Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка методологических и методических основ формирования механизма совершенствования системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях.
Объектом исследования выступает находящаяся в состоянии реформенных преобразований система пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам развития сферы пенсионного обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5

1.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
8
1.1.
Социальная сфера города
8
1.2.
Пенсии в системе общественного воспроизводства.
Экономические основы
17
2.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
22
2.1.
Социальные аспекты государственного пенсионного обеспечения и страхования
22
2.2.
Финансирование социальных обязательств государства через систему Пенсионного Фонда РФ: вопросы теории
42
2.3.
Роль ГУ УПФР по г. Пятигорску в повышении уровня жизни пенсионеров
54
3.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
61
3.1.
Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты
61
3.2
Направления оптимизации финансового механизма Пенсионного фонда РФ в целях совершенствования системы управления пенсионным обеспечением в современных условиях
73
4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОРОДА ПЯТИГОРСК
86


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
103

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 8 файлов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.docx

— 17.22 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 14.38 Кб (Открыть, Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 26.02 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 17.36 Кб (Открыть, Скачать)

4 глава.docx

— 98.52 Кб (Открыть, Скачать)

3 ГЛАВА.docx

— 111.94 Кб (Скачать)

    3. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В МЕХАНИЗМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ   СФЕРЫ:   АНАЛИЗ   ТЕКУЩЕГО   СОСТОЯНИЯ  

    И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 

    3.1. Социальная ориентация пенсионной реформы и ее предварительные результаты 

    Пенсионная  система отражает все компоненты жизни всего государства: достигнутый  уровень заработной платы, применяемую  систему налогов, демографическую ситуацию в стране, состояние рынка труда, культурные и национальные традиции, развитость структур гражданского общества и институтов власти.

    Пенсионный  фонд является одним из основных частей системы социального страхования и стержнем пенсионной системы Российской Федерации. Неудачно разработанная пенсионная система может привести к искажению цикла накопления сбережений в течении жизни и отразится на решениях, связанных с работой, что повлечет за собой серьезные убытки, а также снижение объемов и темпов производства. Что ещё важнее — способы финансирования государственной пенсионной системы могут повлиять на совокупные сбережения и развитие рынка капитала, а и то, и другое скажется на экономическом росте. Слабая связь между взносами и пенсионными пособиями приводит к тому, что более молодые работники будут воспринимать взносы как налог на труд, что приведет к уклонению от их уплаты.

    Новым законодательством об обязательном пенсионном страховании, вступившим в  действие с I января 2002 г., в обязательную пенсионную систему введен накопительный компонент. Это нашло отражение, прежде всего, в том, что в структуре трудовой пенсии по старости предусмотрена накопительная часть.

    Имея  перспективу создания накопительных  пенсионных программ — обязательных или даже добровольных, - необходимо поставить ряд вопросов о финансовых учреждениях и гарантиях сохранности пенсионных сбережений в стране. Должна быть оценена инвестиционная привлекательность отечественной промышленности, ее восприимчивость к внешним инвестициям, необходимо распределить ответственность за пенсионные обязательства в условиях децентрализации в переходный период в экономике1.

    В последнее время ситуация, которая складывается в пенсионной системе, вновь неблагоприятна. Прежде всего, это связано с невысоким уровнем самой пенсии, хотя последнее увеличение пенсии в 2010 году было весьма значительно. Ситуация с уровнем пенсии, является следствием воздействия целого ряда факторов, которые характеризуют социально-экономическое положение в Российской Федерации в целом,

    Если  говорить о факторах, существующих достаточно продолжительный отрезок  времени и влияющих на уровень  пенсионного обеспечения в настоящее время в России, то следует выделить следующее.

    Во-первых, крайне низкий уровень заработной платы  и ее доли в ВВП как базы для  отчисления пенсионных взносов. Чтобы  обеспечить достаточные пенсии, надо в первую очередь решать вопрос о размерах заработной платы.

    Фактическая замена страховых взносов налогообложением фонда оплаты труда работников не решила проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда, а снижение ЕСН не решило задачу вывода заработной платы «из тени». Ожидания, связанные с повышением средней заработной платы, не оправдали себя. Из комплекса мероприятий, связанных со снижением налогового бремени на предприятия и повышением уровня жизни граждан, «выпало» установление соответствующего минимального месячного размера оплаты труда. Не были созданы механизмы повышения заинтересованности работодателя и самого работника в формировании пенсионного капитала.

