Каталитический крекинг нефтепродуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа выполнена на тему: «Каталитический крекинг нефтепродуктов».
В работе приведены сведения о технологическом процессе каталитического крекинга нефтепродуктов. Приведен Гост 000000 по стандартизации сырья и конечного товарного продукта .
Рассмотрена общая характеристика процесса каталитического крекинга нефтепродуктов.
Представлено описание технологической схемы. Выполнен материальный расчет .Представлено подробное описание нефтепродуктов, технические показатели, катализаторы крекинга, а также факторы влияющие на процесс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
История открытия …………………………………………………………….6
Переработка нефти…………………………..……………………………….15
2.1 Первичная переработка нефти.............................................................16
2.2 Вторичная переработка нефти ………………………………..……..17
3 . Каталитический крекинг ………………………………………………….....18
3.1 Значение и назначение процесса …………………………………...….18
3.2 Сырье каталитического крекинга ……………………………………..20
3.3 Облагораживание сырья каталитического крекинг…………………..23
3.4 Катализаторы крекинга …………………………...…………….26
3.5 Технологический процесс …………………………………………..…28
3.5.1 Реактор….…………………………………………………..…..32
3.5.2 Катализатор ……………..………………………………...…...33
3.5.3 Регенератор …………………………………………………….34
3.5.4 Ректификационная колонна крекинга ………………………..35
3.5.5 Выходы продуктов крекинга…………………………………. 37
3.5.6 Параметры процесса …………………………………………...39 4 Воздействие нефтеперерабатывающих предприятий на окружающую среду
……………………………………………..…………………………………...…41
4.1 Влияние нефтеперерабатывающих предприятий на атмосферу…..41
4.2 Установки каталитического крекинга как загрязнители атмосферы……………………………………………………………………..…41
4.3 Последствия воздействия нефтеперерабатывающих предприятий на атмосферу………………………………………………………………………...45
4.4 Воздействие сточных вод нефтеперерабатывающих предприятий на гидросферу……………………………………………………………………….45
4.5 Загрязнение литосферы нефтеперерабатывающими предприятиями
……………………………………………………………………………...48
5. Материальный баланс………………………………………………………...50
6 Стандартизация………………………………………………………...………54
Заключение……………………………………………………………....63
Библиографический список…………………………………………….64

Работа содержит 1 файл

rrrrrr.doc

— 990.00 Кб (Скачать)

4        32

X = 0,32 кг.

5 Определяем  суммарное количество кислорода,  необходимое для сжигания кокса:

Х-2,56 + 0,32 =2,88 кг,

6   . Количество О2 с 50 % избытком:

Х = 2,88- 1,5 =4,32 кг.

7  . Количество воздуха для регенерации:

Х = 4,32- 100/21 =20,57 кг.

8   .  Находимое количество азота, приходящее с воздухом:

Х = 4,32-79/21 = 16,25 кг.

9 .  Количество O2s уходящее с дымящими газами:

Х = 4,32-2,88 =1,44 кг.

10. Количество воды, полученное при сжигании кокса:

0,04  х

2 + О2 2О;

4    36

X = 0,36 кг.

11  . Находим количество СО2 при сжигании:

0,96 х

С + О2 СО2;

12   44

X = 3,54 кг.

Материальный  баланс регенератора представлен в таблице 8 

Приход Расход
наименование количество, кг наименование количество, кг
Катализатор 34 Катализатор (регенерир) 33,66
Кокс  на катализаторе в том числе:

а)С 

б)Н

1,00 
 
 

0,96

0,04

Кокс на катализаторе СО2

  Н2О

N2

о2

 
0,285

3,54

0,36

16,25

1,44

Воздух:

а)О2

  6)N2

20,57

4,32

16,25

Потери 0,34
Итого: 56 Итого: 56

 

Таблица 9 - Материальный баланс регенератора 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6 Стандартизация 

     6.1 ГОСТ 9965-76 Нефть для нефтеперерабатывающих  предприятий

     Настоящий стандарт распространяется на нефть, поставляемую нефтеперерабатывающим предприятиям и предназначенную для переработки. Стандарт не распространяется на нефти, уникальные по физико-химическому составу (приложение) .

