Взаимодейстие менеджеров в управленческих решениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть специфику процесса принятия решений. В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
изучить сущность и особенности процесса принятия решений;
провести анализ процесса принятия решений на предприятии;
рассмотреть пути совершенствования процесса принятия решений.
В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
Рассмотрение уровня иерархии принятия управленческих решений;
Изучение совокупности критериев, влияющих на принятие управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

Введение основное.docx

— 132.93 Кб (Скачать)

Введение

На переходном этапе развития при создании новой экономической  и правовой базы неуклонно возрастает значение проблемы профессионализма менеджеров и лиц, принимающих решения, их психологической  готовности к успешной реализации управленческих решений.

Важной составной управленческой деятельности является определение  совокупности принципов и механизмов, на которых должен базироваться процесс  формирования и реализации управленческих решений. Особенность управленческого  решения заключается в том, что  здесь цена ошибки очень высока.

Принятие и реализация управленческих решений, конкретные управленческие действия, отдача приказов и т.п. —  это результаты огромной внутренней работы. При этом многие процессы скрыты от внешнего наблюдателя, сами результаты этой деятельности нельзя предугадать, часто они неопределенны, жестко не фиксируемы. Характер социально  значимой деятельности требует гарантий успешной реализации управленческой функции.

В управлении принятие решений  — более систематизированный  процесс, чем в частной жизни. Ставка зачастую много выше. Частный  выбор индивида сказывается в  основном на жизни его собственной  и немногих связанных с ним  людей. Менеджер выбирает направление  действий не только для себя, но и  для организации и для других работников. Люди, находящиеся на верхних  этажах крупной организации, порой  принимают решения, связанные с  миллионами долларов. Что еще важнее, управленческие решения могут влиять на судьбы многих людей, по меньшей  мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно каждого в организации.

Ответственность за принятие важных организационных решений  — тяжелое моральное бремя, что  особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через  нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний  может сильно пострадать. Если плохого  работника не остановить, может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных  решений. Прежде чем понять, как руководитель может действовать более рационально и систематизировано, необходимо подробнее ознакомиться с всеобщностью принятия решений, его органической связью с процессом управления и некоторыми характеристиками организационных решений.

Человек реализуется как  личность, принимая и реализуя принятые решения, и прежде всего это относится  к области менеджмента, где основным профессиональным умением является умение принимать эффективное управленческое решение.

Принятие управленческих решений осуществляется на различных  уровнях иерархии и в соответствии с различными критериями выбора. На каждом уровне они имеют свои особенности, которые очень актуальны для  любого предприятия. Знание этих особенностей помогает правильно определить, какие  решения, какой уровень менеджеров должен определять.

Проблемы принятия и реализации управленческих решений в своё время  исследовали такие известные  специалисты и ученые, как Г. Форд, А. Файоль, Г. Саймон, М. Мескон М., Д. Борман, В.В. Гончаров, И. Герчикова, В. Атаманчук, А.Г. Ивахненко и др.

Цель курсовой работы –  рассмотреть специфику процесса принятия решений. В соответствии с  поставленной целью задачами курсовой работы являются:

  • изучить сущность и особенности процесса принятия решений;
  • провести анализ процесса принятия решений на предприятии;
  • рассмотреть пути совершенствования процесса принятия решений.

В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:

  • Рассмотрение уровня иерархии принятия управленческих решений;
  • Изучение совокупности критериев, влияющих на принятие управленческих решений.

Объектом, анализируемым в данной работе, является супермаркет сети «IMC Market» SRL по адресу Московский проспект 9, где проходила моя производственная практика.

 

 

 

 

 
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

    1. Сущность и особенности принятия управленческих решений.  Процесс и методы принятия управленческих решений

 

Термин «управленческое  решение» включает организационные, психологические  аспекты, положения общей теории принятия решений. Ряд специалистов под управленческими решениями  понимают «продукт управленческого  труда, организационная реакция  на возникшую проблему». Другие определяют их как «выбор определенного курса  действий из возможных вариантов», «выбор предварительно осмысленной  цели, средств и методов ее достижения». В.С. Юкаева считает, что «управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации об ее состоянии».

Управленческое решение  — это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений  является основой управления. Выработка  и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей  любого уровня, включающий в себя:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе получаемой информации;
  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
  • выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
  • конкретизацию решения для его исполнителей.