    Во-вторых, старение населения, приводящее к росту  количества пенсионеров относительно численности трудоспособного населения. 38,5 млн. пенсионеров, проживающих в Российской Федерации, можно соотнести с цифрой, обычно принимаемой при расчетах, - это 52,5 млн. человек, работающих по найму и регулярно выплачивающих страховые взносы, то есть те, кто составляет базу сбора страховых взносов в пенсионную систему Российской Федерации.

    В-третьих, это относительно низкий возраст  выхода на пенсию, который увеличивает  нагрузку на трудоспособное население. Это распространение различного рода льготных государственных пенсий.

    Приведенные выше факторы можно отнести к  категории «старых» факторов, но в те годы появился и ряд других обстоятельств, которые также неблагоприятно сказывались на ситуацию в пенсионной системе.

    Прежде  всего, это задержки с выплатой заработной платы, этот фактор значительно уменьшает доходы Пенсионного Фонда. Это широкое распространение неформальной занятости в Российской Федерации, которая значительно сокращает финансовую базу, тем не менее, сохраняя за этой частью населения право на пенсию. Это использование средств Пенсионного фонда на цели, которые на прямую не связаны со страховыми периодами. Вероятно, еще не совершенствование механизма сбора страховых взносов в какой-то части и наличие в этой связи различного вида льгот на уплату страховых взносов для организаций, которые не начисляют взносы в Пенсионный Фонд.

    Перечисленные выше факторы — это проблемы крайне серьезные, каждая из них требует разработки и проведения специальных мер, для того чтобы сократить их негативное влияние на функционирование пенсионной системы.

    Следует отметить, что Пенсионный фонд России осуществляет единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России, являясь одним из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Во всех краях, областях созданы Отделения ПФР, которые реализуют государственную политику в области пенсионного обеспечения.

    Региональные  Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными  организациями, со средствами массовой информации, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, "горячие линии", общественные пункты сбора вопросов населения.

    Одним из приоритетных направлений в деятельности Пенсионного фонда РФ является социальная поддержка пожилых. Пенсионный фонд взял на себя часть расходов на медицинские услуги, которые тяжким бременем лежат на стариках. Подводя итог о ходе пенсионной реформы можно отметить, что наше пенсионное обеспечение зависит в первую очередь от нас самих.

    Суть  реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между  работником и работодателем: в повышении  ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

    Для работающих пенсионеров предусмотрено  улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они смогут получать пенсию в полном объеме.  Для людей  предпенсионного  возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.21

    Основные  различия между старой пенсионной системой и новой:

  • В новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода;
  • новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
  • новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
  • новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы но трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;

    > в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

    В результате проведенной пенсионной реформы произошло и структурное изменение пенсионной системы в целом (см. рис. 3.1)

    Согласно  новой пенсионной модели взносы в  Пенсионный фонд РФ, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей). 8-12% от оплаты груда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в Пенсионный фонд РФ (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности) и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии» Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и. соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

    В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали  мужчины 1952 года рождения и старше и  женщины 1956 года рождения и старте, - то есть те, кто должен был выйти па пенсию в течение десяти после начала реформы. А граждане, родившееся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, как предполагается, будут участвовать в ней в ограниченном объеме - их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2005 года этот платеж будет возвращен в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

    Рис. 3.1. Структура пенсионной системы России 

    Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним Пенсионерам.

    Система начисления пенсий, основанная на накопительной  составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным - пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

    Пенсионная   реформа   положительно   скажется   и   на   состоянии экономики в целом,   и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.

    Как сказано в законе «Об обязательном пенсионном страховании» страхователем может выступать не только государственный пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе могут принимать участие негосударственные пенсионные фонды - туда можно будет переводить накопления из Пенсионного фонда России,

    Уже начиная с 1 января 2002 года, реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов, и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, будет получать официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

2 глава.docx

— 129.65 Кб (Открыть, Скачать)

1 глава.docx

— 199.21 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальным пенсионным обеспечением в современных условиях города Пятигорск