЕГО ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ ДОГОВОРОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1. Отграничение от смежных гражданско-правовых договоров …………...27
2.2. Пути совершенствования законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....41
Отсутствие в главе 41 ГК РФ каких-либо специальных правил об ответственности клиента за неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязанностей по договору транспортной экспедиции (возмещение экспедитору понесенных им расходов и уплата ему суммы вознаграждения) свидетельствует о том, что такие нарушения обязательств влекут для клиента ответственность, применяемую на основе общих положений об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств. В данном случае клиент выступает в роли обычного должника по просроченному денежному обязательству. Поэтому экспедитор вправе потребовать от клиента уплаты просроченного денежного долга (в размере понесенных им расходов и причитающегося экспедитору вознаграждения) с начислением процентов годовых за пользование чужими денежными средствами в порядке и размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, а в части, не покрытой процентами, также возмещения убытков, вызванных просрочкой уплаты денежного долга.
Договор
транспортной экспедиции не относится
к так называемым представительским
сделкам (поручение, комиссия, агентирование),
а значение экспедитора не сводится
к роли посредника между клиентом и
перевозчиком. То обстоятельство, что
нарушение одной из сторон условий договора
может повлечь для другой стороны ответственность
перед ее контрагентом по иному договору,
не может служить специфическим признаком
ответственности сторон по договору транспортной
экспедиции, а скорее является общей закономерностью
для всего имущественного оборота. И уж,
конечно, данное обстоятельство никак
не может свидетельствовать о регрессном
характере такой ответственности. Как
известно, регрессные требования возникают
лишь в случаях, предусмотренных законом,
что не имеет места применительно к обязательствам,
вытекающим из договора транспортной
экспедиции
2.
ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ, ЕГО ОТГРАНИЧЕНИЕ
ОТ СМЕЖНЫХ ДОГОВОР
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1.
Отграничение от
смежных гражданско-правовых
договоров
В юридической литературе высказываются разные позиции по поводу соотношения договора транспортной экспедиции с некоторыми иными договорами, относящимися к договорам о возмездном оказании услуг: поручения, комиссии, агентирования, хранения, перевозки. При этом диапазон разброса мнений чрезмерно широк: от отрицания самостоятельного характера договора транспортной экспедиции и сведения его к «перевозочному» виду иных известных договоров в зависимости от того, от своего имени или от имени клиента действует экспедитор, а также от того, какой характер носят эти действия, до признания самостоятельного характера экспедиционного обязательства, образуемого целиком из элементов, относящихся к иным типам договорных обязательств.
Цель договора поручения и сама юридическая услуга, оказываемая поверенным доверителю, состоят в представительстве последнего при совершении сделок и иных юридических действий от имени доверителя. Для договора транспортной экспедиции, предусматривающего заключение экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента и на основе его доверенности (а говорить о каком-либо соотношении анализируемых договоров можно только применительно к таким ситуациям), совершение экспедитором соответствующих сделок является лишь средством достижения цели транспортной экспедиции, каковой следует признать обеспечение перевозки груза или отдельных стадий перевозочного процесса. Услуги экспедитора, оказываемые по договору транспортной экспедиции, не сводятся к заключению сделок от имени клиента, а имеют реальное наполнение в виде обслуживания отдельных стадий перевозочного процесса либо принятия экспедитором общего обязательства по организации доставки груза в пункт назначения.
Другое отличие договора поручения состоит в том, что, как подчеркивает Е.А. Суханов, «предмет договора поручения может конкретизироваться указаниями доверителя, касающимися, например, способов или порядка совершения соответствующих юридических действий, определения круга возможных контрагентов по сделкам, заключаемым поверенным, и т.п.».22 Предмет обязательства экспедитора по договору транспортной экспедиции выражается в действиях экспедитора по выполнению или организации выполнения тех связанных с перевозкой груза операций и услуг, которые предусмотрены договором. Указанные операции и услуги должны выполняться в соответствии с условиями договора, а не на основе изменяющихся указаний клиента, которые применительно к договору транспортной экспедиции должны рассматриваться в качестве одностороннего изменения условий обязательства, что по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК РФ).
Еще одно принципиальное отличие договора поручения от договора транспортной экспедиции (впрочем, так же, как и от любого иного гражданско-правового договора) заключается в лично-доверительном (фидуциарном) характере отношений, складывающихся между сторонами договора поручения.
Договор транспортной экспедиции, несмотря на то, что он может включать в себя условие о заключении экспедитором договоров перевозки от имени клиента и на основе его доверенности, весьма далек от фидуциарных сделок, а его исполнение осуществляется по общим правилам об исполнении обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В отношениях транспортной экспедиции нет запрета для экспедитора возложить исполнение своих обязательств на третьих лиц, напротив, действует презумпция о праве экспедитора привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (ст. 805 ГК РФ). Кроме того, договор транспортной экспедиции может предусматривать обязательство экспедитора в виде организации выполнения предусмотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза. При этих условиях непосредственное выполнение указанных услуг осуществляется не экспедитором, а третьими лицами.
