Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- понятие и порядок заключения договора;
- права и обязанности сторон по договору;
- ответственность сторон по договору.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие договора перевозки и элементы договора перевозки…………………….6
1.1 Общая характеристика договора перевозки и его разновидности………………6
1.2 Элементы обязательства по перевозке грузов…………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………………………..............
Список использованных источников………………………………………….............
Список сокращений…………………………………………………………….............
Приложение А…………………………………………………………………………..
Однако введение морской накладной в практику международных перевозок требует решения некоторых правовых вопросов, в частности: каковы должны быть ее реквизиты, какими нормами будет определяться ответственность перевозчика за утрату, повреждение и задержку в доставке груза, каковы права и обязанности отправителя и получателя. Хотя некоторые перевозчики уже разработали соответствующие условия, без единообразного решения этих вопросов на международном уровне вряд ли можно ожидать широкого применения морских накладных в сделках международной купли-продажи и перевозках.
Ассамблея ММК, состоявшаяся сразу же после завершения Лиссабонской конференции в 1985 году, приняла решение о создании Международном подкомитета по морским накладным, который должен изучить все эти вопросы и внести предложения о возможных решениях. Это могут быть международная конвенция или, что более вероятно, единообразные правила, одобренные ММК, на основе которых и будут выдаваться морские накладные.
Заключение
Таким образом, по итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
ГК РФ позволяет квалифицировать договор перевозки груза как взаимный, возмездный и реальный. Последний признак отсутствует, однако, у такой разновидности договора перевозки груза, как чартер[29].
Специфические условия договора перевозки зависят от специального законодательства.
Основным актом в системе законодательства на железнодорожном транспорте является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который регулирует отношения, связанные с перевозкой грузов, ответственностью транспортной организации и клиентуры за нарушение транспортного законодательства. Но важно учесть, что в Уставе урегулированы не все вопросы, и его дополняет целый ряд нормативных актов.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации является основным актом, регулирующим отношения морского транспорта с клиентурой при перевозке грузов, как в каботаже, так и в международных сообщениях.
Основным законодательным актом, регулирующим перевозки грузов на автомобильном транспорте, является Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Необходимо отметить, что ГК РФ – это отраслевой кодифицированный акт, а Устав железнодорожного транспорта, Устав автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта, Кодекс торгового мореплавания – это кодификационные акты комплексного характера, содержащие не только гражданско- правовые нормы, но и нормы других отраслей права.
Предметом рассматриваемого договора является услуга по доставке (пространственному перемещению) перевозчиком вверенного ему груза в пункт назначения. В процессе оказания этой услуги перевозчик совершает ряд действий, внешне напоминающих предметы иных типов договоров - хранения, подряда, возмездного оказания услуг. Так, на перевозчика возлагаются обязанности по обеспечению сохранности груза, выдаче его получателю, иногда - в консенсуальном договоре перевозки - по выполнению погрузочно-разгрузочных работ. Однако все эти действия лишь способствуют достижению главной цели - доставки груза, не колеблют самостоятельного характера данного договора и не превращают его в договор смешанного типа.
На морском и внутреннем водном транспорте распространен также договор буксировки, имеющий своим предметом услугу по тяге или толканию иного плавучего средства. Данный договор не является разновидностью договора перевозки груза, а тяготеет, скорее, к возмездному оказанию услуг. Между тем субсидиарное применение правил о перевозке грузов к отношениям по буксировке на внутреннем водном транспорте предусмотрено законом[30], а на морском - возможно по аналогии закона.
Реальный договор перевозки груза не регулирует отношения сторон по подаче транспортных средств и по предъявлению груза к перевозке. Обязательственно-правовую форму указанные отношения принимают благодаря совершению сторонами будущего договора перевозки односторонних сделок, выражающихся в подаче отправителем заявки и принятии ее перевозчиком, либо заключению ими договора об организации перевозок[31]. Кроме того, законодательству и практике известна конструкция консенсуального договора перевозки, которым опосредуются как отношения по подаче транспортных средств и по предъявлению груза, так и сами перевозочные отношения.[32]
Стороны договора перевозки груза – это:
отправитель (грузоотправитель), физическое или юридическое лицо, которое выступает от своего имени либо от имени собственника груза;
перевозчик (лицо, обязательно имеющее соответствующую лицензию на перевозку грузов определенным видом транспорта);
получатель груза (грузополучатель)- физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.
