Лекции по «Планирование на предприятии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:59, курс лекций

Описание работы

1. Понятие и сущность планирования
1. Планирование как центральная функция управления
2. Виды и принципы планирования
3. Объекты и формы организации планирования на предприятии
4. Процесс планирования

Работа содержит 1 файл

Лекции Планирование на предприятии.doc

— 561.50 Кб (Скачать)

С0 = Р + (I - E) + (S0 - SK),

где Р – продукция, произведенная за данный период;

I – импорт;

Е – экспорт;

S0 – запасы на начало данного периода;

Sк - запасы на конец данного периода. 

Оценка  покупательной способности населения рассчитывается путем анализа ряда показателей:

- уровня цен; 

- уровня заработной  платы; 

- потребление  интересующих видов товаров на  душу населения;

- спрос на  все виды сопоставимой продукции  и взаимозаменяемые товары;

- общая сумма  доходов населения с разбивкой по регионам;

В процессе анализа  покупательной способности выясняется:

- индекс стоимости  жизни;

- уровень налогообложения;

- стоимость квартплаты  и бытовых услуг. 

- условия предоставления  кредита;

- сумма сбережений  населения;

- уровень образования и профессиональный состав.

Общие требования потребителей к товару (услуге):     

- новизна, потребительские свойства и технический уровень товара;

- качество изготовления, надежность в эксплуатации;

- уровень послепродажного  технического обслуживания и характер предоставляемых услуг;

- соотношение  цены изделия и полезного эффекта  от его использования. 

К специфическим требованиям  следует отнести:

- внешний вид товара, способ упаковки и маркировки, использование товарного знака;

- географические и климатические условия использования;

- действующие  технические стандарты;

- привычки и  вкусы потребителей;          

- удобство в  эксплуатации, долговечность. 

3. Краткая характеристика  основных методов  прогнозирования  спроса

Метод прогнозирования Характеристика  метода
1 2
Качественные

1.1 Метод Дельфи

1.2 Метод коллективных  оценок руководства и специалистов  предприятия(метод «мозговой» атаки)

Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы обрабатываются в течение нескольких туров и после ознакомления всех участников экспертизы с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемой проблемы

Основан на гипотезе, что среди большого числа идей, суждений имеется по меньшей мере несколько, которые  отвечают наиболее вероятному ходу будущего развития спроса. Опирается на неформальный анализ. Применяется в форме обмена мнениями специалистов о тенденциях развития спроса на товары, производимые предприятием

1.3Сценарного  развития  Подготовка  и согласование представления о  тенденциях развития спроса на товар с учетом влияющих на него факторов. Сценарии пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный единый текст. Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, но и включает, как правило, результаты технико-экономического или статистического анализа с соответствующими выводами
Количественные

