Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:27, курсовая работа
Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному. Его преимуществом явилось то, что пространство деятельности организации, предприятия стало более объемным, так как наряду с элементами внутренней среды, на которых основываются традиционные формы планирования стратегическое планирование включает в себя следующие аспекты: экономические, политические и социальные факторы, потребности покупателей, действия конкурентов, научно-технологические изменения и т.д.
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ...........................................................................................................................4
1.1. Структура стратегического планирования .......................................................................4
1.2 Основные компоненты стратегического планирования...................................................4
Глава 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.........................7
2.1. Цели и задачи анализа внешней среды .............................................................................7
2.2. Характеристика макроокружения......................................................................................8
2.3. Характеристика непосредственного окружения ............................................................10
2.4. Анализ и оценка внутренней среды фирмы ...................................................................11
2.5 Определение критических точек организационной среды ............................................14
2.6 Формирование базы данных о внутренней и внешней среде организации..................17
2.7 Оценка информации о внутренней и внешней среде .....................................................18
Вопросы для контроля знаний. ...............................................................................................23
Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ: ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ
ОРГАНИЗАЦИИ .........................................................................................................................24
3.1 Определение миссии организации ...................................................................................25
3.2 Цели экономической организации ...................................................................................26
3.3 Построение иерархии целей..............................................................................................27
3.4 Пространство определения целей.....................................................................................28
Вопросы для контроля знаний ................................................................................................32
Глава 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ОРГАНИЗАЦИИ ................................................33
4.1 Анализ разрыва...................................................................................................................33
4.2 Анализ динамики издержек и кривая опыта ...................................................................34
4.3 Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла .....................................................35
4.4 Модель "продукт - рынок" ................................................................................................36
4.5 Портфельные модели анализа стратегии .........................................................................36
Вопросы для контроля знаний ................................................................................................39
Глава 5. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ......................................................................................40
5.1 Цель и содержание отраслевого анализа. ........................................................................40
5.2 Оценка степени конкуренции. ..........................................................................................41
Вопросы для контроля знаний. ...............................................................................................44
Глава 6. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ...............................................................................45
6.1 Формирование общей стратегии ......................................................................................45
6.2 Формирование конкурентной стратегии..........................................................................46
6.3 Разработка функциональных стратегий...........................................................................50
Вопросы для контроля знаний ................................................................................................
• неверно проведенный анализ и ошибочные выводы;
• непредвиденные изменения во внешней среде;
• неумение фирмы вовлечь в реализацию стратегии свой внутренний потенциал.
Необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
7. Оценка и контроль стратегии. На этом этапе обеспечивается обратная связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями.
Главная
задача такого контроля - выяснить, в
какой мере реализация стратегии приводит
к достижению целей и миссии фирмы. Поэтому
корректировка по результатам стратегического
контроля может касаться как стратегии,
так и целей фирмы, что принципиально отличает
этот вид контроля от оперативного, при
котором цели текущего плана являются
незыблемыми.
Глава
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ
И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1.
Цели и задачи
анализа внешней
среды
Любое
предприятие находится и
Предприятие
находится в состоянии
Следует иметь в виду, что ресурсы внешней среды небезграничны. Кроме того, на них претендуют другие предприятия, находящиеся в этой же среде. Поэтому существует потенциальная опасность, что предприятие не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Задача стратегического планирования - обеспечить такое взаимодействие с внешней средой, которое позволяло бы поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для нормального функционирования и развития. При этом внешняя среда исследуется, в первую очередь, для того, чтобы выявить возможности и угрозы, которые необходимо учитывать при постановке своих целей и их достижении.
Анализ внешней среды помогает получить важные результаты:
• прогнозировать непредвиденные обстоятельства;
• разработать меры предупреждения неблагоприятных непредвиденных
обстоятельств и угроз;
• помогает
превратить потенциальные угрозы в
выгодные возможности.
2.2.
Характеристика макроокружения
Стратегическое планирование рассматривает внешнее окружение как совокупность двух сред: макроокружения и непосредственного окружения. Кроме того, исследуется внутренняя среда.
Макроокружение создает общие условия существования фирмы. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятому субъекту хозяйствования, оно оказывает общее влияние на все субъекты. Тем не менее, степень влияния макроокружения на различные организации неодинакова, что обусловлено спецификой бизнеса, в котором действует фирма, внутренним потенциалом организации.
1. Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики
оказывает решающее влияние на деятельность субъектов хозяйствования. Поэтому важнейшие параметры экономики должны постоянно отслеживаться и прогнозироваться. Среди них важнейшими являются следующие: темпы инфляции или дефляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика внутреннего валового продукта; производительность труда и т.д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что для одного представляется экономической угрозой, другое воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для
перерабатывающих предприятий - как выгода.