     6.1.1 Технические требования

      
          В зависимости от степени подготовки устанавливаются I, II и III группы нефти. По показателям степени подготовки нефть должна соответствовать нормам, указанным в таблице.  
 

Наименование  показателя Норма для группы Метод испытания
I II III
1. Концентрация  хлористых солей, мг/дм3, не более 100 300 900 По ГОСТ 21534
2. Массовая  доля воды, %, не более 0,5 1,0 1,0 По ГОСТ 2477
3. Массовая  доля механических примесей, %, не  более 0,05 По ГОСТ 6370 и  по п. 3.2 настоящего стандарта
4. Давление  насыщенных паров, кПа(мм рт. ст.), не более 66,7 
(500)
По ГОСТ 1756

      
          Таблица 10-Технические требование к нефти для промышленных предприятий.

      
           В зависимости от массовой доли серы нефти подразделяют на три класса:  
           1 . малосернистые (до 0,60 %);

           2 . сернистые(от 0,61 до 1,80 %);

           3. высокосернистые (более 1,80 %). В зависимости от плотности при 20 °С каждый класс нефти подразделяют на три типа:

           1. легкие (до 850 кг/м3);

           2 - средние (от 851 до 885 кг/м3);

          3 - тяжелые (более 885 кг/м3).  

     6.1.2 Правила приемки

      
          Нефть принимают партиями. Партией считают любое количество однородной по показателям качества нефти, сопровождаемое одним документом о качестве. Объем выборки - по ГОСТ 2517.  
При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания удвоенного количества пробы. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.   
 

     6.1.3 Требования безопасности

      
          Нефть является жидким горючим продуктом с температурой вспышки ниже 0 °С и температурой самовоспламенения выше 500 °С. Предельно допустимая концентрация нефтяных паров в воздушной среде производственных помещений 300 мг/м3. При работе с нефтью следует применять индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. При загорании небольших количеств разлитой нефти необходимо применять песок, кошму, пенные огнетушители; при развившихся пожарах необходимо применять воду от лафетных стволов, химическую и механическую пену.
 

     6.2 ГОСТ 1012-72 

     Настоящий стандарт распространяется на авиационные  бензины прямой перегонки, каталитического  крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя.  
        Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.  Добавляемые в авиационные бензины высококачественные компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической документации.  Авиационные бензины должны выпускаться следующих марок: авиационный бензин Б-95/130,  авиационный бензин Б-91/115.  

     По  физико-химическим показателям авиационные  бензины должны соответствовать  требованиям и нормам, указанным в табл. 6. 

Наименование  показателя      Норма для марки Метод испытания
     Б 95/130      Б 91/115
     ОКП 02 5111 
0201
     ОКП 02 5111 
0301
     1. Содержание тетраэтилсвинца в  г на 1 кг бензина, не более       3,1      2,5      По  ГОСТ 13210 или по ГОСТ 28782-90 и по п. 2.4 или п. 2.7 настоящего стандарта 
     2. Детонационная стойкость:                            
     октановое число по моторному методу, не менее       95      91      По  ГОСТ 511
     сортность на богатой смеси, не менее       130      115      По  ГОСТ 3338
     3. Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее       42947.103 (10250)      По  НТД 
     4. Фракционный состав:                        По  ГОСТ 2177
     температура начала перегонки, °С, не ниже      40         
     10 % перегоняется при температуре,  °С, не выше       82         
     50 % перегоняется при температуре,  °С, не выше       105         
     90 % перегоняется при температуре,  °С, не выше       145         
     97,5 % перегоняется при температуре,  °С, не выше       180         
     остаток, %, не более       1,5         
     5. Давление насыщенных паров, Па (мм рт. ст.), не менее       33325(250)      29326(220)      По  ГОСТ 1756 или по ГОСТ 28781
     не  более       45422(340)      47988(360)         
     6. Кислотность в мг/КОН на 100 см  3 бензина, не более      0,3      По  ГОСТ 5985 или ГОСТ 11362
     7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше      -60      По  ГОСТ 5066 (1 метод - без обезвоживания  бензина)
     8. Йодное число в г йода на 100 г бензина, не более       6,0      2,0      По  ГОСТ 2070
     9. Массовая доля ароматических  углеводородов, %, не более       35      По  ГОСТ 6994
     10. Массовая концентрация фактических  смол в мг на 100 см 3 бензина, не более      4      3      По  ГОСТ 1567 или ГОСТ 8489 и п. 2.5 настоящего стандарта
     11. Массовая доля серы, %, не более       0,03      По  ГОСТ 19121
     12. Испытание на медной пластинке       Выдерживает      По  ГОСТ 6321
     13. Содержание водорастворимых кислот  и щелочей       Отсутствие       По  ГОСТ 6307
     14. Содержание механических примесей  и воды       Отсутствие       По  п. 2.6
     15. Прозрачность       Прозрачный       По  п. 2.6
     16. Цвет       Желтый       Зеленый      По  п. 2.6
     17. Массовая доля параоксидифениламина, %      0,002-0,005      По  ГОСТ 7423
     18. Период стабильности, ч, не менее       12      По  ГОСТ 6667
     19. Плотность при 20 °С, кг/м 3      Определение обязательно      По  ГОСТ 3900

