Лекции по «Планирование на предприятии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:59, курс лекций

Описание работы

1. Понятие и сущность планирования
1. Планирование как центральная функция управления
2. Виды и принципы планирования
3. Объекты и формы организации планирования на предприятии
4. Процесс планирования

Работа содержит 1 файл

Лекции Планирование на предприятии.doc

— 561.50 Кб (Скачать)
lign="justify">С целью  выяснения предпринимательских возможностей того или иного лица, а также для проверки реальности бизнес-плана необходимо провести тренинг с тем, кто его (бизнес-план) предлагает. Для этого необходимо задать ряд вопросов:

1. Какова  Ваша идея? Объясните подробно, что Вы собираетесь производить.

2. Кому  будут продаваться товары?

3. С  кем Вы будете конкурировать?

4. Кто  будет управлять фирмой? Чем лично  Вы будете в ней заниматься?

Сколько менеджеров и работников необходимо для ее работы?

5. Каким  образом Вы будете производить продукцию (характер предприятия)?

6. Кто  и каким путем будет доставлять  товар на рынок? Как будет  осуществляться реализация, и кто  будет Вашим покупателем?

7. Какую  цену Вы собираетесь назначить  и почему? По какой цене продаются  товары конкурентов?

8. Во  что обойдется производство товара? Каковы накладные расходы?

9. Потребуются  ли услуги аудита, экспертов или  оценщика?

Таким образом, мы рассмотрели варианты реализации предпринимательской идеи в форме  бизнес-плана и технико-экономического обоснования. 
 
 
 

    5.  Оценка рынка сбыта  продукции и ее  конкурентоспособности  

1. Этапы и методы исследования товарного рынка

2. Определение емкости  и доли рынка   

3. Оценка конкурентоспособности  и стадии жизненного  цикла товара 

1. Этапы и методы  исследования товарного рынка

Структура работ  по комплексному исследованию рынка

Комплексное исследование рынка:

1. Изучение конъюнктуры  рынка

- Определение  емкости и доли рынка

- Исследование  спроса

- Прогнозирование  спроса

2. Исследование  товара

3. Анализ деятельности конкурентов

- Изучение цен  и объемов продаж

4. Анализ и  прогнозирование сбыта

- Изучение поведения  потребителя

- Исследование  продвижения товара

Схема процесса маркетинговых  исследований

1. Выявление  проблем и формулирование целей  исследования

2. Разработка плана исследования и отбор источников

3. Выбор метода  исследования

4. Сбор информации

5. Анализ собранной  информации

6. Представление  руководству полученных результатов

7. Контроль надежности  результатов 

Ранжирование  рынков производится по следующим критериям:

  • Емкость рынка
  • Доля рынка
  • Инвестиционная политика
  • Темпы роста отраслей производства, потребляющих планируемые для продажи на данных рынках товары
  • Географическое положение
  • Импортное регулирование (в случае внешнеэкономических операций)
  • Стабильность правового режима стран, в которые экспортируется товар
  • Острота конкуренции

     

  1. Определение емкости и доли рынка

Емкость рынка (Е) какого-либо товара (услуги) рассчитывается путем определения объема его  потребления по формуле:

E=Vp+Vi –Ve+ S0 - SK

где Vр объем производства и потребления товара на территории данного рынка (физ. ед. или ден. ед.);

Vi — объем импорта данного товара (физ. ед. или ден. ед.);

Ve— объем экспорта этого же товара (физ. ед. или ден. ед.).

S0 – запасы на начало данного периода;

Sк - запасы на конец данного периода 

В простейшем случае прямо пропорциональной зависимости от спроса при прогнозировании емкости рынка сбыта товара (услуги) можно воспользоваться следующей формулой:  

где Еt емкость рынка в прогнозируемый период t, t=1,2,...;

Et-1 — емкость рынка в базовый период;

Dt-1, спрос на товар (услугу) в период (t-1);

Dt прогнозируемый спрос на данный товар (услугу) в период,

Если товар  потребляется в течение n периодов, то степень насыщенности рынка данным товаром может быть охарактеризована следующим коэффициентом насыщенности рынка

   
 
 
 

(К нас):

Р0 — потенциальная потребность в товаре в момент выхода его на рынок (потенциальный спрос);

Рt — изменение (увеличение, уменьшение) потенциальной потребности в период t;

Rt объем сбыта (реализации) товара в период t.

Изменение потенциальной  потребности в товаре Rt в период t:

Rt = lt + rr + bt х mt

lt - изменение потребности (потенциального спроса) за счет воздействия разных факторов (рекламы, появления новых товаров-субститутов, социально-экономической политики и др.);

rr - объем товаров, требующих замены (потребленных или отслуживших свой срок) в период t;

m t - изменение количества покупателей;

b t - среднее количество товара, приобретаемое одним покупателем в период t.

