Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:59, курс лекций
1. Понятие и сущность планирования
1. Планирование как центральная функция управления
2. Виды и принципы планирования
3. Объекты и формы организации планирования на предприятии
4. Процесс планирования
1. Какова Ваша идея? Объясните подробно, что Вы собираетесь производить.
2. Кому будут продаваться товары?
3. С кем Вы будете конкурировать?
4. Кто будет управлять фирмой? Чем лично Вы будете в ней заниматься?
Сколько менеджеров и работников необходимо для ее работы?
5. Каким образом Вы будете производить продукцию (характер предприятия)?
6. Кто
и каким путем будет
7. Какую цену Вы собираетесь назначить и почему? По какой цене продаются товары конкурентов?
8. Во
что обойдется производство
9. Потребуются ли услуги аудита, экспертов или оценщика?
Таким
образом, мы рассмотрели варианты реализации
предпринимательской идеи в форме
бизнес-плана и технико-
5.
Оценка рынка сбыта
продукции и ее
конкурентоспособности
1. Этапы и методы исследования товарного рынка
2. Определение емкости и доли рынка
3.
Оценка конкурентоспособности
и стадии жизненного
цикла товара
1. Этапы и методы исследования товарного рынка
Структура работ по комплексному исследованию рынка
Комплексное исследование рынка:
1. Изучение конъюнктуры рынка
- Определение емкости и доли рынка
- Исследование спроса
- Прогнозирование спроса
2. Исследование товара
3. Анализ деятельности конкурентов
- Изучение цен и объемов продаж
4. Анализ и прогнозирование сбыта
- Изучение поведения потребителя
- Исследование продвижения товара
Схема процесса маркетинговых исследований
1. Выявление
проблем и формулирование
2. Разработка плана исследования и отбор источников
3. Выбор метода исследования
4. Сбор информации
5. Анализ собранной информации
6. Представление
руководству полученных
7. Контроль надежности результатов
Ранжирование рынков производится по следующим критериям:
Емкость рынка (Е) какого-либо товара (услуги) рассчитывается путем определения объема его потребления по формуле:
E=Vp+Vi –Ve+ S0 - SK
где Vр — объем производства и потребления товара на территории данного рынка (физ. ед. или ден. ед.);
Vi — объем импорта данного товара (физ. ед. или ден. ед.);
Ve— объем экспорта этого же товара (физ. ед. или ден. ед.).
S0 – запасы на начало данного периода;
Sк - запасы на конец
данного периода
В простейшем случае
прямо пропорциональной зависимости от
спроса при прогнозировании емкости рынка
сбыта товара (услуги) можно воспользоваться
следующей формулой:
где Еt — емкость рынка в прогнозируемый период t, t=1,2,...;
Et-1 — емкость рынка в базовый период;
Dt-1, — спрос на товар (услугу) в период (t-1);
Dt — прогнозируемый спрос на данный товар (услугу) в период,
Если товар потребляется в течение n периодов, то степень насыщенности рынка данным товаром может быть охарактеризована следующим коэффициентом насыщенности рынка
(К нас):
Р0 — потенциальная потребность в товаре в момент выхода его на рынок (потенциальный спрос);
Рt — изменение (увеличение, уменьшение) потенциальной потребности в период t;
Rt — объем сбыта (реализации) товара в период t.
Изменение потенциальной потребности в товаре Rt в период t:
Rt = lt + rr + bt х mt
lt - изменение потребности (потенциального спроса) за счет воздействия разных факторов (рекламы, появления новых товаров-субститутов, социально-экономической политики и др.);
rr - объем товаров, требующих замены (потребленных или отслуживших свой срок) в период t;
m t - изменение количества покупателей;
b t - среднее количество товара, приобретаемое одним покупателем в период t.
Знание емкости рынка и объема продаж данного товара позволяет определить долю рынка,
принадлежащую предприятию
vi — фактический или прогнозируемый объем продаж i-гo предприятия за определенный период (например, год), ден. ед.;
Е - фактическая или прогнозируемая емкость рынка (общий объем продаж на данном рынке за соответствующий период), ден. ед.
Острота конкуренции
1. Технический
уровень изделий аналогов
2. Цены изделий-аналогов.