 

     Таблица 11 - Технические требования к авиационным бензинам 

           6.2.1 Требования безопасности        

     Авиационный бензин до этилирования и окрашивания  представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся  горючую жидкость, взрывоопасная  концентрация его паров в смеси  с воздухом составляет 6 %, предельно  допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м 3 (определяется на аппарате УГ-2, в пересчете на углерод).

     Температура самовоспламенения авиационных  бензинов всех марок от 380 до 475 °С, температура  вспышки от минус 34 до минус 38 °С, область  воспламенения 0,98-5,48 % (по объему); температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38 °С, верхний - от минус 10 до плюс 5 °С.

     В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается  обращение с открытым огнем, искусственное  освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.         

     При разливе бензина необходимо собрать  его в отдельную тару, место  разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с  последующим его удалением.  
        При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар.

     Авиационные бензины раздражают слизистую оболочку и кожу человека.    При работе с авиационными бензинами применимы индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС. Оборудование и аппараты, процессы слива и налива с целью исключения попадания паров бензина в воздушную среду и рабочего помещения должны быть герметизированы. Помещения, в которых проводятся работы с авиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией.

     При отборе проб, проведении анализа и  обращения в процессе товарно-транспортных и производственных операций с авиационными бензинами необходимо соблюдать  общие правила техники безопасности, утвержденные Госгортехнадзором и Президиумом ЦК профсоюза нефтяной, химической и газовой промышленности.  Бензиновые емкости должны быть защищены от статического электричества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Увеличение  объема производства нефтепродуктов, расширение их ассортимента и улучшение качества — основные задачи, поставленные перед нефтеперерабатывающей промышленностью в настоящее время. Решение этих задач в условиях, когда непрерывно возрастает доля переработки сернистых и высокосернистых, а за последние годы и высокопарафинистых нефтей, потребовало изменения технологии переработки нефти. Большое значение приобрели вторичные и, особенно, каталитические процессы. Производство топлив, отвечающих современным требованиям, невозможно без применения таких процессов, как каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидроочистка, алкилирование и изомеризация, а в некоторых случаях — гидрокрекинг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список 

     1. Мановян А. К. Технология переработки природных энергоносителей. - Москва: Химия, КолосС, 2004. - 456 с.

     2. Ахметов С.А. Технология и оборудование процессов переработки нефти и газаС-Пб, Недра, 2006г, 868 с.

     3.Магарил Р.З. Теоретические основы химических процессов переработки нефти: Учебное пособие для вузов. - Л.: Химия, 1985, 280с.

     4. Гуревич И.Л. Технология переработки нефти и газа, Ч.1. - М.: Химия, 1972г. - 352 с.

     5. Черножуков Н.И. Технология переработки нефти и газа. Ч.3. - М.: Химия, 1978. - 424с

     6. Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа. Уфа, Гилем, 2002.

     7.В. М. Капустин,С. Г. Кукес,Р. Г. Бертолусини.Нефтеперерабатываю-щая промышленность США и бывшего СССР. М., Химия, 1995.

     8. Смидович Е. В. Технология переработки нефти и газа. Крекинг нефтяного сырья и переработка углеводородных газов (ч. 2). М., Химия, 1980


Информация о работе Каталитический крекинг нефтепродуктов