Планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 17:58, реферат

Описание работы

Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.
Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.

Работа содержит 1 файл

планирование .docx

— 44.50 Кб (Скачать)

2) расходы и отчисления. В разделе отражается использование  финансовых ресурсов, т. е. денежные  расходы предприятия, сгруппированные  по видам деятельности. Основные  статьи, включаемые в этот раздел: материально-технические расходы,  заработная плата сотрудников,  налоги и сборы, коммунальные  платежи, расходы на аренду, ремонт  основных производственных фондов, транспортные расходы, приобретение  основных средств и нематериальных активов, погашение кредитов и займов, а также процентов, начисленных по долговым обязательствам, и т. д.

14. Система прогнозов  и планов

Теория выделяет стандартную систему прогнозов  и планов. Годовой план любого предприятия  представляет собой прогноз и  программу финансовой, хозяйственной  и производственной деятельности. Он состоит из следующих элементов:

1) план маркетинга;

2) производственная  программа;

3) техническое развитие  и организация производства;

4) повышение экономической  эффективности производства;

5) нормы и нормативы;

6) капитальные вложения  и капитальное строительство;

7) материально-техническое  обеспечение;

8) труд и кадры;

9) себестоимость,  прибыль и рентабельность производства;

10) фонды экономического  стимулирования;

11) финансовый план;

12) план охраны  природы и рационального использования  природных ресурсов;

13) социальное развитие  коллектива.

Вся система прогнозирования  и планирования построена на долгосрочном определении основных направлений  экономики.

Необходимо отметить, что сложный процесс выбора стратегии  предприятия наиболее эффективен в  случае использования системы планов и прогнозов. Функционирование системы  долгосрочного планирования возможно в случае использования взаимосвязанных  плановых документов, содержащих в  себе цели и стратегию фирмы. Стратегический план или план деятельности характеризует  основную цель деятельности, он выступает  ориентиром для остальных видов  планов. Кроме того, он является в  некоторой степени ограничителем  для принятия каких-либо управленческих решений. Разрабатывается он на срок от трех лет и более (по необходимости). Подсистема стратегического планирования основывается на программах и проектах.

Программы содержат информацию о разработке и внедрении  новых видов продукции, информационных и организационных структур. Каждая программа опирается на соответствующий  проект, который имеет определенную стоимость, график внедрения и технико-экономические  параметры.

План развития формируется  на более короткий срок (от одного до пяти лет). Важнейшей ролью данного  вида плана с позиций стратегии  фирмы является определение перспектив деятельности, возможного уровня совершенствования, расширения производства, освоения новых видов деятельности, использования новых технологий. План развития дет толчок к возникновению производных планов:

1) план диверсификации (освоение выпуска новых видов  продукции);

2) план научно-исследовательских  работ (разработка принципиально  новых технологий и т. д.);

3) план ликвидации (определение факторов, тормозящих  развитие, т. е. тех, от которых  нужно освободиться).

Система планов включает также тактические планы, которые  увязаны со стратегическими планами, но не входят в их структуру. Тактические  планы призваны опередить такую  тактику действий, при которой  выпускаемая продукция будет  находить своего потребителя.

15. Производственная  программа и ее место в процессе  планирования

Производственная  программа является первоначальным этапом при разработке бизнес-плана  предприятия. Именно с нее начинается планирование финансово-хозяйственной  деятельности.

Как и все остальные  виды планов, производственная программа  появляется в результате определения  и постановки целей предприятия, таких как:

1) получение максимальной  прибыли;

2) удовлетворение  рынка сбыта продукции;

3) снижение издержек  производства и т. д. Производственная  программа должна содержать информацию  по загрузке производства, объему  выпуска готовой продукции, а  также сроки поставок потребителям. Следовательно, от нее зависит  построение планов: материально-технического  снабжения, труда и заработной  платы, финансового плана, плана  капитальных вложений, плана сбыта  и т. д.

Процесс оптимизации  производственной программы заключается  в получении высокой рентабельности. Для этого одного изучения затрат недостаточно. Необходимо анализировать, каким образом затраты влияют на выручку от продаж.

План производства содержит в себе показатели производства и реализации продукции с разбивкой  на номенклатуру, ассортимент и качество по календарным периодам.

Целью данного вида плана является соблюдение договорных сроков по поставке продукции с учетом имеющихся в распоряжении предприятия  ресурсов.

Производственную  программу разрабатывают экономические  службы на основании информации, представленной отделом маркетинга и производственно-диспетчерским  отделом. Конечно, отклонения от фактических  данных будут возможны по причине  нормирования показателей и наличия  различных факторов, влияющих на отклонение этих показателей в ту или иную сторону.

Задачи производственной программы заключаются в следующем:

1) определение цены  на продукт;

2) выделение производственных  затрат;

3) загрузка производства;

4) определение производственных  мощностей.

От точности составления  производственной программы зависит  весь план предприятия, так как здесь  взаимоувязаны как сроки, так  и объемы производства. Основными  разделами производственной программы  являются:

1) план производства  продукции предприятия;

2) план выпуска  продукции на экспорт (если  таковой имеется);

3) план повышения  качества продукции;

4) план реализации  продукции.

При подготовке программы  производства необходимо руководствоваться  следующими вопросами:

1) какова стратегия  предприятия на перспективу;

2) какова специализация  отрасли данного производства;

3) каковы рынки  сбыта продукции, выпускаемой  на предприятии.