2.1Экстраполяция  временного ряда 

Проекция временного ряда на будущие периоды времени, т. е. распространение тенденций, установленных  в прошлом, на будущий период
2.1.1.Прогноз  по среднему проценту прироста  показателя спроса  В основу метода положено предположение, что прогнозируемая величина спроса на товар увеличивается (уменьшается)на уровне постоянного  прироста (уменьшения)
2.1.2.Прогнозирование  на базе скользящего среднего Метод базируется на вычислениях среднего значения прогнозируемой величены спроса за фиксированное количество периодов
2.1.3.Экспоненциально  взвешенное среднее  Опирается на последовательность весов (весовых коэффициентов), убывающих со временем по экспоненциальному закону. Более поздним наблюдениям придается больший вес, а именно, веса значений ряда убывают по мере удаления в прошлое
2.1.4.Метод  Холта Основан на оценке степени линейного роста (или  снижения) показателя величины спроса во времени
2.1.5. Метод двойного сглаживания Брауна  Предназначен  для прогнозирования нестационарных рядов в случае линейно-аддитивного  тренда с использованием двойного экспоненциального  взвешенного среднего
2.1.6.Метод  адаптивного сглаживания Брауна Основан на применении регрессионного анализа (когда минимизируется сумма квадратов отклонений) на базе взвешенной регрессии. Наибольшее внимание уделяется информации последних  периодов
2.1.7. Метод Муира  Применяется в  случае линейно-мультипликативной модели тренда в предположении, что изменение среднего процесса зависит от времени не линейно, а пропорционально самому значению среднего, т. е. линейно в логарифмах
2.1.8.Сезонно-декомпозиционная  модель  Метод основан  на применении экспоненциального взвешенного среднего для сезонных рядов. (модель Холта — Винтера)
2.1.9.Модель  Бокса— Дженкинса Метод предназначен для обработки авторегрессионых рядов без априорных допущений  относительно дисконтирующих коэффициентов  Исключение тренда осуществляется путем перехода к разностям ряда и допущению коррелированности остатков
2.2.Экономико-математическое  моделирование Построение  экономико-математической модели спроса в виде некоторой функциональной зависимости величины показателя спроса от определяющих его экзогенных и эндогенных факторов
2.2.1.Прогноз  на основе индикаторов Оценка хода развития процесса сбыта продукции  на базе одного или нескольких известных  индикаторов (показателей) смежных  отраслей промышленности
2.2.2. Аналитические модели спроса  и потребления Построение  функции спроса, отражающей зависимость  объема спроса на отдельные товары и услуги от комплекса факторов, влияющих на него. Наибольшее распространение  получили однофакторные функции, выражающие зависимость спроса от уровня доходов  населения. Соответствующие этим функциям графики называются кривыми Энгеля. Главная проблема заключается в выборе функциональной зависимости спроса от некоторых факторов и априорное установление ЛПР значений параметров, входящих в функцию спроса. В качестве параметров чаще всего выступают коэффициенты эластичности цены, доходов
2.2.3.Прогноз  спроса с использованием коэффициента  эластичности какого-либо фактора

2.2.4. Корреляционно-регрессионный  анализ 

Зная коэффициент  эластичности какого-либо фактора за предшествующий период и предполагая, что он не изменится существенно в прогнозируемый период, вычисляют величину спроса с учетом изменения рассматриваемого фактора и его коэффициента эластичности

Определение направления и силы связи между  независимыми переменными и зависимой переменной (спросом). Построение однофакторной и многофакторной регрессионной модели

3.Комбинированные  методы  Используя результаты прогнозов, полученные различными методами, рассчитывают интегрированный прогноз  спроса в виде точечной или интервальной оценки
 
 

Цель агрегированного планирования производства заключается в обеспечении удовлетворения совокупного спроса на продукцию при минимизации суммарных издержек, связанных с:

-хранением готовой  продукции; 

-ведением портфеля  отложенных заказов;

-внеурочной  работой или простоем рабочих; 

-передачей части  работ подрядчикам; 

-наймом или  увольнением рабочих и т.д. 

4. Совокупный спрос  и планирование  выпуска продукции

Можно выделить три основные стратегии планирования объема производства в зависимости от совокупного спроса

Первая  стратегия — постоянный объем производства при постоянной численности рабочей силы (независимо от колебаний спроса).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вторая  стратегия — переменный объем выпуска  при постоянной численности  рабочей силы.

Эта стратегия применяется в трудоемких и наукоемких отраслях, где требуется высококвалифицированная рабочая сила и где создание запаса готовой продукции или портфеля отложенных запасов не представляется возможным или обходится дорого  
 
 
 
 

Третья  стратегия — переменный объем выпуска при переменной численности рабочей силы

Такой стратегии  придерживаются в трудоемких производствах, не требующих квалифицированного труда, а также в случаях, когда рабочие  предпочитают работать сезонно  
 
 
 
 
 

7. Разработка плана  маркетинга 

1.Стратегия  маркетинга

2.Товарная  политика

3.Ценовая  политика

4.Сбытовая  политика

5.Коммуникативная  политика

6.Бюджет  маркетинга 

1. Стратегия маркетинга

Маркетинг представляет собой процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей, результатом которого является предоставление потребителям благ, максимально удовлетворяющих их потребности, и получение компанией прибыли.

