Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- понятие и порядок заключения договора;
- права и обязанности сторон по договору;
- ответственность сторон по договору.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие договора перевозки и элементы договора перевозки…………………….6
1.1 Общая характеристика договора перевозки и его разновидности………………6
1.2 Элементы обязательства по перевозке грузов…………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………………………..............
Список использованных источников………………………………………….............
Список сокращений…………………………………………………………….............
Приложение А…………………………………………………………………………..
Что касается предприятий воздушного транспорта, то на них в обязательном порядке возлагается погрузка и выгрузка тяжеловесных и громоздких грузов. Но практически они берут на себя выполнение всех погрузочно-раз-грузочных работ, за исключением случаев, когда иное прямо предусмотрено соглашением сторон, причем даже порученные клиенту погрузочно-разгрузочные работы производятся под контролем воздушно-транспортного предприятия. Наоборот, в отношениях по автомобильным перевозкам погрузочно разгрузочные работы выполняются, как правило, клиентом, если иное не предусмотрено соглашением сторон или если эти работы производятся не на грузовой автостанции, а в другом месте. Сроки для погрузки и выгрузки груза, а также штрафы за их нарушение определены УАТ и Едиными тарифами на автомобильные перевозки (ст. 379 ГК).
О сроке подачи судна для грузовых операций клиент уведомляется заблаговременно, в советских портах— за 4 часа до прибытия судна, а если судно подано беч уведомления, контрагенту предоставляется на подготовку к работе срок до 4 часов. В основу расчета погрузочно - разгрузочного времени кладутся утвержденные нормы. В отношениях с иностранной клиентурой нормы на погрузку и разгрузку определяются в договоре либо применяются обычно принятые в данном порту нормы, если договором этот вопрос не решен. В тех же отношениях погрузочно-разгрузочное время рассчитывается либо по текущим календарным дням, и тогда учитываются также праздничные и непогожие дни, либо на основе рабочих дней, и тогда праздничные и непогожие дни из расчета исключаются независимо от того, как они были использованы фактически.
В отношениях с иностранным элементом погрузка должна быть завершена в пределах обусловленного срока—сталийного времени. Стороны могут договориться о продолжительности по истечении сталийного времени срока ожидания (простоя) — контрсталийного времени, которое при отсутствии их соглашения определяется на основе обычаев, принятых в данном порту. Если в пределах сталийного времени погрузка не будет завершена, перевозчик обязан выжидать до момента истечения контрсталийного времени При незавершенности погрузки и к этому моменту он вправе либо предоставить грузоотправителю новый дополнительный срок для завершения погрузочных работ (сверхконтрсталийное время}, либо отправить судно в рейс с имеющимся грузом и взыскать мертвый фрахт (провозную плату за фактически не погруженный груз). Однако когда фрахтуется судно в целом и груз доставлен отправителем до истечения срока погрузки и простоя, перевозчик не может отправить судно в плавание и должен ожидать до тех пор, пока погрузка не будет завершена, приобретая право на компенсацию понесенных убытков.
Расчеты по штрафам и премиям опираются на точный учет погрузочно-разгрузочного времени. В иностранных портах этот расчет фиксируется в документе, который именуется таймшитом.
Сроки доставки грузов зависят от особенностей работы транспорта данного вида и не всегда определяются в нормативном порядке. В частности, на автомобильном транспорте действующие правила устанавливают сроки доставки грузов только для междугородных перевозок, а в остальных случаях они могут быть обусловлены в договоре (ст. 380 ГК, ст. 69 УАТ). УАТ формулирует лишь общую обязанность перевозчика доставить груз по кратчайшему маршруту, допуская отклонение от него, только когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. Но если, принимая заявку (заказ) на перевозку, перевозчик не поставил об этом в известность грузоотправителя, провозная плата взыскивается не за фактическое, а только "за кратчайшее расстояние (ст. 70 УАТ). За просрочку в доставке груза при междугородных перевозках автотранспортные предприятия уплачивают штраф в размере 12% за каждые сутки, но Не более 60% провозной платы.
Там же, где имеются нормативные акты по рассматриваемому вопросу, их содержание строго дифференцируется. Например, при определении срока доставки груза воздушным транспортом, с одной стороны, нельзя не учитывать, что воздушные перевозки рассчитаны на максимальную быстроту доставки, но, с другой стороны, в значительной мере зависят от метеорологических и иных условий, которые на работу других видов транспорта либо вовсе не влияют, либо .влияют весьма незначительно. В Правилах воздушных перевозок поэтому предусмотрено, что исчисление установленных сроков доставки начинается с 00 часов суток, следующих за днем принятия груза к перевозке. Груз признается доставленным своевременно, если перевозчик не позднее 12 часов с момента истечения установленных сроков доставки направил указанному в накладной грузополучателю извещение о его прибытии. Просрочка влечет начисление штрафов за каждый ее день в размере 5%, но не болеее 50% провозной платы. Однако задержка, вызванная отменой или перерывом рейса по метеорологическим условиям, просрочкой не считается, а аэропорт в необходимых случаях обеспечивает отправку груза в пункт назначения железнодорожным или водным транспортом[13].
