Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:52, дипломная работа
Целью настоящей работы является возможность показать, каким способом в Республике Беларусь происходит реформирование фармацевтического сектора экономики в соответствии с глобальными процессами взаимного признания и гармонизации, происходящими в мире, какие задачи в этих условиях должно решить фармацевтическое предприятие для привлечения денежных средств, направляемых на реализацию инвестиционного проекта.
ВВЕДЕНИЕ
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕХОДА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПРИНЦИПЫ GMP
2. ТРЕБОВАНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНУ
2.1. Бизнес-план, задачи и цели его составления
2.2. Содержание бизнес-планов
2.3. Анализ перспективности идеи
3. БИЗНЕС-ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА «РЕКОНСТРУКЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ТАБЛЕТОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА РУП «БЕЛМЕДПРЕПАРАТЫ»
3.1. Резюме
3.2. Краткое описание и обоснование проекта
3.3. Характеристика предприятия и стратегия его развития
3.4. Оценка рынков сбыта и маркетинговый план
3.5. Стратегия маркетинга
3.6. Производственный план
3.7. Материально-техническое обеспечение
3.8. Стоимость (издержки) производства и сбыта
3.9. Организационный план
3.10. Инвестиционная программа
3.11. Прогноз финансово-хозяйственной деятельности и Показатели эффективности
3.12. Критические / ключевые точки (SWOT анализ)
3.13. Анализ чувствительности и возможные риски по проекту
3.14. Юридический план
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 3.2.
Динамика продаж отечественных и зарубежных производителей на фармрынке Беларуси в 1 полугодии 2005 – 2007 гг.
Производители |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | ||||||
Прирост, USD, % |
Прирост продаж в уп., % |
Средняя цена на упаковку, USD |
Прирост, USD, % |
Прирост продаж в уп., % |
Средняя цена на упаковку, USD |
Прирост, USD, % |
Прирост продаж в уп., % |
Средняя цена на упаковку, USD | |
Всего |
61 |
-19 |
1,31 |
53 |
-12 |
1,92 |
57 |
9 |
2,35 |
Отечественные производители |
14 |
-17 |
0,30 |
10,2 |
12 |
0,37 |
10,9 |
10 |
0,45 |
Импортные производители |
47 |
-2 |
1,01 |
42,8 |
-24 |
1,55 |
46,1 |
-1 |
1,90 |
Ценовая сегментация рынка представлена на рисунке 3.8. Более 75% всего объема продаж в стране приходится на препараты, средняя расчетная отпускная цена (РОЦ) за упаковку которых не превышает 10 USD. Быстрее всего убывает доля препаратов с РОЦ ниже 1 USD, а наиболее значительно прирастает доля препаратов дороже 50 USD за упаковку.
Ценовая сегментация фармрынка Беларуси по объему продаж
в 2006 – 1 полугодии 2007 гг.
Рис. 3.8.
9. По-прежнему около 80% всех продаж лекарственных средств на рынке в стоимостном выражении приходится на препараты импортного производства, таблица 3.3. Отечественные производители настойчиво увеличивают свою долю присутствия на рынке в натуральном выражении.
Таблица 3.3.
Соотношение долей препаратов зарубежного и отечественного производства на фармрынке Беларуси, 3 кв. 2006 – 2 кв. 2007 гг.
Производители |
Доля продаж, в USD, % |
Доля продаж, в уп, % |
Доля продаж, в USD, % |
Доля продаж, в уп, % |
Доля продаж, в USD, % |
Доля продаж, в уп, % |
Доля продаж, в USD, % |
Доля продаж, в уп, % | |||
3 кв. 2006 |
4 кв. 2006 |
1 кв. 2007 |
2 кв. 2007 | ||||||||
Отечественные производители |
18,89 |
48,63 |
20,58 |
49,74 |
21,01 |
51,18 |
19,09 |
51,49 | |||
Импортные производители |
81,11 |
51,37 |
79,42 |
50,26 |
78,99 |
48,82 |
80,91 |
48,51 |
10.Ведущие отечественные предприятия РУП «Борисовский завод медпрепаратов» и РУП «Белмедпрепараты» являются безусловными лидерами, аккумулируя более половины продаж отечественного сегмента (рисунок 3.9.).
Доля отечественных предприятий на фармацевтическом рынке Беларуси
Рис. 3.9.
11. В общем объеме реализации на внутреннем рынке удельный вес реализации продукции предприятиям системы «Фармация» в 2006 г. составил 75%, реализация лекарственных средств через товаропроводящую сеть фармацевтических компаний составила 16% от общего объема, удельный вес реализации продукции лечебно-профилактическим учреждениям - 9%.