Типы маркетинга в зависимости от типа спроса

Характер  спроса на рынке Тип маркетинга
Отрицательный Конверсионный
Отсутствующий Стимулирующий
Скрытый Развивающий
Падающий Ремаркетинг
Нерегулярный Синхромаркетинг
Полноценный Поддерживающий
Чрезмерный Демаркетинг
Нерациональный  Противодействующий 
 

2. Товарная политика

  • Ассортиментная политика
  • Создание новой продукции
  • Качество продукции
  • Дизайн
  • Рыночная атрибутика товара
  • Сервисное обслуживание
 

3. Ценовая политика

Ценовая политика. В этом пункте осуществляется формирование целей ценообразования, исходя из общих  целей бизнес-плана; выработка ценовой  стратегии, выбор метода ценообразования и расчет исходной цены товара, выработка ценовой тактики, рыночное страхование цен. При этом обосновывается различие цены, устанавливаемой предприятием, и цен конкурирующих товаров, прогнозируется возможная реакция рынка на изменение цены товара.

Рыночная атрибутика товара

Товарный  знак; Товарная марка; Марочное имя; Марочный знак => Упаковка –  тара и оболочка товара => Маркировка: Этикетки ярлыки; Бирки; Штриховая система.

  
 

4. Сбытовая политика

- Каналы распространения  (сбыта):

Протяженность

Ширина

- Система товародвижения:

Обработка заказа

Складирование

Поддержание товарно-материальных запасов

Транспортировка  

5. Коммуникативная  политика– это перспективный курс действий предприятия (или его представителей), направленный на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств (коммуникативного микса), обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения предложения товаров и услуг на рынки с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли.

Цели  коммуникативной  политики:

завоевание на рынке определенной ниши для конкретного  товара (марки) и обеспечение долгосрочного  расширения этой ниши либо обеспечение краткосрочной прибыли от нее.

Главные задачи коммуникативной  политики:

  • стимулирование спроса
  • формирование имиджа предприятия.

Коммуникативная политика:

-Реклама

-Стимулирование  сбыта

-Личная продажа

-Паблик рилейшен 

-Прямой маркетинг

-Спонсоринг 

-Продукт-плейсмент 

-Брэндинг  

6. Бюджет маркетинга

Метод финансирования «от возможности»

Метод фиксированного процента

Метод конкурентного  паритета

Метод позволительного  максимума

Инвестиционный  подход 
 

   8.  Планирование технического развития предприятия  

  1. Планирование  организационно-технического развития
  2. План капитальных вложений и капитального строительства
  3. Разработка плана мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов
 

1. Планирование организационно-технического развития

- План создания  и освоения новых видов продукции  и повышения качества выпускаемой  продукции

- План внедрения  прогрессивной технологии, механизации  и автоматизации производства

- Планы совершенствования  управления предприятием

- План внедрения  прогрессивной научной организации  труда (НОТ)

- Планы текущего  и капитального ремонта основных  фондов

- План целевых  мероприятий по экономии сырья,  материалов и энергетических  ресурсов

- План научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  

План  технического развития и организации  производства

    оргтехмероприятия Сроки начала и окончания  работ   Исполнители Затраты на проведение Источники финансирования Экономическая эффективность мероприятия
    Экономия  в планируемом  году, в т.ч Сокращение  численности Прирост мощности Условно-годовая  экономия Окупаемость
    Всего (грн) Сырье и материалы Топливо Энергия Зарплата
 
 

2. План капитальных  вложений и капитального  строительства  предусматривает наращивание действующих и создание новых производственных мощностей, необходимых для обеспечения роста производства продукции, повышения ее качества, совершенствования технологии и организации производства, обеспечения безопасной жизнедеятельности, экологического комфорта, а также других производственных и непроизводственных фондов.

В плане капитального строительства необходимо предусмотреть:

• прирост производственных мощностей за счет технического переоснащения, реконструкции предприятия;

• ввод в действие производственных мощностей за счет расширения действующих и строительства новых производств;

• ввод в действие производственных и непроизводственных фондов;

Информация о работе Лекции по «Планирование на предприятии»