На железнодорожном транспорте (ст. ст. 40, 41, 57, 153, 154 УЖД) срок доставки исчисляется исходя из определенной скорости и расстояния перевозки. Обычно грузы принимаются к перевозке грузовой скоростью, а в направлениях, указанных МПС СССР, они могут быть по желанию отправителя приняты к перевозке большой скоростью. Но если перевозка данного груза допускается лишь определенной скоростью, только она и указывается в накладной. Перевозчик обязан доставить груз по кратчайшему направлению. Сроки доставки считаются соблюденными при условии, что в их пределах груз был выгружен средствами дороги или вагон был подан под выгрузку средствами получателя. Когда же задержка подачи вагонов под выгрузку происходит по причинам, зависящим от грузополучателя, дорога считается выполнившей свою обязанность своевременно, если груз прибыл на станцию назначения до истечения сроков его доставки. За задержку в доставке груза дорога уплачивает штраф, размер которого не может превышать 60% провозной платы. Его взыскание не исключается выплатой клиенту возмещения за порчу груза, доставленного с просрочкой. Если просрочка выходит за пределы 30 дней клиент вправе признать груз утраченным. Но полученное им возмещение возвращается дороге в случае последующего прибытия груза и вручения его грузополучателю.
Выдача груза организациями транспорта предполагает и его принятие грузополучателем. В целях своевременного освобождения тоннажа на социалистические организации возлагается обязанность принять даже не заказанный ими, но прибывший в их адрес груз. Он поступает на ответственное хранение грузополучателя, а отправитель, получив соответствующее уведомление, должен грузом распорядиться и несет ответственность за причиненные грузополучателю убытки. Можно отказаться лишь от принятия такого груза, качество которого вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что полностью или частично исключается его использование. В городских и пригородных автомобильных перевозках при отказе получателя принять груз он переадресовывается грузоотправителем другому получателю либо возвращается грузоотправителю, покрывающему связанные с этим дополнительные расходы и уплачивающему штраф перевозчику (ст. ст. 62—63 УЖД, Ст. 92 УВВТ, п. 9 Общих правил морской перевозки, ст. 100 ВК, ст. 72 УАТ).
Грузополучатель обязан не просто принять груз от органов транспорта, но принять его своевременно, а для надлежащего выполнения этой обязанности необходимо, чтобы он был уведомлен о прибытии груза в его адрес. Надобность в таком уведомлении не возникает только при автомобильных перевозках, так как автомобиль с грузом прибывает на склад грузополучателя (ст. 71 УАТ). На железнодорожном и речном транспорте (ст. 58 УЖД, ст. 94 УВВТ) не позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза, уведомление направляется способом, указанным грузоотправителем, а если нет таких указаний, то в соответствии с порядком, установленным на транспорте данного вида (по телефону, телеграфу, почте или с нарочным). Аналогичные нормы действуют и на морском транспорте (пп. 46, 48 Общих правил морской перевозки) с той лишь особенностью, что о невозможности вручить грузополучателю уведомление перевозчик обязан сообщить грузоотправителю. Обязанность направить уведомление несет также воздушный транспорт (ст. 90 ВК), причем это должно быть сделано в день прибытия груза. Перевозчик, своевременно не оповестивший грузополучателя, лишается права на взыскание штрафа за простой тоннажа, наступивший по этой причине, и платы за хранение груза за соответствующий период.
По общему для всех видов перевозок правилу транспортное предприятие хранит прибывший груз вначале бесплатно, а затем за определенную плату. Так, на железнодорожном транспорте бесплатное хранение длится в течение 24 часов со дня выгрузки, а на речном—в течение суток, не считая дня прибытия груза (ст. 62 УЖД» ст. 97 УВВТ). Предельные сроки платного хранения диф; ференцированы по родам грузов Но на автомобильном транспорте, если груз не доставляется непосредственна грузополучателю, действует единый срок, равный 30 суткам (ст 71 УАТ) Такой же срок применяется и на воз душном транспорте (ст. 99 ВК). Согласно ст. 157 КТЛ в случае невостребования груза или отказа от него получателя перевозчик вправе, уведомив об этом отправив теля, сдать груз для хранения на склад или в иное надежное место на срок до двух месяцев за счет и риск отправителя. Когда же по чартеру предоставлено судщ в целом, те же правила применяются при условии, что отправитель, уведомленный о неявке грузополучателя или о его отказе от груза, не дал никаких распоряжений пере возчику в пределах установленных сроков выгрузки простоя.
