Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:49, курсовая работа
В настоящее время, для двигателей устанавливаемых на грузовые автомобили существуют следующие основные тенденции оптимизации конструкции и показателей направленных на :
снижение потребления горюче-смазочных материалов;
увеличение мотто-ресурса;
удобство эксплуатации, простоту и удобство технического обслуживания;
снижение себестоимости двигателя;
снижение выброса вредных веществ;
снижение уровня шума;
быструю приспособляемость к работе на переменных режимах в зависимости от условий эксплуатации;
улучшение технико-экономических показателей систем обслуживающих двигатель;
оптимизация массогабаритных показателей двигателя путем увеличения удельных мощностей и применения материалопоглощающих технологий.
Задание на курсовой проект……………………………………………..………2
Введение………………………………………………………………………..…4
1 Выбор исходных данных ……………………………………………..……….5
2 Тепловой расчет рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания ………..7
2.1 Расчет процесса газообмена ………………………………………….7
2.2 Расчет процесса сжатия ………………………………………………8
2.3 Определение состава, количество и физико-технических характеристик рабочей смеси и продуктов сгорания …………………………8
2.4 Процесс сгорания ……………………………………………………10
2.5 Процесс расширения ………………………………………………...12
2.6 Определение показателей рабочего цикла двигателя ……………..12
2.7 Определение геометрических размеров цилиндра и кривошипно-шатунной группы двигателя …………………………………………………...14
2.8 Построение индикаторной диаграммы …………………………….15
2.9 Построение внешней скоростной характеристики ………………………19
3 Кинематика и динамика КШМ ………………………………...…………….24
3.1 Общие положения и исходные данные к расчету кинематики и динамических сил кривошипно-шатунного механизма двигателя …………24
3.2 Расчет кинематических параметров кривошипно-шатунного механизма ……………………………………………………………………….26
3.3 Силы давления газов ………………………………………………...29
3.4 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма ……29
3.5 Удельные суммарные силы …………………………………………31
3.6 Определение суммарного крутящего момента на коленчатом валу двигателя ………………………………………………………………………..32
3.7 Силы действующие на шатунную шейку коленчатого вала ……...33
3.8 Силы, действующие на колено вала ………………………………..34
4 Расчет узлов и элементов двигателя ……………………………………..….39
4.1 Расчет поршневой группы …………………………………………..39
4.1.1 Расчёт поршня …………………………………………………...40
4.1.2 Расчет поршневых колец ………………………………………..44
4.1.3 Поршневой палец ………………………………………………..47
4.2 Расчет шатунной группы ……………………………………………49
4.2.1 Расчет поршневой головки шатуна …………………………….50
4.2.2 Расчет стержня шатуна ………………………………………….54
4.2.3 Расчет кривошипной головки шатуна ………………………………………58
4.2.4 Расчёт шатунного болта …………………………………………60
5 Подбор основных конструктивных соотношений размеров элементов коленчатого вола ……………………………………………………………….63
6 Список используемой литературы …………………………………...……...64
Назначении поршневой группы: воспринимать давление газов; передавать суммарную силу давления газов через шатун на коленчатый вал двигателя; упрочнять над поршневую полость объема цилиндра.
Расчет выполняется на основе принятых конструктивных размеров элементов поршневой группы. Составляем таблицу с исходными данными поршневой группы, таблица 12
Таблица 12 –исходные данные поршневой группы
Наименование |
Обозначение |
Формула |
Значение |
I |
II |
III |
IV |
Толщина днища поршня |
δ |
(0,1)D |
9,3 |
Высота поршня |
Н |
1*D |
102,3 |
Высота верхней части поршня |
h1 |
0,61*D |
60,45 |
Высота юбки поршня |
hю |
0,6*D |
65,1 |
Диаметр бобышки |
dб |
0.4*D |
37,2 |
Расстояние между торцами бобышек |
b |
0.4*D |
37,2 |
Толщина стенки юбки поршня |
δю |
1.5….4.5 |
3 |
Расстояние до первой поршневой канавки |
S |
0.075*D |
8,37 |
Толщина первой кольцевой перемычки |
e |
0.08*D |
3,72 |
Толщина первой кольцевой перемычки |
hn |
0.05*D |
|
Радиальная толщина кольца: Компрессионного Маслосъемного |
t |
0.045*D 0.038*D |
3.72 3.53 |
Высота кольца |
а (мм) |
2…4 |
3 |
Расстояние между величинами зазоров замка в свободном и рабочем состоянии |
А0 |
2.5*t |
11,16 |
Радиальный зазор кольца в канавке: Компрессионного Маслосъемного |
Δt |
0.7…0.95 0.9..1.1 |
0.8 1 |
Внутренний диаметр поршня |
di |
D-2*(S+t+ Δt) |
64,96 |
Продолжение таблицы 12
I |
II |
III |
IV |
Число масляных отверстий в поршне |
n |
6..12 |
10 |
Диаметр масленого канала |
dм |
0.4*a |
1,2 |
Наружный диаметр пальца |
dn |
0.25*D |
26,04 |
Внутренний диаметр пальца |
dв |
0.6* dn |
18,22 |
Длина пальца: Закреплённого |
Lп |
0.8*D |
83,7 |
Длина втулки шатуна: Закреплённого пальца |
Lш |
0.37*D |
29,76 |
4.1.1 Расчёт поршня
Поршень подвергается воздействию
нагрузок от переменного давления газов,
от инерционных сил и сил
Материал поршня алюминиевый сплав, αп=22*10-6 1/К, материал гильзы цилиндров – чугун, αц=11*10-6 1/К.
