Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:49, курсовая работа
В настоящее время, для двигателей устанавливаемых на грузовые автомобили существуют следующие основные тенденции оптимизации конструкции и показателей направленных на :
снижение потребления горюче-смазочных материалов;
увеличение мотто-ресурса;
удобство эксплуатации, простоту и удобство технического обслуживания;
снижение себестоимости двигателя;
снижение выброса вредных веществ;
снижение уровня шума;
быструю приспособляемость к работе на переменных режимах в зависимости от условий эксплуатации;
улучшение технико-экономических показателей систем обслуживающих двигатель;
оптимизация массогабаритных показателей двигателя путем увеличения удельных мощностей и применения материалопоглощающих технологий.
Задание на курсовой проект……………………………………………..………2
Введение………………………………………………………………………..…4
1 Выбор исходных данных ……………………………………………..……….5
2 Тепловой расчет рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания ………..7
2.1 Расчет процесса газообмена ………………………………………….7
2.2 Расчет процесса сжатия ………………………………………………8
2.3 Определение состава, количество и физико-технических характеристик рабочей смеси и продуктов сгорания …………………………8
2.4 Процесс сгорания ……………………………………………………10
2.5 Процесс расширения ………………………………………………...12
2.6 Определение показателей рабочего цикла двигателя ……………..12
2.7 Определение геометрических размеров цилиндра и кривошипно-шатунной группы двигателя …………………………………………………...14
2.8 Построение индикаторной диаграммы …………………………….15
2.9 Построение внешней скоростной характеристики ………………………19
3 Кинематика и динамика КШМ ………………………………...…………….24
3.1 Общие положения и исходные данные к расчету кинематики и динамических сил кривошипно-шатунного механизма двигателя …………24
3.2 Расчет кинематических параметров кривошипно-шатунного механизма ……………………………………………………………………….26
3.3 Силы давления газов ………………………………………………...29
3.4 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма ……29
3.5 Удельные суммарные силы …………………………………………31
3.6 Определение суммарного крутящего момента на коленчатом валу двигателя ………………………………………………………………………..32
3.7 Силы действующие на шатунную шейку коленчатого вала ……...33
3.8 Силы, действующие на колено вала ………………………………..34
4 Расчет узлов и элементов двигателя ……………………………………..….39
4.1 Расчет поршневой группы …………………………………………..39
4.1.1 Расчёт поршня …………………………………………………...40
4.1.2 Расчет поршневых колец ………………………………………..44
4.1.3 Поршневой палец ………………………………………………..47
4.2 Расчет шатунной группы ……………………………………………49
4.2.1 Расчет поршневой головки шатуна …………………………….50
4.2.2 Расчет стержня шатуна ………………………………………….54
4.2.3 Расчет кривошипной головки шатуна ………………………………………58
4.2.4 Расчёт шатунного болта …………………………………………60
5 Подбор основных конструктивных соотношений размеров элементов коленчатого вола ……………………………………………………………….63
6 Список используемой литературы …………………………………...……...64
Массы, совершающие возвратно-
Массы совершающие вращательное движение;
Полные и удельные силы инерции
Определяем значения удельной
силы инерции возвратно-
(92)
После расчета значения заносим в таблицу 7.
Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна одного цилиндра;
Центробежная сила инерции
3.5 Удельные суммарные силы
Удельная суммарная сила (МПа) сосредоточена на оси поршневого пальца;
После расчетов результаты заносим в таблицу 7.
Рис. 3. схема сил действующих на КШМ
Суммарная сила - это алгебраическая сумма сил, действующих в направлении оси цилиндра; МПа
Сила действующая вдоль шатуна;
-угол наклона шатуна
Сила перпендикулярная оси цилиндра:
Эта сила создает боковое
Сила действующая вдоль
(98)
Сила действующая по радиусу кривошипа:
Удельная и полная тангенциальная сила(МПа и кН);
(100)
Удельные силы PN, PS, PK и PТ определяем и также сводим в таблицу 7, и строим графики изменения удельных сил в зависимости от изменения угла поворота коленчатого вала φ0.
Среднее значение тангенциальной силы за цикл:
по данным теплового расчета
(101)
по лошади, заключенной между кривой РТ и осью абсцисс:
(102)
где
F1 - Площадь над линией, мм2; (3360 мм2)
F2 – Площадь под линией, мм2. (1600 мм2)
(103)
ошибка
3.6 Определение суммарного
крутящего момента на
Крутящий момент одного цилиндра
Период изменения
крутящего момента
θ=720/i=720/4=1800
Суммарные значения крутящего момента всех восьми цилиндров двигателя осуществляется табличным методом таблица 9 через каждые 300 угла поворота коленчатого вала и по полученным данным строим кривую Мкр в масштабе Мкр=0,2 Н*м в мм.
Средний крутящий момент двигателя:
По данным теплового расчета Мкр.ср=450 кН
По площади заключенной под кривой Мкр
(105)
Ошибка
3.7 Силы действующие на шатунную шейку коленчатого вала
Для проведения расчета результирующей силы, действующей на шатунную шейку V-образного двигателя, составляем таблицу 10 , в которую переносим значение сил РТ.
