Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа
Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ
5
1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проблемы пенсионного обеспечения граждан в разных государствах в значительной степени отличаются друг от друга. Это объясняется разницей в экономике, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными и социально-политическими особенностями каждой страны. На Западе, например, пенсионный возраст волнует граждан едва ли не с младенческого возраста. С момента поступления на работу каждый лично отслеживает порядок учета своего трудового стажа, влияющего на размер пенсии. Степень гарантированности получения пенсии в старости даже в богатых высокоразвитых странах является едва ли не решающим фактором при выборе карьеры и места работы.
Одним из основных факторов, определяющих развитие национальных пенсионных систем, является выбор моделей и механизмов их финансирования.
Государственная
система социального
За время существования современной структуры трудовой пенсии ее базовая часть увеличилась многократно, тогда как страховая часть выросла в среднем лишь на треть. Такой отход от страховых принципов формирования государственной пенсии не может не беспокоить российские деловые круги, поскольку базовая часть пенсии финансируется государственным бюджетом в основном за счет налогов с их бизнеса. Для сравнения количества плательщиков страховых взносов за 2007-2009 г.г., зарегистрированных в ГУ-УПФ по г. Пятигорску, произведены расчеты, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Сведения о количестве плательщиков страховых взносов, зарегистрированных в ГУ-УПФ по г. Пятигорск в 2007-2009 г.г.8
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||
|
Состоит на учете на 31.12.07 |
Структура, % |
Состоит на учете на 31.12.08 |
Структура, % |
Состоит на учете на 31.12.09 |
Структура, % |
Плательщиков всего: |
14434 |
100% |
13197 |
100% |
15900 |
100% |
Из числа плательщиков: | ||||||
предприятия и организации |
6814 |
47.2% |
6004 |
45.5% |
6800 |
42.8 |
индивидуальные предприниматели |
7620 |
52.8% |
7193 |
54.5% |
9100 |
57.2% |
ВСЕГО |
100,0 |
100.0 |
100,0 |
В 2007г. количество плательщиков страховых взносов, зарегистрированных в ГУ-УПФ по г. Пятигорску из числа предприятий и организаций составляло 6814, а индивидуальных предпринимателей состояло на учёте 7620. В 2008г. количество плательщиков страховых взносов, из числа предприятий и организаций составляло 6004, а индивидуальных предпринимателей состояло на учёте 7193. В 2009г. количество плательщиков страховых взносов, из числа предприятий и организаций составляло 6800, а индивидуальных предпринимателей состояло на учёте 9100. Из общего количества плательщиков большую долю занимают индивидуальные предприниматели: в 2007 году 52,8% , в 2008 году 54,5%,в 2009 году 57,2%, при том, что количество их в 2008 г. уменьшилось на 427 человек (5,7%) по сравнению с 2007 годом и увеличилось в 2009 году на 1907 человек (26,5%) по сравнению с 2008 годом. Предприятий, организаций плательщиков, стоящих на учете в 2008 году меньше чем в 2007 - на 810 единиц или на 12%,а в 2009 - на 796 человек больше или на 13,2%,чем в 2008 году. Данные таблицы показывают, что в 2008 году наблюдалось снижение всех анализируемых показателей.
Рис. Динамика плательщиков пенсионных отчислений в 2007-2009гг
Бюджет Пенсионного фонда России является полностью автономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ Бюджет Пенсионного фонда России должен быть сбалансирован по доходам и расходам за счет регулирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных категорий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета Пенсионного фонда России.
Таблица 2.2.
Поступление доходов по страховым взносам в ГУ УПФР по г. Пятигорску за 2008-2009 гг.9
Вид дохода |
2008 год |
2009 год | ||||
Контрольные показатели, млн. руб. |
Фактические поступления, млн. руб. |
% выполнения |
Контрольные показатели, млн. руб. |
Фактические поступления, млн. руб. |
% выполнения | |
1. Страховые взносы работодателей |
710 |
762,2 |
107,3 |
972 |
1003,2 |
103,2 |
2. Страховые взносы предпринимателей |
10,4 |
11 |
105,8 |
11,5 |
12 |
104,3 |
3. Недоимка |
3,2 |
0,2 |
||||
4.Единый социальный налог |
3 |
3,7 |
Доходная часть бюджета
ПФР формируется исходя из тарифа
страховых взносов для
Поступление доходов по страховым взносам в ГУ УПФР по г. Пятигорску состоят из страховых взносов работодателей, страховых взносов предпринимателей, недоимок и ЕСН. В 2008 году страховые взносы работодателей составили 762.2 млн. р., что превысило контрольные показатели на 7.3%, а в 2009 году 1003.2 млн.р., что превысило контрольные показатели на 3.2%. В 2008 году страховые взносы предпринимателей составили II млн. р., что превысило контрольные показатели на 5.8%, а в 2009 году 12 млн.р., что превысило контрольные показатели на 4.3%. В 2008 году недоимка составила 3.2 млн. р., а в 2009 году - 0.2 млн.р. В 2008 году единый социальный налог составил 3 млн.р., а в 2009 году - 3.7 млн.р.
Поступления по видам страховых взносов анализированы за два года, контрольные показатели по взносам работодателей были увеличены на 36,9%, фактические поступления увеличились на 31,6%, по страховым взносам предпринимателей и по контрольным показателям и по данным фактического поступления имеет место увеличение на 10,6% и на 9% соответственно. В 2009 году суммы по недоимкам уменьшились на 3,0 млн.руб. или на 94 % ,что положительно характеризует работу ГУ УПФР по г. Пятигорску. Увеличение поступлений по ЕСН обусловлено увеличением количества его плательщиков.
Выплаты государственных
пенсий и пособий занимают наибольший
удельный вес в общем объеме расходов
Пенсионного фонда. Наряду с ними
осуществляются целевые выплаты
государственных пенсий и пособий
на возвратной основе из федерального
бюджета. Это расходы на собственно
выплату пенсий, а также расходы
по их доставке и пересылке. Часть
средств Пенсионного фонда
В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.