Тағамдық бояғыштар

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:34, реферат

Описание работы

Салық саясаты — мемлекеттің экономикалық саясатының бір бөлігі. Салық негізін, мөлшерлемесін, жеңілдіктерін және шегерімдерін өзгерту жолымен іске асырылады. Салық саясаты экономикаға мемлекеттің араласуы нәтижесінде мемлекеттік бюджетті қалыптастырады және жалпы ұлттық өнімнің (ЖҰӨ) ауқымымен, экономиканың жеке секторларына салық шараларын қолдану дәрежесімен айқындалады. Мәселен, жеңілдіктер мен шегерімдердің болмашы көлемімен ұштастырылатын кең ауқымды салық негізі салық салудың біркелкі мөлшерде болуын қамтамасыз етіп, экономиканың жекеше секторына ресурстарды орналастыру үдерісіне мемлекеттің араласуы ауқымын төмендетеді. Салық саясаты дискрециялық (лауазымды адамның қайсыбір мәселені өз қалауынша шешуі) және бейдискрециялық негіздерге сүйенуі мүмкін.

Работа содержит 1 файл

Салық саясаты.docx

— 59.16 Кб (Скачать)

 

Массовый характер взаимных долгов (неплатежей), усиливающиеся  падение объемов производства, острый дефицит оборотных средств являются не результатом бесхозяйственной деятельности руководителей предприятий, а неизбежным следствием неблагоприятных макроэкономических условий, в том числе и недостатков  налоговой политики. Поэтому нужно  сделать еще достаточно много, чтобы  налоговая политика помогла решить насущные проблемы реформируемой экономики.

 

Цель данной курсовой работы – раскрыть понятие налоговая  система, выявить проблемы налогообложения  РК и пути их решения.

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

1.1                 Понятие налоговой системы

Любое государство может  существовать лишь тогда, когда обладает собственной финансовой базой, проще  говоря, имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функции.

 

 Между тем, деньги  являются продуктом сферы материального  производства к которому государственная  деятельность, будучи по своей  природе разновидностью управленческой  деятельности, не относится. Другими  словами, труд конкретного государственного  служащего, рассматриваемого в  отдельности, как и деятельность  всего государственного аппарата  в целом, имея бесспорно общественно-полезный  характер, не создают того продукта, выразителем стоимости которого  выступают деньги.

 

В силу этого государство  вынуждено искать их где-то на стороне.

 

Добывание государством денег  составляет содержание такого элемента по финансовой деятельности, который  принято именовать "мобилизация  денежных средств, необходимых для  обеспечения функционирования государства  и создание денежных фондов государства".

 

Добывает себе государство  денежные средства различными способами:

 

-                         в одних случаях оно использует  метод, основанный на добровольной  передаче денег от их собственника (владельца) государству, в качестве  классического примера которого  выступают государственные займы  (как внутренние, так и внешние);

 

-                         в других случаях добывание  денег происходит путем  их  принудительного изъятия, где  не менее классическим примерам  выступают налоги.

 

Налоги (в старину их называли «подати»), наряду с военной добычей  и пошлинами, являются, пожалуй, самым  древним способом добывания государством себе денег. Известный дореволюционный  финансист П.П. Гензель по этому  поводу отмечает, что «уже в древнем  мире были прекрасно известны технические  приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания».

 

Современный ученый М.Т. Оспанов  правильно, на мой взгляд, усматривает  в «канонизированной почти на два тысячелетия христианской и  мусульманской религиями достославной десятине» зородышную форму современного налогообложения, отмечая при этом, что в «условиях, когда государство  в совершенном виде еще не существовало и зачаточные формы государственной  организации проявились у одних  народов в виде патриархально  организованных объединений (германские племена), у других управляющихся  олигархиями городов-государств (греческий  мир и Аппенинский полуостров), у третьих теократических династий (Египет и Передний полуостров), об общегосударственных законах здесь говорить не приходится: их вполне заменяли  тогда неписаные, но от этого не менее строгие, законы религиозных общин».

 

Налоги являются основным источником существования государства  и финансирования его деятельности. Для этого государство формирует  свою налоговую систему, которая  включает в себя совокупность налогов  различного вида.

 

При этом по каждому налогу определяются его плательщик, объект налогообложения, ставки, порядок уплаты и льготы. Формируется также налоговая  структура – система специализированных налоговых органов, наделенных мощными  властными полномочиями (особенно в  части осуществления налогового контроля).

 

Главной задачей налоговых  органов является обеспечение полного  и своевременного поступления налоговых  поступлений в бюджет, а также  выполнения других финансовых обязательств перед государством в размерах и  сроки, установленные налоговым  законодательством.

 

 

Налог – установленный  государством (в лице уполномоченного  органа) в одностороннем порядке  и в надлежащей правовой форме  обязательный платеж, производимый налогоплательщиком в определенном порядке и размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которыми обеспечивается мерами государственного принуждения.

 

Налог – это достаточно сложное образование, имеющее определенную внутреннюю структуру, состоящую из элементов:

 

Элементами налога являются:

 

1)     субъект налога;

 

2)     объект налога;

 

3)     норма налога;

 

4)     порядок уплаты  налога;

 

5)     льготы по  налогу.

 

Тип государства, как и  тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции  налогов столь очевидно и столь  откровенно.

 

Приходится констатировать, что, несмотря на многовековую историю  взимания налогов, многочисленные научные  разработки по их поводу (как экономического, так и правового порядка), вопрос о понятии налога продолжает оставаться спорными, а имеющиеся его определения  не лишены, тех или иных недостатков.

 

Так, С.Д. Цыпкин определял  налоги как установленные государством обязательные индивидуально – безвозмездные  денежные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих  материальных предпосылок по заранее  предусмотренным ставкам и в  точно определенные сроки.

 

Еще более лаконичное определение  предлагает Э.Д. Соколова:  «Налог» - это обязательный безвозмездный  платеж (взнос), установленный законодательством  и осуществляемый плательщиком в  определенном размере и в определенный срок».

 

Рассмотрим теперь признаки налога.

 

Существуют юридические  и экономические признаки налога.

 

К юридическим признакам  налога относятся:

 

-  установление налога  государством;

 

-  существование налога, только в правовой форме;

 

- установление налога  надлежащим органам и актам,  подлежащий правовой формы (признак  законности налога);

 

-  принудительный характер  налога;

 

-  налог является обязательным  платежом;

 

-  уплата налога является  юридической обязанностью;

 

-  порождения налогом  стабильных финансовых обязательств;

 

-  правомерность изъятия  денег; 

 

- обеспечение уплаты налога  мерами государственной ответственности;

 

-  наличие государственного  контроля за уплатой налога.

 

К экономическим признакам  налога можно отнести следующие:

 

-  налог выступает в  качестве платежа государству;

 

-  безвозвратность;

 

-  безэквивалентность;

 

-  стабильный характер  налоговых отношений;

 

-  наличие объекта обложения;

 

-  определенность субъекта  налога;

 

-  определенность размера  налога;

 

-  фиксированность сроков  уплаты;

 

-  налог является доходом  государства;

 

-  смена формы собственности  при уплате налога.

 

Субъект налога – это лицо, на котором лежит юридическая  обязанность уплатить налог в  размере, порядке и сроки, предусмотренные  его налоговым обязательством.

 

В юридическом плане субъект  налога выступает налогоплательщиком, который является стороной материального  налогового правоотношения и возникающего на его основе налогового обязательства.

 

Объект налога – это  юридический факт, с помощью  которого юридическое законодательство обуславливает  наличие налогового обязательства.

 

Понятие «объект налога»  тесно связано с понятием «предмет налога».

 

Предмет налога является материальным выражением объекта налога. Так, если объектом налога на транспортным средства является факт обладания плательщиком транспортного средства, то предметом  этого налога выступает само транспортное средство, принадлежащее данному  объекту на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления).

 

С объектом обложения тесно  связанное употребляемое на практике понятие «налоговая база». Налоговая  база – исходная величина, к которой  будет применена ставка налогообложения  с тем, чтобы определить сумму  налога.

 

Понятие «источник налога»  выражает те денежные средства, за счет которых налогоплательщик проплатит  налог.

 

Предмет налогового платежа  означает то, что подлежит передаче государству в процессе уплаты налога (при денежных налогах это какая-то сумма денег, при натуральных  налогах – какие-то материальные ценности, выражаясь юридическим  языком – вещи, определяемые родовыми признаками, обозначаемые в тоннах, кубометрах и т.п.).

 

Единица налогообложения  – это единица измерения предмета налога, с помощью, которой определяется налоговая база (например, в земельном  налоге единицей налогообложения выступает 1 га земельного участка). Там, где применяется  масштаб налога, единица налогообложения  совпадает с единицей масштаба налога (например, в налоге на транспортные средства, где масштабом налога выступает  мощность транспортного средства, выраженная в киловаттах, единицей налогообложения  выступает 1 киловатт).

