Договор транспортной экспедиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется тема «Договор транспортной экспедиции», актуальность темы заключается в следующем, изучить договор транспортной экспедиции как гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг. Существуют спорные вопросы гражданско-правового регулирования транспортной экспедиции, вызванные сложной правовой природой договора, отсутствием определенности в понимании его предмета и субъектного состава.
Объект данного исследования является договор транспортной экспедиции.

Предмет исследования является гражданско-правовая характеристика договора транспортной экспедиции.

Целью исследования является комплексный анализ договора транспортной экспедиции и выявление его основных положений.

Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

- раскрыть понятие, сущность договора транспортной экспедиции;

- выявить функции и область действия договора транспортной экспедиции;

- изучить договор транспортной экспедиции, содержание, порядок заключения;

- отразить его соотношение с другими договорами в гражданском праве, рассмотрев их единство и различие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

1.1 Понятие и признаки договора транспортной экспедиции……………..…..7

1.2 Предмет договора транспортной экспедиции………………………….….17

1.3 Права и обязанности договора транспортной экспедиции………….…….21

1.4 Ответственность по договору транспортной экспедиции…………….….24

2. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ, ЕГО ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ ДОГОВОРОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1. Отграничение от смежных гражданско-правовых договоров …………...27

2.2. Пути совершенствования законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности………………………………………………… 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....41

Работа содержит 1 файл

Договор транспортной экспедиции.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

      Г.П. Савичев полагает, что предмет  договора транспортной экспедиции «обусловлен  теми функциями, которые выполняет  экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия: заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки; осуществлять отправку и получение груза; заниматься раскредитацией транспортных документов; производить оплату услуг перевозчика; принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента, а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п.». 17

      При этом Г.П. Савичев подчеркивает направленность всех услуг экспедитора независимо от их характера «на организацию  перевозочного процесса, призванную способствовать выполнению договора перевозки  груза». В связи с этим предмет  договора транспортной экспедиции определяется Г.П. Савичевым как «совокупность юридических действий и вспомогательных операций, направленных на организацию перевозки груза и способствующих надлежащему выполнению договора перевозки этого груза».

      Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Как правило, это определяется договором, заключенным между экспедитором и клиентом. При этом обращается внимание на то, что определенные требования к транспортно-экспедиционным услугам предъявляются также нормативными актами, которые должны соблюдаться сторонами договора транспортной экспедиции.

      Некоторым своеобразием отличалась позиция О.С. Иоффе, который полагал, что предмет договора транспортной экспедиции составляют два объекта: материальный и юридический. По этому поводу он писал следующее: «Материальным объектом договора экспедиции являются грузы, обрабатываемые экспедитором. Но они составляют и материальный объект договора перевозки. Поэтому специфика экспедиции воплощается не в ее материальном, а в юридическом объекте – тех операциях, которые относительно груза обязан совершить экспедитор». 18

        К числу таких операций О.С.  Иоффе относил подготовку груза  к перевозке, оформление перевозки, доставку груза, его погрузку и выгрузку, таможенные операции, информационную деятельность. При этом он подчеркивал, что «не все перечисленные операции должны обязательно составлять юридический объект каждого из экспедиционных договоров. Но любой договор включает хотя бы какую-то их часть, причем обязательно те, которые опосредствуют связь клиентуры с транспортом».

      Особое  место в системе экспедиционных договоров (с точки зрения предмета вытекающих из них обязательств) О.С. Иоффе отводил договорам транспортной экспедиции «с таким юридическим объектом, как организация перевозок грузов в контейнерах (контейнерные перевозки). На основе этих договоров, – подчеркивал О.С. Иоффе, – экспедитор предоставляет клиенту контейнеры и нередко принимает на себя обязанность доставить их с грузом со склада отправителя на склад получателя через посредство железнодорожного транспорта. В результате контейнерные перевозки зачастую и осуществляются в форме полного экспедиционного обслуживания». 19

      В позиции О.С. Иоффе относительно предмета договора транспортной экспедиции обнаруживается определенная системная непоследовательность. О.С. Иоффе выступал в свое время сторонником разграничения обязательств подряда и обязательств по оказанию услуг. Причем в качестве основной отличительной черты последних признавалось отсутствие овеществленного результата.