3. Относительный показатель полезности товара на каждом из рынков (Пqr):
Пqr = Uqr / Cqr , q = 1,…Q, r = 1,…N.
Uqr – технический уровень товара фирмы q на рынке r;
Cqr – цена
товара q, назначаемая на рынке r.
3. Оценка качества и конкурентоспособности товара
Показатели качества товара | |
По области применения | По характеризуемым свойствам |
Конструктивные
Технологические( Потребительские( |
Единичные (частные)
Комплексные Определяющие Интегральные |
По области анализа | По способу выражения |
Технические
Технико-экономические Экономические |
Абсолютные
Относительные Удельные |
По условиям оценки | По значимости |
Базовые
Достигнутые Показатели уровня качества |
Основные
Вспомогательные |
Национальные знаки соответствия продукции
а)
б) в)
а) Продукция прошла испытания по всем показателям обязательных требований к ней
б) Продукция соответствует всем требованиям нормативных документов
в) Продукция соответствует лишь отдельным требованиям потребителей
Оценка конкурентоспособности товара
Оценка уровня конкурентоспособности товара производится на основе сравнения комплексных технических и экономических показателей товаров-аналогов.
Показатель общей конкурентоспособности (Кк) определяется по формуле:
где Т — показатель конкурентоспособности по техническим показателям;
Э — показатель конкурентоспособности по экономическим показателям.
Товар является конкурентоспособным при КК ≥ 1.
В свою очередь,
показатель конкурентоспособности по
техническим показателям вычисляется
по формуле:
где i — номер показателя качества, большее абсолютное значение которого соответствует более высокому уровню качества товара, i = 1,..т;
j — номер показателя качества, большее абсолютное значение которого соответствует более низкому уровню качества товара, j = 1,...,n;
qi, qj. — абсолютное значение i-го и соответственно j-го показателя качества анализируемого товара; qi°, qj° — абсолютное значение i-го и соответственно j-го показателя качества товара, принятого за базовый;
bi, bj — коэффициенты весомости соответственно i-го и j-го показателей качества.
Показатель
где Фк - доля к-го вида затрат ск в цене продажи Z° базового товара (иначе, коэффициент весомости к-го вида издержек);
ск — стоимостное выражение затрат на производство сравниваемого товара по к-му виду издержек;
ск0 — стоимостное выражение затрат на производство базового изделия по к-му виду издержек.
Определение стадии жизненного цикла товара
Метод американских ученых Polli-Cook
Предположим, что в группу входит n товаров Ti, i=1,…n. Обозначим величину сбыта этих товаров в году t через хi1, а в году (t +1) - через xi2. Тогда изменение сбыта этих товаров по сравнению с предыдущим годом будет равно ∆хi = хi2 – хi1, i=1,…n.
Допустим, что эти изменения распределены по нормальному закону со средним µ и дисперсией σ2:
Товар относится к фазе спада, если рост его сбыта меньше, чем величина (μ - 0,5σ).
Если рост сбыта больше, чем (μ + 0,5σ), то товар относится к фазе роста.
Если изменения сбыта таковы, что:
μ - 0,5σ ≤ ∆хi
≤ μ + 0,5σ, то товар причисляется к фазе
зрелости или насыщения.
6.
Прогнозирование
спроса на товары
и услуги
1. Процесс прогнозирования спроса
2. Система показателей оценки спроса
3. Краткая характеристика основных методов прогнозирования спроса
4.
Совокупный спрос
и планирование выпуска
продукции
1.Процесс прогнозирования спроса
Прогноз спроса служит основой создания маркетинговой программы и производственного плана.
Цель: дать наиболее вероятные альтернативные пути развития исследуемого рынка при заданном уровне знаний и закладываемых предпосылках.
Прогнозирование
спроса представляет собой исследование
будущего (возможного) спроса на товары
(услуги) в целях обоснования
Типичные формы зависимости спроса от влияющих на него факторов
х1 - доход населения;
х2 - качество товара; х3 - численность населения;
х4 - цена товара; х5 - обеспеченность потребителей
товарами; х6 - инфляция.
Процесс
прогнозирования
спроса
2.
Система показателей
оценки спроса
Потенциальный объем потребления – емкость рынка: