Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа
Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ
5
1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:
• на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
• на дополнительное
повышение базовой части
2.2. Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
Среди фондов социального назначения одним из самых важных и значимых по своим количественным параметрам является Пенсионный фонд. Он образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.
По состоянию на I июля 2001 года ПФР заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий 60 субъектам Российской Федерации. Было образовано 930 учреждений со статусом юридического лица, в том числе 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 центра по выплате пенсий, в которых обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров.
С принятием ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что обязательное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
ПФР и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
ПФР является самостоятельным
финансово-кредитным
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает:
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на:
В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фона идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.
Бюджет ПФР и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФР утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов – по направлениям.
Как видно из данных, представленных в таблице , можно отметить устойчивую динамику роста числа пенсионеров в городе Пятигорске.
Так, в 2008 году количество пенсионеров увеличилось на 442 человека, что составило менее 1% роста. В 2009 году количество пенсионеров увеличилось на 515 человек или 1,1%.
При этом отметим следующую тенденцию: в целом рост пенсионеров, получающих трудовую пенсию незначителен – всего 64 человека в 2008 году или 0,14%. Это объясняется тем, что в 2008 году 404 человека перестали получать пенсию по случаю потери кормильца Снижение составило в относительном выражении 16,94%. Такая же тенденция наблюдается и в 2009 году: сокращение числа получающих пенсию по случаю потери кормильца составило 211 человек или10,65%.
Также в 2008 году на 26 человек
стало меньше тех, кто получал
пенсии по инвалидности. Снижение составило
0,56%. Все вышеизложенное привело
к тому, что несмотря на то, что
количество пенсионеров, получающих пенсии
по старости увеличилось в 2008 году на
494 человека или 1,32%, общее количество
получающих трудовые пенсии выросло лишь
на 64 человека.
Таблица
Наименование показателя |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2008 год в сравнении с 2007 годом (+,-) |
2009 год в сравнении с 2008 годом (+.-) |
2008 год в сравнении с 2007 годом (%) |
2009 год в сравнении с 2008 годом (%) |
Всего пенсионеров |
46464 |
46886 |
47401 |
422 |
515 |
100,91 |
101,10 |
в том числе | |||||||
1.Получающие трудовые пенсии |
44460 |
44524 |
44942 |
64 |
418 |
100,14 |
100,94 |
в том числе | |||||||
по старости |
37443 |
37937 |
38500 |
494 |
563 |
101,32 |
101,48 |
инвалидности |
4632 |
4606 |
4672 |
-26 |
66 |
99,44 |
101,43 |
по случаю потери кормильца |
2385 |
1981 |
1770 |
-404 |
-211 |
83,06 |
89,35 |
2.Пенсии по государственному пенсионному обеспечению |
2004 |
2362 |
2459 |
358 |
97 |
117,86 |
104,11 |
Динамика численности пенсионеров в 2007-2009 годах11
Если в 2008 году мы могли наблюдать снижение количества пенсионеров, получающих пенсии по инвалидности, то в 2009 году в Пятигорске 66 человек дополнительно стали получать данный вид социального пособия. Исходя из вышеприведенных данных, отметим, что в 2009 году ещё 418 человек дополнительно стали получать пенсии по старости. Рост составил 0,94%.
В 2008 году значительно увеличилось число пенсионеров, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению: рост составил 358 человек или 17,86%.
В 2009 году всего 97 человек стали дополнительно к прежнему контингенту получать пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Рост составил 4,11%.
Рис. Динамика численности пенсионеров в 2007-2009 годах
Пенсионное обеспечение, является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве.
Законодательным основанием к пенсионному обеспечению на территории Российской Федерации является федеральный закон «О Государственных пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с этим законом все пенсии, назначаемые на территории Российской Федерации, подразделяются на трудовые и социальные.
В соответствии со статьей 113 Закона, социальная пенсия устанавливается: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям в возрасте до 18 лег, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Иначе говоря, пенсии данного вида назначают лицам, не имеющим право на получение трудовой пенсии. Основанием для получения трудовой пенсии является наличие трудового стажа или занятие иной, общественно полезной деятельностью, которая будет зачтена в общий трудовой стаж.