Шпаргалка по "Государственный долг и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:40, шпаргалка

Описание работы

1.Основные направления развития теории государственного долга.
2.Роль государственного долга в стимулировании экономического роста в теории Дж. Кейнса.
3. Сущность госкредита, его значение и роль в финансировании бюджетного дефицита.
4. Характеристика госкредита как финансово-кредитной категории.
5. Функции государственного кредита.
6. Государственный долг как финансовая категория, его основные формы.
7. Социально-экономическое значение государственного долга.
8. Государственный долг и инвестиционные процессы.
9. Классификация и виды госдолга, капитальный, текущий, внешний и внутренний государственный долг.
10. Государственный долг как фактор экономической безопасности страны.
11.Характеристика основных форм государственного кредита.
12. Классификация и виды государственных займов.
13.Общие требования к условиям выпуска и обращения государственных займов.
14. Общая характеристика функционирующих государственных займов.
15.Универсальные федеральные займы, их перечень и характеристика.
16.Специальные федеральные займы распространяемые среди предприятий и организаций.
17. Специальные федеральные займы распространяемые среди населения
18.Факторы, обеспечивающие привлекательность государственных ценных бумаг.
19. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО):
условия выпуска, доходность, участники рынка, погашения.
20. Проблемы общероссийского рынка ГКО.
21. Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК): условия выпуска и обращения, определение доходности,
22. Золотые сертификаты, условия их выпуска, порядок реализации и выплаты дохода.
23. Основные итоги функционирования золотых сертификатов.
24. Государственный сберегательный заем (ОГСЗ), его задачи.
25.Внутренний государственный валютный облигационный заем, его
назначение.
26. Назначение государственных казначейских обязательств и векселей.
Причины свертывания их выпуска.
27. Гарантированные займы, их социально-экономические последствия.
28. Назначение и перспективы использования казначейских ссуд.
29. Развитие системы бюджетного кредитования в свете бюджетного кодекса.
30. Состояние и проблемы развития займов субъектов федерации и муниципальных займов.
31. Ограничители местных заимствований в свете бюджетного кодекса.
32. Перспективы развития внутреннего государственного долга.
33. Проблемы использования казначейской эмиссии для покрытия бюджетного дефицита, ее социально-экономические последствия.
34. Характеристика международных долговых отношений РФ со странами с развитой рыночной экономикой.
35.Понятие внешних государственных заимствований, их формы.
36.Кредиты правительств иностранных государств: несвязанные, целевые, связанные, нефинансовые.
37.Международные ценные бумаги(Еврооблигации).
38.Понятие и предельные объемы государственных кредитов.
39.Зарубежные финансовые активы РФ.
40.Долговые активы со странами СНГ, проблемы их урегулирования.
41. Проблема повышения эффективности долговых отношений РФ с развивающимися странами.
42. Проблемы взаимоотношений России с международными финансовыми организациями.
43.РФ как учредитель, член и заемщик МВФ.
44. Группа международного банка, ее роль и значение в кредитовании РФ.
45.Назначение Международной ассоциации развития.
46.Международная финансовая корпорация, ее деятельность.
47.Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.
48.ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), его назначение и роль в содействии перехода к рынку постсоциалистических государств.
49.Управление госдолгом, его цели и эффективность.
50.Основные способы управления госдолгом.

Работа содержит 1 файл

Государственный долг шпоргалки.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

-          формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере системы управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований;

-          совершенствование механизмов взаимодействия  системы управления долгом с  системой кассового управления средствами бюджета;

-          создание системы и механизмов  взаимодействия, включая межведомственные  и внутриведомственные процедуры  управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и  политикой в области управления  золотовалютными резервами;

-          создание системы учета в секторе  государственного управления, основанной  на принципе начисления.

-          внедрение интегрированной системы  по аналитическому учету федеральных,  муниципальных долговых обязательств  и заимствований негосударственного сектора экономики.

 Таким  образом, система управления государственным  долгом и активами в перспективе  должна представлять собой единую  систему в методологическом, учетном  и организационном плане. 

53. Проблемы погашения  внутреннего и внешнего долга. 

Несмотря на  положительные результаты проведенных  мер по совершенствованию системы  управления государственным долгом, существующая система управления государственным  долгом имеет ряд недостатков.

