Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5

1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 8 файлов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 17.22 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 14.38 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 26.02 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.36 Кб (Открыть, Скачать)

4 глава.docx

— 98.52 Кб (Открыть, Скачать)

3 ГЛАВА.docx

— 111.94 Кб (Открыть, Скачать)

2 глава.docx

— 129.65 Кб (Скачать)

В случае если гражданин  имеет право на различные государственные  пенсии, то назначается и выплачивается одна из них, по выбору гражданина. Существуют льготные категории граждан имеющих право претендовать на получение двух пенсий.

Таким правом обладают:

-граждане, ставшие  инвалидами вследствие военной  травмы, участникам Великой Отечественной  войны, ставшим инвалидами вследствие  общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности;

-вдовы военнослужащих, погибших в Великую Отечественную  войну, не вступившие в новый  брак. Им могут устанавливаться пенсия по старости (или пенсии по инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия по случаю потери кормильца - за погибшего мужа.

Государственное пенсионное обеспечение предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы; либо в целях компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потере кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию

Законодательством   установлены   следующие   виды   пенсий   по государственному пенсионному обеспечению: пенсия по старости, пенсия за выслугу лет; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Право на пенсию в соответствии с российским законодательством  имеют граждане России независимо от места их проживания. Наряду с государственным пенсионным обеспечением и страхованием в России поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения.

Трудовая пенсия по старости устанавливается в зависимости  от трех составляющих: базовой, страховой и накопительной частей. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, а так же нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца.

Базовая часть  устанавливается в твердом размере  и дифференцируется в зависимости  от возраста (80 лет), наличия инвалидности 3 степени, а также наличия и  количества иждивенцев. Финансирование производится за счет средств федерального бюджета.

Размер страховой  части зависит от величины расчетного пенсионного капитала, состоящего из двух частей: расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года с учетом дальнейшей индексации и общей суммы страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо после 1 января 2002 года и учтенных на лицевом счете в системе персонифицированного учета. Финансируется эта часть из бюджета ПФР за счет уплаченных страховых взносов.

Накопительная часть  зависит от суммы страховых взносов, уплаченных страхователем на накопительную  часть трудовой пенсии и дохода от инвестирования этой части. До 2013 года практически накопительной части не будет, так как на лиц, которым до выхода на трудовую пенсию осталось менее 10 лет, не производятся отчисления на накопление. Эти данные фиксируются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Гражданам, не имеющим  по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная на условиях и в порядке, которые  определяются ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

В настоящее время  пенсионная система России испытывает существенные трудности в части рационального использования средств пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Причина трудностей кроется в отсутствии достаточного количества инвестиционных инструментов, способных одновременно удовлетворить требование законодательства по финансированию пенсионных накоплений и требование страховщиков по необходимой минимальной доходности для сохранения покупательной способности.

Вторым важным моментом при установлении пенсии по старости будет наличие необходимого общего трудового стажа, который  соответственно должен составлять не менее 25 лет для мужчин и 20 лет  для женщин. Существуют и иные положения предоставляющие льготы при получении пенсии. Эти льготы, зависят или от вредных условий труда или иных причин.

В то же время  существует определенный перечень профессий, по которым общий трудовой стаж при этом не снижен от общепринятых норм, но работающий в этой отрасли по достижении необходимого стажа имеет право выйти на пенсию до наступления «базового» пенсионного возраста, досрочно.

Так же в пенсионном законе учитывают тот момент, который  связан с возможностью, в период трудовой деятельности, работать на работах  с разными условиями труда. В соответствии с Законом, чем более тяжелой считается работа, на которой трудился гражданин, тем больше у нее вероятности стать базовой к которой будут присоединены другие, менее вредные виды работы.

Критериями эффективности  любой пенсионной системы являются: охват большинства занятого населения; обеспечение уровня и качества жизни пенсионеров, сопоставимых с уровнем и качеством жизни до выхода на пенсию; финансовая устойчивость.

Показателем эффективности  пенсионной системы может служить  коэффициент замещения КЗ, определяемый как отношение средней пенсии к средней заработной плате ЗС, умноженный на коэффициент финансовой устойчивости системы КФ, то есть:

КЗ * КФ = ПС / ЗС *КФ                                                                       (2.1)

Без учета расходов пенсионного фонда среднюю пенсию ПС можно рассчитать как:

ПС = (ЗС * В * ЧП) *1/П                                                                           (2.2)

где: В — ставка взноса в пенсионный фонд,

ЧП — число  плательщиков пенсионных взносов,

П— число пенсионеров.

