Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- понятие и порядок заключения договора;
- права и обязанности сторон по договору;
- ответственность сторон по договору.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие договора перевозки и элементы договора перевозки…………………….6
1.1 Общая характеристика договора перевозки и его разновидности………………6
1.2 Элементы обязательства по перевозке грузов…………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………………………..............
Список использованных источников………………………………………….............
Список сокращений…………………………………………………………….............
Приложение А…………………………………………………………………………..
Перевозка грузов на железнодорожном транспорте осуществляется в вагонах, контейнерах, принадлежащих организациям самого железнодорожного транспорта, а также в вагонах, принадлежащих на праве собственности или аренды юридическим или физическим лицам либо находящихся в хозяйственном ведении юридических лиц.
Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае грузоотправитель вправе[16] отказаться от поданных вагонов или контейнеров. Железная дорога в этом случае обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры.
Пригодность вагонов для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производится погрузка.
При предъявлении груза к перевозке отправитель обязан представить на каждую отправку груза составленную им транспортную железнодорожную накладную. Выданная на основе накладной грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки груза.
Обязанностью грузоотправителя является точное и полное указание в накладной всех необходимых сведений о сдаваемом грузе, его особых свойствах. Железная дорога, в свою очередь, имеет право на выборочную проверку сведений, внесенных отправителем в накладную.
Некоторые обязанности железной дороги, обусловленные выполнением договора перевозки грузов, возникают как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения[17].
Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Обязанностью грузополучателя является окончательный расчет с перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги.
В договоре на перевозку груза по железной дороге должны быть по возможности точно определены обязанности как продавца, так и покупателя, и описаны все условия поставки. Прежде всего закон разрешает сторонам зафиксировать в договоре моменты передачи прав собственности на товар и перехода рисков повреждения или утраты товара. Как правило, эти два момента чаще всего совпадают. Так, пункт 1 статьи 459 ГК РФ содержит диспозитивную[18] норму права о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. А согласно статье 458 ГК РФ этот момент определяется датой передачи товара первому перевозчику, если договором не предусмотрено иное.
Кому что выгодно? Продавцу выгодно отдать право собственности, а значит, и все риски перевозчику в момент передачи товара. Таким образом, продавец снимет с себя ответственность за сохранность товара при транспортировке и не столкнется с необходимостью предъявления претензий железной дороге при хищении или повреждении товара. На практике чаще всего, если только покупатель не является, например, крупной международной торговой сетью, встречаются именно такие условия. В этом случае используется схема, более удобная для покупателя: до момента получения товара покупателем все риски несет продавец.
Право собственности передается покупателю также в момент получения товара. В этом случае положение продавца осложняется тем, что у него на руках остается лишь железнодорожная накладная с пометкой об отгрузке, то есть о принятии груза железной дорогой к перевозке. Прежде чем предъявить претензии перевозчику (если это необходимо), продавцу необходимо взять у покупателя накладную с отметкой о прибытии товара на станцию назначения и о выгрузке вагона, а кроме того, коммерческий акт, который составляется в определенных законом случаях при вскрытии опломбированного вагона. Возможен также вариант, когда ответственность за повреждение или утрату товара переходит к покупателю в момент передачи продавцом товара перевозчику, а право собственности передается позднее, например, в момент полной оплаты приобретенного товара. Это происходит, если товар продается с отсрочкой платежа для того, чтобы оставить за продавцом право в случае неуплаты покупателем денег за полученный товар заявить виндикационный иск[19].
Не менее важно обратить внимание на то, за чей счет осуществляется перевозка и кто заводит железнодорожный тариф на справку ТехПД (Технологический центр по обработке перевозочных документов). Провозная плата должна быть внесена предварительно, в противном случае железная дорога не предоставит вагоны под погрузку, а следовательно, сроки поставки будут сорваны.
