Расчет автомобильного двигателя ЗМЗ-406

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, для двигателей устанавливаемых на грузовые автомобили существуют следующие основные тенденции оптимизации конструкции и показателей направленных на :
снижение потребления горюче-смазочных материалов;
увеличение мотто-ресурса;
удобство эксплуатации, простоту и удобство технического обслуживания;
снижение себестоимости двигателя;
снижение выброса вредных веществ;
снижение уровня шума;
быструю приспособляемость к работе на переменных режимах в зависимости от условий эксплуатации;
улучшение технико-экономических показателей систем обслуживающих двигатель;
оптимизация массогабаритных показателей двигателя путем увеличения удельных мощностей и применения материалопоглощающих технологий.

Содержание

Задание на курсовой проект……………………………………………..………2
Введение………………………………………………………………………..…4
1 Выбор исходных данных ……………………………………………..……….5
2 Тепловой расчет рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания ………..7
2.1 Расчет процесса газообмена ………………………………………….7
2.2 Расчет процесса сжатия ………………………………………………8
2.3 Определение состава, количество и физико-технических характеристик рабочей смеси и продуктов сгорания …………………………8
2.4 Процесс сгорания ……………………………………………………10
2.5 Процесс расширения ………………………………………………...12
2.6 Определение показателей рабочего цикла двигателя ……………..12
2.7 Определение геометрических размеров цилиндра и кривошипно-шатунной группы двигателя …………………………………………………...14
2.8 Построение индикаторной диаграммы …………………………….15
2.9 Построение внешней скоростной характеристики ………………………19
3 Кинематика и динамика КШМ ………………………………...…………….24
3.1 Общие положения и исходные данные к расчету кинематики и динамических сил кривошипно-шатунного механизма двигателя …………24
3.2 Расчет кинематических параметров кривошипно-шатунного механизма ……………………………………………………………………….26
3.3 Силы давления газов ………………………………………………...29
3.4 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма ……29
3.5 Удельные суммарные силы …………………………………………31
3.6 Определение суммарного крутящего момента на коленчатом валу двигателя ………………………………………………………………………..32
3.7 Силы действующие на шатунную шейку коленчатого вала ……...33
3.8 Силы, действующие на колено вала ………………………………..34
4 Расчет узлов и элементов двигателя ……………………………………..….39
4.1 Расчет поршневой группы …………………………………………..39
4.1.1 Расчёт поршня …………………………………………………...40
4.1.2 Расчет поршневых колец ………………………………………..44
4.1.3 Поршневой палец ………………………………………………..47
4.2 Расчет шатунной группы ……………………………………………49
4.2.1 Расчет поршневой головки шатуна …………………………….50
4.2.2 Расчет стержня шатуна ………………………………………….54
4.2.3 Расчет кривошипной головки шатуна ………………………………………58
4.2.4 Расчёт шатунного болта …………………………………………60
5 Подбор основных конструктивных соотношений размеров элементов коленчатого вола ……………………………………………………………….63
6 Список используемой литературы …………………………………...……...64

Работа содержит 7 файлов

Спецификация.spw

— 36.80 Кб (Скачать)

Фрагмент.frw

— 38.18 Кб (Скачать)

ЗМЗ 406,2.cdw

— 230.07 Кб (Скачать)

Индикаторная диаграмма.cdw

— 143.46 Кб (Скачать)

Поясниловка1..doc

— 1.93 Мб (Скачать)

ТК - температура кольца, стенок цилиндра в рабочем состоянии и начальная температура То =293 К, при водяном охлаждении Тц = 388, Тк = 493 К,

 

 

4.1.3 Поршневой палец

 

Необходимые данные для расчета приведены в таблице 12. Материал поршневого пальца – Сталь 15Х, Е=2*105 МПа.

        Расчетная сила (МН), действующая на поршневой палец;

 

                                        (136)

где

Pzmax -максимальное давление газов на номинальном режиме, МПа;

k  = 0,76 - 0,86 – коэффициент учитывающий массу поршневого пальца;

Pj = сила инерции поршневой группы, МН.

 

Сила инерции  поршневой группы;

 

                                (137)

 

Исходя из полученных результатов получим;

 

 

         Удельное давление пальца на втулку поршневой головки шатуна, (МПа);

 

                                           (138)

где

dп - наружный диаметр пальца, м;

lш - длинна опорной поверхности пальца в головки шатуна, м.

 

 

         Удельное давление плавающего пальца на бобышки, МПа;

 

                                            (139)

где

lп - общая длинна пальца, м;

b - расстояние между торцами бобышек, м;

(lп - b) - длинна опорной поверхности пальца в бобышках, м.

 

       

Для современных  автомобильных и тракторных двигателей qш = 20…60 и qБ=15…50 МПа. Нижние пределы относятся к тракторным двигателям.

         Напряжение изгиба в среднем сечении пальца (МПа) при условии распределения нагрузки по длине пальца согласно эпюре, приведенной на рис 4.

 

 

Рис. 6. Расчетная схема поршневого пальца:

а - распределение  нагрузки; б - эпюры напряжений.

 

                                         (140)

 

где

α = dв/dп – отношение внутреннего диаметра пальца к наружному.

 

 

Для автомобильных и тракторных двигателей [σиз] = 100-250 МПа.

         Касательные напряжения (МПа) от среза пальца в сечениях, расположенных между бобышками и головкой шатуна:

 

                                    (141)

                     

         Для автомобильных и тракторных двигателей [τ] - 60-250 МПа.

         В следствии, неравномерного распределения сил, приложенных к пальцу, при работе двигателя происходит деформация сечения пальца (овализации). Возникающие при этом напряжения имеют различные значения по длине пальца и его сечению.

Максимальная овализация пальца (наибольшее увеличение горизонтального диаметра) наблюдается в его средней части, наиболее напряженной части.

 

                    (142)

 

где

Е - модуль упругости материала пальца (для стали Еп = 2,0*105 МПа ).

 

 

Значение не должно быть больше 0,02-0,05 мм.

 

4.2 Расчет шатунной группы

 

         Конструкция шатунов, применяемых в автомобильных и тракторных двигателях, разнообразна и зависит в основном от типа двигателя и расположения цилиндров. Расчетными элементами шатунной группы являются: поршневая и кривошипная головка, стержень шатуна и шатунные болты.

         При работе двигателя шатун подвергается воздействию знакопеременных газовых и инерционных сил, а в отдельных случаях эти силы создают ударные нагрузки. Поэтому шатуны изготавливают из углеродистых или легированных сталей, обладающих высоким сопротивлением усталости. Шатуны современных карбюраторных двигателей изготавливают из стали 40, 45, 45Г2.

Для повышения усталостной прочности шатуны после штамповки подвергают механической и термической обработки – полированию обдувки дробью, нормализации, закалке и отпуску.

 

         4.2.1 Расчет поршневой головки шатуна

 

         Значения основных конструктивных параметров поршневой головки шатуна приведены в таблицу 13.

 

Таблица 13 - основных параметров поршневой головки шатуна

 

Величины

Карбюраторный

двигатель

Значение

мм

Внутренний диаметр  поршневой головки d:

со втулкой

1,2*dп

31,24

Наружной диаметр головки dг

1,5*dп

39,06

Длинна поршневой головки  шатуна lш.

заклепанный палец

 

0,28D

29,76

Минимальная радиальная толщина стенки головки hг.

0,22dп

5,2

Радиальная толщина стенки втулки Sв

0,67*dп

2,08


 

 

Рис. 7. Расчетная схема шатунной группы

 

         Материал шатуна углеродистая сталь 45Г2; Еш = 2,2*105 МПа; αг = 1*10-5 1/К. Материал втулки - бронза; Ев = 1,15*105 МПа, αв = 1,6*10-51/К.

         По табл. 43 и 45 (Колчин, Демидов "Расчет автомобильных и тракторных двигателей") для стали 45Г2: предел прочности σв - 800 МПа; пределы усталости при изгибе σ-1 = 350 МПа и растяжении-сжатии σ-1р = 210 МПа; предел текучести σт = 420 МПа; коэффициенты приведения цикла при изгибе ασ = 0,17 и при растяжении-сжатии ασ = 0,12.

Напряжение  от запрессовки бронзовой втулки;

Суммарный натяг;

 

                                               (143)

 

где            

Δ = 0,04 мм - натяг посадки бронзовой втулки;

Δt – температурный натяг, мм;

 

Температурный натяг, мм;

 

                                          (144)

где

d – внутренний диаметр головки, мм;

αВ = 1,6*10-5– термический коэффициент расширения бронзовой втулки;

αг = 1,0*10-5 – термический коэффициент расширения стальной головки;

ΔТ = 100 – 120 К  – средняя температура подогрева  головки и втулки при работе двигателя.