2. Политические факторы Политические факторы должны изучаться, чтобы
высшее
руководство предприятия имело
ясное представление о
3. Рыночные факторы. В анализ рыночной среды входят многочисленные факторы: демографические факторы; жизненные циклы изделий и самих хозяйствующих субъектов; уровень конкуренции; уровень и динамика доходов и т.д. К примеру, повышение уровня жизни может создать спрос на товары для отдыха и развлечений. Удовлетворяя его, можно ожидать улучшения положения фирм, производящих товары для отдыха и развлечений: туристического снаряжения; компьютерных игр; парфюмерии и т.п. Провести четкую грань между экономическими и рыночными факторами сложно, но большинство авторов в области стратегического планирования выделяют эти группы факторов, как самостоятельные.
4. Технологические факторы. Анализ этой сферы внешней среды позволяет
своевременно выявить возможности, которые открывает для производства развитие науки и техники. Речь идет о возможности совершенствования, как продукции, так и технологии ее изготовления.
5. Международные факторы. Действие предприятия на международном рынке
вызывает
необходимость отслеживать
2.3.
Характеристика
Анализ
непосредственного окружения
Основные составляющие непосредственного окружения:
1. Конкуренты. Анализ конкурентов занимает особо важное место в стратегическом планировании. Данное исследование направлено на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов и на этой базе строить свою стратегию бизнеса. Особое внимание при анализе должно быть уделено потенциальным конкурентам. Игнорирование угроз со стороны выходящих на рынок фирм зачастую является важнейшей причиной проигрыша в конкурентной борьбе. Поэтому анализ должен 6ыть направлен на то, чтобы заранее планировать барьеры, противодействующие вхождению потенциальных конкурентов на рынок. К ним могут относиться: низкие издержки за счет больших объемов выпуска продукции; контроль за каналами распределения продукции; пользование местных (локальных) особенностей при производстве продукта и т.п.
Ни одна фирма не может себе позволить игнорировать любую реакцию своих конкурентов. Чтобы наметить соответствующие мероприятия в стратег ческом плане при анализе конкурентов, необходимо ответить на четыре вопроса:
• удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением;
• какие шаги в изменении своей стратегии может предпринять конкурент;
• в чем уязвимость конкурента;
• что может спровоцировать наиболее крупные и опасные ответные меры со
стороны конкурента.
2. Покупатели. Задача данного анализа состоит в том, чтобы определить
потребителей продукции данной фирмы. Это позволяет выяснить следующее: какой
продукт нужен покупателю, на какой объем продаж может рассчитывать фирма; в какой
мере покупатели привержены продукту фирмы; насколько можно расширить круг
потенциальных покупателей; что ожидает продукцию фирмы в будущем и т.д.
Портрет покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
• социально-экономические (доходы, профессия и т.п.)
• демографические характеристики (возраст, пол, образование, сфера деятельности
и т.п.);
• психографические характеристики (стиль жизни, мнения и т.п.)
• поведенческие характеристики (отношение к товару, восприятие цены,частота
покупок в одном магазине и т.п.)
Фирма определяет, насколько сильны ее позиции, чтобы диктовать свои условия покупателю. Если фирма является монополистом, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе нужного ему товара и, следовательно, его позиция по отношению к продавцу товара существенно ослаблена. И, наоборот, если у покупателя есть выбор, то позиции продавца товара более слабые, и он вынужден искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньшую возможность в выборе продавца.
3. Поставщики. Анализ направлен на выявление факторов в деятельности поставщиков, снабжающих фирму сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом и т.п., от которых зависят себестоимость и качество выпускаемой продукции. Влияние поставщиков на деятельность фирмы недооценивать нельзя, поскольку они могут поставить фирму в сильную зависимость от себя. Меру влияния поставщиков как конкурентов можно оценить следующими факторами:
• уровень специализации поставщиков;
• затраты,
которые может понести
• возможность замены приобретаемых покупателями ресурсов другими;
• объем продаж поставщиков и т.д.
При изучении поставщиков необходимо исследовать:
• стоимость поставляемого товара, и тенденции ее изменения;
• гарантии качества поставляемого товара;
• временной график поставки;
• надежность поставщиков (пунктуальность, обязательность выполнения
договорных обязательств и т.п.).
4. Рынок рабочей силы. Исследование рынка рабочей силы производится для
того, чтобы
выявить его потенциальные
• наличие на рынке труда необходимых фирме кадров определенной квалификации,
пола, возраста и т.п.;
• анализ политики, проводимой профсоюзами, государством, объединениями
нанимателей и т.п. в области занятости и оплаты труда;
• изучение стоимости рабочей силы и динамики ее изменения.
5.
Контактные аудитории.
Это средства массовой информации, общества
потребителей, экологические общественные
организации и т.п., которые оказывают
существенные влияние на формирование
благоприятного облика фирмы.
2.4.
Анализ и оценка
внутренней среды
фирмы
Целью анализа внутренней среды фирмы является выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы воспользоваться внешними возможностями, фирма должна иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних достоинств и недостатков, в стратегическом планировании называется управленческим обследованием. Оно представляет собой процесс исследования внутренней среды фирмы, предназначенный для выявления ее стратегических преимуществ и недостатков в бизнесе. С целью обследования рекомендуется в процессе стратегического планирования изучить пять функциональных областей хозяйственной деятельности: маркетинг; финансы; производство; персонал; культуру и имидж фирмы.