Одними  из наиболее существенных недостатков формирующейся в России системы управления государственным долгом является то, что упомянутая система:

  • недостаточно обеспечивает осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований;
  • не полностью обеспечивает предупреждение возможных финансовых и долговых кризисов, а также принятие оперативных мер по их преодолению;
  • носит фрагментарный и в ряде случаев противоречивый характер.
  • В настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы управления государственным долгом, содержит ряд существенных противоречий. С одной стороны, в Бюджетном кодексе Российской Федерации и федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» вопросы управления государственным долгом отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации. С другой стороны, законодательное утверждение программ внешних и внутренних заимствований с чрезмерной детализацией источников привлечения кредитов и направлений их использования   препятствует выполнению Правительством РФ функций по управлению
  • государственными заимствованиями,   с точки зрения стоимости и сроков заимствований, с целью сокращения расходов на обслуживание долга.
  • Законодательно не определено само понятие «управление долгом» и, соответственно, пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой его функции.
  • В настоящее время бюджетное законодательство регулирует в основном  вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга. Однако эффективная система управления государственным долгом должна включать в себя более значительный набор инструментов (рыночные операции по выкупу и досрочному погашению долга, операции по конверсии (обмену) долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы и пр.). В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по проведению вышеуказанных операций.
  • В настоящее время учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует. Учет государственных долговых обязательств ведется различными банками-агентами (Банк России — внутренний долг, Внешэкономбанк СССР — внешний долг в части облигационных займов и долга официальных кредиторов и других категорий долга), а также различными департаментами Министерства финансов Российской Федерации.
  • Действующее законодательство не закрепляет функции учета, оперативного управления долгом и осуществления заимствований за одним уполномоченным органом Правительства, что предполагает возможность осуществления заимствований другими органами исполнительной государственной власти от имени Правительства. В прошлом указанная практика привела к значительному росту долга бывшего СССР и Российской Федерации за счет предоставления федеральными органами государственной власти гарантий и осуществления заимствований от имени Правительства, а также возможность осуществления заимствований государственными унитарными предприятиями,  входящими в государственный сектор экономики.
  • Упомянутые выше проблемы и недостатки действующей системы управления государственным долгом обусловливают необходимость реформирования системы управления государственным долгом с целью создания единой, эффективной и интегрированной системы, а также пересмотра принципов ее функционирования с учетом мирового опыта и особенностей текущего положения страны.
 
 

54. Реструктуризация  внешней и внутренней  задолженности после  17 августа 1998 года.

        В июле 1998 г. было принято решение  о прекращении новых выпусков  ГКО. В августе 1998 г. Правительство  РФ впервые не смогло рассчитаться  по своим долговым обязательствам  и в соответствии с Заявлением  Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 г. погашение ранее выпущенных ГКО – ОФЗ было прекращено. 25 августа 1998 г. Правительство РФ предложило схему реструктуризации и погашения «замороженных» ГКО – ОФЗ. Работа по реструктуризации была плавно заменена новацией по государственным ценным бумагам, осуществляемой согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря № 1787-р. В ходе новации были размещены два выпуска ГКО со сроками погашения в марте и июне 1999 г. В установленные сроки эти выпуски ГКО были погашены. 
 
 
 
 
 
 
 

55. Роль государственного кредита в финансировании бюджетного дефицита в современных условиях.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

 Через  фискальную функцию государственного  кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объяс­няется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений. Дефицит государственного бюджета, превышение государственными расходами государственных доходов, – весьма распространенное явление в современной экономике. В Бюджетном кодексе РФ (далее – БК РФ) закреплен целый ряд положений, регулирующих дефицит бюджета:

– в  случае принятия бюджета на очередной  финансовый год с дефицитом в  законе (решении) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета;

– текущие  расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ и местного бюджета;

– размер дефицита федерального бюджета не может  превышать суммарный объем бюджетных  инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации;

– размер дефицита бюджета субъекта РФ не мoжет превышать 15% объема доходов его (субъекта) бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета (в первоначальной редакции предел составлял 5%);

– размер дефицита местного бюджета не может  превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в первоначальной редакции предел составлял 3%);

– в  случае утверждения законом субъекта РФ, нормативным актом представительного  органа местного самоуправления о бюджете  на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ, местного бюджета может превышать установленные ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества (ст. 92 БК РФ). Существует два основных способа покрытия дефицита бюджета:

1) Эмиссионный,  который получил название инфляционного.  Его суть заключается в том,  что дефицит бюджета покрывается  за счет выпуска в обращение  необеспеченных денег, что порождает  инфляцию. Однако этот способ подвергался жесткой критике еще в начале XIX века. Например, профессор Бехр (Behr) считал, что «к бумажным деньгам можно прибегать только в самой крайней нужде, когда испытаны все ближайшие средства, как продажа государственных имуществ, займы внешние, принудительные займы и т.п.» [6].

Как показывает практика развивающихся стран (Бразилия и др.), инфляция до 30 % в год может  способствовать экономическому росту, стимулирует активность покупателей  на внутреннем рынке. Однако возможности  и пределы такого стимулирования ограничены структурой экономики и участием страны в международном разделении труда. Если страна специализируется на выпуске продукции с длительным циклом разработки и производства (авиастроение, тяжелое машиностроение и др.), то создание такой продукции может быть экономически эффективным при более низкой инфляции.