Контроль выполнения производственной программы – это  по большому счету контроль выполнения всего бизнес-плана предприятия. В связи с этим после утверждения  программы необходимо не только доведение  ее до производственных служб, но и  оперативный контроль ее исполнения.

16. Бизнес-план предприятия  как инструмент планирования

Бизнес-план – это  план предприятия на будущее. Он отражает цели и перспективы предприятия. В нем содержатся оценка, анализ и прогноз рынка сбыта, слабых и сильных сторон производства.

Бизнес-план может  составляться как отдельно по инвестиционным проектам, так и по деятельности предприятия в целом. Он имеет  огромную ценность для определения  эффективности производства и часто  служит основанием для принятия инвесторами  решения относительно финансирования.

Совсем недавно  для получения кредита предприятиям достаточно было представить лишь пару страниц технико-экономического обоснования, которые фактически не являлись решающими  при принятии решений о предоставлении кредита, сейчас же все больше российских банков требуют бизнес-план, на который  и опираются при рассмотрении организаций в качестве кредитозаемщика.

Бизнес-план выступает  главным инструментом планирования, ведь на основании его формируются  все остальные виды планов. Он дает представление о состоянии дел  на сегодняшний день и о том, чего может достичь предприятие или отдельный проект в будущем.

В настоящее время  многие предприятия считают бизнес-план основным элементом управления производством, для чего нанимают высококвалифицированных  специалистов. Ведь грамотно составленный бизнес-план не только отражает экономическую  ситуацию на предприятии, но и прогнозирует развитие или деградацию, а также  помогает привлечь внешнее финансирование.

Бизнес-план помогает:

1) получать ясную  картину финансового состояния  предприятия;

2) принимать важные  управленческие решения;

3) получать представление  о рынке сбыта и системе  маркетинга;

4) предвидеть и  избегать трудности в процессе  деятельности;

5) ставить конкретные  задачи;

6) расширять производство;

7) привлекать внешнее  финансирование при недостатке  собственных ресурсов.

Таким образом, бизнес-план представляет собой информативную  базу для принятия решений управленческого  характера по подъему эффективности  деятельности предприятия и получения  максимальной прибыли. Бизнес-план включает в себя прогноз выручки предприятия, себестоимости по изготовлению продукции, оказанию услуг, финансового результата, налоговых платежей; позволяет определить возможность увеличения кадрового  состава и т. д.

Что касается инвестиционных проектов, бизнес-план отражает сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продажах, производстве и о финансовых перспективах. Бизнес-план инвестиционного  проекта позволяет руководству как можно более выгодно представить картину финансового состояния предприятия инвесторам для привлечения дополнительного финансирования. В создании бизнес-плана должны участвовать все службы предприятия.

Для достижения наибольшей точности каждый отдел должен представить  информацию по тому участку работы, за который он отвечает. Только тогда  бизнес-план может стать основным элементом при принятии управленческих решений.

17. Планирование прибыли  предприятия

Прибыль представляет собой основу деятельности любого предприятия. Каждая организация, будь то сфера услуг  или производство, стремится максимально  увеличить финансовый результат. В  связи с этим планирование прибыли  занимает одно из важнейших мест в  системе планирования.

Прибыль планируется  по видам:

1) от продажи продукции  и товаров;

2) от реализации  прочей продукции и услуг нетоварного  характера;

3) от реализации  основных средств;

4) от реализации  другого имущества и имущественных  прав;

5) от оплаты выполненных  работ и оказанных услуг и  т.д.;

6) от внереализационных операций. Планирование прибыли осуществляется по следующим методам.

1. Метод прямого  счета (самый распространенный  метод), когда финансовый результат  исчисляется как разница между  выручкой предприятия (без учета  НДС) и полной себестоимостью  за соответствующий период.

2. Аналитический  метод, сущность которого заключается  в анализе влияния на финансовый  результат различных факторов. Метод  осуществляется в три последовательных  этапа:

1) определение рентабельности  путем деления прибыли за отчетный  период на себестоимость продукции  за тот же период;

2) исчисление объема  товарной продукции в рассчитываемом  периоде по себестоимости отчетного  года и нахождение прибыли  на товарную продукцию на основе  базовой рентабельности; 3) учет влияния  различных факторов на плановую  прибыль: понижение себестоимости  продукции, рост ее качества  и сортности, изменение ассортимента, цен и т. д. 3. Метод совмещенного  расчета, при котором совмещаются  первый и второй способы, а  именно: стоимость товарной продукции  определяется методом прямого  счета, а воздействие на прибыль,  изменение себестоимости, качества  продукции определяются с помощью  аналитического метода.

Планирование прибыли  предприятия происходит путем определения  выручки от реализации продукции  и себестоимости ее изготовления, а также определением величины операционных и внереализационных доходов и расходов. Таким образом, планирование прибыли – это конечный результат бизнес-плана предприятия. Одним из факторов, определяющих эффективность производства, является показатель рентабельности. В справочнике экономиста установлено, что рентабельность является относительным показателем эффективности производства, который характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженные в процентах. Расчет коэффициента рентабельности производится по формуле: прибыль предприятия, деленная на затраченные средства (выручка от реализации, активы предприятия).

Информация о работе Планирование на предприятии