РУП "Фармация" обладает наиболее широкой розничной сетью, данному дистрибьютору отдается приоритет в снабжении госпитального сектора, через него осуществляются поставки по тендерным торгам независимо от того, какое юридическое лицо выиграло данный тендер, т.е. РУП "Фармация" выступает покупателем в тендерных торгах по поручению Минздрава Белоруссии.
Структура рынка сбыта
Рис. 3.10.
Сотрудничество
с таким крупным дилером
12. Достаточно либеральная
политика Минздрава РБ в
География стран-производителей
импортируемой в РБ лекарственной
продукции охватывает практически
все мировые регионы и
Таблица 3.4.
Распределение импорта лекарственных средств в разрезе стран в 2006 г.
Регион |
Количество (партий поставок) |
Стоимость контрактная (тыс. дол. США) |
Удельный вес, % |
Средняя цена партии |
Всего импорт |
7 473 |
206 918 |
100 |
27,7 |
Страны СНГ |
4 039 |
33 550 |
16,2 |
8,3 |
Россия |
1 356 |
16 700 |
8,1 |
12,3 |
Украина |
2 606 |
15 620 |
7,6 |
6,0 |
Прочие страны СНГ |
77 |
1230 |
0,6 |
16,0 |
Страны вне СНГ |
3 434 |
173 368 |
83,8 |
50,5 |
Австрия |
47 |
2 468 |
1,2 |
52,5 |
Бельгия |
29 |
4 576 |
2,2 |
157,8 |
Болгария |
390 |
5 282 |
2,6 |
13,5 |
Венгрия |
157 |
10 861 |
5,3 |
69,2 |
Германия |
671 |
29 291 |
14,2 |
43,7 |
Дания |
8 |
1 919 |
0,9 |
239,9 |
Израиль |
46 |
3 341 |
1,6 |
72,6 |
Индия |
360 |
17 639 |
8,5 |
49,0 |
Италия |
60 |
6 877 |
3,3 |
114,6 |
Латвия |
112 |
5 975 |
2,9 |
53,4 |
Нидерланды |
117 |
10 610 |
5,1 |
90,7 |
Польша |
299 |
9 322 |
4,5 |
31,2 |
Словения |
67 |
5 686 |
2,8 |
84,9 |
США |
157 |
11 112 |
5,4 |
70,8 |
Франция |
205 |
14 298 |
6,9 |
69,8 |
Хорватия |
16 |
1 932 |
0,9 |
120,8 |
Чешская Республика |
133 |
3 667 |
1,8 |
27,6 |
Швейцария |
55 |
7 163 |
3,5 |
130,2 |
13. При условии сохранения стабильности ситуации в Беларуси объем рынка к концу 2007 г. в стоимостном выражении может достичь 440 - 450 млн. долл. Около 100 млн. долл. придется на госпитальный сектор, рост которого ограничен в данный момент особой системой поставок медикаментов. В розничном секторе потребление стабилизируется на уровне 2005 - 2006 гг., а дальнейшее увеличение объема рынка в стоимостном выражении будет обусловлено ростом цены за упаковку.
Прогноз развития рынка Беларуси можно построить по двум сценариям. Первый предполагает, что аптечный и больничный сектора в период 2007-2008 гг. будут развиваться в темпах, достигнутых ими в 2006 г. Во втором сценарии в расчетах по аптечному сектору используются макроэкономические прогнозы динамики доходов населения, по госпитальному – динамики ВВП.
Проведенный анализ показывает, что на фармацевтическом рынке Беларуси произошло увеличение продаж в конечных ценах в 2006 г. до 0,38 - 0,40 млрд. долл. США, в 2007 г. Ожидается увеличение до 0,42 - 0,46 млрд. долл. США, в 2008 г. - до 0,46 - 0,51 млрд. долл. США.
14. С учетом этих тенденций реализация проекта обновления таблеточного производства является своевременной и позволит увеличить выпуск лекарственных средств в соответствии с растущей рыночной потребностью, повысить конкурентоспособность предложения РУП «Белмедпрепараты» на рынке республики и обеспечить жизнеспособность предприятия в долгосрочном периоде.
РУП «Белмедпрепараты» за время своего существования зарекомендовало себя как производитель лекарственных препаратов высокого качества. Основа конкурентного преимущества предприятия на рынках стран СНГ - способность выявлять и удовлетворять ожидания покупателей по критерию цена-качество». Эти особенности и постоянное присутствие продукции предприятия на экспортных рынках обеспечили ее узнаваемость.
Проектом предусматривается, что мощности, введенные в эксплуатацию, будут, прежде всего, направлены на увеличение выпуска уже освоенных препаратов, однако существенную долю будут занимать новые лекарственные препараты таблеточной и капсульной формы, осваиваемые предприятием в рамках программы импортозамещения.