 

 

Тогда температурный  суммарный натяг составит;

 

 

         Удельное давление на поверхности соприкосновения втулки с головкой, (МПа);

 

             (145)

 

где

dг – наружный диаметр головки, мм;

dП – внутренний диаметр втулки, мм;

μ = 0,3 – коэффициент  Пуассона;

Еш = 2,2*105 – модуль упругости стального шатуна, МПа;

ЕВ = 1,15*105 – модуль упругости бронзовой втулки, МПа.

 

      

Рис. 8. Распределение нагрузок на поршневую головку шатуна:

а – при растяжении; б – при сжатии.

        Максимальная сила, растягивающая головку на режиме n = nN;

 

                                          (149)

где

ω – угловая  скорость коленчатого вала, рад/с.

 

                                                 (150)

где

nN – частота вращения коленчатого вала, об/мин.

 

 

Тогда максимальная сила, растягивающая головку на режиме n = nN;

 

 

Сечение I-I стенок поршневой головки воспринимает только разрывающее напряжение при движении поршня от НМТ к ВМТ, вызываемые силой Рj, т.к. при движении поршня от НМТ к ВМТ все нагрузки, передающиеся через палец, воспринимает нижняя половина внутренней поверхности поршневой головки, тогда:

 

                                     (151)

 

Сечение А-А  нагружается суммарной сил: Рсжr+Pj от газовых и инерционных сил, а также запрессованной втулки, вызывающих максимальные напряжения сжатия на наружной поверхности головки (см рис. 4):

 

                                             (152)

где

                            (153)

 

 

Максимальные  напряжения σmax и σmax c учетом целостного характера расширения в опасных сечениях могут достигать 100…150 МПа.

 

4.2.2 Расчет стержня  шатуна

 

        Основными конструктивными параметрами  стержня шатуна кроме длины Lш = R/λ являются размеры его среднего сечения В – В. Значение этих параметров для отечественных автомобилей и тракторных двигателей приведены в табл. 14.

 

 

 

Таблица 14.

 

Размеры сечения шатуна

Карбюраторный

двигатель

Значение

(мм)

hшmin

0,55*dг

19,53

hш

1,3*hшmin

25,39

bш

0,55*lш

12,69

аш=tш

(2,5-4,0)

аш=3,2; tш=3,5


 

         Стержень шатуна рассчитывают на усталостную прочность в среднем сечении В - В от действия знакопеременных суммарных сил, возникающих при работе двигателя на режимах n = nN или n = nM. Обычно расчет ведется для режима максимальной мощность. Запас прочности сечения определяется в плоскости качания шатуна и в перпендикулярной плоскости. Условием равнопрочности стержня шатуна в обеих плоскостях является nx = ny.

Материал шатуна Сталь 45Г2.

Площадь и моменты  инерции расчетного сечении В – В:

 

                           (154)

 

где

hШ – ширина стержня шатуна, м;

tШ – толщина ребра шатуна, м;

bШ – ширина ребра шатуна, м;

аШ – толщина стенки шатуна, м.

 

 

Момент инерции  сечения В – В относительно оси х – х, перпендикулярной плоскости  качения шатуна, м4;

 

                             (155)

 

                                        

                             (156)

 

 

         Максимальные напряжения от сжимающей силы;

в плоскости  качения шатуна

 

                                         (157)

где

КX – коэффициент, учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости, качения шатуна;

РСЖ – сила, сжимающая шатун, МПа.

 

Коэффициент, учитывающий  влияние продольного изгиба шатуна в плоскости, качения шатуна;

 

                                       (158)

где

LШ – длина шатуна, мм;

σе – предел упругости материала шатуна, МПа.

 

 

Сила, сжимающая  шатун, достигает максимального  значения в начале рабочего хода при P и определяется по результатам динамического расчета или по формуле;

 

         (159)

 

Тогда Максимальные напряжения от сжимающей силы; в плоскости качения шатуна

 

                         

         в плоскости, перпендикулярной плоскости качения шатуна:

 

                                                (160)

где

KY – коэффициент, учитывающий влияние продольного изгиба шатуна, в плоскости, перпендикулярной плоскости качения шатуна.

Коэффициент, учитывающий  влияние продольного изгиба шатуна в плоскости, перпендикулярной плоскости  качения шатуна;

                               

                                            (161)

где

L1 – длинна стержня шатуна между поршневой и кривошипной головками, м.

Длинна стержня шатуна между поршневой и кривошипной головками, м;

 

                                            (162)

Скоростная характеристика.cdw

— 50.09 Кб (Скачать)

Спецификация.bak

— 36.76 Кб (Скачать)

Информация о работе Расчет автомобильного двигателя ЗМЗ-406