По истечении установленных сроков хранения груз считается невостребованным и подлежит реализации в установленном порядке. Реализуется и бездокументный груз, т е такой, который прибыл без накладной или коносамента, а потому, несмотря на принятые меры розыска, невозможно установить, кому он принадлежит.
Иногда перевозчик лишается возможности вручить грузополучателю по различным иным причинам. Такой груз также реализуется путем передачи его другой организа ции (ст 76 УЖД, ст. 102 УВВТ и др ).
Из вырученных сумм перевозчик удерживает причитающиеся ему платежи. Судьба оставшейся суммы зави сит от того, какой груз реализован По общему правилу она перечисляется грузополучателю, оплатившему стой мость груза, а в остальных случаях—грузоотправителю Если же перечислить деньги указанным лицам невозможно, они хранятся у перевозчика в течение срока, остановленного для предъявления претензий, а затем поступают в доход союзного бюджета. Но в случае после дующего возмещения клиенту стоимости груза оно осуществляется за счет причитающихся с перевозчика оче редных перечислений в бюджет. Напротив, суммы, оставшиеся после реализации бездокументного груза, всегда зачисляются в доход транспортного ведомства и идут на покрытие возмещения, выплаченного за не прибывшие по назначению грузы. В нормальных условиях договор грузовой перевозки прекращается с момента выдачи груза получателю. Ее прекращающее действие настолько всеобъемлюще, что погашает и отдельные нереализованные права Как указано, например, в ст. 75 УЖД, после выдачи груза переборы и недоборы по провозной плате не возвращаются.
2 Договоры об организации перевозок
2.1 Договор автомобильной перевозки
Согласно Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007г., предприятия и организации автомобильного транспорта принимают к перевозке:
- грузы на основании утвержденных в установленном порядке планов;
- вне плана - грузы разового характера при предъявлении их мелкими отправками, грузы, предъявляемые населением вне плана и вне очереди - грузы, перевозка которых вызвана стихийным бедствием или аварией;
- при централизованных перевозках - по договору на перевозку грузов автомобильным транспортом и по согласованным графикам, составленным с учетом производственных процессов основного производства у грузоотправителей и грузополучателей, грузы с промышленных предприятий, баз, складов, станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов. При этом автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечить перевозку грузов, а грузоотправители (грузополучатели) своевременно предъявить к перевозке грузы в размерах, предусмотренных договором на перевозку грузов автомобильным транспортом или принятым к исполнению разовым заказом.
На автомобильном транспорте существуют децентрализованные и централизованные перевозки (ст. 8 УАТ). При децентрализованных перевозках автотранспортные организации обычно вступают в отношения с грузополучателем и доставляют груз по его заданию, выполняя также погрузочно-разгрузочные работы, если это предусмотрено договором. Централизованная перевозка основывается на договоре с грузоотправителем и согласованном с ним графике, причем перевозчик помимо самой перевозки осуществляет экспедиционное обслуживание клиента — сопровождает груз в пути, сдает его в пункте назначения, оформляет товарораспорядительные документы и их сдачу клиенту, а погрузочные работы выполняет клиент и разгрузочные—грузополучатель (ст. 38 УАТ). По территориальному признаку автомобильные перевозки подразделяются на городские, совершаемые в пределах черты города или иного населенного пункта, пригородные, выходящие за указанные пределы до 50/с.к, междугородные, расстояние которых от черты города превышает 50 км., международные, осуществляемые за пределы или из-за пределов РФ (ст. 5 УАТ).
Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с договорами на перевозку грузов автомобильным транспортом. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями и организациями в зависимости от объема и характера перевозок. Транспортное предприятие обязано подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям. Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза приравнивается к неподаче транспортных средств.
Прямым договором на перевозку какого-то конкретного груза является основной документ на перевозку - накладная (товарно-транспортная накладная, коносамент и др.). Договоры[14] же длительного срока действия между перевозчиком и потребителями транспортных услуг правильнее именовать договорами организации перевозки, транспортного обслуживания и т.п., отражая в них, как правило, только вопросы, которые являются специфическими для перевозок тех или иных грузов: сроки доставки, температурный режим, регулярность подачи (и куда) транспортных средств, особенности погрузки/выгрузки, тип подвижного состава, особые условия перевозки (с горки не спускать, на воздушной подушке и т.д.). Многие же другие вопросы, которые в обычных хозяйственных договорах могут быть предметом согласования сторон, в транспортном договоре таковыми не являются (за исключением допускаемых деталей, не влияющих на безопасность движения), и в договоре по ним достаточно положений, отсылающих к нормам, установленным в транспортном законодательстве.