Тағамдық бояғыштар

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:34, реферат

Описание работы

Салық саясаты — мемлекеттің экономикалық саясатының бір бөлігі. Салық негізін, мөлшерлемесін, жеңілдіктерін және шегерімдерін өзгерту жолымен іске асырылады. Салық саясаты экономикаға мемлекеттің араласуы нәтижесінде мемлекеттік бюджетті қалыптастырады және жалпы ұлттық өнімнің (ЖҰӨ) ауқымымен, экономиканың жеке секторларына салық шараларын қолдану дәрежесімен айқындалады. Мәселен, жеңілдіктер мен шегерімдердің болмашы көлемімен ұштастырылатын кең ауқымды салық негізі салық салудың біркелкі мөлшерде болуын қамтамасыз етіп, экономиканың жекеше секторына ресурстарды орналастыру үдерісіне мемлекеттің араласуы ауқымын төмендетеді. Салық саясаты дискрециялық (лауазымды адамның қайсыбір мәселені өз қалауынша шешуі) және бейдискрециялық негіздерге сүйенуі мүмкін.

Работа содержит 1 файл

Салық саясаты.docx

— 59.16 Кб (Скачать)

1.2. Принципы организации  налоговой системы

Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно  к налогообложению принципами следует  считать базовые идеи и положения, существующие в  налоговой сфере.

 

Условно можно выделить три  системы принципов:

 

  - экономические принципы  налогообложения

 

  - юридические принципы  налогообложения (принцип налогового  права)

 

  - организационные принципы  налоговой системы.

 

Экономические принципы налогообложения:

 

  1) принцип справедливости

 

  2) принцип соразмерности

 

  3) принцип максимального  учета интересов и возможностей  налогоплательщиков

 

  4)  принцип экономичности  (эффективности).

 

Рассмотрим каждый принцип  в отдельности.

 

1) Нравственная категория  справедливости как понятие о  должном, как соответствие между  деянием и воздаянием является  основополагающей идеей, на которой  строится любая система правового  регулирования. Уже в течении  200 лет она является главным  ориентиром любой цивилизованной  системы налогообложения.

 

В экономическом плане  принцип справедливости означает, что  государственные налоги и расходы  должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей  и представляя привилегии другим.

 

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся  в равном экономическом положении, должны находится в равной налоговой  позиции, т.е. каждый должен выплачивать  налог одинаковой величины (принцип  платежеспособности). В основе этого  принципа лежит идея о том, что  сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.

 

А согласно принципу вертикальной справедливости, лица которые находятся  в неравном положении, должны находится  в неравной налоговой позиции; иными  словами, кто получает больше от государства  тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип  выгод). Следует отметить, что выделение " вертикальной" и " горизонтальной" справедливости все же не решает одну из главных проблем, существующих в  налоговой сфере сегодня: как  определить степень справедливости налогообложения?

 

Действия принципа справедливости можно продемонстрировать на примере  кривой Лоренца (см. приложение 1).

 

Кривая Лоренца показывает, что прогрессивные налоги делают распределение  после налоговых  доходов (сплошная линия) более равномерным, чем распределение предналоговых  доходов (точечная линия).

 

Кривая Лоренца подтверждает, что прогрессивное налогообложение  более справедлива, так как обеспечивает большее равенство.

 

С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит  из того, как законодатель урегулирует  порядок изъятия собственности  у плательщиков, а также каким  образом соотносятся между собой  государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.

 

2) Принцип соразмерности  заключается в соотношении наполняемости  бюджета и неблагоприятных для  налогоплательщика последствии  налогообложения.

 

Данный принцип можно  также сформулировать как принцип  экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и  государственной казны.

 

Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера 

 

Артур Лаффер - американский экономист, профессор Калифорнийского  университета при построении своей  кривой показал зависимость налоговой  базы от повышения ставок налога, а  также зависимость бюджетных  доходов от налогового бремени.

 

Повышение ставки налога (ось  Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось Д). Поскольку уменьшение базы (ось В) происходит медленнее, чем  увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают.

 

Однако при достижении определенного предела (Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается.

 

 Так как люди не  могут работать только для  того, чтобы заплатить налоги, начинается  спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает  массовый характер.

 

Происходит перемещение  валового национального продукта в  сферу теневой экономики.

 

Следовательно, задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим  налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика  и в то же время обеспечивал  необходимый уровень налоговых  поступлений в бюджет. Налогообложение - как экономическая  категория  имеет свои пределы, определенные в  соответствии с принципом соразмерности.

 

Сдвиг условной точки в  ту или иную сторону порождает  противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым  властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения  и другие.

 

Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой  достигается оптимальная для  плательщиков и государственной  казны доля валового национального  продукта, перераспределяемого через  бюджетную систему.

 

3) Принцип максимального  учета интересов и возможностей  налогоплательщиков.

 

В соответствии данным принципам  налогообложение должно характеризоваться  определенностью и удобством  для налогоплательщика. Другим проявлением  этого принципа является информированность  налогоплательщика - обо всех изменениях налогового   законодательства.

 

 

Налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а  также простота исчисления уплаты налога  

 

4) Принцип экономичности  (эффективности).

 

Он означает, что суммы  сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его  сбор и обслуживание. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение  установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обоснованно, что доходы от его сборов будут превышать расходы десятикратно.

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН, ЕЕ НЕДОСТАТКИ И  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

2.1. Налоговая система РК

 

В Республике Казахстан обязанность  платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан  говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также  другие обязательные платежи. К «другим  обязательным платежам», которые упоминаются  в статье 35 Конституции Республики Казахстан, относятся в первую очередь: отчисления, взносы, плата и пошлина.

 

Из числа отчислений в  настоящее время в настоящее  время применяются «отчисления  пользователей автомобильных дорог» в Дорожный фонд, которые являются типичным налогом.

 

Термин взносы связан с  платежами в фонды обязательного  страхования.

 

Согласно Конституции  Республики Казахстан государственные  налоги и сборы может устанавливать  только Парламент или в предусмотренных  Конституцией случаях – Президент  Республики. Плату же – в силу неурегулированности этого вопроса  в законодательном порядке –  может устанавливать любой местный  орган.

 

 

1) В  Республике  Казахстан  действуют общегосударственные  налоги, которые являются регулирующими   источниками  государственного  бюджета Республики  Казахстан,  суммы отчислений по ним поступают  в доходы соответствующих бюджетов  в порядке,  определенном в  Законе Республики  Казахстан  о республиканском бюджете на  очередной год, и местные налоги  и сборы, являющиеся доходными  источниками местных бюджетов.

 

2) Налоги,  действующие  на территории Республики Казахстан,  подразделяются на прямые и  косвенные. К косвенным налогам  относятся налог на  добавленную   стоимость и акцизы.  Другие  налоги относятся к прямым  налогам.

 

3) Налоги исчисляются  и уплачиваются в тенге, за  исключением случаев, когда налоговым  законодательством Республики Казахстан  и положениями контрактов на  недропользование, заключенных Компетентным  органом, уполномоченным Правительством  Республики Казахстан, предусмотрена  натуральная форма уплаты, а также,  когда уплата налогов осуществляется  в иностранной валюте в   соответствии  с  таможенным  законодательством Республики Казахстан.

 

   4) Освобождение от  какого-либо налога  или  уменьшение  налоговой ставки, предусмотренной  настоящим Указом, может производиться  в порядке внесения изменений  и дополнений в настоящий Указ,  а также на основании  контракта,  заключенного с Государственным  комитетом Республики Казахстан  по инвестициям в соответствии  с настоящим Указом  и  Законом  Республики  Казахстан "О государственной  поддержке прямых инвестиций".

 

Запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот,  носящих  индивидуальный характер, за исключением  льгот, предоставляемых Государственным  комитетом Республики Казахстан  по инвестициям  в  соответствии  с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке  прямых инвестиций".

 

Построение налоговой  системы в Казахстане зависит  в первую очередь, от того, как, в  конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и ремональными органами. Однако меры социального налогового регулирования  Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в  общую налоговую систему и  строится в зависимости от выбранных  приоритетов политики республики.

2.2. Проблемы налоговой  системы РК

 

Наше молодое суверенное государство делает первые шаги в  фискальной политики. От четкого осознания  того, какой должна быть налоговая  система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая  система должна отвечать следующим  требованиям:

 

0)           Упорядоченность механизма сбора  налогов (что упростит контроль  за своевременностью и полнотой  уплаты налогов);

 

1)            Льготирования конечной продукции,  а не факторов производства (с  предоставлением льгот после  подтверждения наличия практического  эффекта льготируемых величин). Проблема  налоговой реформы тесно связана  с проблемой стимулирования производственных  инвестиций. Такая связь обусловлена  тем, что в рамках налоговой  и кредитной политики формируется  система льгот и других экономических  мер, которые направлены на  стимулирование инвестиций в  производство;

 

2)           Субординация местных и общегосударственных  налогов. (Разграничение сфер общегосударственных  и местных налогов исключительный  произвол в формировании ресурсов  всех уровней административной  иерархии, является гарантом их  самостоятельного самоуправления  развития);

 

3)           Равенство перед законом всех  налогоплательщиков, единообразие  налоговой политики (Достижение  большого единообразия облегчит  удовлетворение других критериев  удачной налоговой политики, оно  способствует упрощению налогов  и в это является вкладом  в их нейтральность);

 

4)           Законодательное право налогоплательщика  на информацию (Система налогообложения  должна показывать населению,  сколько стоят различные мероприятия  государства, которые совершаются  в разных масштабах, с тем  чтобы решение политиков, как  и на что, тратить деньги, подкреплялось  бы готовностью налогоплательщиков  платить за эти практические  действия);

 

5)           Простота налоговой системы (Способ  реального упрощения - значительная  переориентировка налоговой политики  от потребностей относительного  положения каждого отдельного  налогоплательщика в строну широких  и общих правил, которые охватывают  большую часть экономического  поведения и сделок);

 

6)           Нейтральность системы налогообложения  (Совершенно нейтральная налоговая  система оставляет неизменными  все стоимостные или ценовые  отношения имеющиеся на эффективно  действующем частном рынке не  испытывающем влияния со стороны  государства). В 1985 г. профессорами  Р. Холмсом и А. Рабушка из  института Гувера разработан  нейтральный пропорциональный налог,  который является инструментом  достижения нейтральности системы  налогообложения и способствует  формированию гибкой налоговой  системы, которая является действенным  механизмом проведения экономической  политики государства.

 

Разработанная правительством Казахстана система налогообложения, к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается  на развитии предпринимательства, что  значительно сокращает внутренний потребительский рынок.

 

Нечеткость механизма  налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом негативном смысле этого слова), уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству.

 

В этой связи налоговая  система требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к  методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла все необходимые для рыночной экономики функции. Именно, исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи:

Информация о работе Тағамдық бояғыштар