 

Технология менеджмента  рассматривает управленческое решение  как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого  решения проводится экономический  анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения  осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных  расчетов; производится отбор критериев  выбора оптимального решения; выбор  и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения  принимаются меры для конкретизации  решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль над ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Каждое управленческое решение  имеет свой конкретный результат, поэтому  целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые  могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность  ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей  и прогнозируемой информации, анализе  всех факторов, оказывающих влияние  на решения, с учетом предвидения  его возможных последствий. Руководители обязаны постоянно и всесторонне  изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые  необходимо согласовывать на всех уровнях  внутрифирменной иерархической  пирамиды управления. Количество информации, которую необходимо переработать для  выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно  давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным  крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало  создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Существует множество  разнообразных методов принятия решений: общие методы, групповые  методы, методы воздействия на принятие решений и т.д. Их набор и комбинации во многом зависят от сложившейся  проблемной ситуации, где необходимо не только искусство управления, но и знание общих принципов наработанных веками технологий, открытых наукой закономерностей.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

  1. метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
  2. метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
  3. метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонне оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

Поскольку руководитель имеет  возможность выбирать решения, он несет  ответственность за их исполнение.  Принятые решения поступают в  исполнительные органы и подлежат контролю над их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе  управления обязательно должен соблюдаться  принцип выбора принимаемого решения  из определенного набора решений. Чем  больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения  к нему предъявляются следующие  требования: обоснованность решения; оптимальность  выбора; правомочность решения; краткость  и ясность; конкретность во времени;  адресность к исполнителям;  оперативность  выполнения.

Подготовке, принятию и реализации решений как процессу управленческой деятельности свойственны определенные технологии: совокупность последовательно  применяемых приемов и способов достижения цели организации.

В повседневной деятельности предприятий процесс принятия решений  может быть осуществлен:

1) по инициативе аналитических  служб предприятия, которые на  основе: анализа информации, поступающей  от системы сканирования (обследования) внешней и внутренней среды  (слабые сигналы угрозы кризисного  состояния); информации, полученной  от системы оперативного, стратегического  контроллинга и учета риска; оперативной оценки и анализа финансового состояния предприятия могут прийти к выводу об угрозе кризиса, несостоятельности стратегии и необходимости изменения миссии;

2) согласно решениям, поступающим  от вышестоящих руководителей;

3) на основе решений  руководителей данного уровня  управления.

Процесс принятия решения  в технологическом аспекте можно  представить как последовательность этапов, операций и процедур, между  которыми существуют прямые и обратные связи. Рассмотрим вариант процесса принятия решений, состоящий из восьми этапов. Фактическое количество этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом решаемой проблемы.

На первом этапе осуществляются сбор, обработка и анализ информации. Основная задача этого этапа (решаемая аналитиками) — своевременное обнаружение  сигналов затруднений в функционировании и предварительное определение  причин, оповещение лиц, принимающих  решения.

На втором этапе описывается  проблемная ситуация. Определяется проблемный характер ситуации, проявившейся как  следствие воздействия системы  внешних факторов, неучтенных прогнозом  или субъективной деятельностью  персонала управления, которую можно  скорректировать. Отбирается релевантная  информация.

На третьем этапе диагностируется  выявленная проблема. На основе поступающей  информации фиксируются ее симптомы, причины возникновения проблемной ситуации становятся понятными.

Диагностика, формулировка и обоснование проблемы — сложная  еретическая и практическая задача. Идентификация проблемы является еще  и центральной частью процесса. Если допускается ошибка, то содержание остальных этапов может получить неправильную «наполненность». Так, усилия по разрешению проблемы могут быть направлены на устранение «симптомов», а не на саму проблему. Проблема в этом случае остается и проявляется позже.

Как правило, выявляются группы проблем, и менеджерам следует определить приоритетность их решения. С этой целью  проблемы можно исследовать. Для  последующего выбора главной проблемы необходимо определить стандарты, критерии оценки возможных решений проблемы. Это могут быть прибыль, дивиденды, расходы, рост производительности, риск, возможное влияние на спрос, имидж  организации. Здесь же лица, принимающие  решения, уясняют ограничения (например, неадекватность средств потребности  в закупке ресурсов, новых технологий, низкая квалификация персонала, исповедуемые в организации этические нормы).

Информация о работе Взаимодейстие менеджеров в управленческих решениях