Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:49, курсовая работа
В настоящее время, для двигателей устанавливаемых на грузовые автомобили существуют следующие основные тенденции оптимизации конструкции и показателей направленных на :
снижение потребления горюче-смазочных материалов;
увеличение мотто-ресурса;
удобство эксплуатации, простоту и удобство технического обслуживания;
снижение себестоимости двигателя;
снижение выброса вредных веществ;
снижение уровня шума;
быструю приспособляемость к работе на переменных режимах в зависимости от условий эксплуатации;
улучшение технико-экономических показателей систем обслуживающих двигатель;
оптимизация массогабаритных показателей двигателя путем увеличения удельных мощностей и применения материалопоглощающих технологий.
Задание на курсовой проект……………………………………………..………2
Введение………………………………………………………………………..…4
1 Выбор исходных данных ……………………………………………..……….5
2 Тепловой расчет рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания ………..7
2.1 Расчет процесса газообмена ………………………………………….7
2.2 Расчет процесса сжатия ………………………………………………8
2.3 Определение состава, количество и физико-технических характеристик рабочей смеси и продуктов сгорания …………………………8
2.4 Процесс сгорания ……………………………………………………10
2.5 Процесс расширения ………………………………………………...12
2.6 Определение показателей рабочего цикла двигателя ……………..12
2.7 Определение геометрических размеров цилиндра и кривошипно-шатунной группы двигателя …………………………………………………...14
2.8 Построение индикаторной диаграммы …………………………….15
2.9 Построение внешней скоростной характеристики ………………………19
3 Кинематика и динамика КШМ ………………………………...…………….24
3.1 Общие положения и исходные данные к расчету кинематики и динамических сил кривошипно-шатунного механизма двигателя …………24
3.2 Расчет кинематических параметров кривошипно-шатунного механизма ……………………………………………………………………….26
3.3 Силы давления газов ………………………………………………...29
3.4 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма ……29
3.5 Удельные суммарные силы …………………………………………31
3.6 Определение суммарного крутящего момента на коленчатом валу двигателя ………………………………………………………………………..32
3.7 Силы действующие на шатунную шейку коленчатого вала ……...33
3.8 Силы, действующие на колено вала ………………………………..34
4 Расчет узлов и элементов двигателя ……………………………………..….39
4.1 Расчет поршневой группы …………………………………………..39
4.1.1 Расчёт поршня …………………………………………………...40
4.1.2 Расчет поршневых колец ………………………………………..44
4.1.3 Поршневой палец ………………………………………………..47
4.2 Расчет шатунной группы ……………………………………………49
4.2.1 Расчет поршневой головки шатуна …………………………….50
4.2.2 Расчет стержня шатуна ………………………………………….54
4.2.3 Расчет кривошипной головки шатуна ………………………………………58
4.2.4 Расчёт шатунного болта …………………………………………60
5 Подбор основных конструктивных соотношений размеров элементов коленчатого вола ……………………………………………………………….63
6 Список используемой литературы …………………………………...……...64
Продолжение таблицы 2
8 |
18 |
6,22 |
11,79 |
10,38 |
1,04 |
4,47 |
23,23 |
99,43 |
9 |
14 |
8 |
16,56 |
14,32 |
1,46 |
6,17 |
32,62 |
137,17 |
Значение промежуточных точек давления в МПа (Рсх, Рвх) или в мм выносятся на поле индикаторной диаграммы и соединяются плавной кривой а-с и кривой z-b. Точки С и Z, Z и Z' соединяются плавными линиями. Принимаем, что процессы впуска и выпуска протекают при постоянном давлении, соответственно Pa и Pr. Линии политропы расширения Z-b, давления выпуска Pr и политропы сжатия соединить плавными округляющими линиями.(рис.1)
Для оценки правильности построения индикаторной диаграммы, необходимо замерить ее площадь Fi и с учетом масштаба по давлению определить еще раз среднее индикаторное давление.
(62)
∆=(1,069-1,052)*100/1,069=1,6%
Значение Р'i, установленного по изменению площади индикаторной диаграммы не должно отличаться от значения полученного по результатам теплового расчета, более чем на 2%.
Процесс сгорания происходит при изменяющимся объеме и протекает по кривой C - Z' и Z' - Z, для дизеля. Положение точек C' и C" приближенно находятся из равенств, соответственно.
(63)
Округления индикаторной диаграммы осуществляется на основании следующих соображении и расчетов. Так как рассчитываемый двигатель достаточно быстроходный, то фазы газораспределения необходимо устанавливать с учетом получения хорошей очистки цилиндра от отработавших газов и обеспечения дозаряди в пределах, принятых в расчёте. В связи с этим начало открытия впускного клапана, начала (точка r') за 18о до ВМТ и окончание (точка а") – 60о после НМТ; выпуск - начало (точка b') за 550 до ВМТ и окончание (точка a') – 250 после ВМТ.
С учетом быстроходности двигателя принимается угол опережения впрыска 350 и продолжительность периода задержки воспламенения Δφ1=50 .
В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения впрыска определяется положение точек b', r', a', a", c' и f по формуле перемещения поршня.
(64)
где
λ - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна (по заданию);
Φ – принятые значения угла поворота коленчатого вала.
Результаты расчета ординат точек b', r', a', a", c', и f приводим в таблицу 3.
