Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:27, курсовая работа
Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному. Его преимуществом явилось то, что пространство деятельности организации, предприятия стало более объемным, так как наряду с элементами внутренней среды, на которых основываются традиционные формы планирования стратегическое планирование включает в себя следующие аспекты: экономические, политические и социальные факторы, потребности покупателей, действия конкурентов, научно-технологические изменения и т.д.
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ...........................................................................................................................4
1.1. Структура стратегического планирования .......................................................................4
1.2 Основные компоненты стратегического планирования...................................................4
Глава 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.........................7
2.1. Цели и задачи анализа внешней среды .............................................................................7
2.2. Характеристика макроокружения......................................................................................8
2.3. Характеристика непосредственного окружения ............................................................10
2.4. Анализ и оценка внутренней среды фирмы ...................................................................11
2.5 Определение критических точек организационной среды ............................................14
2.6 Формирование базы данных о внутренней и внешней среде организации..................17
2.7 Оценка информации о внутренней и внешней среде .....................................................18
Вопросы для контроля знаний. ...............................................................................................23
Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ: ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ
ОРГАНИЗАЦИИ .........................................................................................................................24
3.1 Определение миссии организации ...................................................................................25
3.2 Цели экономической организации ...................................................................................26
3.3 Построение иерархии целей..............................................................................................27
3.4 Пространство определения целей.....................................................................................28
Вопросы для контроля знаний ................................................................................................32
Глава 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ОРГАНИЗАЦИИ ................................................33
4.1 Анализ разрыва...................................................................................................................33
4.2 Анализ динамики издержек и кривая опыта ...................................................................34
4.3 Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла .....................................................35
4.4 Модель "продукт - рынок" ................................................................................................36
4.5 Портфельные модели анализа стратегии .........................................................................36
Вопросы для контроля знаний ................................................................................................39
Глава 5. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ......................................................................................40
5.1 Цель и содержание отраслевого анализа. ........................................................................40
5.2 Оценка степени конкуренции. ..........................................................................................41
Вопросы для контроля знаний. ...............................................................................................44
Глава 6. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ...............................................................................45
6.1 Формирование общей стратегии ......................................................................................45
6.2 Формирование конкурентной стратегии..........................................................................46
6.3 Разработка функциональных стратегий...........................................................................50
Вопросы для контроля знаний ................................................................................................
Федеральное агентство по образованию
Байкальский
государственный университет
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Исполнитель (подпись)
(дата) (инициалы, фамилия)
(ученая степень, звание) (дата) (инициалы, фамилия)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .....................
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ..............................
1.1. Структура
стратегического планирования ..............................
1.2 Основные компоненты
стратегического планирования..
Глава 2. АНАЛИЗ
ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.............
2.1. Цели и
задачи анализа внешней среды
..............................
2.2. Характеристика
макроокружения................
2.3. Характеристика
непосредственного окружения ..
2.4. Анализ и
оценка внутренней среды фирмы
..............................
2.5 Определение
критических точек
2.6 Формирование
базы данных о внутренней и
внешней среде организации.....
2.7 Оценка информации
о внутренней и внешней среде
..............................
Вопросы
для контроля знаний. ..............................
Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ: ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ
ОРГАНИЗАЦИИ ..............................
3.1 Определение
миссии организации ...........
3.2 Цели экономической
организации ..................
3.3 Построение
иерархии целей................
3.4 Пространство
определения целей.............
Вопросы
для контроля знаний ..............................
Глава 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ В ОРГАНИЗАЦИИ ..............................
4.1 Анализ разрыва................
4.2 Анализ динамики
издержек и кривая опыта ......
4.3 Анализ динамики
рынка, модель жизненного
4.4 Модель "продукт
- рынок" ..............................
4.5 Портфельные
модели анализа стратегии .....
Вопросы для
контроля знаний ..............................
Глава 5. КОНКУРЕНТНЫЙ
АНАЛИЗ........................
5.1 Цель и содержание
отраслевого анализа. ..............................
5.2 Оценка степени
конкуренции. ..............................
Вопросы для
контроля знаний. ..............................
Глава 6. ФОРМИРОВАНИЕ
СТРАТЕГИИ.....................
6.1 Формирование
общей стратегии ..............
6.2 Формирование
конкурентной стратегии........
6.3 Разработка
функциональных стратегий......
Вопросы
для контроля знаний ..............................
ВВЕДЕНИЕ
Термин «стратегическое планирование» появился на стыке 1960-70-х гг. для того, чтобы внести различия между текущим планированием на уровне производства и планированием, осуществляемом на высшем уровне. Необходимость такого различия диктовалась переходом к новой модели развития организации в условиях меняющейся
среды, обеспечения ее эффективной и устойчивой работы. Актуальность нового подхода определяют следующие факторы:
- во второй половине ХХ века число задач, обусловленных внутренними и внешними изменениями, многократно возрастало. Многие из них не могли быть решены традиционными методами;
- расширялись географические рамки деятельности национальных экономик, бизнес приобрел международный характер;
- усилилась нестабильность внешней среды, что повысило вероятность внезапных стратегических изменений, их непредсказуемость;
- возросла
цена расплаты за неверный стратегический
выбор, за ошибки.
Стратегическое
планирование пришло на смену долгосрочному.
Его преимуществом явилось то, что пространство
деятельности организации, предприятия
стало более объемным, так как наряду с
элементами внутренней среды, на которых
основываются традиционные формы планирования
стратегическое планирование включает
в себя следующие аспекты: экономические,
политические и социальные факторы, потребности
покупателей, действия конкурентов, научно-технологические
изменения и т.д.
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.
Структура стратегического
планирования
Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую
совокупность
шести взаимосвязанных
Процесс стратегического планирования включает:
• определение миссии предприятия, организации;
• формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;
• оценку и анализ внешней среды;
• оценку и анализ внутренней среды;
• разработку и анализ стратегических альтернатив;
• выбор стратегии.
Процесс стратегического управления (кроме стратегического планирования) включает также:
• реализацию стратегии;
• оценку
и контроль выполнения стратегии.
1.2
Основные компоненты
стратегического
планирования
1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
2. Формулирование целей и задач. Для описания характера и уровня деловых
притязаний, применяются термины "цели" и "задачи". Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь по крайней мере четыре типа целей:
• количественные цели;
• качественные цели;
• стратегические цели;
• тактические цели.
Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.
3. Анализ и оценка внешней среды. Обычно этот процесс считается исходным
процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения.
Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов:
• макросреды;
• непосредственного окружения.
Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов
среды, как:
• состояние экономики;
• правовое регулирование;
• политические процессы;
• природная среда и ресурсы;
• социальная и культурная составляющие общества;
• научно-технологический уровень;
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным
компонентам:
• покупатель;
• поставщик;
• конкуренты;
• рынок рабочей силы.
4. Анализ и оценка внутренней среды: Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели фирмы и сформулировать ее миссию.
Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям:
• кадровый потенциал;
• производство;
• финансы;
• маркетинг;
• организационная структура и т.п.
5. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии. Здесь принимаются решения о том, как фирма будет достигать своих целей и
реализовывать корпоративную миссию. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
6. Реализация стратегии. Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху.
Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может "провалиться", если не принять мер по его реализации. Случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию, нередки. Причины этого: