Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:29, курс лекций
Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона об адвокатуре адвокат вправе в установленном законом порядке самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Таким образом, работа адвоката в юридической консультации в принудительном порядке не допускается ни при каких обстоятельствах, что также следует из содержания п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Однако
и на совет адвокатской палаты
субъекта Российской Федерации в
соответствии с п. 3 ст. 31 Закона возлагается
обязанность обеспечения
Именно
поэтому Законом также
Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.
Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.
По сути, являясь гражданско-правовым договором, соглашение об оказании юридической помощи можно определить как договор возмездного оказания услуг (например, в случае необходимости составления искового заявления, претензии, договора) либо как договор поручения (в случае необходимости представления интересов доверителя в суде).
Адвокат независимо от того, в какой региональный реестр внесены сведения о нем, вправе заключить соглашение с доверителем независимо от места жительства или места нахождения последнего.
Существенными условиями соглашения являются:
1)
указание на адвоката (адвокатов),
принявшего (принявших) исполнение
поручения в качестве
2) предмет поручения;
3) условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь;
4) порядок и размер компенсации расходов адвоката (адвокатов), связанных с исполнением поручения;
5)
размер и характер
5.
Право адвоката на
Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.
За счет получаемого вознаграждения адвокат осуществляет профессиональные расходы на:
1)
общие нужды адвокатской
2) содержание соответствующего адвокатского образования;
3)
страхование профессиональной
4)
иные расходы, связанные с
Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.
В случае, когда адвокат осуществляет защиту подозреваемого, обвиняемого или подсудимого бесплатно по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, его работа оплачивается из средств федерального бюджета. Размер и порядок такого вознаграждения устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 (за день работы адвокат получает не менее одной четверти минимального размера оплаты труда и не более минимального размера оплаты труда, предусмотренного законодательством Российской Федерации для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности).
Кроме
того, при определении размера
оплаты труда адвоката учитывается
сложность уголовного дела, а при
определении сложности
Материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Наличие в бюджетах федерального уровня денежных средств, направленных на возмещение бесплатной юридической помощи, подтверждает, что Россия является социальным государством (ст. 7 Конституции РФ) и выполняет свои социальные функции должным образом, защищая интересы малоимущих слоев населения, а также то, что любой труд подлежит соответствующей оплате.
Размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и порядок выплаты вознаграждения за оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно устанавливаются ежегодно советом адвокатской палаты.
Уставом
адвокатской палаты соответствующего
субъекта РФ предусматривается помимо
оплаты труда адвоката, осуществляющего
юридическую помощь бесплатно, также оплата
за счет средств адвокатской палаты РФ.
Размер, порядок и сроки такой оплаты ежегодно
устанавливаются советом адвокатской
палаты.
Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:
1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации наша страна представляет собой социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для реализации социальной политики государства наряду с установленными Конституцией Российской Федерации гарантиями немаловажное значение имеет установление гарантий социальной защиты.
Одним из способов социальной защиты населения является предоставление бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Во
исполнение вышеназванных положений
Конституции Российской Федерации
Законом об адвокатуре регламентируются
основания и порядок
Из вышесказанного следует, что бесплатная юридическая помощь предоставляется только физическим лицам, к которым также предъявляется специальное требование - наличие гражданства Российской Федерации, т.е. физическим лицам, не имеющим гражданства Российской Федерации (иностранцам или лицам без гражданства), бесплатная юридическая помощь законом не предоставляется.
Кроме
наличия гражданства Российской
Федерации, законодатель исходит из
необходимости определения
Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина (до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период).
Среднедушевой
доход семьи при решении
Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
-
военнослужащие, проходящие военную
службу по призыву в качестве
сержантов, старшин, солдат
-
лица, отбывающие наказание в
виде лишения свободы, лица, в
отношении которых применена
мера пресечения в виде
- лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как
правило, для предоставления бесплатной
юридической помощи гражданину Российской
Федерации в обоснование
1) письменное заявление об оказании бесплатной юридической помощи по форме, утвержденной исполнительным органом субъекта Российской Федерации по согласованию с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации;