Бизнес планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Планирование – это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Часть 1:
Глава 1. Бизнес планирование на предприятии
1.1. Глобальные и локальные цели планирования…………………...4
1.2. Внутренняя и внешняя среда предприятия………………………7
Глава 2. Разработка бизнес-плана.
2.1. Типы бизнес-планов……………………………………………….11
2. 2. Этапы разработки производственного бизнес-плана…………...14
Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии…...17
Часть 2:
3.1 Бизнес план салона красоты, парикмахерской……………………21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Кур.работ Экономика.docx

— 56.22 Кб (Скачать)

  НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

            ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

                          КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

                                      ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ.

                                        Вариант №32.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            ВЫПОЛНИЛ: Студент

                                                                            3 курса Заочного факультета

                                                                             По специальности

                                                                             Менеджмент организации

                                                                             Группа М69

                                                                             Березина Александра Сергеевна.

 

 

                                                                                           ПРОВЕРИЛ: Уколов Ю. Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          НОВОСИБИРСК, 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Часть 1:

Глава 1. Бизнес планирование на предприятии              

1.1. Глобальные и локальные цели планирования…………………...4              

1.2. Внутренняя и внешняя среда  предприятия………………………7

Глава 2. Разработка бизнес-плана.    

           2.1. Типы бизнес-планов……………………………………………….11              

2. 2. Этапы разработки производственного бизнес-плана…………...14

Глава 3. Бизнес-планы как особая форма  планирования на предприятии…...17

Часть 2:

              3.1 Бизнес план салона красоты, парикмахерской……………………21

Заключение……………………………………………………………………….27

Список  литературы………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Планирование  – одна из важнейших предпосылок  оптимального управления производством  на предприятии. Планирование – это  построение плана, способа будущих  действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.

При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок  расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует  и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к  минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

На  уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и текущее технико-экономическое  планирование, а также оперативно-производственное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в  целом, его крупных цехов и  малых производственных подразделений  вплоть до рабочего места.

В текущих технико-экономических планах (годовых, квартальных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным планом. Текущие технико-экономические  планы (производственные бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени  загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержится расчеты затрат на производство, расчеты  прибыли, рентабельности, расходы на реконструкцию производственно-технической  базы предприятия.

План  является руководством к действию, к исполнению. Он используется для  обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим  не только крупным и средним, но и  малым предприятиям.

Таким образом, планирование – это процесс  обработки информации по обоснованию  предстоящих действий, определение  наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство  необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты  не выполняются, что и приводит к  неудачам в предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической  деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план закупки  сырья, материалов, топлива, комплектующих  деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта.

Глава 1. Бизнес-планирование на предприятии  

1. 1. Глобальные и локальные цели  планирования

В странах с развитой рыночной экономикой в 60-70-е гг. XX получила развитие теория стратегического планирования. Это  явилось началом нового этапа  развития теории управления и планирования.

Каждое  предприятие определяет цели своей  хозяйственно-производственной деятельности. Цели подразделяются на глобальные и  локальные.

Глобальные  – это общие цели предприятия, которые являются фундаментом, основой  его деятельности, его глобальной стратегией. Глобальные цели – это  долговременные цели.

В ряде учебных пособий ошибочно отмечалась целесообразность выработки единой стратегии. В определенной мере это  оправдывалось условиями плановой экономики, когда гарантированы  были цены, сбыт продукции, сроки поставки, поставщики и потребители. В условиях рынка условия работы предприятия  «переменные», мало предсказуемые, и  целесообразно придерживаться в  хозяйственной деятельности аксиомы  рыночной экономики: многовариантность  стратегий развития предприятия  с учетом изменения внутренней и  внешней среды.

Локальные цели – это совокупность взаимодополняющих  друг друга целей, реализация которых  направлена на достижение глобальных целей.

Сочетание глобальных и локальных целей  является основой стратегического  планирования.

Новые рыночные отношения в России рождают  новые, соответствующие внешним  условиям, стратегии.

В условиях плановой экономики действовала  стратегия концентрации производства. Эта стратегия полностью соответствовала  общественной собственности на средства производства, малые предприятия  объединялись, рабочие места создавались  на крупных и средних предприятиях.

В условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности, в условиях экономического кризиса в России действует в настоящее время  другая стратегия – стратегия  диверсификации производства.

В условиях сегодняшней экономической  ситуации в стране имеют место:

1) диверсификация денежных капиталов,  т. е. распределение их между  различными объектами вложений, с целью снижения риска возникновения  потерь капитала или доходов  от него;

2) диверсификация горизонтальная  – расширение ассортимента за  счет новых товаров-аналогов для  повышения интереса к товару;

3) диверсификация концентрическая  – стратегия выпуска новых  товаров в дополнение к существующим;

4) диверсификация валютных резервов, т. е. распределение их между  различными свободно конвертируемыми  валютами;

5) диверсификация экспорта – распределение  экспортных ресурсов страны между  большим числом стран-потребителей;

6) диверсификация рабочих мест, т.  е. поощрение малых предприятий,  где создаются рабочие места.

Еще в 1926 г. была открыта экономическая  закономерность: удвоение объемов производства снижает затраты на 20%, а следовательно, имеет место рост эффективности  производства.

Современные исследования показывают, что вновь  создаваемые малые предприятия  выживают в конкурентной борьбе в  том случае, когда имеет место  ежегодное увеличение производства и продаж в 2 раза. Казалось бы, главная  стратегия предприятия – рост объема производства. Однако в практике работы сегодняшнего предприятия чаще имеет место сокращение производства, и надо искать другую стратегию.

Разработка  любой стратегии должна учитывать  взаимное влияние факторов внутренней и внешней среды.

1. 2. Внутренняя и внешняя среда  предприятия

Экономисты  выделяют узкий и расширенный  варианты факторов внутренней среды, определяющих ту или иную стратегию предприятия, и от этого зависит уровень  точности стратегии.

Первый  фактор – персонал. Эффективность  работы предприятия во многом зависит  от уровня квалификации кадров, стажа  их работы по избранной специальности, возраста, профессиональной подготовки, а также от принятой системы материального  стимулирования работников.

От  предприятия требуется проведение сбалансированной кадровой политики, включающей в себя все элементы управления персоналом предприятия. Необходимо помнить  рыночную аксиому: предприятие может  иметь высокую технологию, качественные материальные ресурсы, значительные финансовые ресурсы, но если на предприятии управленческий персонал имеет низкую квалификацию, то предприятие все равно станет банкротом.

В системе многоуровнего управленческого  маркетинга должна быть разработана  стратегия карьерной лестницы административно-управленческого  персонала, по которой каждый работник продвигается благодаря своему труду, своему умению, дисциплине.

Второй  фактор – техника и технология. Это комплексный фактор, включающий в себя оборудование, транспортные средства, инструмент, технологию. Данный фактор, а вернее, группа факторов, находятся  в зависимости от уровня НТП, направления  специализации предприятия, потребностей рынка.

Третий, наиболее подвижный фактор – материальные ресурсы. На предприятии очень быстро расширяется и изменяется состав материальных ресурсов за счет внедрения  новых, прежде всего искусственных  материалов, которые заменяют традиционные (металл, дерево). Изменяется состав материальных ресурсов, расширяется ассортимент  за счет изменения технологии, а  также в результате изменения  уровня кооперирования поставок, когда  материалы, сырье заменяются поставками полуфабрикатов и комплектующих  изделий.

Четвертый фактор – научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Этот фактор имеет ограниченное применение, так как далеко не все  предприятия проводят научные исследования. Фактор НИОКР очень важен для  предприятия-лидера в отрасли. В  этом случае стратегия предприятия  предусматривает постоянное совершенствование  конструкции выпускаемой продукции, а следовательно, выделение определенных финансовых ресурсов на развитие НИОКР.

Пятый фактор – менеджмент. Налаживание  эффективной деятельности предприятия  на ближайшую и дальнюю перспективу  – главное в менеджменте. Менеджмент как управление в условиях рынка  обеспечивает: использование современной  информационной базы для многовариантных  расчетов при принятии управленческих решений; привлечение всех сотрудников  предприятия к управлению им; осуществление  управления на основе предвиденья изменений, гибких решений; проведение глубокого  экономического анализа экономической ситуации в стране, на предприятии и на этой основе разумно рисковать.

Шестой  фактор – маркетинг. В современных  условиях жизненный цикл продукции  становится все короче. От предприятия  требуется гораздо большая гибкость и динамичность, что достигается  маркетингом. Маркетинг дает ответы на многие вопросы хозяйственной  и предпринимательской деятельности предприятия.

Следует учитывать, что некоторые факторы  внутренней среды могут оказывать  как прямое воздействие на конкретные результаты деятельности предприятия, так и косвенное влияние на другие факторы внутренней среды. Так, изменение спроса на отдельные товары ведет к необходимости разработки и освоению производства новых видов  товаров, что влечет за собой изменение  в структуре используемых материальных ресурсов, а также потребует дополнительного  обучения кадров.

В стратегическом планировании выделяют макрофакторы и микрофакторы внешней  среды. Такое разделение необходимо для более эффективного управления предприятием.

К макрофакторам внешней среды  как факторам прямого воздействия  относят:

- поставщиков материальных ресурсов;

- поставщиков техники и технологий;

- поставщиков кадров предприятия;

- поставщиков финансовых ресурсов;

- государственные органы управления (федеральные, местные);

- конкурентов;

- потребителей продукции;

- торговые предприятия.

Наиболее  важным является фактор «поставщики  материальных ресурсов». Значение его  характеризуется тем, что на предприятии  удельный вес материальных ресурсов в производственной себестоимости  составляет 60-80 % и выше. Значимость влияния этого фактора на выбор  стратегии предприятия определяется еще и тем, что после распада  СССР многие российские предприятия  лишились стратегических поставщиков.

«Поставщики техники и технологий» - это фактор для предприятия стратегический, так как постоянное техническое  перевооружение производства – важнейшее  условие повышения качества выпускаемой  продукции, обновление ассортимента, что  очень необходимо для удерживания, а тем более завоевания рынка  товаров.

Фактор  «поставщики кадров предприятия». Сформировать высококвалифицированный производственный коллектив можно по объявлению, предлагая  выгодные условия, можно воспользоваться  услугами службы занятости или специализированных компаний. Стратегия в этом направлении  должна соответствовать возможностям предприятия.

Фактор  «поставщики финансовых ресурсов». При разработке стратегического  плана следует учитывать, что  существует различие в системе возврата инвестиционного кредита и кредита  для пополнения оборотных средств  предприятия. Поставщиками финансовых ресурсов могут быть: государственные  фонды, фонды поддержки малого бизнеса, лизинговые компании, коммерческие банки, юридические и физические лица, страховые  компании, пенсионные фонды и др. Выбор стратегического поставщика финансовых ресурсов особенно важен  в условиях экономического кризиса, неустойчивости финансово-кредитной  системы.

Информация о работе Бизнес планирование на предприятии