Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:57, дипломная работа
Роль основных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОС), эффективное их использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование ОФ и ОС, со своевременной их модернизацией и обновлением. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования ОФ и ОС. Это особенно важно в настоящее время для каждого предприятия, области, всей страны в целом, т.к. экономика России сейчас находится в кризисе, выход из которого может быть осуществлен только на основе увеличения объемов производства, работ, услуг во всех отраслях народного хозяйства.
Введение.....…………………………....................................................................З
1. Сущность, значение, состав и структура основных
фондов и оборотных средств предприятия...................……………………......5
1.1. Основные фонды..................................................…………………..... 5
1.2. Оборотные средства..................................................………………….6
1.3. Особенности ОФ и ОС автотранспортных
предприятий............................................................………………………………7
2. Показатели использования ОФ и ОС на АТП.......…………………….........14
2.1 Учет и оценка ОПФ на АТП..........................……………………........ 14
2.2. Показатели эффективности использования ОФ........……………..... 15
2.2.1. Основные показатели использования ОФ..............……………….. 16
2.2.2. Вспомогательные показатели использования ОФ......……………..20
2.3. Показатели эффективности использования оборотных
средств.............................................................……………………………...26
3. Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС
автотранспортных предприятий....................................……………………..27
Заключение.......................................................………………………….............32
Список использованной литературы..................
Коэффициент
экстенсивного использования
Кэкс.к. = Тф/Тк
Кэкс.р. = Тф./Тр.
Кэкс.пл. = Тф/Тпл
где Тф - фактически отработанное время, час;
Тк, Тр., Тпл - соответственно календарный, режимный и плановый фонды времени, ч.
Календарный фонд времени определяется умножением количества календарных дней в рассматриваемом периоде на 24 часа. Режимный фонд времени зависит от установленного для данного предприятия числа смен. Его определяют умножением числа рабочих дней в рассматриваемом периоде на число смен и их продолжительность. Плановый фонд времени определяется временем в часах, в течение которого подвижной состав или оборудование должны работать по плану. Показатель планового фонда времени меньше режимного на величину плановых простоев основных фондов на техническом обслуживании, ремонте и по другим причинам.
Коэффициент интенсивного использования фондов характеризует степень их использования за 1 час работы:
по плановой выработке
Кинт.пл. = Рф / Рпл'
по
максимально возможной
Кинт.мах = Рф / Рмах
где Рф - фактически выполненная работа за 1 ч.;
Рпл - плановая выработка за 1 ч.,
Рмах - максимально возможная выработка за 1 ч.,
Коэффициент интегральной загрузки фондов характеризует степень использования основных фондов во времени с учетом выработки:
Кинтегр = КэксКинт
Фондоотдача основных фондов в рублях на 1 р. стоимости основных фондов характеризует эффективность их использования и указывает, сколько предприятием получено доходов на каждый рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов:
Фотд =D/Фосн
где D - балансовая сумма доходов;
Фосн - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
Фондоемкость Фемк является обратной величиной фондоотдачи. Она показывает, какой размер основных фондов приходится на каждый рубль полученного дохода.
Фемк.= Фосн /D
При увеличении фондоотдачи соответственно снижается фондоемкость.
Фондовооруженность труда Фвооруж характеризует степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами:
Фвооруж =Фосн /N
где N - среднесписочная численность работающих на предприятии в рассматриваемом периоде.
Производительность труда Wтр. = D/N
Показатели производительности труда, фондовооруженности и фондоотдачи взаимосвязаны: производительность труда является функцией его фондовооруженности, фондоотдача - функцией производительности труда. Отношение производительности труда к фондовооруженности составляет фон-доотдачу:
D/N
Фотд = Wтр / Фвоор = ---------------------- = D/Фосн
Фосн/N
Общие показатели эффективности использования основных производственных фондов ОАО ПОГА-1 и их динамика представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Обеспеченность ОАО ПОГА-1 основными производственными фондами и эффективность их использования
Показатели | 1996 | 1997 | 1998 |
Среднегодовая
стоимость основных произ
водственных фондов, тыс.руб. |
66310 | 56187 | 58995 |
|
|
| |
в т.ч. транспортные средства | 28933 | 29196 | 28278 |
Среднесписочное количество автомобилей | 323,1 | 280,1 | 232,8 |
Мощность автопарка, л.с. | 56240 | 49820 | 43640 |
Общая грузоподъемность | 2601,7 | 2376,7 | 2097,5 |
Среднегодовая численность работников, чел. | 516 | 541 | 541 |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 12587 | 21170 | 36186 |
Себестоимость продукции | 11527 | 18959 | 32533 |
Балансовая прибыль | 2228 | 3455 | 1560 |
Показатели обеспеченности | |
|
|
Фондовооруженность (стоимость основных | |||
производственных фондов на 1 работника) | 128,5 | 103,9 | 109,0 |
Фондообеспеченность (стоимость основных | |||
производственных фондов (без стоимости | 115,7 | 96,4 | 131,9 |
транспортных средств) на 1 автомобиль) | |
|
|
Показатели эффективности | |
|
|
Фондоотдача | 0,19 | 0,38 | 0,61 |
Фондоемкость | 5,27 | 2,65 | 1,63 |
Производительность труда | 24,39 | 39,13 | 66,89 |
Капиталоемкость | 11,14 | 12,28 | 13,48 |
Рентабельность основных фондов | 3,36% | 6,12% | 2,6% |
Коэффициент расходов | 0,92 | 0,90 | 0,90 |
За последние 3 года фондоотдача выросла в 3,2 раза, производительность труда - в 2,7 раза, фондовооруженность упала на 15%, фондообеспеченность на 12%.