Таблица 3
Обозначение точек |
Положение точек |
φ0 |
(1-cos φ)+λ/4* *(1-cos 2φ) |
Расстояние АХ точек отВ. М. Т., мм | |
b' |
35 |
до н. м. т. |
125 |
1,6196 |
79,36 |
r' |
18 |
до в. м. т. |
25 |
0,2087 |
10,226 |
a' |
25 |
после вмт |
25 |
0,2087 |
10,226 |
a" |
60 |
после вмт |
120 |
1,535 |
75,215 |
c' |
35 |
до вмт |
35 |
0,2748 |
13,465 |
f |
30 |
до вмт |
30 |
0,239 |
11,71 |
Положении точки Zд по горизонтали (для упрощения дальнейших расчетов можно принять при повороте коленчатого вала но 3700 ).
Соединяя плавными кривыми точки r, c, a', c' c, f и c" и далее с Zд и кривой расширения, b', cb" (точка b" располагается между токами b и а) и далее c r' и r, получаем скругленную индикаторную диаграмму ra' ac' fc' Zд b' b" r.
После всех расчетов строим в масштабе Мр=0,03 МПа в мм индикаторную диаграмму (см рис. 1 ).
2.9 Построение внешней скоростной характеристики
Для анализа работы автомобильных двигателей используются различные характеристики, обычно получаемые экспериментальным путем при испытаниях.
При проектировании нового
двигателя отдельные
Скоростная характеристика показывает зависимость основных показателей двигателя от скоростного режима при полном открытие дроссельной заслонки. Такая характеристика позволяет произвести анализ и дать оценку мощностных, экономических и эксплуатационных показателей при работе двигателя на полной нагрузки.
Скоростная характеристика двигателя, полученная при не полном открытии дроссельной заслонке называется частичной.(рис.2)
С достаточной степенью точности внешнюю скоростную характеристику можно построить по результатам теплового расчета, произведенного для режима максимальной мощности двигателя, и использования эмпирических зависимостей.
Построения кривых скоростных
характеристик ведется в
Для карбюраторных двигателей от nmin = 600…1000 об/мин до nmax=(1,05…1,2)nN, через интервал n 800 об/мин;
где: nN - частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности.
Расчетные точки характеристики определяются через каждые 800 об/мин.
Точки эффективной мощности:, кВт
Для карбюраторного двигателя
(65)
где
Ne и nN - номинальная эффективная мощность (кВт) и частота вращения коленчатого вала (об/мин) при номинальной мощности;
Nex и nX - эффективная мощность (кВт)
и частота вращения
Точки эффективного крутящего момента, в Нм.
(66)
Точки среднего эффективного давления, в Мпа.
где
Vл - литраж двигателя в л:
Nex - текущее значение мощности в кВт.
Точки индикаторного крутящего момента, в Нм:
Точки удельного эффективного расхода топлива (г/кВт ч)
для карбюраторного двигателя:
где
geN -удельный расход топлива при номинальной мощности.
Часовой расход топлива (кг/ч)
Для определения коэффициента наполнения необходимо задаться законом изменения α по частоте вращения. Для карбюраторных двигателей можно принять значение α постоянна на всех скоростных режимах, кроме минимального. При nx=nmin следует принять состав смеси несколько обогащенным, αnmin= α - 0,1
Тогда текущее значение коэффициента наполнения определится из выражения:
Все результаты занесены в таблице 4.
Таблица 4.
№ п/п |
nx об/мин |
Pex МПа |
Nex кВт |
Mex Нм |
GT Кг/ч |
ηv |
α |
ge г/кВт ч |
1 |
900 |
0,870 |
17,38 |
184,50 |
5,59 |
0,87 |
0,9 |
322,03 |
2 |
1790 |
0,9304 |
36,95 |
197,15 |
10,48 |
0,92 |
1 |
283,67 |
3 |
2680 |
0,9314 |
55,36 |
197,36 |
14,98 |
0,87 |
1 |
270,51 |
4 |
3570 |
0,873 |
69,31 |
185,13 |
19,55 |
0,86 |
1 |
282,54 |
5 |
4460 |
0,757 |
74,94 |
160,45 |
23,96 |
0,84 |
1 |
319,76 |
6 |
5350 |
0,582 |
69,09 |
123,33 |
26,40 |
0,77 |
1 |
382,18 |
7 |
6420 |
0,293 |
41,84 |
62,23 |
20,52 |
0,50 |
1 |
490,57 |
По результатом таблицы 4 строим скоростную характеристику двигателя (см рис.2).
3 КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА КШМ
3.1 Общие положения и исходные данные к расчету кинематики и динамических сил кривошипно-шатунного механизма двигателя
Основной задачей
кривошипно-шатунного
Расчет кинематики и определение динамических сил, возникающих в кривошипно-шатунном механизме выполняется для заданного номинального режима, с учетом полученных результатов теплового расчета и ранее принятых конструктивных параметров предложенного прототипа. Результаты кинематического и динамического расчета будут использоваться для расчета на прочность и определения конкретных конструктивных параметров или размеров основных узлов и деталей двигателя.
Основной задачей
Задачей динамического расчета является определение и анализ сил, действующих на КШМ.
Угловую скорость, вращения коленчатого вала принимаем постоянной, в соответствии с заданной частотой вращения.
В расчете рассматриваются
Текущие значения силы
Силы инерции движущихся масс
КШМ делят на силы инерции
возвратно-поступательного
Силы инерции движущихся масс КШМ необходимо определить с учетом размеров цилиндра, конструктивных особенностей КШМ и масс его деталей.