Эффективность использования капитала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:57, дипломная работа

Описание работы

Роль основных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОС), эффективное их использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование ОФ и ОС, со своевременной их модернизацией и обновлением. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования ОФ и ОС. Это особенно важно в настоящее время для каждого предприятия, области, всей страны в целом, т.к. экономика России сейчас находится в кризисе, выход из которого может быть осуществлен только на основе увеличения объемов производства, работ, услуг во всех отраслях народного хозяйства.

Содержание

Введение.....…………………………....................................................................З
1. Сущность, значение, состав и структура основных
фондов и оборотных средств предприятия...................……………………......5
1.1. Основные фонды..................................................…………………..... 5
1.2. Оборотные средства..................................................………………….6
1.3. Особенности ОФ и ОС автотранспортных
предприятий............................................................………………………………7
2. Показатели использования ОФ и ОС на АТП.......…………………….........14
2.1 Учет и оценка ОПФ на АТП..........................……………………........ 14
2.2. Показатели эффективности использования ОФ........……………..... 15
2.2.1. Основные показатели использования ОФ..............……………….. 16
2.2.2. Вспомогательные показатели использования ОФ......……………..20
2.3. Показатели эффективности использования оборотных
средств.............................................................……………………………...26
3. Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС
автотранспортных предприятий....................................……………………..27
Заключение.......................................................………………………….............32
Список использованной литературы..................

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

            Vэ

     d = -------------

            Vt 

     Чем большую часть общего времени  пребывания автомобиля в наряде будет  составлять время движения, а меньшую - время простоя, тем производительнее будет работа автомобиля на линии.

     Эффективность работы подвижного состава на линии  характеризуется также коэффициентами использования пробега и использования  грузоподъемности.

     Общий пробег автомобиля слагается из:

     - производительного пробега, т.е.  пробега с грузом;

     непроизводительного пробега, т.е. пробега без груза.

     Отношение производительного пробега к  общему пробегу автомобиля за данный период времени называется коэффициентом  использования пробега b и выражается формулой:

            Lпр   Lпр

     b = ----------------- = ------------,

            Lпр + Lн  Lоб 

     где Lпр - производительный пробег;

     Lн - непроизводительный пробег;

     Lобр - общий пробег.

     Повышение коэффициента использования пробега  увеличивает полезную работу и снижает  расходы на перевозки.

     Под коэффициентом использования грузоподъемности подвижного состава понимается отношение его загрузки в тоннах к номинальной грузоподъемности (по заводской характеристике).

     На  величину коэффициента использования  грузоподъемности влияют:

     => род перевозимого груза (объемный  вес, габаритные размеры);

     => размер отдельных партий груза,  отправляемых в один адрес;

     => тип подвижного состава.

     При данном объемном весе груза коэффициент  использования грузоподъемности зависит  от габаритных размеров платформы автомобиля, вида тары и формы груза, а также от его физических свойств (малая механическая прочность, взрыво- и пожароопасность и т.д.).

      Shs

     g = ------------

      q 

     где S - площадь платформы, м2;

     h - высота укладки груза, м;

     g - объемный вес груза, т/м3;

     q - грузоподъемность автомобиля.

     К вспомогательным показателям, характеризующим эффективность использования основных фондов относятся: эффективность использования производственных площадей, коэффициент застройки, коэффициент использования территории.

     В таблице 5 представлены технико-эксплуатационные показатели работы ОАО ПОГА-1 за 3 года.

