Налоги США
Как и в других
странах, формирование и движение
бюджетных средств занимает центральное
место в реализации экономической
политики американского государства.
Налоги, дающие наиболее
стабильные и крупные поступления,
направляются в федеральный бюджет.
На его долю приходится примерно
70% государственных доходов и
расходов. Структура доходов федерального
бюджета США характеризуется
следующими данными:
подоходный налог с
физических лиц - 41%;
отчисления на социальное
страхование - 34%;
налог на доходы корпораций
- 10%;
акцизные сборы - 3%;
заемные средства - 8%;
прочие доходы, включая
налог на имущество, переходящее
в порядке наследования или дарения
и негосударственные пошлины - 4%.
Как видим, наиболее
крупной статьей дохода является
подоходный налог с физических
лиц. Он взимается по прогрессивной
шкале. Имеется необлагаемый минимум
доходов. В начале 90-х годов
он составлял 2000 долларов в
год. Налогом облагается либо
отдельный человек, либо семья.
В последнем случае суммируются
все виды доходов членов семьи
за год. По подоходному налогу
с физических лиц предоставляются
налоговые льготы: чистый доход
уменьшается на необлагаемый
минимум, взносы в благотворительные
фонды, налоги, уплачиваемые властям
штата, местные налоги, проценты,
полученные от ценных бумаг
правительства штатов и местных
органов управления, суммы алиментов,
расходы на медицинское обслуживание
(в размерах, не превышающих 15%
облагаемой суммы). В результате
перечисленных вычетов образуется
налогооблагаемый доход граждан
США. До 1986 г. в США действовало
14 ставок подоходного налога, величина
которых варьировалась с 11 до
50%.
Второй по величине
статьей доходов федерального
бюджета США являются отчисления
на социальное страхование от
фонда зарплаты. Они уплачиваются
как работодателем, так и наемным
работником. В отличие от других
европейских стран (в том числе
и России), где основную часть
данного взноса делает работодатель,
в США он делится пополам,
между работодателем и работником.
Ставка отчислений меняется ежегодно
при формировании бюджета. В
начале 90-х годов общая ставка
была равна 15,02% фонда зарплаты.
Работодатель и работник вносили
по 7,51%. При этом облагается не
весь фонд зарплаты, а только
первые 48,6 тыс. долларов в год
в расчете на каждого занятого.
Налог на доходы
от корпораций занимает третье
место в доходах федерального
бюджета США. Основная налоговая
ставка - 34% дохода корпораций. Имеют
прогрессивный характер: за первые
50 тысяч долларов налогооблагаемого
дохода взимается 15%, за следующие
25 тысяч долларов - 25%. Налог на
оставшуюся сумму равен 34%. Такой
подход к налогообложению имеет
большое значение для средних
и малых предприятий.
По налогу на
доходы корпораций предоставляются
налоговые льготы. Из числа дохода
корпораций вычитаются: штатные
и местные налоги на доходы,
100% дивидендов от дочерних компаний,
находящихся в полной собственности
корпораций, проценты по ценным
бумагам местных властей и
штатов, взносы в благотворительные
фонды, ускоренная амортизация,
льготы на инвестиции и научно-исследовательские
работы, налоговые скидки на использование
альтернативных источников энергии
(солнечная энергия или энергия
ветра и др.). В то же время,
в некоторых случаях взимается
налог на сверхприбыль. В начале
80-х годов был введен налог
на сверхприбыль от нефти в
связи со снятием контроля
за внутренними ценами на нефть.
Федеральные акцизные
сборы занимают скромное место
в доходах федерального бюджета:
всего 3%. Акцизные сборы установлены
на алкогольные и табачные
изделия, 10% бензин, дорогие автомобили,
меха, драгоценности, личные самолеты
и др. Кроме того, в США акцизные
сборы установлены на дороги
и воздушные перевозки.
Налоги штатов и местные
налоги
Штаты имеют свою,
отдельную от федеральной, налоговую
систему. Они взимают подоходный
налог с корпораций и граждан.
Взимать доходы с корпораций,
штаты имеют право только тогда,
когда корпорация имеет на
его территории строения или
служащих. Однако, корпорация может
не иметь здесь ни того, ни
другого, но торговать на территории
штата и получать прибыль, особенно
при широком распространении
торговли по каталогам. В настоящее
время ставится вопрос о налогообложении
компаний и в этом случае. Наиболее
высокие ставки на доходы корпораций
в Айове - 12%. Коннектикуте - 11,5%, Колумбии
- 10,25%. Значительно ниже ставки
в штатах Юта - 5%, Миссисипи
- от 3% до 5%. Ставки подоходного налога
с физических лиц в штатах
колеблются от 2 до 12%.
