Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:49, курсовая работа
В настоящее время, для двигателей устанавливаемых на грузовые автомобили существуют следующие основные тенденции оптимизации конструкции и показателей направленных на :
снижение потребления горюче-смазочных материалов;
увеличение мотто-ресурса;
удобство эксплуатации, простоту и удобство технического обслуживания;
снижение себестоимости двигателя;
снижение выброса вредных веществ;
снижение уровня шума;
быструю приспособляемость к работе на переменных режимах в зависимости от условий эксплуатации;
улучшение технико-экономических показателей систем обслуживающих двигатель;
оптимизация массогабаритных показателей двигателя путем увеличения удельных мощностей и применения материалопоглощающих технологий.
Задание на курсовой проект……………………………………………..………2
Введение………………………………………………………………………..…4
1 Выбор исходных данных ……………………………………………..……….5
2 Тепловой расчет рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания ………..7
2.1 Расчет процесса газообмена ………………………………………….7
2.2 Расчет процесса сжатия ………………………………………………8
2.3 Определение состава, количество и физико-технических характеристик рабочей смеси и продуктов сгорания …………………………8
2.4 Процесс сгорания ……………………………………………………10
2.5 Процесс расширения ………………………………………………...12
2.6 Определение показателей рабочего цикла двигателя ……………..12
2.7 Определение геометрических размеров цилиндра и кривошипно-шатунной группы двигателя …………………………………………………...14
2.8 Построение индикаторной диаграммы …………………………….15
2.9 Построение внешней скоростной характеристики ………………………19
3 Кинематика и динамика КШМ ………………………………...…………….24
3.1 Общие положения и исходные данные к расчету кинематики и динамических сил кривошипно-шатунного механизма двигателя …………24
3.2 Расчет кинематических параметров кривошипно-шатунного механизма ……………………………………………………………………….26
3.3 Силы давления газов ………………………………………………...29
3.4 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма ……29
3.5 Удельные суммарные силы …………………………………………31
3.6 Определение суммарного крутящего момента на коленчатом валу двигателя ………………………………………………………………………..32
3.7 Силы действующие на шатунную шейку коленчатого вала ……...33
3.8 Силы, действующие на колено вала ………………………………..34
4 Расчет узлов и элементов двигателя ……………………………………..….39
4.1 Расчет поршневой группы …………………………………………..39
4.1.1 Расчёт поршня …………………………………………………...40
4.1.2 Расчет поршневых колец ………………………………………..44
4.1.3 Поршневой палец ………………………………………………..47
4.2 Расчет шатунной группы ……………………………………………49
4.2.1 Расчет поршневой головки шатуна …………………………….50
4.2.2 Расчет стержня шатуна ………………………………………….54
4.2.3 Расчет кривошипной головки шатуна ………………………………………58
4.2.4 Расчёт шатунного болта …………………………………………60
5 Подбор основных конструктивных соотношений размеров элементов коленчатого вола ……………………………………………………………….63
6 Список используемой литературы …………………………………...……...64
Для упрощения динамического
расчета действительный КШМ
Все детали по характеру их
движения делятся на три
1) Детали, совершающие возвратно-
2) Детали, совершающие вращательное движение. Массу таких деталей заменяют общей массой, приведенной к радиусу кривошипа Rкр, и обозначаем mк. В нее входит масса шатунной шейки mшш и приведенная масса щек кривошипа mщ, сосредоточенная на оси шатунной шейки.
3)Детали, совершающие сложное
Для большинства существующих конструкций автомобильных двигателей принимают.
Таким образом, систему масс кривошипно-шатунного механизма
замещаем системой 2-х сконцентрированных масс.
Масса в точке А - совершающая
возвратно-поступательного
И масса в точке В,
Значениями mn, mш и mк определяются, исходя из существующих конструкций и конструктивных удельных масс поршня, шатуна и колена кривошипа, отнесенных к единице поверхности диаметра цилиндра. При выборе значений необходимо учитывать максимальное давление цикла, диаметр цилиндра, тип двигателя, его назначение, ранее принятые и заданные значения.
Конструктивные массы mn, mш и mк, отнесенные к единице площади поршня Fn, приведены в таблице 6.
Таблица 6.