2) Безэмиссионный, или безинфляционный. Данный способ  предусматривает покрытие бюджетного  дефицита за счет государственного  кредита. Именно этот способ  чаще всего используется для  получения дополнительных доходов бюджета. Известный российский ученый, автор фундаментального труда по финансовому праву Лебедев В.А. считал, что государственный кредит следует включать в состав регулярных государственных доходов [7], обосновывая этот тезис тем, что с течением времени растут потребности государства. Обращаться прямо к народу для покрытия чрезвычайных расходов не всегда возможно по той причине, что новые налоги могут вконец истощить благосостояние народа. В таком случае государство прибегает к кредиту, чтобы удовлетворить чрезвычайные расходы. Таким образом, нормальное состояние государства должно быть таково, чтобы потребности обыкновенные покрывались обыкновенными доходами (налоги, сборы, пошлины), потребности же, выходящие за рамки обыкновенных, должны быть удовлетворены посредством государственных займов (государственного кредита). Так как обращение к кредиту в современных государствах представляет явление повсеместное и постоянное, то оно может быть признано явлением нормальным в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства. Государственный кредит, как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции, но имеет и отрицательное следствие, состоящее в том, что привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта [13]. Использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам), причем с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста. 
 

56. Перспективы функционирования  рынка государственных  ценных бумаг 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Основные  направления развития теории  государственного долга.

2.Роль  государственного долга в стимулировании  экономического роста в теории  Дж. Кейнса.

3. Сущность  госкредита, его значение и роль  в финансировании бюджетного  дефицита.

4. Характеристика  госкредита как финансово-кредитной  категории.

5. Функции  государственного кредита.

6. Государственный  долг как финансовая категория,  его основные формы.

7. Социально-экономическое  значение государственного долга.

8. Государственный  долг и инвестиционные процессы.

9. Классификация  и виды госдолга, капитальный,  текущий, внешний и внутренний  государственный долг.

10. Государственный  долг как фактор экономической безопасности страны.

11.Характеристика  основных форм государственного  кредита.

12. Классификация  и виды государственных займов.

13.Общие  требования к условиям выпуска  и обращения государственных  займов.

14. Общая  характеристика функционирующих  государственных займов.

15.Универсальные  федеральные займы, их перечень  и характеристика.

16.Специальные  федеральные займы распространяемые  среди предприятий и организаций.

17. Специальные  федеральные займы распространяемые  среди населения

18.Факторы,  обеспечивающие привлекательность государственных ценных бумаг.

19. Государственные  краткосрочные бескупонные облигации  (ГКО):

условия выпуска, доходность, участники рынка, погашения.

20. Проблемы  общероссийского рынка ГКО.

21. Облигации  федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК): условия выпуска и обращения, определение доходности,

22. Золотые  сертификаты, условия их выпуска,  порядок реализации и выплаты  дохода.

23. Основные  итоги функционирования золотых  сертификатов.

24. Государственный  сберегательный заем (ОГСЗ), его задачи.

25.Внутренний  государственный валютный облигационный  заем, его

назначение.

26. Назначение  государственных казначейских обязательств  и векселей.

Причины свертывания их выпуска.

27. Гарантированные  займы, их социально-экономические последствия.

28. Назначение  и перспективы использования  казначейских ссуд.

29. Развитие  системы бюджетного кредитования  в свете бюджетного кодекса.

30. Состояние  и проблемы развития займов  субъектов федерации и муниципальных  займов.

31. Ограничители  местных заимствований в свете бюджетного кодекса.

32. Перспективы  развития внутреннего государственного  долга.

33. Проблемы  использования казначейской эмиссии  для покрытия бюджетного дефицита, ее социально-экономические последствия.

34. Характеристика  международных долговых отношений РФ со странами с развитой рыночной экономикой.

35.Понятие  внешних государственных заимствований,  их формы.

36.Кредиты  правительств иностранных государств: несвязанные, целевые, связанные,  нефинансовые.

37.Международные  ценные бумаги(Еврооблигации).

38.Понятие  и предельные объемы государственных  кредитов.

39.Зарубежные  финансовые активы РФ.

40.Долговые  активы со странами СНГ, проблемы  их урегулирования.

41. Проблема повышения  эффективности долговых отношений  РФ с развивающимися странами.

42. Проблемы взаимоотношений  России с международными финансовыми  организациями.

43.РФ  как учредитель, член и заемщик  МВФ.

44. Группа  международного банка, ее роль  и значение в кредитовании  РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственный долг и кредит"