Если получателем товара является третье лицо, а не непосредственный покупатель, то в договоре должна быть оговорка, предписывающая покупателю своевременно представить продавцу отгрузочную разнарядку с указанием железнодорожных реквизитов такого получателя. Кроме того, продавцу рекомендуется включить в договор условие, гласящее, что покупатель обязан в течение разумного срока (2-3 дня с момента подписания договора или спецификации на поставку) подать на станцию отгрузки товара телеграмму о готовности станции грузополучателя принять товар. При невыполнении покупателем вышеуказанного требования продавец имеет право приостановить исполнение своих обязательств, а расходы за простой вагонов на станции отгрузки будет нести покупатель. Эти две оговорки необходимы продавцу, чтобы оградить себя от штрафов, взимаемых железной дорогой за простой вагонов.
Во всех случаях прибытия груза в неисправном вагоне или контейнере получатель должен потребовать от перевозчика выдачи груза с проверкой веса, количества мест и состояния груза, а также составления коммерческого акта.
Самый важный раздел договора поставки с точки зрения претензионной работы - это раздел, описывающий получение груза покупателем либо получателем. Прежде всего необходимо зафиксировать в договоре обязанность покупателя или получателя принять товар с соблюдением всех требований законодательства, иначе предъявить какие-либо претензии к железной дороге будет крайне затруднительно. Во всех случаях прибытия груза в неисправном вагоне или контейнере, а также в вагоне (контейнере) с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами (ЗПУ) или ЗПУ попутных железнодорожных станций получатель должен потребовать от перевозчика не только выдачи груза с проверкой его веса, количества мест и состояния в поврежденных местах, но и составления коммерческого акта. В случае неправомерного отказа транспортных служб от составления коммерческого акта получатель обязан в соответствии с действующим Приказом МПС России № 45 от 18 июня 2003 г. «Об утверждении правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» обжаловать этот отказ.
Если груз прибыл в исправном вагоне с ненарушенными ЗПУ, получатель обязан проверить сохранность товара при перевозке, в частности, потребовать выдачи груза по количеству мест в порядке, предусмотренном статьей 41 УЖТ РФ. Таким образом, приемка товара по количеству мест проводится получателем в момент и в месте вскрытия опломбированных железнодорожных вагонов (контейнеров).
При оформлении отгрузочных документов покупатель прежде всего должен направить продавцу отгрузочную разнарядку с указанием железнодорожных реквизитов станции назначения, либо вписать эту информацию непосредственно в договор. Продавец может воспользоваться услугами транспортной компании, которая возьмет на себя всю работу по оформлению документов и отправке товара. Обычно так поступают в том случае, когда товара недостаточно, чтобы заполнить весь вагон либо контейнер. Или же если поставки железнодорожным транспортом носят разовый характер. При осуществлении систематических отгрузок крупных партий товара гораздо целесообразнее иметь дело непосредственно с РЖД.
УЖТ РФ дает право грузоотправителям и грузополучателям заключать с РЖД долгосрочные договоры об организации перевозок. Согласно подобным договорам, железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок и выдать его получателю, а отправитель - оплатить перевозку.
Для осуществления перевозки грузоотправитель обязан подать заявку, заполненную в соответствии с определенной в правилах формой, на станцию отправления. Заявка подается не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты перевозки, и РЖД в свою очередь обязана рассмотреть полученную заявку в течение последующих двух дней.
Договор перевозки между железной дорогой и отправителем оформляется транспортной железнодорожной накладной (ТЖН), основным документом, используемым при перевозках, и вступает в силу, когда груз принят станцией отправления вместе с накладной. Дату приема груза к перевозке удостоверяют календарным штемпелем станции. Накладная заполняется грузоотправителем на каждую отправку и при выдаче груза вручается получателю. От корректного заполнения накладной во многом зависит сохранность груза и соблюдение сроков доставки. Накладная также подтверждает право грузоотправителя и грузополучателя на предъявление претензий и исков к РЖД, вытекающих из ненадлежащего выполнения договора перевозки. Несмотря на то, что грузополучатель не участвует в оформлении этого договора на станции отправления, тем не менее он также вступает в договорные отношения и обязан принять и вывезти груз, очистить подвижной состав, внести дополнительные платы и сборы, возместить убытки, если они возникли в процессе перевозки данной отправки. По договору грузополучатель приобретает право требовать доставки груза в срок и в полной сохранности.
