Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:57, дипломная работа
Роль основных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОС), эффективное их использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование ОФ и ОС, со своевременной их модернизацией и обновлением. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования ОФ и ОС. Это особенно важно в настоящее время для каждого предприятия, области, всей страны в целом, т.к. экономика России сейчас находится в кризисе, выход из которого может быть осуществлен только на основе увеличения объемов производства, работ, услуг во всех отраслях народного хозяйства.
Введение.....…………………………....................................................................З
1. Сущность, значение, состав и структура основных
фондов и оборотных средств предприятия...................……………………......5
1.1. Основные фонды..................................................…………………..... 5
1.2. Оборотные средства..................................................………………….6
1.3. Особенности ОФ и ОС автотранспортных
предприятий............................................................………………………………7
2. Показатели использования ОФ и ОС на АТП.......…………………….........14
2.1 Учет и оценка ОПФ на АТП..........................……………………........ 14
2.2. Показатели эффективности использования ОФ........……………..... 15
2.2.1. Основные показатели использования ОФ..............……………….. 16
2.2.2. Вспомогательные показатели использования ОФ......……………..20
2.3. Показатели эффективности использования оборотных
средств.............................................................……………………………...26
3. Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС
автотранспортных предприятий....................................……………………..27
Заключение.......................................................………………………….............32
Список использованной литературы..................
В отличие от промышленного производства на автотранспорте в составе оборотных средств доля оборотных фондов меньше, чем доля фондов обращения. По мере повышения эффективности использования оборотных фондов это соотношение изменяется в сторону увеличения доли фондов обращения. Такое же изменение может наблюдаться при образовании на предприятиях значительной дебиторской задолженности, т.е. когда за выполненную транспортную работу заказчики несвоевременно производят расчет с АТП. Поэтому система расчетов за автомобильные перевозки должна быть такой, чтобы она обеспечивала быстрое прохождение оборотных средств через стадию реализации, оплаты материальных ценностей и услуг. Оборотные фонды на автотранспорте состоят главным образом из производственных запасов.
В составе оборотных фондов учитывают все виды топлива, масел и других эксплуатационных материалов для подвижного состава. Автомобильные шины учитывают только те, которые находятся на складах предприятия, на автомобилях технической помощи, на автостанциях. Автомобильные шины, установленные на автомобилях и эксплуатируемые, относят к стоимости автомобилей.
В
сфере обращения на автотранспорте
находятся преимущественно
В деятельности АТП оборотные средства в каждый отдельно взятый момент находятся по частям во всех трех стадиях кругооборота и во всех формах, участвуя в сфере производства и сфере обращения. Кругооборот оборотных средств на автотранспорте имеет свои специфические особенности, связанные с экономической природой транспортной продукции и с процессом ее производства. Т.к. продукцией транспорта является процесс перемещения грузов, который не имеет вещественной формы, а только стоимостную, то на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т.е. со второй стадией. В связи с этим нередко считают, что применительно к транспорту оборотные средства имеют только две стадии кругооборота.
Однако опыт показывает, что между процессом перевозок и возмещением затрат на него имеется некоторый промежуток времени, в течение которого предприятие получает деньги от потребителей транспортных услуг. Этот промежуток времени и составляет продолжительность третьей стадии кругооборота. Если затраты на перевозки возмещаются авансом, то в этом случае затраты времени на третью стадию кругооборота отсутствуют или сокращаются до минимума.
Состав
и структура основных фондов и
оборотных средств ОАО ПОГА-1 представлены
ниже в таблицах.
Таблица 1 - Состав и структура основных фондов ОАО ПОГА-1 (на конец 1998 г.)
Виды фондов тыс. руб. в %
Здания 11 498 20,4%
Сооружения 11 764 20,9%
Машины и оборудование 2 555 4,5%
Транспортные средства 28 278 50,3%
Производств. и хоз. инвентарь 26 0,0%
Другие виды основных фондов 2 127 3,8%
Итого 56 248 100,0%
В т.ч. Производственные 55 418 98,5%
Непроизводственные 833
В составе основных фондов наибольшую долю занимают транспортные средства (50,3%), здания (20,4%), сооружения (20,9%). Структура транспортных средств приводится ниже.