Основными рынками сбыта продукции, производимой на РУП «Белмедпрепараты», по данным за 2005 - 1 полугодие 2007 г.г. являются Республика Беларусь (39,1%), страны СНГ (58,7%) и дальнего зарубежья (2,7%). Экспорт продукции в региональном разрезе представлен в таблице 3.5.
Таблица 3.5.
Экспорт продукции в региональном разрезе
Экспорт |
Объем экспорта 2005 г., тыс.долл.США |
Темп роста к 2004 г., % |
Объем экспорта 2006 г., тыс.долл.США |
Темп роста к 2005 г., % |
Российская Федерация |
9 926, 40 |
115% |
11 407, 60 |
110% |
Украина |
683,40 |
120% |
800,80 |
109% |
Узбекистан |
872,40 |
117% |
1 320,10 |
109% |
Азербайджан |
244,70 |
171% |
295,20 |
110% |
Армения |
137,70 |
148% |
178,40 |
112% |
Прочие страны СНГ |
11,40 |
18% |
74,50 |
0% |
Дальнее зарубежье |
120,40 |
34% |
- |
0% |
Всего |
11 996,50 |
113% |
14 076,60 |
110% |
Таблица 3.6.
Реализация продукции в 2005 – 2006, прогноз реализации в 2007 г.
Наименование |
2005 год |
2006 год |
2007 год (прогноз) |
РУП «Фармация» |
25 078,5 |
31 000,0 |
33 310,0 |
Коммерческие структуры |
5 670,2 |
6 720,0 |
8 100,0 |
Лечебно-профилактические учреждения |
2 610,6 |
3 380,0 |
3 800,0 |
Всего: |
33 359,3 |
41 100,0 |
45 210,0 |
Темп роста к предыдущему году, % |
123 % |
110 % |
В перспективе
РУП «Белмедпрепараты»
Лицензированный ввоз лекарственных средств, сертификация продукции, сложность и длительность регистрации и перерегистрации продукции в РФ снижают заинтересованность российских фармкомпаний в сотрудничестве с РУП «Белмедпрепараты».
На российском фармацевтическом рынке РУП «Белмедпрепараты» реализует продукцию через официального дилера на данной территории.
В рамках реализации проекта по созданию производственных мощностей в соответствии с правилами GMP специалистами предприятия составлен перечень лекарственных средств, планируемых к освоению на данном производстве. Продукцию нового корпуса планируется поставлять как на внутренний рынок, так и в страны СНГ и Дальнего Зарубежья.
Таким образом, планируемый
к наращиванию объемов
Главной целью стратегии маркетинга РУП «Белмедпрепараты» является увеличение сбыта продукции за счет удовлетворения спроса потребителей и повышения конкурентоспособности продукции и самого предприятия.
Для сохранения лидерства на рынке РУП «Белмедпрепараты» необходимо опираться на стратегию укрепления и защиты, предполагающую создание таких условий, при которых конкурентам было бы сложно увеличивать свою рыночную долю за счет позиций предприятия-лидера. Такая стратегия требует усиления входных барьеров для новых конкурентов на рынок за счет интенсификации рекламных усилий, улучшения качества и поддержания конкурентоспособности продукции. Необходимо расширять и углублять ассортимент с целью оккупации рыночных сегментов, которые могут занять конкуренты.
Возможности РУП «Белмедпрепараты» на фармацевтическом рынке Беларуси далеко не исчерпаны, поэтому целесообразна стратегия интенсивного роста. Особенно актуальны в связи с этим следующие направления:
- Укрепление и расширение сбытовой сети в различных областях (особенно в тех, где нет собственного производства медпрепаратов);
- Усиление или переориентация мер по стимулированию сбыта по отношению к оптовым покупателям;
- Применение защитной стратегии ценообразования;
- Поиск новых сегментов базового рынка, более четкое и активное позиционирование товарных марок;
- Совершенствование упаковки;
- Более глубокая дифференциация ассортимента и его обновление;
- Активная рекламная кампания.
Основным сегментом, на котором РУП «Белмедпрепараты» реализовывает свою продукцию, является внутренний рынок РБ.
Таким образом, распределение по географическим сегментам выглядит следующим образом (рисунок 3.11.):
Рис. 3.11.
Дальнейшее развитие РУП «Белмедпрепараты» неразрывно связано с научно-исследовательской работой. Развитие научно-технической деятельности предприятия характеризуется следующими направлениями:
Освоение выпуска ряда дженерических препаратов позволяет успешно выполнять программу импортозамещения путем насыщения рынка республики лекарственными средствами, способными заменить дорогостоящие зарубежные аналоги. При идентичной терапевтической эффективности стоимость отечественных препаратов значительно ниже стоимости зарубежных аналогов.
Структура производства продукции РУП «Белмедпрепараты»
Рис. 3.12.