Параметр |
Обозначение |
Размерность |
Значение |
I |
II |
III |
IV |
1. Давление окружающей среды |
P0 |
МПа |
0,1013 |
2. Давление выпуска отработавших газов |
Pr |
МПа |
0,1218 |
Продолжение таблицы 6
3. Показатель политропны сжатия |
n1 |
- |
1,35 |
4, Показатель политропны расширения |
n2 |
- |
1,28 |
5, Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна |
λ |
- |
0,28 |
6, Степень сжатия двигателя |
ε |
- |
8 |
7. Частота вращения коленчатого вала двигателя |
n |
об/мин |
4500 |
8. Число цилиндров |
i |
- |
4 |
9. Радиус кривошипа |
Rкр |
мм |
49 |
10. Диаметр цилиндра |
Dц |
мм |
93 |
11. Максимальное давление цикла |
Pz |
МПа |
6,17 |
12. Давление в конце расширения |
Pb |
МПа |
0,431 |
13. Давление в конце впуска |
Pа |
МПа |
0,088 |
14. Начальный угол расчета |
φ0 |
П.К.В |
0 |
15. Конечный угол расчета |
φ0 |
П.К.В |
720 |
16. Шаг расчета |
Δφ |
П.К.В |
30 |
17. Конструктивная масса поршневой группы |
m’П |
Кг/м2 |
121 |
18. Конструктивная масса шатунной группы |
m’ш |
Кг/м2 |
177 |
19. Конструктивная масса кривошипа |
mk |
Кг/м2 |
193 |
20. Отношение Lшк/Lш |
- |
- |
0,27 |
3.2 Расчет кинематических параметров кривошипно-шатунного механизма
Перемещение поршня за каждый
шаг расчета от своего
(78)
Взяв производную по времени
от выражения, определяющего
Ускорение перемещения массы поршневой группы, принятой нами с концентрацией на оси поршневого пальца, необходимое для определения сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс, определим из выражения производной по времени от скорости перемещения:
(80)
где
β - угол отклонения шатуна от оси цилиндра, определяем из соотношения:
где
к=а/Rкр - относительное смешение оси цилиндров от оси коленчатого вала.
При самостоятельном выполнении расчетов значения ускорений допускается вычислять по упрощенной зависимости:
(82)
Результаты расчета заносим в таблицу 7.
f |
DРг |
Pj |
PS |
РN |
PК |
Рт |
Мкрц |
Yi |
p, Мпа |
0 |
0,018 |
-2,363 |
-2,34 |
0 |
-2,345 |
0 |
0 |
0,4 |
-2,345 |
30 |
-0,015 |
-1,857 |
-1,872 |
-0,269 |
-1,486 |
-1,170 |
-389,583 |
-0,34 |
-1,872 |
60 |
-0,015 |
-0,664 |
-0,679 |
-0,172 |
-0,191 |
-0,675 |
-224,742 |
-0,34 |
-0,679 |
90 |
-0,015 |
0,516 |
0,501 |
0,147 |
-0,147 |
0,501 |
166,977 |
-0,34 |
0,501 |
120 |
-0,015 |
1,181 |
1,166 |
0,295 |
-0,838 |
0,863 |
287,276 |
-0,34 |
1,166 |
150 |
-0,015 |
1,340 |
1,325 |
0,190 |
-1,242 |
0,498 |
165,844 |
-0,34 |
1,325 |
180 |
-0,010 |
1,329 |
1,318 |
0 |
-1,318 |
0 |
0 |
-0,23 |
1,318 |
210 |
0,010 |
1,340 |
1,351 |
-0,194 |
-1,267 |
-0,508 |
-169,111 |
0,24 |
1,351 |
240 |
0,063 |
1,181 |
1,245 |
-0,315 |
-0,895 |
-0,921 |
-306,784 |
1,42 |
1,245 |
270 |
0,209 |
0,516 |
0,726 |
-0,214 |
-0,214 |
-0,726 |
-241,72 |
4,65 |
0,726 |
300 |
0,649 |
-0,664 |
-0,015 |
0,003 |
-0,00 |
0,0152 |
5,059 |
14,43 |
-0,015 |
330 |
0,999 |
-1,857 |
-0,858 |
0,123 |
-0,681 |
0,536 |
178,575 |
22,2 |
-0,854 |
360 |
1,831 |
-2,363 |
-0,531 |
0 |
-0,531 |
0 |
0 |
40,7 |
-0,531 |
370 |
5,139 |
-2,304 |
2,834 |
0,141 |
2,766 |
0,629 |
209,487 |
114,2 |
2,834 |
390 |
3,365 |
-1,857 |
1,508 |
0,217 |
1,197 |
0,942 |
313,745 |
74,79 |
1,508 |
420 |
1,328 |
-0,664 |
0,663 |
0,167 |
0,186 |
0,659 |
219,381 |
29,52 |
0,663 |
450 |
0,684 |
0,516 |
1,200 |
0,354 |
-0,354 |
1,200 |
399,741 |
15,2 |
1,200 |