Таблица 2- Состав и структура подвижного состава по типам и маркам
Грузо-подъ-ем-ность | коли че-ство | по типам и маркам | по маркам | Общая грузоподъем-
ность |
по типам и маркам | % по маркам | |||||||||||
Всего автомобилей | 222 | 100,0% | |
2 007,2 | 100,0% | | |||||||||||
Цистерны | 8 | 3,6% | 100,0% | 93,2 | 4,6% | 100,0% | |||||||||||
из них | Камаз-5410 | 20,6 | 3 | 1,4% | 37,5% | 61,8 | 3,1% | 66,3% | |||||||||
Зил-130 | 6,7 | 4 | 1,8% | 50,0% | 26,8 | 1,3% | 28,8% | ||||||||||
Газ-53 | 4,6 | 1 | 0,5% | 12,5% | 4,6 | 0,2% | 4,9% | ||||||||||
Бортовые | 87 | 39,2% | 100,0% | 622,1 | 31,0% | 100,0% | |||||||||||
из них | Камаз-5320 | 8 | 32 | 14,4% | 36,8% | 256,0 | 12,8% | 41,2% | |||||||||
Камаз-53212 | 10 | 3 | 1,4% | 3,4% | 30,0 | 1,5% | 4,8% | ||||||||||
Камаз-53208 | 7.5 | 13 | 5,9% | 14,9% | 97,5 | 4,9% | 15,7% | ||||||||||
Камаз-53213 | 11 | 4 | 1,8% | 4,6% | 44,0 | 2,2% | 7,1% | ||||||||||
Камаз-53202 | 8,2 | 2 | 0,9% | 2,3% | 16,4 | 0,8% | 2,6% | ||||||||||
Зил-431610 | 5,4 | 33 | 14,9% | 37,9% | 178,2 | 8,9% | 28,6% | ||||||||||
Самосвалы | 98 | 44,1% | 100,0% | 947,3 | 47,2% | 100,0% | |||||||||||
из них | Краз-256 | 12 | 1 | 0,5% | 1,0% | 12,0 | 0,6% | 1,3% | |||||||||
Камаз-5511 | 10 | 86 | 38,7% | 87,8% | 860,0 | 42,8% | 90,8% | ||||||||||
Зил-ММЗ 554 | 5 | 1 | 0,5% | 1,0% | 5,0 | 0,2% | 0,5% | ||||||||||
Камаз-55102 | 7 | 4 | 1,8% | 4,1% | 28,0 | 1,4% | 3,0% | ||||||||||
Зил-ММЗ 45023 | 5,75 | 3 | 1,4% | 3,1% | 17,3 | 0,9% | 1,8% | ||||||||||
Зил-4514 | 10 | 2 | 0,9% | 2,0% | 20,0 | 1,0% | 2,1% | ||||||||||
Зил-ММЗ 5054 | 5 | 1 | 0,5% | 1,0% | 5,0 | 0.2% | 0,5% | ||||||||||
Фургоны | 3 | 1,4% | 100,0% | 14,8 | 0,7% | 100,0% | |||||||||||
Газ-3307 | 4 | 1 | 0,5% | 33,3% | 4,0 | 0,2% | 27,0% | ||||||||||
Зил-138 | 5,4 | 2 | 0,9% | 66,7% | 10,8 | 0,5% | 73,0% | ||||||||||
Седельные тягачи с полуприцепами бортовыми | 26 | 11,7% | 100,0% | 329,8 | 16,4% | 100,0% | |||||||||||
из них | Камаз-5410 | 14,2 | 22 | 9,9% | 84,6% | 312.4 | 15,6% | 94,7% | |||||||||
Камаз-54112 | 1,2 | 2 | 0,9% | 7,7% | 2,4 | 0,1% | 0,7% | ||||||||||
Зил-441510 | 7,5 | 2 | 0,9% | 7,7% | 15.0 | 0,7% | 4,5% |
Наибольшую долю занимаю самосвалы (44,1%), состоящие, в основном, из автомобилей Камаз-5511 (87,8%), и бортовые - 39,2% (Камаз-5320 -36,8%, Камаз-53208 - 14,9%, Зил-431610 - 37,9%).
Структура
автомобилей по грузоподъемности, видам
топлива и времени пребывания
в эксплуатации представлена ниже.
Таблица 3 - Структура подвижного состава по грузоподъемности, видам топлива и времени пребывания в эксплуатации
Кол-во %
Структура подвижного состава по грузоподъемности
До 1,5 т 0 0,0%
свыше 1,5 до 5,0 т 2 0,9%
свыше 5,0 до 7,0 т 44 19,8%
свыше 7,0 до 10,0т 53 23,9%
свыше 10,0 до 15,0т 120 54,1%
Более 15,0 т 3 1,4%
Итого 222 100%
Структура подвижного состава по видам топлива
Бензиновые 9 4,1%
Дизельные 161 72,5%
Газодизельные 13 5,9%
Газ сжатый 36 16,2%
Газ сжиженный З 1,4%
Итого 222 100%
Структура подвижного состава по времени их пребывания в эксплуатации
До 2-х лет вкл. 0 0,0%
Свыше 2 лет до 5 лет вкл. 8 3,6%
Свыше 5 лет до 8 лет вкл. 23 10,4%
Свыше 8 лет до 10 лет вкл. 81 36,5%
Свыше 10 лет до 13 лет вкл. 51 23,0%
Свыше 13 лет 59 26,6%
Итого 222 100%
Из
таблицы видно, что парк автомобилей
- большегрузный (54,1% имеют грузоподъемность
от 10 до 15 т), дизельный (72,5%). Такая структура
парка способствует эффективному его
использованию. Однако он нуждается
в обновлении (86,1% автомобилей служат
более 8 лет).