Одним из основных
источников доходов штатов, которым
они делятся с городами, является
налог с продаж, косвенный налог
на потребление, схожий с налогом
на добавленную стоимость. Обычно
им не облагаются продовольственные
товары за исключением продукции
ресторанов. В 1993-1994 гг. налог с
продаж применялся в 44 из 50 штатов
США. Он отсутствует в Аляске,
Дэлавере, Нью-Джерси и др. Ставки
налога колеблются, так как устанавливаются
самими штатами. Наиболее низкая
ставка в Колорадо, Вайоминге
- 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане
и др. - 4%. В Калифорнии -7,5%, Иллинойсе
- 8%, в Нью-Йорке - 8,25%. Налог с
продаж распределяется между
штатами и городами.
Некоторые штаты
США, например, Калифорния взимает
налог на деловую активность.
Налог включает в себя два
элемента: налогообложение общего
годового оборота предприятия,
обычно в пределах от 1 до 2,5% его
величины, а также налог на
зарплату.
Города штатов США
имеют свои источники налогов.
Главный из них - налог на
имущество. В Нью-Йорке этот
налог обеспечивает 40% доходов его
бюджета. При этом собственность
. облагается налогом по дифференцированным
ставкам. Собственник квартиры
платит меньше, чем владелец дома,
сдаваемого внаем. В г. Уинтон
штата Иллинойс этот налог
установлен в размере 6,75% стоимости
имущества. Это высокий уровень.
В облагаемую стоимость имущества
входят земля и строения. В
среднем налог на имущество
в США составляет 1,4% его стоимости.
Другие налоги в
городах США представлены налогом
на гостиничное обслуживание, налогом
на коммунальные услуги (% от платы),
налогом на сделки при продаже
и покупке недвижимости, налогом
на транспортные средства, экологическими
налогами.
Налоговая система Японии
Налоговая система
Японии имеет некоторые особенности
и отличается от налоговых
систем европейских стран и
США. В Японии существуют 2 типа
налогов: государственные и местные.
Одна из особенностей
налоговой системы Японии состоит
в том, что 64% всех налоговых
поступлений образуется за счет
государственных налогов. Остальные
- за счет местных налогов. Значительная
часть государственных налоговых
средств перераспределяется через
государственный бюджет Японии
в местные бюджеты. В стране
47 префектур, объединяющих 3045 городов,
поселков, районов, каждый из которых
имеет свой бюджет. В результате
перераспределения налоговых доходов,
64% финансовых ресурсов расходуются
как местные средства, а остальные
обеспечивают осуществление государством
общенациональных функций.
Вторая особенность
налоговой системы Японии в
том, что доходная часть бюджета
страны и бюджета префектур
строятся не только на налогах.
По сравнению с другими странами
в Японии высока доля неналоговых
поступлений в бюджеты. В государственном
бюджете неналоговые поступления
составляют 16%, в местных бюджетах - до
25% доходов. Неналоговые доходы представлены
арендной платой, доходами от продажи
земельных участков и другой муниципальной
недвижимости, пени, штрафами, доходами
от продажи облигаций, от лотерей и займов.
Третья особенность
налоговой системы Японии - множественность
налогов. Налоги имеют право
взимать каждый орган территориального
управления. Но все налоги страны
зафиксированы в законодательных
актах. Закон о местных налогах
определяет их виды, предельные
ставки. Остальные нормы налогообложения
регулируются местными парламентами.
Всего в Японии
25 государственных и 30 местных
налогов. Их можно подразделить
на три крупные группы: прямые
подоходные налоги с физических
и юридических лиц, прямые налоги
на имущество, прямые и косвенные
потребительские налоги.
Самый высокий доход
государству приносит подоходный
налог с юридических и физических
лиц. Он превышает 55% всех поступлений.