Суммарные силы действующие на шатунную шейку по радиусу кривошипа:
где
К=Рк*Fn=Pк*0,0061*103 кН
Результирующая сила Rш.ш, действующая на шатунную шейку, подсчитывается графическим сложением векторов сил РТ и РК при построение полярной диаграммы . Масштаб сил на полярной диаграмме для суммарных сил Мк=0,125 кН в мм. Значение Rш.ш для различных φ заносят в таблицу 10 и по ним строят диаграмму Rш.ш в прямоугольных координатах в масштабе Мшш=0,2 кН в мм.
По развернутой диораме Rш.ш определяем
(107)
где
ОВ – длина диаграммы, мм
F – площадь под кривой Rш.ш, мм.
По полярной диаграмме строят диаграмму износа шатунной шейки. Суммы сил Rш.ш I ,действует по каждому лучу диаграммы износа (от1 до12), определяем при помощи таблицы 10. по данным таблицы 11 в масштабе М=0,073 кН в мм по каждому лучу откладывают величины суммарных сил Σ Rш.ш I от окружности к центру. По лучам 4,5и6 силы не действуют.
По диаграмме износа определяем расположение оси масляного отверстия (φм=550).
3.8 Силы, действующие на колено вала
Суммарная сила, девствует на колено вала по радиусу кривошипа:
Крк=Рк + Крк=Рк – 10,402 кН (108)
Результирующая сила, девствующая на колено вала, Rк=Rшш+Крк определяется по диаграмме Rшш . Векторы из полюса Ок до соответствующей точке на полярной диаграмме в масштабе Мк=0,125 кН в мм выражает сила Rк, значения которые для различных φ заносят в таблицу 11.
Таблица 9 - Момент суммарный
φ Коленчатого вала |
Цилиндры |
∑ | ||||||||||||
Первый |
Второй |
Третьй |
Четвертый |
|||||||||||
φ Кривошипа |
Мкр.ц Н*м |
φ Кривошипа |
Мкр.ц Н*м |
φ Кривошипа |
Мкр.ц Н*м |
φ Кривошипа |
Мкр.ц Н*м |
Мкр.ц Н*м | ||||||
0 |
0 |
0 |
180 |
0,000 |
360 |
0,000 |
540 |
0 |
0,000 | |||||
30 |
30 |
-389,583 |
210 |
-169,111 |
390 |
313,745 |
570 |
-170,519 |
-415,46 | |||||
60 |
60 |
-224,742 |
240 |
-306,784 |
420 |
219,381 |
600 |
-295,478 |
-607,62 | |||||
90 |
90 |
166,978 |
270 |
-241,720 |
450 |
399,741 |
630 |
-178,062 |
146,93 | |||||
120 |
120 |
287,276 |
300 |
5,060 |
480 |
400,9979 |
660 |
213,735 |
907,06 | |||||
150 |
150 |
165,8449 |
330 |
178,5751 |
510 |
202,9026 |
690 |
382,6553 |
929,98 | |||||
180 |
180 |
0 |
360 |
0 |
540 |
0 |
720 |
0 |
0,000 | |||||
137,21 |
таблицы 10
φ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||||||
30 |
-389,582 |
-389,582 |
-389,583 |
-389,583 | ||||||||
60 |
-224,741 |
-224,741 |
-224,742 |
-224,742 | ||||||||
90 |
166,977 |
166,977 |
166,97773 |
166,9777 | ||||||||
120 |
287,276 |
287,276 |
287,27618 |
287,2762 | ||||||||
150 |
165,844 |
165,844 |
165,8449 |
165,8449 | ||||||||
180 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||||||
210 |
-169,111 |
-169,111 |
-169,111 |
-169,111 |
-169,111 | |||||||
240 |
-306,784 |
-306,784 |
-306,784 |
-306,784 |
-306,784 | |||||||
270 |
-241,719 |
-241,719 |
-241,72 |
-241,719 |
-241,72 | |||||||
300 |
5,059 |
5,059 |
5,0598749 |
5,059875 | ||||||||
330 |
178,575 |
178,575 |
178,57512 |
178,5751 | ||||||||
360 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||||||
390 |
313,745 |
313,74497 |
313,74497 |
313,745 | ||||||||
420 |
219,381 |
219,381 |
219,38147 |
219,3815 |
Продолжение таблицы 10
450 |
399,741 |
399,741 |
399,741 |
399,741 | ||||||||
480 |
400,997 |
400,997 |
400,9979 |
400,997 | ||||||||
510 |
202,902 |
202,902 |
202,902 |
202,902 | ||||||||
540 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||||||
570 |
-170,519 |
-170,51 |
-170,51 |
-170,51 | ||||||||
600 |
-295,478 |
-295,47 |
-295,47 |
-295,47 | ||||||||
630 |
-178,061 |
-178,0 |
-178,06 |
-178,062 | ||||||||
660 |
213,735 |
213,735 |
213,735 |
660 |
213,735 | |||||||
690 |
382,655 |
382,655 |
382,655 |
690 |
382,655 | |||||||
∑ |
647,148 |
647,148 |
647,148 |
313,74 |
313,744 |
2972,887 |
647,148 |
4 РАСЧЕТ УЗЛОВ И ЭЛЕМЕНТОВ ДВИГАТЕЛЯ
4.1 Расчет поршневой группы
Поршневая группа включает: поршень с комплектом уплотнительных колец, поршневой палец и детали его крепления.