      Указанная непоследовательность взглядов О.С. Иоффе  отмечается М.И. Брагинским применительно  к разграничению обязательств подряда  и оказания услуг. Как пишет М.И. Брагинский, «несоответствие проявилось и при решении конкретного вопроса: к какому виду договоров следует отнести отношения, связанные с погрузочно-разгрузочными работами? Называя различные варианты подряда, О.С. Иоффе в качестве примера включил сюда и данные работы. И все же это не помешало ему одновременно обозначить в составе договоров на оказание услуг «экспедицию», которая, как отмечал сам же автор, имеет своим основным элементом «доставку, погрузку и выгрузку товаров», т.е. именно и только то, что автор считал необходимым признаком подряда».

      Рассуждая о предмете договора транспортной экспедиции, не следует забывать о его двустороннем и взаимном характере. Данное обстоятельство предопределяет необходимость включения  в предмет этого договора не только действий экспедитора по выполнению или организации выполнения соответствующих услуг, связанных с перевозкой груза, но и действия клиента по возмещению экспедитору понесенных им расходов (он ведь исполняет свои обязательства «за счет другой стороны»), а также по уплате экспедитору причитающегося ему вознаграждения.

      К сожалению, действующий ГК РФ (гл. 41) не выделяет отдельные виды договора транспортной экспедиции и не обеспечивает их дифференцированное регулирование. Эта задача могла бы быть решена специальным законом о транспортно-экспедиционной деятельности, к которому отсылает Кодекс, но такой закон до настоящего времени не принят.

        С точки зрения надлежащего  правового регулирования транспортно-экспедиционных  обязательств положения, содержащиеся  в главе 41 ГК РФ, могут рассматриваться лишь в качестве «вынесенных за скобки» общих правил, относящихся ко всем видам договора транспортной экспедиции, каждый из которых наряду с этим требует и детального специального регулирования. Таким образом, налицо пробел в законодательстве, который может быть заполнен инициативными условиями, включаемыми сторонами в конкретные договоры транспортной экспедиции. Задача же гражданско-правовой доктрины, как мы ее понимаем, в настоящее время состоит в том, чтобы попытаться выделить отдельные виды договора транспортной экспедиции и определить их квалифицирующие признаки, предмет и содержание. 

               
 
 
 
 

      1.3 Права и обязанности  договора транспортной  экспедиции 
 

     ГК  РФ говорит о некоторых определенных обязанностях экспедитора, которые «могут быть предусмотрены» договором транспортной экспедиции, и относит к их числу следующие обязанности экспедитора: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза; другие обязанности, связанные с перевозкой.

     В ст. 801 ГК РФ говорится также о  неких иных обязанностях экспедитора, исполнение которых также «может быть предусмотрено» договором транспортной экспедиции «в качестве дополнительных услуг», представляющих собой «необходимые для доставки груза операции», а именно: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверка количества и состояния груза; погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза; получение груза в пункте назначения; иные операции и услуги, предусмотренные договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

     Своеобразное правовое регулирование обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции (а может, неудачное употребление законодателем в отношении них понятия «дополнительные услуги») породило в современной юридической литературе представление о том, что все обязанности экспедитора следует делить на «основные» и «дополнительные».

     Дифференциация  конкретных обязанностей экспедитора, проведенная в п. 1 ст. 801 ГК РФ, с  выделением категории тех обязанностей, которые осуществляются «в качестве дополнительных услуг», может быть объяснена лишь тем обстоятельством, что последние представляют собой не юридические действия экспедитора, а фактические (производственные, технические) операции, призванные обслуживать различные стадии транспортного процесса с учетом специфики осуществляемой перевозки груза. Поэтому включение в договор транспортной экспедиции указанных обязанностей, выполнение которых осуществляется экспедитором «в качестве дополнительных услуг», не сопряжено с необходимостью определять в том же договоре, от чьего имени будет действовать экспедитор, выполняя данные обязанности: от своего или от имени клиента на основе доверенности последнего.