В состав транспортной железнодорожной накладной входят четыре листа:
1.Оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю).
2. Дорожная ведомость. Это расчетно-финансовый документ, который содержит данные о сроке доставки груза и календарные штемпели станций перехода. Порядок работы с этим листом такой: на станции назначения получатель заверяет получение груза своей подписью в ТНЖ. Затем ведомость с отчетом о выданных грузах высылается в ТехПД, а оттуда - в информационный вычислительный центр дороги (ИВЦ).
По дорожным ведомостям определяют количество перевозок, выполненное дорогами, сумму доходов от перевозок, правильность расчетов, выполнение сроков доставки грузов. Дорожная ведомость составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом для перевозчика и участников перевозочного процесса. В том числе предоставляются экземпляры на станцию отправки и станцию назначения.
3.Корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика).
4.Квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя). Это юридический документ, подтверждающий прием дорогой груза к перевозке от отправителя, которому она выдается.
Перевозка грузов с объявленной ценностью УЖТ РФ предусматривает возможность перевозки грузов с объявленной ценностью. Во всех случаях объявленная ценность не должна превышать стоимости груза. Объявление ценности необходимо главным образом для того, чтобы при полной или частичной утрате или порче груза не возникло затруднений в определении размеров убытка. При объявлении ценности грузоотправитель обязан составить следующий документ - опись мест (в двух экземплярах). При приеме описи в ней расписывается товарный кассир, который одновременно проставляет номер перевозочного документа и календарный штемпель. Один из двух экземпляров описи возвращают грузоотправителю, второй остается на станции и может быть затребован службой грузовой и коммерческой работы дороги назначения.
В соответствии с УЖТ РФ при сдаче грузоотправителем и приеме дорогой к перевозке груза в накладной должна быть указана его масса. В зависимости от вида груза его масса может быть определена следующими способами: на весах, по трафарету, по стандарту, расчетным путем, по обмеру и условно. Способ определения массы груза имеет большое значение и должен быть указан отправителем в соответствующей графе накладной, поскольку в зависимости от этого устанавливается порядок выдачи груза получателю.
Отправляемые грузы должны быть надлежащим образом упакованы грузоотправителями в соответствии с действующими стандартами, чтобы обеспечить как сохранность грузов, так и безопасность движения при осуществлении перевозки. Это немаловажная деталь, так в случае неправильной, небрежной упаковки предъявление претензий впоследствии может быть затруднительным.
Перевозчик уведомляет отправителя о времени подачи вагонов под погрузку не менее чем за два часа. Следует иметь в виду, что за простой вагонов не по вине железной дороги грузоотправитель будет обязан уплатить штраф. Перевозчик несет ответственность за пригодность поданных вагонов в техническом отношении. Его ответственность за пригодность и погрузку вагонов в коммерческом отношении определяется договором между перевозчиком и отправителем. За состояние и погрузку контейнеров по общему правилу отвечает отправитель.
Зачастую причиной недостачи или порчи грузов служит неправильная погрузка, закрепление груза в вагоне либо наличие в вагоне посторонних предметов, например торчащих гвоздей либо штырей. В таком случае при перевозке, скажем, сыпучего груза в мешках очень высока возможность повреждения мешков, что может привести к возникновению недостач при приемке товара получателем.
По прибытии груза на станцию назначения в железнодорожной накладной ставится штемпель данной станции с датой получения груза. Этим удостоверяется надлежащее или ненадлежащее выполнение перевозчиком обязанности по доставке груза в срок. При ненадлежащем выполнении перевозчиком его обязанностей составляется коммерческий акт.
Кроме коммерческого акта часто составляется акт общей формы, который служит для подтверждения таких фактов, как:
утрата перевозочных документов;
задержка вагонов на различных этапах перевозки;
подача под погрузку неочищенных вагонов, цистерн и т. п.;
отсутствие ЗПУ на вагоне, контейнере;
обнаружение в пути следования неисправности вагонов и т. д.
<