Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:57, дипломная работа
Роль основных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОС), эффективное их использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование ОФ и ОС, со своевременной их модернизацией и обновлением. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования ОФ и ОС. Это особенно важно в настоящее время для каждого предприятия, области, всей страны в целом, т.к. экономика России сейчас находится в кризисе, выход из которого может быть осуществлен только на основе увеличения объемов производства, работ, услуг во всех отраслях народного хозяйства.
Введение.....…………………………....................................................................З
1. Сущность, значение, состав и структура основных
фондов и оборотных средств предприятия...................……………………......5
1.1. Основные фонды..................................................…………………..... 5
1.2. Оборотные средства..................................................………………….6
1.3. Особенности ОФ и ОС автотранспортных
предприятий............................................................………………………………7
2. Показатели использования ОФ и ОС на АТП.......…………………….........14
2.1 Учет и оценка ОПФ на АТП..........................……………………........ 14
2.2. Показатели эффективности использования ОФ........……………..... 15
2.2.1. Основные показатели использования ОФ..............……………….. 16
2.2.2. Вспомогательные показатели использования ОФ......……………..20
2.3. Показатели эффективности использования оборотных
средств.............................................................……………………………...26
3. Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС
автотранспортных предприятий....................................……………………..27
Заключение.......................................................………………………….............32
Список использованной литературы..................
Vэ
d = -------------
Vt
Чем большую часть общего времени пребывания автомобиля в наряде будет составлять время движения, а меньшую - время простоя, тем производительнее будет работа автомобиля на линии.
Эффективность
работы подвижного состава на линии
характеризуется также
Общий пробег автомобиля слагается из:
-
производительного пробега, т.
непроизводительного пробега, т.е. пробега без груза.
Отношение производительного пробега к общему пробегу автомобиля за данный период времени называется коэффициентом использования пробега b и выражается формулой:
Lпр Lпр
b = ----------------- = ------------,
Lпр + Lн Lоб
где Lпр - производительный пробег;
Lн - непроизводительный пробег;
Lобр - общий пробег.
Повышение коэффициента использования пробега увеличивает полезную работу и снижает расходы на перевозки.
Под
коэффициентом использования
На величину коэффициента использования грузоподъемности влияют:
=>
род перевозимого груза (
=>
размер отдельных партий груза,
=> тип подвижного состава.
При данном объемном весе груза коэффициент использования грузоподъемности зависит от габаритных размеров платформы автомобиля, вида тары и формы груза, а также от его физических свойств (малая механическая прочность, взрыво- и пожароопасность и т.д.).
Shs
g = ------------
q
где S - площадь платформы, м2;
h - высота укладки груза, м;
g - объемный вес груза, т/м3;
q - грузоподъемность автомобиля.
К вспомогательным показателям, характеризующим эффективность использования основных фондов относятся: эффективность использования производственных площадей, коэффициент застройки, коэффициент использования территории.
В таблице 5 представлены технико-эксплуатационные показатели работы ОАО ПОГА-1 за 3 года.
Таблица 6- Технико-эксплуатационные показатели работы ОАО ПОГА-1
№ Показатели Ед. изм. 1996 1997 1998 1998 /
стр. 1996
1
Среднесписочное кол-во ед.
2
Автомобиле-дни в хоз-ве ед.
3
Автомобиле-дни в работе ед.
4
Автомобиле-дни в ремонте ед.
5
Автомобиле-дни простоя ед.
6
Общая грузоподъемность тн.
7
Средняя грузоподъемность тн.
8 Авто-тонно-дни в хоз-ве тыс. тн 952 868 766 80,4%
9 Объем перевозок тыс. тн 639 658 555 86,9%
10 Грузооборот тыс.ткм 31355 51553 47521 151,6%
11
в т.ч. сдельных а/м тыс.ткм
12
Возможный грузооборот тыс.