     Договор о транспортно-экспедиционном обеспечении  завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты предполагает выполнение экспедитором следующего круга обязанностей: принятие груза от клиента; погрузка его в автомобиль (если эта обязанность не возложена на клиента); доставка груза на станцию железной дороги, в порт (на пристань) или аэропорт; заключение договора перевозки с соответствующей транспортной организацией от своего имени или от имени клиента по его доверенности. 20

     Если  такой договор предусматривает  обязанность экспедитора организовать выполнение услуг по завозу груза  в место нахождения перевозчика, то к названным обязанностям экспедитора добавляется обязанность по заключению договора перевозки (от своего имени) с перевозчиком, который доставит груз на железнодорожную станцию, в порт (на пристань) или аэропорт.

     Исполнение  экспедитором своих обязанностей подчиняется общим правилам об исполнении гражданско-правовых обязательств (глава 22 ГК РФ). В главе 41 ГК РФ имеется лишь одно специальное положение, касающееся исполнения обязанностей экспедитором: если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ).

       Обязанности клиента по договору  транспортной экспедиции содержатся  в самом определении этого  договора (п. 1 ст. 801 ГК РФ), а также  в ст. 804 ГК РФ. Согласно этим  нормам во всех случаях и  применительно ко всякому договору транспортной экспедиции клиент несет три обязанности: 21

     1. Клиент обязан предоставить экспедитору  документы и другую информацию  о свойствах груза, об условиях  его перевозки, а также иную  информацию, необходимую для исполнения  экспедитором обязанностей, предусмотренных договором;

     2. Клиент обязан возместить экспедитору  расходы, понесенные им в связи  с выполнением предусмотренных  договором услуг;

     3. Клиент обязан уплатить экспедитору  вознаграждение за оказанные  услуги в размере и порядке,  предусмотренных договором.

     Обязательства клиента, вытекающие из договоров транспортной экспедиции, предусматривающих обязанность  экспедитора заключать договоры перевозки и совершать иные юридические  действия от имени клиента, включают в себя также в императивном порядке обязанность клиента по выдаче экспедитору доверенности, необходимой для совершения им соответствующих юридических действий.

     Кроме того, во всяком конкретном договоре транспортной экспедиции по усмотрению сторон могут  быть предусмотрены и иные обязанности, возлагаемые на клиента. 

                 
 

     1.4  Ответственность  по договору транспортной  экспедиции 

     Как уже отмечалось, вопросам ответственности  экспедитора по договору транспортной экспедиции в главе 41 ГК РФ посвящена  отдельная статья 803 ГК РФ, содержащая две нормы. Во-первых, данной статьей предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ («Ответственность за нарушение обязательств»).

     Во-вторых, указанная статья содержит специальное  правило: если экспедитор докажет, что  нарушение обязательства вызвано  ненадлежащим исполнением договоров  перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

     Таким образом, общие положения об основаниях и размере ответственности за нарушения гражданско-правовых обязательств распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

     Что же касается единственного исключения, когда ответственность экспедитора  подвергается специальному регулированию, то оно затрагивает лишь те ситуации, когда по условиям договора транспортной экспедиции на экспедитора возложена обязанность заключить договор (договоры) перевозки от своего имени, поскольку только в этом случае на перевозчика может быть возложена ответственность перед экспедитором. Если же договор перевозки заключается экспедитором от имени клиента и по его доверенности, то лицом, располагающим правом привлечения перевозчика к ответственности, будет являться не экспедитор, а клиент, который является стороной в договоре перевозки.

       Ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение (кроме рассмотренного исключения) возлагается на общих основаниях. Поскольку обязательство экспедитора по договору транспортной экспедиции связано с осуществлением им предпринимательской деятельности, указанная ответственность основывается на началах риска и наступает независимо от наличия вины экспедитора. Единственным обстоятельством, которое может служить основанием освобождения экспедитора от ответственности за нарушение своих обязательств (если оно будет доказано экспедитором), может служить невозможность их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). К этому следует добавить, что возложение исполнения обязательства на третье лицо также не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции (ст. 805 ГК РФ).

Информация о работе Договор транспортной экспедиции