Договор перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- понятие и порядок заключения договора;
- права и обязанности сторон по договору;
- ответственность сторон по договору.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие договора перевозки и элементы договора перевозки…………………….6
1.1 Общая характеристика договора перевозки и его разновидности………………6
1.2 Элементы обязательства по перевозке грузов…………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………………………..............
Список использованных источников………………………………………….............
Список сокращений…………………………………………………………….............
Приложение А…………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 118.62 Кб (Скачать)


 

 

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Понятие договора перевозки и элементы договора перевозки…………………….6

1.1   Общая характеристика договора перевозки и его разновидности………………6

1.2   Элементы обязательства по перевозке грузов…………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………………

Глоссарий………………………………………………………………………..............

Список использованных источников………………………………………….............

Список сокращений…………………………………………………………….............

Приложение А…………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Круг общественных отношений необычайно широк.

Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, также вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом.

Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами. Например, при заключении ими договора займа, дарения или других не запрещенных законом договоров.

Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений, т.е. имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав. Всякое правоотношение возникает вследствие юридических фактов. В Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень юридических фактов - как оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Действие гражданского права распространяется также и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участия.

Так, нормами гражданского права регулируются отношения между организациями (юридическими лицами), возникающие в процессе реализации произведенной продукции, перевозки ее на железнодорожном, морском или речном транспорте, страхования этого груза, осуществление расчетов за поставленную продукцию и т.д.

Правовое регулирование в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК, Кодекс) отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь четырнадцать статей (для сравнения, гл. 30 о купле - продаже насчитывает более ста статей).

Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно, включают лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылают к транспортным уставам и кодексам.

Договор — это основной регулятор поведения контрагентов. Нормативные акты создают правовую основу предприниматель­ской деятельности. Договор же устанавливает конкретный право­вой режим экономических связей между партнерами. Он опреде­ляет порядок и условия исполнения договорных обязательств, формы взаимодействия сторон, контроль за выполнением обяза­тельств, учитывает специфические особенности конкретных вза­имоотношений сторон. Договор выполняет и функцию оценки ре­зультатов предпринимательской деятельности.

К правомерным действиям граждан, направленным на возникновение, изменение, прекращение гражданского правоотношения относят, к примеру, сделки, предусмотренные законом, а также не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворён лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении. Поэтому именно договор, основанный на взаимозаинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых нельзя добиться с помощью самых жёстких административно-правовых средств.

Договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон, заключивших его.

Договоры об организации перевозок грузов в условиях ликвидации государственного планирования занимают в системе транспортных договоров особое положение.

Ранее, до принятия нового ГК, договоры об организации перевозок грузов в законодательном порядке были легализованы на автомобильном, воздушном, морском и речном транспорте. Каждый из них имел некоторые свои отличия с учетом специфики работы того или иного вида транспорта.

В данной дипломной работе мы рассмотрим договоры об организации перевозок.

Договоры об организации перевозок имеют длящийся характер, они заключаются на предстоящий квартал, предстоящий год.

В транспортных уставах и кодексах договор об организации перевозок определяется не одинаково:

- на автомобильном транспорте это - годовой договор;

- на морском - долгосрочный договор;

- на внутренневодном транспорте - навигационный;

- на воздушном - специальный.

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организацион­но-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.).

В работе будут рассмотренны следующие вопросы:

- понятие и порядок заключения договора;

- права и обязанности сторон по договору;

- ответственность сторон по договору.

При написании дипломной работы использовалась учебная литература, нормативные акты, статьи из периодических изданий.

 

 

 

1          Понятие договора перевозки и элементы договора перевозки

 

1.1                            Общая характеристика договора перевозки и его разновидности

Гражданский Кодекс РФ (ст. 798) определил особенности договора перевозки, относящиеся к любому виду транспорта. Во-первых, такой договор заключается перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов; во-вторых, этот договор отнесен к числу долгосрочных договоров; в-третьих, сторонам этого договора предоставлена возможность по взаимному согласию устанавливать сроки предъявления грузов к перевозке, их объемы и любые другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок, которые не предусмотрены транспортными уставами и кодексами и не противоречат гражданскому законодательству.

Можно выделить следующие источники правового регулирования перевозок:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Транспортные уставы и кодексы, регулирующие договорные отношения, связанные с перевозками;

- Правила перевозок и тарифы;

- Международные договоры и соглашения СССР и РФ.