Напряжение изгиба в днище поршня
где
(110)
Днище поршня должно быть усечено рёбрами жесткости.
Напряжения сжатия в сечении Х-Х
площадь сечения Х-Х
где
dK – диаметр поршня по дну канавок, м;
di – внутренний диаметр поршня, м;
F’ – площадь продольного диаметрального сечения масляного канала, м2;
n’м – число масляных отверстий в поршне.
Диаметр поршня по дну канавок:
где
D – диаметр цилиндра, мм;
t – радиальная толщина кольца, мм;
Δt – Радиальный зазор кольца в канавки поршня, мм.
Площадь продольного диаметрального сечения масляного канала, мм2;
(113)
где
dM – диаметр масляного отверстия, мм.
где
pz – максимальное давление сгорания, МПа;
Fп – площадь поршня, см2.
Головка поршня в сечении х – х, ослабленная отверстиями для отвода масла, проверяется на сжатие и разрыв.
Напряжения сжатия в сечении х-х, (МПа).
Напряжение разрыва в сечении х-х
Максимальная угловая скорость холостого хода
где
nx-xmax – максимальная частота вращения (4560 об/мин)
Масса головки поршня с кольцами, расположенными выше сечения Х-Х.
где
mп – масса поршневой группы, кг.
Сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс (МН) определяется для режима максимальной частоты вращения при холостом ходе двигателя.
Максимальная разрывающая сила, МН;
где
R – радиус кривошипа, м;
λ – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
Напряжения разрыва (МПа) в сечении Х-Х;
Удельное давление поршня на стенку цилиндра
где
Nmax – наибольшая нормальная сила, МН;
hю – высота юбки поршня, мм;
(124)
где
H - высота поршня, мм.
В целях предотвращения заклинивания поршней при работе двигателя размеры диаметров головки DГ и юбки DЮ поршня определяют. Исходя из наличия необходимых зазоров Δг и Δю между стенками цилиндра и поршня в холодном состоянии.
Диаметры головки и юбки поршня:
где
ΔГ – зазор в стенках цилиндра с головкой поршня в холодном состоянии, мм.
где
ΔЮ - зазор в стенках цилиндра с юбкой поршня в холодном состоянии, мм.
Тогда;
Правильность установленных размеров DГ и DЮ проверяют по формулам;
Диаметральные зазоры в горячем состоянии:
(129)
где
αЦ – коэффициент линейного расширения материала цилиндра;
αП - коэффициент линейного расширения материала поршня.
(130)
где
Тц = 383К, Тг = 593 К, Тю = 413 К и То=288 К температура стенки цилиндра, головки и юбки поршня в рабочем состоянии, приняты с учетом водяного охлаждения двигателя.
Расчетная схема поршневой группы предоставлена на рис. 4.
Рис 4. Расчётная схема поршневой группы
4.1.2 Расчет поршневых колец
Поршневые кольца работают в
условиях высоких температур
и значительных переменных
Необходимые данные
для расчета приведены в
Среднее давление кольца на стенку цилиндра
(131)
где
A0/t – отношение разности между величинами зазоров замка кольца в свободном и рабочем состояниях к толщине кольца;
Е - модуль упругости материала кольца;
t – радиальная толщина кольца.
Среднее давление Рср (МПа) будет находится в пределах;
Для компрессионных колец………………………..0,11 - 0,37
Давление (МПа) кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности приведено в таблице 13.
Результаты расчёта Р, а также μк для различных углов φ приведении в таблице 12.
Таблица 12
φ, град |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
μк |
1,05 |
1,05 |
1,14 |
0,9 |
0,45 |
0,67 |
2,85 |
Р, МПа |
0,166 |
0,166 |
0,18 |
0,14 |
0,071 |
0,106 |
0,45 |
По этим данным построена эпюра давлений кольца на стенку цилиндра представленная на рис. 5.
Рис. 5. Эпюра давлений компрессионного кольца.
Значительное повышение давления у замка способствует равномерному износу кольца по окружности.
Напряжение изгиба кольца в рабочем состоянии;
Напряжение изгиба при надевании кольца на поршень:
(134)
где
m – коэффициент, зависящий от способа надевания кольца (при расчете принимается m – 1,5).
Допустимые напряжения при изгибе кольца [σиз] = 220 - 450 МПа . Нижний предел относится к двигателям с большим диаметром цилиндра. Обычно σиз2>σиз1 на 10-30%.
Монтажный зазор (мм) в прямом замке поршневого кольца в холодном состоянии;
(135)
где
Δ’k - минимально допустимый зазор в замке кольца во время работы двигателя(Δ’k = 0,08 мм);