Рентабельность основных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости основных фондов:
Rосн = Пбал/Фосн,
где Пбал - балансовая прибыль предприятия, руб.
Рентабельность основных фондов является синтетическим показателем, который характеризует в общем виде фактическую эффективность использования основных фондов, не раскрывая резервов улучшения их использования, и не определяя путей их реализации.
При оценке эффективности использования основных фондов определяют также показатели капиталоемкости единицы мощности подвижного состава (1 т грузоподъемности) в стоимостном выражении:
где Фп.с. - стоимость подвижного состава, руб.,
Nai - число автомобилей i-й марки,
qi - грузоподъемность i-й марки автомобилей, т.
Себестоимость перевозок - суммарные затраты, приходящиеся на единицу транспортной работы. Себестоимость является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов предприятия. В этой связи применяется коэффициент расходов как отношение расходов по предприятию к его доходам:
2.2.2.
Вспомогательные показатели
На себестоимость перевозок, производительность одной списочной автомобиле - тонны, фондоотдачу и рентабельность основных фондов оказывают влияние технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава.
Производительность одной списочной автомобиле - тонны в стоимостном выражении, р.:
где vt-средняя техническая скорость движения, км/час,
Тн - время пребывания автомобиля в наряде, ч,
b - коэффициент использования пробега,
q - средняя грузоподъемность
g - коэффициент использования грузоподъемности,
l - средняя дальность перевозок, км,
aв - коэффициент использования парка автомобилей,
Аcп - среднесписочное количество автомобилей,
Дк - календарное число дней в году,
tп-р - время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, ч.,
Фосн - стоимость основных производственных фондов, руб.,
d - среднее значение доходной ставки в рублях на 10 ткм.,
Sl - себестоимость 10 ткм, руб.
К технико-эксплуатационным показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относятся показатели, входящие в вышеприведенные формулы, а также такой показатель как коэффициент технической готовности подвижного состава.
Под
коэффициентом технической
где АДТ - автомобиле-дни нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии,
АДх - автомобиле-дни в хозяйстве.
Возможность
автомобилей и прицепов совершать
полезную работу не всегда реализуется,
так как технически исправный
подвижной состав может простаивать
по организационно-техническим
Применительно
ко всему парку этот коэффициент
называют еще коэффициентом
Поскольку подвижной состав совершает полезную работу лишь на линии, повышение коэффициента выпуска имеет огромное значение для обеспечения более эффективного использования подвижного состава.
Продолжительность работы подвижного состава (в часах) на линии определяют с момента выхода автомобиля из гаража до момента возвращения в гараж. Время нахождения автомобиля в наряде слагается из времени движения и времени планируемых простоев - для погрузки-выгрузки грузов, а также по техническим надобностям:
Тн = Тдв. + Тпр.,
где Тдв - время движения, ч,
Тпр - время планируемых простоев на линии, ч.
Увеличение продолжительности работы автомобилей на линии при правильной организации труда водителей и ликвидации обезлички - одна из важнейших задач хозяйства, решение ее - необходимое условие для дальнейшего повышения производительности подвижного состава и снижение себестоимости перевозок.
Техническая скорость также является показателем эффективности работы автомобилей на линии. Она измеряется количеством километров проходимых автомобилем в среднем за час движения. Она определяется динамическими (тяговыми) качествами автомобиля, максимальной скоростью, которую он может развить в различных дорожных условиях, и приемистостью, т.е. временем разгона до установленной скорости. Техническая скорость зависит от условий, в которых работает автомобиль (тип покрытия, ширина проезжей части, частота пересечений, интенсивность движения, время суток и пр.).
Техническая скорость - это средняя скорость за час движения автомобиля определяемая по формуле:
где L - величина пробега за данный период, км,
Тдв - время движения, ч.
При анализе эффективности работы автомобиля на линии определяют не только техническую, но и эксплуатационную скорость. При расчете ее учитывают все время нахождения в наряде, т.е. и время движения, и время простоя. Эксплуатационная скорость - это условная средняя скорость за время пребывания подвижного состава в наряде с учетом всех простоев на линии (под погрузкой и разгрузкой и т.д.):
L L
Vэ = -------- = --------------------
Tн Tдв + Тпр
Отношение эксплуатационной скорости к технической определяет коэффициент использования времени для движения:
Информация о работе Эффективность использования капитала предприятия