Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:29, курс лекций
Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Однако у этой гарантии, как и у любой другой юридической гарантии, есть пределы действия. Адвокат может в своей профессиональной деятельности совершить преступное действие или бездействие. В первом случае речь идет об активном противодействии следствию, сокрытии или фальсификации доказательств, подкупе судей, свидетелей, иных участников процесса или совершении других осознанных активных преступных действий; во втором случае - о виновном противоправном, осознанном уклонении от необходимых процессуальных действий, когда адвокат знал или предполагал неизбежное наступление негативных последствий, но не предпринял мер для их предотвращения (например, знал о готовящемся покушении на свидетеля преступления, но ничего не предпринял для его предотвращения). В том случае, если преступное действие или бездействие доказано во вступившем в законную силу приговоре суда, указанная в абзаце первом ч. 2 комментируемой статьи гарантия не действует.
Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.
Невозможность истребования от адвокатов, от работников адвокатских образований, адвокатских палат, Федеральной палаты адвокатов сведений об оказании юридической помощи доверителю также связана с ранее рассмотренным принципом независимости адвокатуры и таким понятием, как "адвокатская тайна".
Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Адвокаты, постоянно сталкиваясь с представителями преступного мира, в той или иной мере относятся к профессиональной группе лиц повышенного риска. Поэтому часть четвертая предусматривает в отношении их и членов их семей дополнительную гарантию защиты их жизни, здоровья, принадлежащего им имущества. В общей форме эта защита возложена на государство. Однако в этой же норме прямо указывается, что органы внутренних дел обязаны предпринимать необходимые меры к обеспечению безопасности адвокатов, членов их семей и сохранению принадлежащего им имущества.
Такая формулировка статьи означает, что органы внутренних дел могут совершать подобные действия и по своей инициативе, и по заявлению адвоката, и по поручению следственных органов, прокураты и суда.
Уголовное
преследование адвоката
осуществляется с соблюдением
гарантий адвокату,
предусмотренных уголовно-процессуальным
законодательством.
Адвокат осуществляет в соответствии с федеральным законом страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи.
Страхование риска профессиональной имущественной ответственности предусмотрено для адвоката по тем же основаниям, по которым такая обязанность возложена на нотариусов, аудиторов, арбитражных управляющих, профессиональных оценщиков и других лиц, чье независимое от государства положение создает зону повышенного риска вокруг услуг публичного характера, ими оказываемых. У данного страхования имеются частная и социальная функции. Оно призвано, с одной стороны, защищать интересы страхователя от риска предъявления к нему требований возместить убытки, а с другой - гарантировать законные имущественные интересы лиц, чаще всего безвинно терпящих убытки от нарушения исполнителями услуг своих профессиональных обязанностей.
Страхование риска
профессиональной имущественной ответственности
относится к обязательному
Страхование риска профессиональной ответственности адвоката должно осуществляться на основании договоров имущественного страхования, заключаемого лично адвокатом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
По договору имущественного страхования страховая организация (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить адвокату (страхователю) или иному лицу (доверителю), в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Объектом страхования в соответствии с комментируемой нормой является риск гражданской (имущественной) ответственности адвоката за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи (п. 2 ч. 2 ст. 929 ГК РФ).
Страхование ответственности по договору опирается на ст. 932 ГК РФ. По договору страхования риска профессиональной имущественной ответственности адвоката за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи может быть застрахован только риск ответственности самого адвоката. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, в силу ст. 932 ГК РФ ничтожен. Следовательно, действия помощника и стажера адвоката, повлекшие за собой неблагоприятные последствия для доверителя и не связанные с поручениями адвоката, не могут подпадать под категорию нарушений условий соглашения между адвокатом и доверителем. Это, однако, не означает, что страховой случай наступает только в результате действий адвоката. Действия лиц, к чьей помощи адвокат прибегает для выполнения поручения клиента, также должны приводить к наступлению страхового случая, поскольку адвокат отвечает перед клиентом за выбор исполнителя обязательства (ст. 403 ГК РФ).
Не
может застраховать ответственность
адвоката по соглашению и сам доверитель.
В силу п. 3 ст. 932 ГК РФ при страховании
договорной ответственности адвоката
выгодоприобретателем всегда является
только доверитель, перед которым отвечает
адвокат, независимо от того, кто указан
в качестве выгодоприобретателя в договоре
страхования. В отличие от правил страхования
ответственности за причинение вреда,
в данном случае Гражданский кодекс РФ
никак не ограничивает возможность непосредственного
обращения доверителя к страховой организации.
Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
Адвокатский кабинет. Адвокат, самостоятельно принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. О своем решении он обязан уведомить совет адвокатской палаты, направив по почте заказное письмо с уведомлением о вручении, в котором указать сведения о себе, место нахождения адвокатского кабинета (почтовый адрес), а также порядок телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.
Коллегия адвокатов - некоммерческая организация, основанная на членстве и действующая в соответствии с уставом, утверждаемым и заключаемым ее учредителями (ст. 22 комментируемого Закона). В каждом субъекте Российской Федерации образуется одна коллегия адвокатов, которая не может иметь филиалов и представительств в других регионах. Два адвоката и более вправе учредить коллегию адвокатов. На общем собрании учредителей принимается устав, избираются руководящие органы коллегии.
Адвокатское бюро. Согласно ст. 23 комментируемого Закона, два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокаты в этом случае заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме, по которому адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.
Современное положение
юридических консультаций регулируется
ст. 24 комментируемого Закона, в которой
говорится, что для организации
работы по оказанию юридической помощи
коллегия адвокатов создает юридические
консультации, исходя из административно-
Адвокат вправе в соответствии с настоящим Федеральным законом самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ранее описанным конституционным правом граждан на объединения адвокат самостоятельно избирает форму адвокатского образования, руководствуясь своими взглядами и личными убеждениями.
Избрание адвокатом формы адвокатского образования осуществляется им в следующих случаях:
1) при присвоении статуса адвоката;
2)
при возобновлении статуса
3)
при смене членства в
4)
при изменении формы
Наличие права адвоката свободно выбирать место осуществления адвокатской деятельности и самостоятельно избирать форму адвокатского образования также обусловлено принципами существования адвокатуры, такими, как принцип самоорганизации, принцип корпоративности, принцип равноправия адвокатов.
В случаях, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона, адвокат осуществляет адвокатскую деятельность в юридической консультации.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона об адвокатуре в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.
В
юридических консультациях
Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.
Адвокатский кабинет представляет собой одну из форм адвокатского образования, который, в отличие от других, не является юридическим лицом. Соответственно на адвокатский кабинет не распространяются положения гл. 4 ГК РФ.