Таблица 4- Состав и структура оборотных фондов
Виды средств | 1996 | 1997 | 1998 | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Производственные запасы | 1 326 | 89,3% | 2 866 | 99,1% | 2 672 | 99,3% |
Сырье, материалы и др. ценности | 1 210 | 81,5% | 2 609 | 90,2% | 2 461 | 91,5% |
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы | 116 | 7,8% | 257 | 8,9% | 211 | 7,8% |
Незавершенное производство и расходы будущих периодов | 159 | 10,7% | 26 | 0,9% | 19 | 0,7% |
ИТОГО производственных оборотных фондов | 1 485 | 100,0%
22,8% |
2 892 | 100,0%
26,5% |
2 691 | 100,0%
18,8% |
Готовая продукция | 2 904 | 57,6% | 893 | 11,1% | 1 499 | 12,9% |
Денежные средства | 8 | 0,2% | 1 | 0,0% | 4 | 0,0% |
Средства в расчетах | 2 127 | 42,2% | 7 121 | 88,8% | 10 135 | 87,1% |
ИТОГО фондов обращения | 5 039 | 100,0%
77,2% |
8 015 | 100,0%
73,5% |
11 638 | 100,0%
81,2% |
Всего оборотных средств | 6 524 | 100,0% | 10 907 | 100,0% | 14 329 | 100,0% |
Наибольшую долю в составе оборотных фондов составляют фонды обращения (81,2%), а в них - средства в расчетах (87,1%).
2.
Показатели использования
основных фондов
и оборотных средств
на АТП.
2.1.
Учет и оценка ОПФ на АТП.
ОФ на предприятий учитываются в натуральном и денежном выражении. Учет фондов в натуральном выражении позволяет определить производственные мощность и возможности предприятия, срок службы подвижного состава, оценить техническое состояние фондов, а также найти пути повышения эффективности их использования. ОФ предприятия в стоимостном выражении представляют собой основные средства. Учитывают их по первоначальной (балансовой) стоимости, т.е. по сумме затрат на их изготовление, транспортировку, монтаж и другие виды работ, связанные с вводом основных фондов в эксплуатацию.
Первоначальная стоимость основных производственных фондов
Фосн. = Спр. + Стр. + См. + Сдр.,
где Спр. - стоимость приобретенных ОФ, руб.;
Стр. - затраты на транспортировку, руб.;
См. - затраты на монтажные работы,руб.;
Сдр. - другие виды затрат, руб.
Оценка
ОФ по первоначальной стоимости проводится
с целью определения общей
их стоимости по предприятиям. По первоначальной
стоимости исчисляют суммы
Фосн.ост = Фосн. - Сизн = Фосн.(1 - Тэкс.На/100)
где Тэкс.- срок, в течение которого эксплуатировались ОФ, год;
На - норма амортизации на восстановление ОФ,
Экономическое значение учета ОФ по остаточной стоимости заключается в том, что она показывает ту часть стоимости, которая сохранилась в действующих ОФ. Техническое состояние ОФ характеризуется коэффициентами износа, годности, обновления и выбытия
Коэффициент износа показывает, какая часть стоимости ОФ уже перенесена на готовую продукцию предприятия, а также степень изношенности имеющихся на предприятии ОФ:
Кизн. = Сизм./Фосн.
Коэффициент годности характеризует техническое состояние ОФ
Фосн. - С изн. Фосн.ост.
К = -------------------- = -------------------
Фосн.к. Фосн.к.
где Фосн.ост. - остаточная (неизношенная или несамортизированная) стоимость ОФ;
Фосн.к - первоначальная стоимость на конец отчетного года.
Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей:
Кобн. = Фосн.ввод/Фосн.к
где Фосн.ввод - стоимость вводимых ОФ
Коэффициент
выбытия характеризует
Квыб. = Фосн.выб. / Фосн.к
где Фосн.выб - стоимость выбывших ОФ;
Фосн.н
- первоначальная стоимость действующих
ОФ на начало расчетного периода (года)
2.2.
Показатели эффективности
использования ОФ.
Т.к.
объектом исследования является деятельность
ОАО "ПОГА", а целью любого акционерного
общества является извлечение прибыли,
то показателем, наиболее полно выражающем
в конечном итоге критерий экономической
эффективности использования основных
производственных фондов АТП, следует
считать размер прибыли на единицу основных
фондов - рентабельность основных производственных
фондов. Но для целей анализа наиболее
эффективного использования основных
фондов целесообразно не ограничиваться
выбором только критерия, а необходимо
иметь систему основных и вспомогательных
показателей.
2.2.1.
Основные показатели
К основным относятся показатели использования подвижного состава и оборудования: коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования основных фондов, коэффициент интегральной загрузки фондов, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и производительность труда, рентабельность основных производственных фондов и себестоимость транспортной работы.
Информация о работе Эффективность использования капитала предприятия