480 |
0,446 |
1,181 |
1,628 |
0,411 |
-1,170 |
1,204 |
400,997 |
9,92 |
1,628 |
510 |
0,280 |
1,340 |
1,621 |
0,233 |
-1,520 |
0,609 |
202,902 |
6,24 |
1,621 |
540 |
0,069 |
1,329 |
1,399 |
0 |
-1,399 |
0 |
0 |
1,55 |
1,399 |
570 |
0,022 |
1,340 |
1,362 |
-0,196 |
-1,278 |
-0,512 |
-170,519 |
0,49 |
1,362 |
600 |
0,018 |
1,181 |
1,199 |
-0,303 |
-0,862 |
-0,887 |
-295,478 |
0,4 |
1,199 |
630 |
0,018 |
0,516 |
0,534 |
-0,157 |
-0,157 |
-0,534 |
-178,062 |
0,4 |
0,534 |
660 |
0,018 |
-0,664 |
-0,646 |
0,163 |
-0,181 |
0,642 |
213,735 |
0,4 |
-0,646 |
690 |
0,018 |
-1,857 |
-1,839 |
0,264 |
-1,460 |
1,149 |
382,655 |
0,4 |
-1,839 |
720 |
0,018 |
-2,363 |
-2,345 |
0 |
-2,345 |
0 |
0 |
0,4 |
-2,345 |
Продолжение таблицы 7 динамического расчёта
fп.к.в. |
Т |
К |
Pk |
Rшш |
Крк |
N, КН |
0 |
0 |
-15,930 |
-25,416 |
25,416 |
-39,681 |
0 |
30 |
-7,950 |
-10,100 |
-19,585 |
21,137 |
-33,851 |
-1,830 |
60 |
-4,586 |
-1,297 |
-10,783 |
11,718 |
-25,048 |
-1,167 |
90 |
3,407 |
-1,005 |
-10,490 |
11,030 |
-24,756 |
1,004 |
120 |
5,862 |
-5,696 |
-15,181 |
16,274 |
-29,447 |
2,003 |
150 |
3,384 |
-8,443 |
-17,928 |
18,245 |
-32,194 |
1,295 |
180 |
0 |
-8,959 |
-18,444 |
18,444 |
-32,710 |
0 |
210 |
-3,451 |
-8,609 |
-18,094 |
18,421 |
-32,360 |
-1,321 |
240 |
-6,260 |
-6,083 |
-15,568 |
16,780 |
-29,834 |
-2,139 |
270 |
-4,933 |
-1,455 |
-10,940 |
12,001 |
-25,206 |
-1,454 |
300 |
0,103 |
-0,029 |
-9,514 |
9,5149 |
-23,78 |
0,026 |
330 |
3,644 |
-4,629 |
-14,114 |
14,577 |
-28,380 |
0,839 |
360 |
0 |
-3,612 |
-13,097 |
13,097 |
-27,362 |
0 |
370 |
4,275 |
18,795 |
9,310 |
10,245 |
-4,955 |
0,962 |
390 |
6,402 |
8,134 |
-1,350 |
6,543 |
-15,616 |
1,474 |
420 |
4,477 |
1,266 |
-8,218 |
9,358 |
-22,483 |
1,140 |
450 |
8,157 |
-2,406 |
-11,891 |
14,421 |
-26,157 |
2,405 |
480 |
8,183 |
-7,951 |
-17,436 |
19,261 |
-31,702 |
2,796 |
510 |
4,140 |
-10,330 |
-19,815 |
20,243 |
-34,081 |
1,585 |
540 |
0 |
-9,503 |
-18,988 |
18,988 |
-33,254 |
0 |
570 |
-3,479 |
-8,681 |
-18,166 |
18,496 |
-32,432 |
-1,332 |
600 |
-6,030 |
-5,859 |
-15,344 |
16,486 |
-29,609 |
-2,060 |
630 |
-3,634 |
-1,072 |
-10,557 |
11,165 |
-24,822 |
-1,071 |
660 |
4,361 |
-1,234 |
-10,719 |
11,573 |
-24,985 |
1,110 |
690 |
7,809 |
-9,920 |
-19,406 |
20,918 |
-33,671 |
1,798 |
720 |
0 |
-15,930 |
-25,416 |
25,416 |
-39,681 |
0 |
3.3 Силы давления газов
Индикаторная диаграмма, полученная в тепловом расчете, развертывается по углу поворота кривошипа по методу Брикса.
Масштабы развернутой
Поправка Брикса.
Тогда поправка Брикса равна
Масштабы
развернутой диаграммы: хода
где
ОВ - длина развернутой диаграммы, мм
По развернутой диаграмме
3.4 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма
По табл. 21 (А. И. Колчин. "Расчет автомобильных и тракторных двигателей") с учетом диаметра цилиндра, отношения S/D, V - образного расположения цилиндров и достаточно высокого значения Pz устанавливаются:
Масса поршневой группы (для поршня из алюминиевого сплава m'п = 110 кг/м2.)
где
Fп – площадь поршня, м2
Масса шатуна; (m'ш=136,4 кг/м2)
где
m’ш – масса шатунной группы, кг/м2.
Масса неуравновешенных частей
одного колена вала без
где
m’k – конструктивная масса кривошипа, кг/м2.
Масса шатуна сосредоточенная на оси поршневого пальца;
Масса шатуна сосредоточена на оси кривошипа;