     Таблица 6- Технико-эксплуатационные показатели работы ОАО ПОГА-1

№ Показатели    Ед. изм. 1996 1997 1998 1998 /

стр.           1996

1     Среднесписочное кол-во  ед.  323,1 280,1 232,8 72,1%

2    Автомобиле-дни в хоз-ве  ед.         118244  102237  84974   71,9%

3    Автомобиле-дни в работе  ед.          32301    38189    31309  96,9%

4    Автомобиле-дни в ремонте  ед.  9067 9603 11604 128,0%

5    Автомобиле-дни простоя  ед.           76876   54445    42061   54,7%

6    Общая грузоподъемность  тн.          2601,8   2376,7   2097,5  80,6%

7    Средняя грузоподъемность  тн.  8,1 8,5 9,0 111,1%

8    Авто-тонно-дни в хоз-ве  тыс. тн 952 868 766 80,4%

9    Объем перевозок    тыс. тн 639 658 555 86,9%

10   Грузооборот    тыс.ткм       31355   51553    47521   151,6%

11   в т.ч. сдельных а/м   тыс.ткм       29936   50054    46409   155,0%

12   Возможный грузооборот  тыс.ткм       24394   35615    30770   126,1%

13   Авто-часы в наряде   тыс. час  275 339 277 100,7%

14   в т.ч. в движении   тыс. час 134 183 159 117,9%

15   Общий пробег    тыс. км 6435 8435 7323 113,8%

16   в т.ч. сдельных а/м   тыс. км 4089 6067 5428 132,8%

17   Пробег с грузом    тыс. км 2504 3614 3140 125,4%

18   Количество ездок    тыс. езд. 51,4 49,3 41,4 80,5%

  1. Коэф. технической готовности

    (стр.2 - стр.4) /стр.2              0,923    0,906   0,863     93,5%

20   Коэф. выпуска (стр.3 / стр.2)             0,273   0,374   0,368     134,9%

21   Коэф. использования грузоподъемности

     (стр. 12 / стр. 11)              1,227   1,405    1,508    122,9%

22  Коэф. использования пробега

    (стр. 17 / стр. 16)               0,612   0,596    0,578     94,4%

23   Время в наряде (стр.13 / стр.3*1000) час  8,5 8,9 8,9 103,8%

24   Среднесуточный пробег

    (стр.15 / стр.3*1000)   км  199,2 220,9 233,9 117,4%

  1. Эксплуатационная скорость

    (стр.15 / стр.13)    км/час  23,4 24,9 26,4 113,1%

  1. Техническая скорость

       (стр.15/стр.14)    км/час  47,9 46,2 46,2 96,5%

27  Коэф. использования времени для

    движения (стр.25 / стр.26)    0,489 0,539 0,571 116,9%

28  Среднее  расстояние перевозки

     (стр.10/стр.9)    км  49,1 78,4 85,6 174,5%

29  Выработка  на 1 среднесписочную

      автотонну в тн (стр.9 / стр.6)*1000 тн  245,6 276,7 264,6 107,7%

  1. Выработка на 1 среднесп. автотонну

      в     ткм (стр.10 / стр.6 *1000)  ткм           12051   21691  22656   188,0%

 

     Коэффициент технической готовности парка снизился на 6,5%, однако за счет уменьшения простоев исправных автомобилей в гараже на 45,3% увеличился коэффициент выпуска  автомобилей на 34,9%. Так же возросли коэффициенты, характеризующие эффективность работы автомобилей на линии коэффициент использования грузоподъемности (на 22,9%) и коэффициент использования времени для движения (на 16,9%). В то же время коэффициент использования пробега снизился за анализируемый период на 5,5%. В целом же эффективность использования автотранспорта возросла, что характеризуется повышением выработки в тонно-километрах на 88%.

 

     2.3. Показатели эффективности использования  оборотных средств.

 

     Эффективность использования оборотных средств  определяется скоростью их движения - скоростью оборота, или оборачиваемостью. Чем быстрее совершается кругооборот оборотных средств, тем меньшая их сумма потребуется предприятию для успешного выполнения производственной программы.

     Кругооборот оборотных средств исчисляется с момента оплаты предприятием материальных ценностей, необходимых для производства продукции, до возврата этих средств в виде выручки от реализации продукции. Если период оборота сокращается, например с 24 до 20 дней, т.е. на 17%, то и потребность в оборотных средствах при данном объеме выпуска продукции уменьшится на тот же процент. Снижение произойдет в связи с тем, что при кругообороте 24 дня оборотные средства совершают в течение года 15 оборотов (360:24). А при сокращении времени кругооборота до 20 дней количество их оборотов увеличится до 18 (360:20). Это означает, что каждый рубль оборотных средств в первом случае используется в течение года для приобретения материальных ресурсов и выплаты заработной платы 15 раз, а во втором - 18 раз.

     Оборачиваемость оборотных средств характеризуется двумя взаимосвязанными показателями: числом оборотов, совершаемых оборотными средствами в течение определенного периода времени (коэффициентом оборачиваемости), и сроком их оборота в днях.

     Коэффициент оборачиваемости:

     nоб = D / Фоб.

     где D - годовая сумма доходов предприятия,

     Фоб - сумма оборотных средств.

     Иначе говоря, число оборотов определяет объем продукции в стоимостном  выражении, выпускаемой на 1 рубль  оборотных средств.

     Срок  оборота (оборачиваемость):

     Tоб = Дк/nоб

     где Дк - количество календарных дней в периоде.

     Оборачиваемость можно определить как по всей сумме  оборотных средств, так и по каждой ее части. Для расчета числа оборотов каждого элемента оборотных средств  необходимо установить отношение суммы  расхода по соответствующей статье затрат на производство к фактической сумме по данной статье оборотных средств. Срок оборота будет равен отношению числа дней за данный период к числу оборотов. По существу он представляет собой запас в днях данного элемента оборотных средств.

     Таблица 7.- Эффективность использования  оборотных средств

Показатели     1996  1997  1998  1998/1996

Выручка от реализации, тыс. руб. 12587  21170  36186  287%

Сумма оборотных средств  6524  10907  14329  220%

Коэффициент оборачиваемости 1,9  1,9  2,5  131%

Срок  оборота, дн.    189  188  145  76%

Сумма оборотных средств в расчете

на 1 рубль  выручки

 

     Из  данных таблицы следует, что эффективность  использования оборотных средств  возросла, так как коэффициент  оборачиваемости возрос на 31%, срок оборота снизился на 24%, потребность в оборотных ресурсах, приходящаяся на 1 рубль выручки так же снизилась на 24%

 
 

     3. Пути повышения  эффективности использования ОФ и ОС на АТП.

 

     Очень важным для предприятия является использование оборотных средств  и основных фондов, поддержание их в размере, оптимизирующем управление текущей деятельностью. Анализ эффективности использования средств является важнейшим инструментом деятельности предприятия. Насколько глубоко и детально в предприятии проводится такой анализ, настолько и эффективной, успешной будет финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

     Для эффективного использования основных фондов в производственном процессе необходима большая доля активной части  ОФ, тем самым будет достигнута большая фондоотдача. Вместе с тем, недостаточное количество пассивной части ОФ негативно сказывается на эффективности использования автомобилей и прежде всего на их техническом состоянии и обслуживании. Поэтому, необходимо стремиться к созданию оптимального соотношения между пассивной (стационарной) материально-технической базой предприятия и активной ее частью (подвижным составом), т.е. к оптимальному значению коэффициента технической оснащенности:

     Ктосн. / Фт.с.

     где Фосн. - стоимость основных производственных фондов;

     Фт.е. - стоимость транспортных средств.

     Колеблется  коэффициент технической оснащенности АТП обычно в пределах 2,1-2,2. Это  означает, что удельный вес стоимости  транспортных средств, т.е. активной части  основных фондов в общей стоимости  должен составлять примерно 50.

Информация о работе Эффективность использования капитала предприятия