 
 

Знание емкости  рынка и объема продаж данного  товара позволяет определить долю рынка,

принадлежащую предприятию

vi — фактический или прогнозируемый объем продаж i-гo предприятия за определенный период (например, год), ден. ед.;

Е - фактическая  или прогнозируемая емкость рынка (общий объем продаж на данном рынке  за соответствующий период), ден. ед.

Острота конкуренции

1. Технический  уровень изделий аналогов предприятий-конкурентов  на различных рынках.

2. Цены изделий-аналогов.

3. Относительный  показатель полезности товара  на каждом из рынков (Пqr):

                   Пqr = Uqr / Cqr , q = 1,…Q, r = 1,…N.

Uqr – технический уровень товара фирмы q на рынке r;

Cqr – цена товара q, назначаемая на рынке r.  
 
 
 
 

3. Оценка качества  и конкурентоспособности  товара

Показатели качества товара
По  области применения По характеризуемым  свойствам
Конструктивные

Технологические(производственные)

Потребительские(эксплуатационные)

Единичные (частные)

Комплексные

Определяющие

Интегральные

По  области анализа По способу  выражения
Технические

Технико-экономические

Экономические

Абсолютные 

Относительные

 Удельные

По  условиям оценки По значимости
Базовые

Достигнутые

Показатели уровня качества

Основные 

Вспомогательные

Национальные  знаки соответствия продукции

а)             б)           в) 
 

а) Продукция  прошла испытания по всем показателям  обязательных требований к ней

б) Продукция  соответствует всем требованиям  нормативных документов

в) Продукция  соответствует лишь отдельным требованиям  потребителей

Оценка  конкурентоспособности  товара

Оценка уровня конкурентоспособности товара производится на основе сравнения комплексных технических и экономических показателей товаров-аналогов.

Показатель общей  конкурентоспособности к) определяется по формуле:

 
 

где Т — показатель конкурентоспособности по техническим  показателям;

Э — показатель конкурентоспособности по экономическим показателям.

Товар является конкурентоспособным при КК ≥ 1.

В свою очередь, показатель конкурентоспособности по техническим показателям вычисляется по формуле:  
 

 

где i — номер показателя качества, большее абсолютное значение которого соответствует более высокому уровню качества товара, i = 1,..т;

j номер показателя качества, большее абсолютное значение которого соответствует более низкому уровню качества товара, j = 1,...,n;

qi, qj. — абсолютное значение i-го и соответственно j-го  показателя качества анализируемого товара; qi°, qj° — абсолютное значение i-го и соответственно j-го показателя качества товара, принятого за базовый;

bi, bj коэффициенты весомости соответственно i-го и j-го  показателей качества.

Показатель конкурентоспособности по экономическим показателям вычисляется по формуле:

 
 

где   Фк - доля к-го вида затрат ск в цене продажи Z° базового товара (иначе, коэффициент весомости к-го вида издержек);

ск — стоимостное выражение затрат на производство сравниваемого товара по к-му виду издержек;

ск0 — стоимостное выражение затрат на производство базового изделия по к-му виду издержек.

Определение стадии жизненного цикла  товара

Метод американских ученых Polli-Cook

Предположим, что  в группу входит n товаров Ti, i=1,…n. Обозначим величину сбыта этих товаров в году t через хi1, а в году (t +1) - через xi2. Тогда изменение сбыта этих товаров по сравнению с предыдущим годом будет равно ∆хi = хi2 – хi1, i=1,…n.

Допустим, что  эти изменения распределены по нормальному  закону со средним µ и дисперсией σ2:

 
 
 

Товар относится  к фазе спада, если рост его сбыта меньше, чем величина (μ - 0,5σ).

Если рост сбыта  больше, чем (μ + 0,5σ), то товар относится  к фазе роста.

Если изменения  сбыта таковы, что:

 μ - 0,5σ ≤ ∆хi ≤ μ + 0,5σ, то товар причисляется к фазе зрелости или насыщения.  

6.  Прогнозирование  спроса на товары  и услуги 

1. Процесс прогнозирования  спроса 

2. Система показателей  оценки спроса

3. Краткая характеристика  основных методов  прогнозирования  спроса

4. Совокупный спрос и планирование выпуска продукции 

1.Процесс  прогнозирования  спроса

Прогноз спроса служит основой создания маркетинговой программы и производственного плана.

Цель: дать наиболее вероятные альтернативные пути развития исследуемого рынка при заданном уровне знаний и закладываемых предпосылках.

Прогнозирование спроса представляет собой исследование будущего (возможного) спроса на товары (услуги) в целях обоснования инвестиций, а также производственных планов.

Типичные  формы зависимости  спроса от влияющих на него факторов

х1 - доход населения; х2 - качество товара; х3 - численность населения; х4 - цена товара; х5 - обеспеченность потребителей товарами; х6 - инфляция. 

Процесс прогнозирования  спроса 
 
 

2. Система показателей оценки спроса 
 
 

Потенциальный объем потребления – емкость рынка:

Информация о работе Лекции по «Планирование на предприятии»