Принципиально важные правовые положения, регулирующие перевозки, содержатся в гл. 40 «Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее ГК РФ). Они представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Данные правила подлежат применению ко всем видам перевозок.

Тем самым, по выражению В.В. Витрянского, «обеспечивается единообразное регулирование сходных по существу отношений, складывающихся при перевозках грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых всеми видами транспорта».[1] 

Представляется необходимым раскрыть содержание этих основных принципиальных положений ГК РФ, регулирующих перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется, в силу п.1 ст.784 ГК РФ на основании договора перевозки.

Транспортный договор, как и любой договор, представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворён лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении. Поэтому именно договор, основанный на взаимозаинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых нельзя добиться с помощью самых жёстких административно-правовых средств.

Договор - это наиболее оперативное и гибкое средство связи между производителем и потребителем, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства. В силу этого именно договорно-правовая форма способна обеспечить необходимый баланс между спросом и предложением, насытить рынок теми товарами и услугами, в которых нуждается потребитель. Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обуславливают усиление его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной экономике. В связи со всем перечисленным понятно, почему теме гражданско-правовых договоров уделяется много внимания и в гражданском кодексе и в юридической и учебной литературе. 

Договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон, заключивших его.[2]

Договор о грузовой перевозке надо составлять очень тщательно, так как грамотно составленный договор поможет избежать множества проблем, связанных с ответственностью за грузовую перевозку и обеспечит защиту прав и интересов всех сторон. Процесс грузовой перевозки не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он включает в себя множество разнообразных функций. Ведь нужно не только перевезти товар, но и запаковать, загрузить и выгрузить его, а так же состыковать транспортные средства по времени.

Договоры об организации перевозок грузов в условиях ликвидации государственного планирования[3] занимают в системе транспортных договоров особое положение. Ранее, до принятия нового ГК, договоры об организации перевозок грузов в законодательном порядке были легализованы на автомобильном, воздушном, морском и речном транспорте. Каждый из них имел некоторые свои отличия с учетом специфики работы того или иного вида транспорта.

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю[4].

Договор перевозки грузов определяется как соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).

Из приведенного определения со всей очевидностью вытекает возмездный и взаимный характер рассматриваемого договора. Он является возмездным, поскольку за перевозку уплачивают вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз, но имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести провозную плату, но имеет право на перевозку сданного груза.

Договоры об организации перевозок заключаются, как правило, при устойчивых хозяйственных связях между данным видом транспорта и данным грузовладельцем. При этом учитываются обязательства по поставке, которые имеются между поставщиком и получателем продукции.

Договоры об организации перевозок имеют длящийся характер, они заключаются на предстоящий квартал, предстоящий год. И по правовой природе имеют признаки предварительного договора (ст. 429 ГК), поскольку заключение договора об организации перевозок не освобождает, а, наоборот, предполагает необходимость заключения соответствующего договора перевозки груза, ибо только такой договор обеспечивает реальное перемещение груза от пункта отправления до места назначения. Договоры об организации перевозок грузов относятся к группе консенсуальных гражданско-правовых договоров, определяющих не условия товарооборота сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее время предстоящей перевозки грузов.

Сложнее решить вопрос о консенсуальности или реальности перевозки. Текст ч. 1 ст. 373 ГК, трактующей об обязанности перевозчика в отношении вверенного ему груза, как будто бы не оставляет сомнений в том, что договор признается заключенным лишь в момент передачи груза перевозчику и, следовательно, строится только как реальный. Иногда, однако, перевозчик обязывается предоставить перевозочные средства раньше вручения груза для перевозки. Если эта обязанность возникает из плана и уточняющих его актов (например, заявок грузоотправителя), она предшествует договору и на построение последнего как реального влияния не оказывает. Но такая же обязанность по неплановым отношениям может возникнуть из договора, когда, например, морское пароходство соглашается предоставить грузоотправителю для заполнения его грузом определенное судно (часть судна) или когда автотранспортное предприятие принимает заказ грузоотправителя на иодачу определенного количества автомобилей к обусловленному сроку для перевозки определенного груза. Нельзя поэтому не признать, что неплановые договоры грузовых перевозок строятся как консенсуальные, если уже в силу соглашения сторон одна из них обязуется предоставить перевозочные средства, а другая — сдать груз для перевозки. Все прочие неплановые, а также все плановые перевозки грузов оформляются реальными договорами[5].

Информация о работе Договор перевозки