Письменное оформление договора перевозки груза обеспечивается составлением специальных документов, предусмотренных транспортными уставами и кодексами. На всех видах транспорта, кроме морского, таким документом является накладная. Наряду с ней используется квитанция о приеме груза. Детальные требования к содержанию и оформлению накладных и иных транспортных документов обычно содержатся в подзаконных нормативных актах, например в Правилах заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Накладная, как правило, не остается у составившего ее отправителя, а передается перевозчику и сопровождает груз во время перевозки. Отправителю же выдается копия или один из экземпляров накладной, а также квитанция о приеме груза.
На морском транспорте более распространенным перевозочным документом, нежели накладная, является коносамент, который составляется и подписывается только перевозчиком и передается отправителю. В этом случае письменная форма договора перевозки груза выражается в двух документах - коносаменте и подписанном отправителем погрузочном ордере или его аналоге.
Консенсуальный договор перевозки груза на морском, воздушном и внутреннем водном транспорте оформляется единым документом - чартером.
В итоге, в соответствии с договором перевозки перевозчик обязан доставить переданный ему груз в пункт назначения в целости и сохранности и выдать его управомоченному на его получение лицу. Если груз перевозчиком был утрачен, испорчен либо поврежден, то он обязан возместить грузоотправителю или грузополучателю возникшие в результате этого убытки. За утрату или недостачу груза перевозчик выплачивает получателю стоимость утраченного или недостающего груза. Перевозчик обязан доставить груз в установленный срок.
Я считаю, что прежде, чем говорить о договоре перевозки, просто необходимо отрегулировать закон в той его части, которая касается именно наказания за неисполнение обязательств по договору. Договор перевозки грузов призван обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов, в связи с этим требуется его неукоснительное выполнение. Грузоотправитель и грузополучатель должны со всей ответственность подходить к выполнению обязательств по перевозке. А наш закон не должен создавать препятствий в этом, как это порой бывает (что и вынуждает людей его обходить), а наоборот, всячески помочь и обеспечить справедливое административное наказание (взыскание и т.п.) в тех случаях, когда это необходимо.
33
[1] М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.300-303.
[2] Гражданское право: т. 2, Учебник под ред.: проф. Суханов Е.А., М., 2000г.
[3] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 1998 г. N 6212/97//Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. N 1.
[4] Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки. Статья. Журнал «Хозяйство и право», № 1, 2001.
[5] М. А. Тарасов, Договор перевозки, Ростов-на-Дону, 2001., стр. 91—93.
[6] Гражданское право. Том 1. Учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001г.
[7]Витрянский В.В. Гражданский кодекс о договоре//Вестник ВАС РФ. 1995. N 10. С. 119
[8] Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. С. 362.
[9] Гражданское право. Избранные труды. / О.С. Иоффе - М.: «СТАТУТ», 2009г., 784стр.
[10] Гражданское право. Избранные труды. / О.С. Иоффе - М.: «СТАТУТ», 2009г., 784стр.
[11] Гражданское право. Избранные труды. / О.С. Иоффе - М.: «СТАТУТ», 2009г., 784стр.
[12] Гражданское право. Избранные труды. / О.С. Иоффе - М.: «СТАТУТ», 2009г., 784стр.
[13] Гражданское право. Избранные труды. / О.С. Иоффе - М.: «СТАТУТ», 2009г., 784стр.
