Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа
Считается, что отсутствие проработанного бизнес – плана может быть компенсировано знанием "глубины" отечественного бизнеса и интуиции. Исходя из выше изложенного, целью написания данной курсовой работы является определение значения бизнес – планирования в предпринимательстве и особенности его формирования.
Введение
В
рыночной экономике бизнес – план
является рабочим инструментом, используемым
во всех сферах предпринимательства. Бизнес
– план описывает процесс
Планирование
производственной и коммерческой деятельности
жизненно необходимо для всех организационно-правовых
форм предприятий: крупные социальные
и научно-технические
Всякий,
кто всерьез хочет заниматься
предпринимательской
Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт разработки вопросов бизнес – планирования, и ещё весьма далеки от желаемого уровня. Чтобы достичь наибольшего успеха на рынке товаров и услуг, в том числе международном, необходимо грамотно, рационально планировать свою деятельность посредством бизнес – планирования, в первую очередь, учитывая особенности национальной экономики. Казахстанское законодательство в настоящее время не закрепляет обязательность разработки бизнес – планов. Он является новым документом для большинства наших предприятий. Даже в настоящее время широко распространена позиция отрицающая целесообразность разработки развёрнутого бизнес – плана и предполагающая в качестве альтернативы краткое технико – экономическое обоснование. Считается, что отсутствие проработанного бизнес – плана может быть компенсировано знанием "глубины" отечественного бизнеса и интуиции. Исходя из выше изложенного, целью написания данной курсовой работы является определение значения бизнес – планирования в предпринимательстве и особенности его формирования.
I. Бизнес планирование на предприятии
1.1 Функции и
принципы планирования на
В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
1) рабочий инструмент предпринимателя для организаций своей работы;
2)
развёрнутую программу (
3)
документ, характеризующий основные
стороны деятельности и
4)
результат исследования и
Предприятие
может иметь одновременно несколько
бизнес-планов, в которых степень
детализации обоснований может
быть различной. В малом предпринимательстве
бизнес-план и план предприятия могут
совпадать и по объёму и по содержанию.
Любой бизнес-план должен давать убедительные
ответы для самого предпринимателя и его
возможных партнеров, по крайней мере,
на пять основных вопросов.
Схема 1.1 Назначение бизнес-плана и его основные элементы
Бизнес-планирование,
как необходимый элемент
1. Инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.
2.
Прогнозирование - предвидение и
обоснование желаемого
3.
Оптимизация - обеспечение выбора
допустимого и наилучшего
4.
Координация и интеграция - учёт
взаимосвязи и
5.
Безопасность управления - обеспечения
информацией о возможных
6. Упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственность.
7.
Контроль - возможность оперативного
отслеживания выполнения плана,
8.
Воспитание и обучение - благоприятное
воздействие образцов
9.
Документирование - представление действий
в документальной форме, что
может быть доказательством
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде: необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полнота (системность), точность и детализация, экономичность, оптимальность, связь уровней управления, участие, холизм (сочетание координации и интеграции).
Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
уточняются правовые аспекты, нормативы, ограничения, требования муниципальных органов;
приводится анализ исходных материалов: ситуационного плана, показателей технического состояния бизнеса (если приобретается действующий бизнес), социальных условий и демографического состава населения и т. д.;
рассматриваются размеры возможных потерь, связанных с организацией и развитием данного бизнеса, компенсационными выплатами, а также упущенной выгодой (например, при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими структурами);
формируется инвестиционная программа проектного предложения нового бизнеса с анализом возможных вариантов;
определяются формы и условия реализации проектного предложения;
прогнозируются условия производства продукции (услуг) предприятиями, формируемыми на данной территорий, получения ими прибыли, а также финансовых поступлений в бюджет (налоги, сборы, выплаты и др.);
определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности, проектного предложения, а также его социальной и экологической результативности;
разрабатывается стратегия маркетинга;
формируется план финансирования и организации функционирования объекта;
определяют условия, формы, сроки развития бизнеса;
уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования;
подготавливается
резюме, в концентрированном виде
излагаются основные характеристики,
параметры и показатели проектного предложения,
его преимущества, получаемые доходы,
инвестиционные и эксплуатационные затраты,
их структура по источникам финансирования,
размеры и сроки финансовых поступлений
в городской бюджет и внебюджетные фонды.
1.2 Этапы разработки бизнес-плана
Любой
вид предпринимательской
Предпринимательские,
как и другие идеи являются продуктом
мыслительной деятельности человека и
определяются совокупностью внешних
стимулов и внутренних побудительных
сил - желаний, потребностей, интересов,
установок, ценностных ориентации, мотивов,
идеалов и эмоций. Новые деловые
идеи возникают в процессе выявления
недостатков или возможностей улучшения
удовлетворения существующих (явных) и
ещё не осознанных потребностей различных
слоёв населения и сфер деятельности.
Они появляются в результате субъективного
анализа предпринимателем объективного
современного состояния рынка, уровня
развития техники, технологии и организации
производства, сбыта, поведения потребителей
и других элементов общества (схема
1.2.)
Схема 1.2 Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане
Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем - в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определённым действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируется у предпринимателя с учётом ценностей (представление о значимости различных явлений, о целях и средствах их достижения) и ценностных ориентаций (устойчивого отношения к системе материальных и духовны благ и идеалов, которых человек стремится достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях).
Деятельность
предпринимателя по отбору и реализации
бизнес идей технологически проходит
в общем четыре укрупнённых фазы
(таблица 1.1.).
Таблица
1.1. Фазы отбора, оценки и реализации
предпринимательских идей в бизнес-плане
№ п\п | Наименование фазы | Основание содержание |
1. | Поиск новой идеи и факторы ее возникновения. | Мотивы, состояние рынка, достижение науки и техники, не осознанный или не удовлетворённый спрос и т.п. |
2. | Анализ потенциальной и реальной ценности идеи | Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность) в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель) |
3. | Оценка риска | Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь. |
4. | Разработка бизнес-плана проекта | План действий по реализации цели: выбор техники, технологии, обеспечение ресурсами, управление процессом и т.д. |
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени:
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия ведения предприятия), которая состоит из:
1. Этика фирмы
2. Основополагающие принципы
3. Внешний образ фирмы
4. Ценности организации
5. Высшие цели и ограничения: тактические и оперативные цели
6. Авторитет предприятия
7. Культура предприятия
8. Нормы поведения фирмы