Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:27, курсовая работа
Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному. Его преимуществом явилось то, что пространство деятельности организации, предприятия стало более объемным, так как наряду с элементами внутренней среды, на которых основываются традиционные формы планирования стратегическое планирование включает в себя следующие аспекты: экономические, политические и социальные факторы, потребности покупателей, действия конкурентов, научно-технологические изменения и т.д.
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ...........................................................................................................................4
1.1. Структура стратегического планирования .......................................................................4
1.2 Основные компоненты стратегического планирования...................................................4
Глава 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.........................7
2.1. Цели и задачи анализа внешней среды .............................................................................7
2.2. Характеристика макроокружения......................................................................................8
2.3. Характеристика непосредственного окружения ............................................................10
2.4. Анализ и оценка внутренней среды фирмы ...................................................................11
2.5 Определение критических точек организационной среды ............................................14
2.6 Формирование базы данных о внутренней и внешней среде организации..................17
2.7 Оценка информации о внутренней и внешней среде .....................................................18
Вопросы для контроля знаний. ...............................................................................................23
Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ: ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ
ОРГАНИЗАЦИИ .........................................................................................................................24
3.1 Определение миссии организации ...................................................................................25
3.2 Цели экономической организации ...................................................................................26
3.3 Построение иерархии целей..............................................................................................27
3.4 Пространство определения целей.....................................................................................28
Вопросы для контроля знаний ................................................................................................32
Глава 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ОРГАНИЗАЦИИ ................................................33
4.1 Анализ разрыва...................................................................................................................33
4.2 Анализ динамики издержек и кривая опыта ...................................................................34
4.3 Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла .....................................................35
4.4 Модель "продукт - рынок" ................................................................................................36
4.5 Портфельные модели анализа стратегии .........................................................................36
Вопросы для контроля знаний ................................................................................................39
Глава 5. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ......................................................................................40
5.1 Цель и содержание отраслевого анализа. ........................................................................40
5.2 Оценка степени конкуренции. ..........................................................................................41
Вопросы для контроля знаний. ...............................................................................................44
Глава 6. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ...............................................................................45
6.1 Формирование общей стратегии ......................................................................................45
6.2 Формирование конкурентной стратегии..........................................................................46
6.3 Разработка функциональных стратегий...........................................................................50
Вопросы для контроля знаний ................................................................................................
• Базовые стратегии конкуренции. Конкурентные преимущества, как правило,
реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой
(конкурентной) стратегии предприятия.
Под деловой стратегией (бизнес - стратегией) понимается стратегия развития
бизнес - единицы, или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном
рынке. Главная цель данной стратегии — создание, и удержание конкурентных
преимуществ предприятия. Совокупность бизнес - стратегий составляет основу
стратегии
организации.
6.3
Разработка функциональных
стратегий
Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого
функционального пространства организации. Они включают следующие элементы:
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ
Производственная
стратегия — это долгосрочная программа конкретных действий по созданию и реализации
продукции предприятия. Стратегические решения в сфере производства принимаются по
следующим направлениям:
* фокусирование производственных мощностей;
* использование производственного персонала;
* развитие организации производства;
* управление качеством продукции;
* развитие производственной инфраструктуры;
* организация взаимоотношений с поставщиками и другими партнерами по
кооперации;
* • управление производством.
Маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов,
услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Определяет наиболее эффективный
состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики,
каналов распределения и стимулирования сбыта).
Финансовая стратегия ответственна за прогнозирование финансовых показателей
стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж,
распределение
и контроль финансовых ресурсов.
Многие
организации разрабатывают стра
(человеческими ресурсами), с помощью, которой решаются проблемы повышения
привлекательности труда, мотивации, аттестации __________персонала, поддержания такого
количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют
эффективному ведению бизнеса.
Общая стратегия организации формируется высшим руководством. Разработка
общей стратегии решает две главные задачи:
=> должны
быть отобраны и развернуты
основные элементы общей
фирмы;
=> необходимо
установить конкретную роль
осуществлении стратегии и определить способы распределения ресурсов между ними.
Стратегия стабильности - сосредоточение на существующих направлениях
бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют
на рынке. Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы,
направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного) контроля
и/или наказаний за монополизацию (способ действий, характерный для российских фирм-
монополистов).
Стратегия роста - увеличение организации, часто через проникновение и захват
новых рынков. Разновидность стратегии роста:
- вертикальная интеграция;
- горизонтальная интеграция.
Стратегия роста осуществляется тремя способами:
1. поглощение
конкурирующих фирм путем аквиз
контрольного пакета акций);
2. слияние - объединение на приблизительно равноправных началах в рамках
единой организации;
3. совместное предприятие - объединение организаций разных стран для
реализации совместного проекта, если он оказывается не под силу одной из сторон.
Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание организации
находится под угрозой. Ее разновидностями являются следующие.
Стратегия отделения - если компания включает несколько видов бизнеса и при
этом один из них работает плохо, производится отказ от него - продажа этой деловой
единицы или превращение ее в отдельно работающую фирму.
Стратегия ликвидации - в случае достижения критической точки - банкротства -
происходят уничтожение организации, распродажа ее активов. Наиболее нежелательная
из стратегий сокращения: создает неудобства и убытки как для собственников
(акционеров), так и для работников фирмы.
Комбинированная стратегия. Представляет собой любое сочетание
рассмотренных стратегических альтернатив. Данной стратегии придерживаются, как
правило, крупные предприятия, функционирующие в нескольких отраслях.