[14] Согласно положениям ранее действовавшего УАТ РСФСР допускалось заключении перевозчиком договора на перевозку грузов, как с грузоотправителями, так и с грузополучателями или иными лицами. Например, согласно п.36 УАТ РСФСР при заключении договора на перевозку грузов с грузополучателем, а также при принятии от него разового заказа он пользовался правами, нес обязанности и ответственность, предусмотренные УАТ РСФСР для грузоотправителя. Годовой договор мог заключаться также автотранспортным предприятием или организацией со снабженческо-сбытовой или иной организацией, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем. В этом случае в соответствии с договором организации, не являвшейся грузоотправителями или грузополучателями, пользовались правами и несли обязанности и ответственность, предусмотренные УАТ РСФСР для грузоотправителей и грузополучателей. Но с вступлением в силу (начало действия документа – 13 мая 2008 г.) Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (УАТиГНЭТ) данные возможности утратили законные основания. Прим. - СЗ
[15] Железная дорога - основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав (ст. 2 Закона о федеральном железнодорожном транспорте).
[16] Это право закреплено в ст. 791 ГК. Поэтому не должно применяться разъяснение, данное Государственным арбитражем бывшего СССР, об обязательности отказа от вагонов или контейнеров, которые по своему техническому состоянию или в коммерческом отношении не обеспечат сохранность груза при перевозке (БНА СССР. 1983. N 9. С. 16).
Исправность вагонов и контейнеров не имеет однозначного толкования. Существует три понятия исправности вагонов и контейнеров: техническая, коммерческая, а также пригодность подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении. Технически исправные вагоны и контейнеры должны удовлетворять требованиям правил технической эксплуатации железных дорог. Под коммерческой исправностью понимается такое состояние вагонов и контейнеров, которое обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Пригодность подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении означает такую техническую и коммерческую исправность подвижного состава, от которой зависит обеспечение сохранности конкретного груза. Например, отсутствие постороннего запаха при перевозке продовольственных грузов.
[17] см.: Указания "О порядке переадресовки грузов" Министерства путей сообщения РФ от 2 июля 1997 г.//БНА РФ. 1997. N 17. С. 71-72
[18] Диспозитивная (восполнительная) норма - норма права, предоставляющая сторонам самостоятельность в определении их взаимных прав и обязанностей. При отсутствии договоренности между сторонами вступает в действие предписание, содержащееся в норме.
[19] Виндикационный иск - иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
[20] См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 317.
[21] см.: Гончаров Е.В. Правовой статус коносамента в российском и зарубежном законодательстве//Вестник МГУ. Сер. "Право". 1996. N 2. С. 76-79.
[22] Трамп (англ. tramp) - грузовой пароход для перевозки грузов по любым направлениям, в отличие от лайнера, который осуществляет перевозку лишь на определенных линиях. В торговом мореплавании их и называют линейными или чартерными коносаментами. Линейный коносамент, ввиду отсутствия чартера, регулирует взаимоотношения морского перевозчика не только с получателем, но и с отправителем груза.
[23] Практике торгового мореплавания известен и другой вид чартера - димайз-чартер: договор фрахтования судна, но без экипажа, что по своей правовой природе в определенной мере совпадает с другим гражданско-правовым договором - договором аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК)
[24] см.: Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. Понятие. Применение. Формирование. Применимое право. Типовые контракты. М., 1983. С. 15-17.
[25] см.: Зыкин И.С. Указ соч.; Ласк Г. Гражданское право США. Право торгового оборота. М., 1961. С. 561-562; Гражданское и торговое право капиталистических государств. М., 1966. С. 414.
[26] В переводе с английского «коносамент является распиской перевозчика или его агента, подтверждающей, что груз погружен на определенное судно или принят на склад для погрузки»
[27] В переводе с англ. «доказательством договора морской перевозки между грузоотправителем и перевозчиком»
[28] В пер. с англ.коносамент является "титульным" документом, ценной бумагой
[29] см. коммент. к ст.787 ГК
[30] см.: п.6 ст.88 КВВТ
[31] см.: ст.791, 798 ГК РФ
[32] см.: ст.787 ГК РФ