Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:59, курс лекций
1. Понятие и сущность планирования
1. Планирование как центральная функция управления
2. Виды и принципы планирования
3. Объекты и формы организации планирования на предприятии
4. Процесс планирования
Лекции
по курсу «Планирование
на предприятии»
1.
Понятие и сущность
планирования
1. Планирование как центральная функция управления
2. Виды и принципы планирования
3. Объекты и формы организации планирования на предприятии
4.
Процесс планирования
1. Планирование — центральная функция управления.
Управление - определение целей деятельности и организации работ группы людей таким образом, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности; процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их.
Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:
Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.
Основная цель - интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.
Планирование – систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернатив в ожидаемых условиях.
Рыночное планирование
внутрихозяйственной
Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
2. Виды планирования:
- По степени охвата
общее планирование и частичное планирование
- По содержанию предпринимательской политики
стратегическое планирование, тактическое планирование и оперативное планирование
- По объектам (сферам функционирования)
планирование сбыта, планирование производства, планирование персонала, планирование заготовок, инвестиционное планирование, планирование финансов
- По глубине планирования
глобальное, контурное, ограниченное по заданным рамкам и детальное
- По временному горизонту планирования
краткосрочное планирование, среднесрочное планирование и долгосрочное планирование
- По координации во времени
планирование
по календарным срокам (последовательное)
и скользящее (перекрывающее) планирование
- По методам реализации
директивное и индикативное
жесткое и гибкое
Любое предприятие имеет иерархию планирования:
Цель стратегического планирования - дать обоснованную оценку будущей рентабельности различных подразделений предприятия и на этой основе принять решение по поводу прекращения одного вида предпринимательской деятельности и внедрения другого.
Тактическое и оперативное планирование основываются на показателях стратегического плана. Основным документом оперативно-тактического планирования является годовой план - документ, определяющий объем производства, использования рабочей силы, капиталовложений, выпуска и продажи продукции.
Оперативным планированием
охватываются отдельные функциональные
области предприятия.
Таблица. Сравнение параметров стратегического, тактического и оперативного планирования | |||
Стратегическое | Тактическое | Оперативное | |
Задачи планирования | Обеспечение реализации миссии фирмы; определение программы деятельности | Вопросы финансирования, инвестирования, сбыта, снабжения, персонала | Обеспечение надежности повседневного функционирования |
Уровень планирования | Уровень отрасли | Уровень предприятия | Уровень функциональных отделов |
Носители идей планирования | Менеджмент высшего уровня | Менеджмент высшего и среднего уровня | Менеджмент среднего и низшего уровня |
Горизонт планирования | Длительные сроки; широкий спектр альтернатив | Средние сроки (1-5 лет) | Короткие сроки, ограниченный спектр альтернатив |
Основополагающие принципы планирования:
- Полнота планирования
- Детализация планирования
- Точность планирования
- Простота и ясность планирования
- Непрерывность планирования
- Эластичность и гибкость планирования
- Экономичность
планирования
3. Объекты планирования:
К обособленным специфическим объектам планирования относятся (на примере предприятия по изготовлению и выпуску продукции):
•научно-техническая подготовка производства;
•основное производство (выпуск продукции);
•вспомогательное и обслуживающее производство;
• качество продукции;
• труд и заработная плата;
• кадры;
• маркетинг;
• материально-техническое снабжение;
• сбыт продукции;
• финансы;
• инвестиции;
• социальное развитие
и т. д.
4. Процесс планирования:
В процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. Сначала на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме).
В бизнесе принято выделять четыре основных этапа или уровня планирования:
Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени.
Методологической основой планирования является программно-целевой подход. Методология и процесс планирования ориентированы на обеспечение увязки целей с возможностями организации, определение последовательности, средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и вытекающих отсюда задач каждого подразделения организации
План является
хорошей основой для
Планирование с помощью системного подхода требует последовательного выполнения 10 этапов:
- анализ потребностей в планировании и планах;
- формулирование задач планирования;
- формулирование критериев планирования;
- выработку альтернатив;
- проверку физической реализуемости плана;
- проверку экономической реализуемости плана;
- проверку финансовой реализуемости плана;
- оптимизацию
плана, оценку и выбор
- реализацию этих решений;
- использование
обратной связи и управление
Содержание
и этапы планирования
деятельности фирмы:
2.
Информационное и
методическое обеспечение
планирования
1. Информационное обеспечение планирования:
Внешняя информация
Внутренняя информация
- статистические ежегодники;
- данные переписи населения;
- каталоги, проспекты
- годовые финансовые отчеты фирм;
- результаты конкурсов;
- информация отраслей, бирж, банков;
- таблицы курсов акций;
- судебные решения
- газеты, журналы,
информационно-аналитические
- выставки, ярмарки,
совещания, конференции,
Основные типы информации:
первичная и вторичная
Первичные данные получают в результате исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы.
Их сбор осуществляется
путем наблюдений, измерений, опросов,
экспериментальных
Вторичные
данные, применяемые при проведении
кабинетных исследований, — это данные,
собранные ранее из внутренних и внешних
источников для целей, отличных от целей
данного исследования.
2. Методы получения вторичной информации
Главные достоинства использования вторичных данных — это быстрота получения, дешевизна, легкость использования, а также повышение эффективности сбора первичных данных.
Недостатки
вторичных данных — это возможная
несогласованность единиц измерения;
использование различных определений
и систем классификаций, разная степень
новизны, трудность оценки достоверности.
Таблица 1. Методы анализа вторичной информации
Метод | Назначение метода | Типичные задачи, решаемые с помощью данного метода |
Корреляционный анализ | Изучение зависимости между изменяющимися величинами | Определение тесноты связи между расходами на рекламу и получаемыми доходами. Определение взаимосвязи между спросом и предложением на какой-либо товар |
Дисперсионный (вариационный) анализ | Выявление влияния отдельных факторов на результат эксперимента | Определение влияния выбора каналов сбыта на величину продаж. Определение влияния вида упаковки на величину сбыта товара |
Регрессионный анализ | Определение зависимости
переменной от одной или нескольких
зависимых переменных( |
Прогнозирование издержек производства или цены на товар в следующем году. Определение влияния объема инвестиций в машиностроение на величину спроса на металлопрокат |
Факторный анализ | Исследование
взаимосвязей между переменными
с целью улучшения числа |
Анализ влияния различных факторов на изменение себестоимости |
Дискриминантный анализ | Разделение заранее заданных групп объектов благодаря комбинации нескольких независимых переменных и таким образом установление различия между группами | Определение существенных характеристик работников при делении на преуспевающих и посредственных |
Кластерный анализ | Разделение совокупности объектов на отдельные, более или менее однородные группы | Разделение покупателей на группы в зависимости от их потребностей (сегментирование рынка) |
Многомерное шкалирование | Получение пространственного отображения отношений, существующих между объектами | Установления соответствия изделия «идеалу» потребителей. Установления изменения отношения потребителей к товару в течение ряда лет |
Имитационное моделирование | Определения сочетания экзогенных факторов, при которых достигается оптимальный результат изучаемого процесса | Исследование возможных исходов конкурентной борьбы |