Предприятия и организации уплачивают
с прибыли: государственный подоходный
налог - 33,48%, префектурный подоходный
налог - 5%, государственного, что
дает ставку 1,67% прибыли, городской,
поселковый подоходный налог
- в размере 12,3% государственного,
или - 4,12% прибыли. Кроме того, прибыль
служит источником выплаты налога
на предпринимательскую деятельность,
поступающего в распоряжение
префектуры (приблизительно 1% прибыли
предприятий). В итоге
в доход бюджета изымается
около 40% прибыли юридических
лиц.
Физические лица
уплачивают подоходный налог
по прогрессивной шкале, имеющей
5 ставок: 10%, 20%, 30%, 40% и 50% их дохода.
Кроме того взимается подоходный
префектурный налог по трем
ставкам: 5%, 10% и 15% дохода физических
лиц. По подоходному налогу
с физических лиц предоставляется
ряд льгот. Существует довольно
значительный необлагаемый минимум,
который учитывает семейное положение
человека, от уплаты налога освобождаются
средства, затраченные на лечение,
дополнительные налоговые льготы
имеют многосемейные граждане. В
результате у среднеоплачиваемого
человека может освобождаться
от уплаты налога более 30% его
доходов.
Налог на имущество
в Японии в отличие от России
и физические и юридические
лица вносят по одной ставке.
Обычно это 1,4% стоимости имущества.
Переоценка его проводится один
раз в три года. В объем налогообложения
входит все недвижимое имущество,
земля, ценные бумаги.
Среди потребительских
налогов Японии основным является
налог с продаж, взимаемый по
ставке 3%. В середине 90-х годов
ведется обсуждение о повышении
его до 5%. Существенные доходы
приносят налоги на владение.
автомобилями, акцизы на спиртное,
табак, бензин и т.д.
1. Понятие налоговой системы
и ее организация
1.1. Понятие налоговой
системы
1.2. Принципы организации
налоговой системы
2. Налоговая система РК,
ее недостатки и пути совершенствования
2.1. Налоговая
система РК
2.2. Проблемы
налоговой системы РК
2.3.Пути совершенствования
системы налогообложения РК
Заключение
Список литературы
Введение
Налоговая система - болевая
точка реформируемой экономики.
Она является важнейшей составной
условий экономического развития Казахстана.
В наши дни налоги должны стать
частью комплексных системных реформ,
направленных на решение основных задач,
стоящих перед обществом.
Формируя основы налоговой
политики, правительство РК столкнулось
с необходимостью разрешения чрезвычайно
сложной проблемы. Сущность ее в
том, что одновременно нужно учитывать
множество обстоятельств и факторов:
налоговая политика должна гарантированно
обеспечить доходную часть государственного
и местного бюджетов; ставки отчислений
должны быть минимальными, чтобы стимулировать
развитие экономики; механизм налогообложения
должен быть максимально прост, надо
чтобы платить налоги стало психологически
предпочтительней.
Недостатки налоговой
системы, перед принятием нового
налогового законодательства, лежат
на поверхности. Это и слишком
большое количество налогов, и чрезмерные
ставки, и, как следствие, непременно
высокая доля налоговых платежей
из общей суммы доходов хозяйствующих
субъектов, которые из-за этого вынуждены
искать пути выхода из-под налогового
пресса. Наиболее привлекательной представляется
сфера коммерции, где значительно
шире возможности для быстрого оборачивания
средств. Но и здесь в нестабильных
финансово-кредитных условиях, налоги
настолько повышают вероятность
банкротства, что выталкивают предпринимателей
в теневую сферу. Таким образом,
налоговая система лежит в
основе интенсивного наращения теневых
операций. В результате, так называемые
“недоборы” планируемых поступлений
в бюджет имеют не только криминальную
основу, но и являются результатом
естественной самозащиты хозяйствующих
субъектов от налогового давления.
Руководители любого предприятия и
предприниматели поставлены перед
выбором: либо они платят все налоги
и обрекают себя на банкротство, либо
прячут все, что могут, и продолжают
жить. Ясно, что предпочтение отдается
другому.
В теневых операциях взаимоотношения
между их участниками, особенно в
конфликтных ситуациях, осуществляются
незаконными методами, что является
питательной средой для развития
организованной преступности. Принципиальными
недостатками налоговой системы
стало включение целого ряда отчислений
и обязательных платежей в фонды
преобразования экономики, занятости,
развития транспортного, социального
страхования, в себестоимость и
цены готовой продукции. Создается
база для непрерывного спиралеобразного
роста цен за счет постоянного
увеличения себестоимости товара.