13 Авто-часы в наряде тыс. час 275 339 277 100,7%
14 в т.ч. в движении тыс. час 134 183 159 117,9%
15 Общий пробег тыс. км 6435 8435 7323 113,8%
16 в т.ч. сдельных а/м тыс. км 4089 6067 5428 132,8%
17 Пробег с грузом тыс. км 2504 3614 3140 125,4%
18 Количество ездок тыс. езд. 51,4 49,3 41,4 80,5%
(стр.2 - стр.4) /стр.2 0,923 0,906 0,863 93,5%
20 Коэф. выпуска (стр.3 / стр.2) 0,273 0,374 0,368 134,9%
21 Коэф. использования грузоподъемности
(стр. 12 / стр. 11) 1,227 1,405 1,508 122,9%
22 Коэф. использования пробега
(стр. 17 / стр. 16) 0,612 0,596 0,578 94,4%
23
Время в наряде (стр.13 / стр.3*1000) час 8,5 8,9 8,9
24 Среднесуточный пробег
(стр.15 / стр.3*1000) км 199,2 220,9
(стр.15
/ стр.13) км/час 23,4 24,9
(стр.15/стр.14) км/час 47,
27 Коэф. использования времени для
движения (стр.25 / стр.26) 0,489 0,539 0,571
28 Среднее расстояние перевозки
(стр.10/стр.9) км 49,1 78,
29 Выработка на 1 среднесписочную
автотонну в тн (стр.9 / стр.6)*1000 тн 245,6 276,7
в ткм (стр.10 / стр.6 *1000) ткм 12051 21691 22656 188,0%
Коэффициент технической готовности парка снизился на 6,5%, однако за счет уменьшения простоев исправных автомобилей в гараже на 45,3% увеличился коэффициент выпуска автомобилей на 34,9%. Так же возросли коэффициенты, характеризующие эффективность работы автомобилей на линии коэффициент использования грузоподъемности (на 22,9%) и коэффициент использования времени для движения (на 16,9%). В то же время коэффициент использования пробега снизился за анализируемый период на 5,5%. В целом же эффективность использования автотранспорта возросла, что характеризуется повышением выработки в тонно-километрах на 88%.
2.3.
Показатели эффективности
Эффективность
использования оборотных
Кругооборот оборотных средств исчисляется с момента оплаты предприятием материальных ценностей, необходимых для производства продукции, до возврата этих средств в виде выручки от реализации продукции. Если период оборота сокращается, например с 24 до 20 дней, т.е. на 17%, то и потребность в оборотных средствах при данном объеме выпуска продукции уменьшится на тот же процент. Снижение произойдет в связи с тем, что при кругообороте 24 дня оборотные средства совершают в течение года 15 оборотов (360:24). А при сокращении времени кругооборота до 20 дней количество их оборотов увеличится до 18 (360:20). Это означает, что каждый рубль оборотных средств в первом случае используется в течение года для приобретения материальных ресурсов и выплаты заработной платы 15 раз, а во втором - 18 раз.
Оборачиваемость оборотных средств характеризуется двумя взаимосвязанными показателями: числом оборотов, совершаемых оборотными средствами в течение определенного периода времени (коэффициентом оборачиваемости), и сроком их оборота в днях.
Коэффициент оборачиваемости:
nоб = D / Фоб.
где
D - годовая сумма доходов
Фоб - сумма оборотных средств.
Иначе говоря, число оборотов определяет объем продукции в стоимостном выражении, выпускаемой на 1 рубль оборотных средств.
Срок оборота (оборачиваемость):
Tоб = Дк/nоб
где Дк - количество календарных дней в периоде.
Оборачиваемость можно определить как по всей сумме оборотных средств, так и по каждой ее части. Для расчета числа оборотов каждого элемента оборотных средств необходимо установить отношение суммы расхода по соответствующей статье затрат на производство к фактической сумме по данной статье оборотных средств. Срок оборота будет равен отношению числа дней за данный период к числу оборотов. По существу он представляет собой запас в днях данного элемента оборотных средств.
Таблица 7.- Эффективность использования оборотных средств
Показатели 1996 1997
Выручка от реализации, тыс. руб. 12587 21170 36186 287%
Сумма
оборотных средств 6524
Коэффициент
оборачиваемости 1,9 1,9 2,5
Срок оборота, дн. 189 188 145 76%
Сумма оборотных средств в расчете
на 1 рубль выручки
Из
данных таблицы следует, что эффективность
использования оборотных
3. Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС на АТП.
Очень
важным для предприятия является
использование оборотных
Для эффективного использования основных фондов в производственном процессе необходима большая доля активной части ОФ, тем самым будет достигнута большая фондоотдача. Вместе с тем, недостаточное количество пассивной части ОФ негативно сказывается на эффективности использования автомобилей и прежде всего на их техническом состоянии и обслуживании. Поэтому, необходимо стремиться к созданию оптимального соотношения между пассивной (стационарной) материально-технической базой предприятия и активной ее частью (подвижным составом), т.е. к оптимальному значению коэффициента технической оснащенности:
Кт=Фосн. / Фт.с.
где Фосн. - стоимость основных производственных фондов;
Фт.е. - стоимость транспортных средств.
Колеблется
коэффициент технической
Информация о работе Эффективность использования капитала предприятия