 

Норма налога – установленная  законом величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа.

 

Норма налога определяет правила  исчисления налога. В большинстве  случаев размер налога является результатом  взаимодействия ставки налогообложения  с единицей налогообложения.

 

Ставка налогообложения  – размер налога на единицу налогообложения.

 

Умножение ставки налогообложения  на количество единиц налогообложения  определит сумму налогового платежа.

 

Метод налогообложения –  порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой  базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Размер налога определяется в твердой фиксированной  сумме, равное для всех налогоплательщиков (равное налогообложение), либо с применением  ставки налогообложения. Равное налогообложение  наиболее отчетливо проявляется  при подушном налоге – со всех налогоплательщиков взимается одинаковая сумма налога. Нечто подобное имеет сейчас место  при уплате предпринимателями индивидуального  налога путем выкупа патента –  стоимость патента (т.е. сумма налога) является одинаковой для всех лиц, занимающихся однородным видом предпринимательской  деятельности. Ставки налогообложения  могут быть:

 

- в твердой денежной  сумме с единицей налогообложения  (например, земельный налог);

 

- процентные, где все налогоплательщики  платят налог в одинаковой  доле от налогооблагаемой базы (например, в размере от 30% от налогооблагаемого  дохода). Таким образом, сама сумма  налога зависит от размера  налогооблагаемой базы, ставка же  остается равной для всех налогоплательщиков;

 

- прогрессивные – ставка.

 

При простой поразрядной  прогрессии налогооблагаемая база разбивается  на определенные разряды, для каждого  из которых устанавливается налог  в виде оклада в абсолютной сумме.

 

Удобством такого метода налогообложения  является простота исчисления суммы  налога – достаточно определиться со своим налоговым разрядом, как  эта сумма будет известна. Неудобством  – скачкообразность размера налога, что приводит к неравномерности  налогообложения.

 

Следует сказать, что этот метод, широко применявшийся в прошлом, в настоящее время не используется.

 

При простой относительной  прогрессии налогооблагаемая база также  разбивается на определенные разряды, но при переходе от низшего разряда  к высшему возрастает ставка налога, выраженная в пропорциональном размере.

 

Такой метод налогообложения  применяется в Казахстане при  расчете размера налога на сверхприбыль недропользователей.

 

Удобством такого метода выступает  относительная простота исчисления суммы налога, неудобством, хотя и  более сглаженная, но остающаяся довольно значительной скачкообразность размера  налога. Так, при возрастании внутренней нормы прибыли с 24 до 25 % (т.е. на 1%) ставка налога возрастает на 6%. При  сложной прогрессии налогооблагаемая база также разбита на определенные базы, при этом ставка налога возрастает от низшего разряда к высшему. Однако  на границах каждого разряда  налога исчисляется отдельно, и общая  сумма налога определяется путем  сложения сумм, исчисленных применительно  к каждому разряду.

 

В Казахстане такой метод  применяется при подоходном налоге с физических лиц. Здесь налогооблагаемая база (т.е. исчисленный налогооблагаемый доход) разбита на 6 разрядов, каждому  из которых соответствует своя ставка, размер которой возрастает от низшего  разряда к высшему. Кроме того, существует регрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой базы. Например, в США в соответствии с законом о налоговой реформе, принятом в 1986 году, доход супружеской пары в размере 149250 долларов в год облагался по ставке 33%, а при доходе более указанной суммы – по ставке 28%. В экономическом смысле регрессивный характер носят косвенные налоги, которые закладываются в цену товара[i].

 

Подчеркивая важность ставки налога, М.Ф. Ивлиева пишет, что «именно  этот элемент налога определяет предел вмешательства государства в  отношении собственности, а точнее – размер отчуждаемой государством для удовлетворения общегосударственных  нужд и потребностей собственности  частного лица или предприятия»[ii].

 

Необходимо подчеркнуть, что значение налогов как основного  источника финансирования государства  не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или государственной  собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими  экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при  его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла  бы быть выражена в деньгах; в силу этого, во-вторых, государство вынуждено  искать деньги на стороне и, проще  говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип  экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться  фискальной функции налогов столь  очевидно и столь откровенно.

Информация о работе Тағамдық бояғыштар