У договора комиссии можно обнаружить гораздо больше общего с договором транспортной экспедиции, нежели с договором поручения. Прежде всего, договор комиссии, так же как и договор транспортной экспедиции, представляет собой предпринимательскую сделку (во всяком случае, для комиссионера, являющегося, как правило, профессиональным участником имущественного оборота).
Как правильно замечает М.И.
Брагинский, «договор комиссии
Кстати, и последнее свойство договора комиссии, отмеченное М.И. Брагинским (отсутствие необходимости наделения комиссионера полномочиями от комитента), также в большинстве случаев характерно и для договора транспортной экспедиции.
Общим для договоров комиссии и транспортной экспедиции, помимо того, что как комиссионер, так и экспедитор действуют в имущественном обороте от своего имени, является то обстоятельство, что по заключаемым ими сделкам при исполнении обязательств, вытекающих из договоров комиссии и транспортной экспедиции, права и обязанности приобретают комиссионер и экспедитор (для последнего исключение составляют лишь случаи, когда договором транспортной экспедиции предусмотрено заключение договоров перевозки груза от имени клиента и на основе его доверенности).
Как договор комиссии, так и договор транспортной экспедиции являются возмездными договорами: общей обязанностью комитента и клиента признается оплата услуг, оказываемых соответственно комиссионером и экспедитором, в виде специального вознаграждения.
Основное разграничение между договорами комиссии и транспортной экспедиции следует проводить по цели и предмету указанных договоров. По договору комиссии предмет договора составляют сами действия комиссионера по заключению сделок с третьими лицами, а его цель сводится к обеспечению косвенного представительства комитента в этих сделках. Предметом договора транспортной экспедиции (в части обязательств на стороне экспедитора) являются выполнение или организация выполнения экспедитором разнообразных операций и услуг, связанных с перевозкой груза, а его целью – обеспечение (обслуживание) процесса перевозки груза.
О серьезных отличиях от договора транспортной экспедиции могут свидетельствовать некоторые правила об агентском договоре, в которых с наибольшей очевидностью выражен его представительский характер. В частности, так же как в правоотношениях поручения и комиссии, в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты о выполнении поручений последнего (ст. 1007 ГК РФ).
Однако наиболее примечательными с этой точки зрения представляются положения о возможных ограничениях прав принципала и агента, которые могут быть предусмотрены агентским договором. Согласно статье 1007 ГК РФ агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора. 24 Аналогичное обязательство может быть предусмотрено агентским договором и в отношении агента, который в этом случае также лишается права на заключение иных агентских договоров с другими принципалами, которые подлежат исполнению на соответствующей территории (пункты 1 и 2 ст. 1007 ГК РФ). Применительно к договору транспортной экспедиции введение подобного рода ограничений в отношении экспедитора или клиента представляется невозможным. 25
Предмет агентского договора, включающий в себя как юридические, так и иные действия агента, заключающего сделки и совершающего другие действия (в том числе, фактические) как от имени принципала, так и от своего имени, оказывается предельно широким и при определенных условиях может содержать в качестве составного элемента и транспортно-экспедиционные обязательства. Свидетельством тому может служить модель агентского договора, используемая на морском транспорте (глава XIII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; далее – КТМ РФ).
Согласно статье 232 КТМ РФ по
договору морского
Договор хранения, так же как и договор
транспортной экспедиции, относится к
договору возмездного оказания услуг,
что само по себе оправдывает рассмотрение
вопроса о соотношении указанных договоров.
Еще одним серьезным мотивом для рассмотрения
этого вопроса может служить то обстоятельство,
что среди услуг, оказываемых клиенту
экспедитором по договору транспортной
экспедиции, в законодательстве указана
и такая услуга, как хранение груза (п.
1 ст. 801 ГК РФ).
2.2.
Пути совершенствования
законодательства
о транспортно-экспедиционной
деятельности
Немногочисленные нормы о транспортной экспедиции, содержащиеся в главе 41 части второй ГК РФ, представляют собой некоторые общие положения, правила, «вынесенные за скобки», которые призваны обеспечить общее, единое регулирование различных договорных моделей транспортной экспедиции. Указанные правоотношения, конечно же, нуждаются в детальном регулировании. Это понимал и законодатель, принимая Гражданский кодекс Российской Федерации, о чем свидетельствует положение, содержащееся в п. 3 ст. 801 части второй ГК РФ, согласно которому условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. 27