Тогда коэффициент  замещения будет равен:

КЗ = (В*ЧП) * 1/П                                                                                      (3.3)

Коэффициент финансовой устойчивости КФ определим как отношение  имеющихся средств в Пенсионном фонде к необходимым.

Произведение ВхЧП - средства пенсионного фонда, без учета его расходов, направляемые на выплату пенсий, поэтому повысить эффективность пенсионной системы, то есть повысить КЗ можно либо повышая ВхЧП, либо уменьшая П, либо одновременно повышая ВхЧП, и понижая П.

Однако в реальности происходит постепенное сокращение числа лиц трудоспособного возраста, уплачивающих пенсионные взносы. Причин лому много: постоянный рост занятых  в теневой экономике, увеличение численности безработных и добровольно незанятых в производстве и т.д.

В большинстве  развитых стран коэффициент замещения  составляет 50-70%, и, как следствие  этого, уровень жизни пенсионеров  и поэтому и продолжительность жизни являются достаточно высокими. В соответствии с принятой конвенцией МОТ, коэффициент замещения не должен опускаться ниже 40%.

В РФ после четырех  лет преобразований абсолютный размер пенсий у значительной части пенсионеров (до 40% и более от их общей численности) остается ниже прожиточного минимума. Коэффициент замещения, который еще в 2001 г. составлял более 35%, понижается. Коэффициент замещения в РФ составлял в 2002 г. 32%, в 2003 г. 30%, в 2004 г. 28%, в 2007 г. стал равен 29% (что почти в два раза ниже, чем в развитых странах и было в СССР). Актуарные прогнозные расчеты, проведенные по модели пенсионной системы России, разработанной по заказу Министерства экономического развития и торговли РФ, показывают, что коэффициент замещения в будущем будет понижаться. К концу 2020 г. коэффициент замещения может понизиться до 26% и даже до 24%. Определяющее значение для формирования доходов Пенсионного фонда РФ имеет заработная плата, поскольку она является базой исчисления единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд.

Коэффициент финансовой устойчивости пенсионной системы также  является низким, поскольку ситуация и перспективы пенсионного обеспечения крайне сложные. После снижения с 1 января 2007 г. размера единого социального налога (ЕСН), направляемого на пенсионное обеспечение, с 28% до 20% от размера заработной платы, серьезные трудности испытывает бюджет Пенсионного фонда России (ПФР). По прогнозам Департамента бюджета Пенсионного фонда дефицит бюджета Пенсионного фонда возрастет с 250 млрд. руб. в 2010 г. до 540 млрд. руб. в 2020 г., т. е. более, чем в два раза.

В процессе реформирования социальных выплат отдельным категориям граждан в 2007 г. было принято решение заменить льготы, предоставляемые натуральном выражении на ежемесячные денежные выплаты. При этом, пожеланию гражданина, льготы по обеспечению лекарственными средствами, санаторному лечению и проезду на пригородном транспорте были сохранены в виде набора социальных услуг, стоимость которых вычитается из суммы ежемесячного пособия. Реализация такого решения уже привела к дефициту средств на покрытие расходов по обеспечению лекарственными средствами и льготного проезда.

Одним из критериев  эффективности пенсионной системы  является ее финансовая устойчивость. Наша же пенсионная система не то, что  не устойчивая, она разваливается, судя по динамике коэффициента замещения и коэффициента финансовой устойчивости.

С финансовой устойчивостью  пенсионной системы тесно связан вопрос об ожидаемой продолжительности  жизни на пенсии, зависящей от законодательно установленного возраста выхода на пенсию, ожидаемой продолжительности жизни при рождении и уровня смертности населения трудоспособного возраста. Для расчетов необходимо также знать коэффициент нагрузки пожилыми, то есть отношение количества пожилых лиц к численности населения в трудоспособном возрасте.

По прогнозным оценкам численность всех пенсионеров  увеличится с 38,19 млн. чел. в 2007 г. до 39,97 млн. чел. в 2012 г., а получателей трудовых пенсий по старости — с 29,09 до 30,86 млн. чел. за этот же период. Доля досрочных пенсионеров в общей численности пенсионеров по старости несколько сократится (при условии, что их удельный вес в населении соответствующих возрастов останется неизменным). Численность плательщиков НСН и пенсионных взносов будет оставаться относительно стабильной в 2007-2009 гг., после чего начнёт сокращаться. В результате численность плательщиков ЕС составит 51,52 млн. чел. в 2012 г.

1 глава.docx

— 199.21 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск