Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 17:58, реферат

Описание работы

Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.
Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.

Работа содержит 1 файл

планирование .docx

— 44.50 Кб (Скачать)

Эти структурные  подразделения работают по одному заданию, указанному в плане, что и связывает  их. Наиболее эффективным направлением планирования является такое, которое  учитывает все необходимые правила, а именно:

1) обоснование всех  элементов и этапов плана;

2) контроль четкого  исполнения плана его участниками;

3) постоянный учет  и контроль, а также внесение  корректировок в план и его  исполнение.

Планы можно сгруппировать  следующим образом.

По срокам исполнения:

1) оперативно-календарные;

2) текущие;

3) среднесрочные;

4) долгосрочные;

5) стратегические.

По назначению:

1) производственные (производство готовой продукции);

2) коммерческие (рынки  сбыта продукции и обеспечение  предприятия материально-техническими  ресурсами);

3) планы инвестиций  и планы, направляющие на техническое  развитие;

4) планы по труду,  заработной плате, социальному  обеспечению персонала.

По уровням управления:

1) общефирменные;

2) цеховые;

3) планы работ  структурных подразделений.

По видам продукции, работ, услуг:

1) освоенного производства;

2) осваиваемого производства;

3) планируемого к освоению в будущем.

Бизнес-план предприятия  имеет следующую структуру:

1) краткое описание  бизнес-плана;

2) стратегия бизнеса  (управленческая структура, организация  бизнеса, цели касательно качества  и видов продукции, квалификационная  подготовка персонала);

3) маркетинговая  стратегия и определение рынков  сбыта (анализ конкурентоспособной  среды, потребительского спроса, выявление сильных и слабых  сторон бизнеса, эффективность  сектора экономики);

4) эксплуатация и  производство (планы развития, оценка  производственных мощностей и  т. д.);

5) управленческий  процесс (количественный и качественный  показатель команды управления);

6) финансовая политика (определение денежных потоков,  уровень прибыльности производства  и т. д.);

7) определенные факторы  риска (наличие технических и  финансовых рисков, расчет точки  безубыточности и коэффициентов,  характеризующих финансовое состояние);

8) приложения.

6. Классификация  и виды планов

Планирование классифицируется следующим образом:

1) по степени охвата;

2) по содержанию (стратегическое  планирование, подразумевающее выявление  новых возможностей, тактическое  планирование, оперативное планирование  – осуществление мероприятий  по реализации планируемых возможностей);

3) по объекту планирования;

4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские  работы и т. д.);

5) по охвату;

6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

7) по степени жесткости  и гибкости.

Принципы планирования:

1) полнота;

2) детализация;

3) точность;

4) простота и ясность;

5) непрерывность;

6) эластичность и  гибкость;

7) выравнивание;

8) экономичность.

Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения  вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.

Для осуществления  процесса планирования необходимо определить:

1) объект планирования;

2) субъект планирования;

3) период планирования;

4) средства планирования;

5) методику планирования;

6) согласование планов.

Принадлежность того или иного плана к определенному  виду зависит от того, к какому циклу  управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл:

анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие  виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.

В зависимости от информации, получаемой из планов, различают  финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и  стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач  и целей, определение направлений  деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение  политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.

При стратегическом планировании выделяются следующие  цели:

1) рыночные (определение  рынка сбыта продукции);

2) производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);

3) финансово-экономические  (определение источников финансирования  и прогнозирование результата  деятельности);

4) социальные (степень  удовлетворения конечным продуктом  производства определенных социальных  слоев и общества в целом).

7. Сущность перспективного  планирования

В настоящее время  сущность перспективного планирования приобрела весомое значение. Этот вид планирования имеет отличие  от других. Перспективный план –  это план, разрабатываемый на период 10—20 лет (наиболее распространенный вариант  – 10-летний план). Перспективное планирование предусматривает прогноз долгосрочного  характера, т. е. развитие предприятия  в перспективе.

Основные задачи, которые помогает решать перспективное  планирование, выглядят следующим образом:

1) выделение источников  финансирования инвестиционных  вложений, их размеры и направления;

2) внедрение передовых  разработок техники и технологий;

3) диверсификация  производства;

4) капиталовложения  в международном масштабе в  случае расширения рынка;

5) совершенствование  управленческой структуры, кадровой  политики.

В современных условиях, когда развитие экономики может  происходить стихийно и непредвиденно, перспективное планирование призвано определять количественные показатели в отличие от других видов планирования, отражающих качественные показатели. Система перспективного планирования включает в себя такие виды планов, как долгосрочные и стратегические. В системе долгосрочного планирования используется метод применения фактических  результатов за истекшие периоды  с оптимистическим прогнозом, с  некоторым завышением показателей  на будущее. Стратегическое планирование предусматривает комплексное изучение проблем, с которыми может столкнуться  предприятие в предстоящем периоде, на основании чего и формируются  плановые показатели. При разработке планов за основу берутся:

1) анализ перспектив  с учетом факторов, влияющих на  результат производства;

2) анализ конкурентоспособности  продукции;

3) выбор стратегии  и определение приоритетов для  достижения эффективности деятельности  предприятия;

4) анализ существующих  видов деятельности и анализ  новых, более результативных видов.

При разработке стратегии  необходимо учитывать возможности  предприятия.

При долгосрочном планировании разрабатываются планы действий и финансовых результатов, к которым  необходимо стремиться в течение  планового периода. По истечении  отчетного периода, фактические  показатели сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и факторы, повлиявшие на эти отклонения.

Долгосрочное планирование подразумевает прогноз финансового  состояния на долгосрочный период, и это достаточно трудоемкий процесс, так как здесь необходимо учитывать  не только план развития предприятия, но и развитие экономики в целом. Именно от полноценного анализа и  учета всех (даже самых незначительных) деталей зависит успех перспективного планирования. Текущее планирование определяет развитие предприятия в  краткосрочном периоде. Стратегический план формируется на основе стратегии  предприятия, что подразумевает  решения относительно сфер и направлений  деятельности. Такие планы разрабатываются  руководством высшего звена.

8. Сущность бюджетного  планирования

Наиболее эффективным  видом планирования, отражающим основные цели предприятия и имеющим наибольшую точность, является среднесрочное планирование. В планах отражаются основные задачи предприятия, производственная стратегия в целом и с разбивкой по структурным подразделениям (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции), стратегия сбыта продукции (уровень эффективности старой системы сбыта и возможность внедрения новой с разработкой соответствующих мероприятий), финансовая стратегия (объемы и направления инвестиций, источники финансирования, политика в области ценных бумаг), кадровая политика (структура и численность штата, профессиональная подготовка и должностные обязанности), расчет объема необходимых материально-технических ресурсов. Среднесрочные планы призваны определить основную политику предприятия на текущий период, осуществить разработку мероприятий, направленных на достижение поставленных целей в долгосрочной перспективе. Они отражают детализацию видов продукции, политику в области капиталовложений и источников финансирования.

Текущее планирование представляет собой детальное прогнозирование  на краткосрочный период. В основном такие планы составляются на один год, являются оперативной информацией  с наивысшим уровнем точности и наименьшим процентом отклонений и погрешностей. Они отражают разработанные  программы маркетинговых структур, запланированные научные исследования, производственные программы и материально-техническое  обеспечение. Источниками информации для текущих планов выступают  календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые отражают поставленные руководством предприятия цели и  задачи на ближайшее будущее. Календарные  планы-графики составляются обычно на ближайший месяц на основе планируемых  заказов по уже заключенным договорам  или по вновь заключаемым. Здесь  отражается также обеспечение производства материально-техническими ресурсами, инвентаризация имеющегося оборудования, приобретение нового и ремонт старого, строительство и т. д. В планы  по сбыту включаются расходы на экспорт, лицензирование и техническое обслуживание и услуги.

Оперативные планы  или бюджеты составляются на короткий срок, в основном на месяц. Основой  для их формирования является производственная программа, расходы по обеспечению  производства, прогноз сбыта. Текущее  планирование обладает наибольшей точностью расчетов в связи с тем, что составить план на ближайшее будущее гораздо проще, чем составить план долгосрочного характера. Это связано с тем, что для планирования в долгосрочной перспективе необходимо знание не только возможностей собственного предприятия, для этого необходимо уметь анализировать развитие экономики страны. Ведь изменения в налоговом законодательстве, например, могут существенно изменить как структуру, так и результат плана.

9. Сущность календарного  планирования

Сущность календарного планирования заключается в обеспечении  каждого сотрудника предприятия  информацией относительно его задания  и рабочего места на ближайшее  время, его роли в выполнении работ  по производству конечного продукта, а также в обеспечении его  необходимым оборудованием и  материалами для выполнения поставленной задачи. Календарный план выполняет  функцию организации работы всего  коллектива предприятия, при котором  все взаимосвязаны и взаимно  помогают друг другу.

Календарное планирование является одним из инструментов оперативного текущего планирования и включает в  себя:

1) детализацию текущего  плана и доведение его до  каждого структурного подразделения.  При этом планы составляются  на любой календарный период  в зависимости оттого, какова  необходимость их на данном  предприятии;

Информация о работе Планирование на предприятии