Шпаргалка по "Государственный долг и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:40, шпаргалка

Описание работы

1.Основные направления развития теории государственного долга.
2.Роль государственного долга в стимулировании экономического роста в теории Дж. Кейнса.
3. Сущность госкредита, его значение и роль в финансировании бюджетного дефицита.
4. Характеристика госкредита как финансово-кредитной категории.
5. Функции государственного кредита.
6. Государственный долг как финансовая категория, его основные формы.
7. Социально-экономическое значение государственного долга.
8. Государственный долг и инвестиционные процессы.
9. Классификация и виды госдолга, капитальный, текущий, внешний и внутренний государственный долг.
10. Государственный долг как фактор экономической безопасности страны.
11.Характеристика основных форм государственного кредита.
12. Классификация и виды государственных займов.
13.Общие требования к условиям выпуска и обращения государственных займов.
14. Общая характеристика функционирующих государственных займов.
15.Универсальные федеральные займы, их перечень и характеристика.
16.Специальные федеральные займы распространяемые среди предприятий и организаций.
17. Специальные федеральные займы распространяемые среди населения
18.Факторы, обеспечивающие привлекательность государственных ценных бумаг.
19. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО):
условия выпуска, доходность, участники рынка, погашения.
20. Проблемы общероссийского рынка ГКО.
21. Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК): условия выпуска и обращения, определение доходности,
22. Золотые сертификаты, условия их выпуска, порядок реализации и выплаты дохода.
23. Основные итоги функционирования золотых сертификатов.
24. Государственный сберегательный заем (ОГСЗ), его задачи.
25.Внутренний государственный валютный облигационный заем, его
назначение.
26. Назначение государственных казначейских обязательств и векселей.
Причины свертывания их выпуска.
27. Гарантированные займы, их социально-экономические последствия.
28. Назначение и перспективы использования казначейских ссуд.
29. Развитие системы бюджетного кредитования в свете бюджетного кодекса.
30. Состояние и проблемы развития займов субъектов федерации и муниципальных займов.
31. Ограничители местных заимствований в свете бюджетного кодекса.
32. Перспективы развития внутреннего государственного долга.
33. Проблемы использования казначейской эмиссии для покрытия бюджетного дефицита, ее социально-экономические последствия.
34. Характеристика международных долговых отношений РФ со странами с развитой рыночной экономикой.
35.Понятие внешних государственных заимствований, их формы.
36.Кредиты правительств иностранных государств: несвязанные, целевые, связанные, нефинансовые.
37.Международные ценные бумаги(Еврооблигации).
38.Понятие и предельные объемы государственных кредитов.
39.Зарубежные финансовые активы РФ.
40.Долговые активы со странами СНГ, проблемы их урегулирования.
41. Проблема повышения эффективности долговых отношений РФ с развивающимися странами.
42. Проблемы взаимоотношений России с международными финансовыми организациями.
43.РФ как учредитель, член и заемщик МВФ.
44. Группа международного банка, ее роль и значение в кредитовании РФ.
45.Назначение Международной ассоциации развития.
46.Международная финансовая корпорация, ее деятельность.
47.Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.
48.ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), его назначение и роль в содействии перехода к рынку постсоциалистических государств.
49.Управление госдолгом, его цели и эффективность.
50.Основные способы управления госдолгом.

Работа содержит 1 файл

Государственный долг шпоргалки.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

Несвязанные (финансовые иностранные кредиты — это форма финансирования, которая предусматривает предоставление правительствами иностранных государств, банками и фирмами средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах без определения целей их расходования.

Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Такие кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм—форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм, в основном в стране кредитора. 

37.Международные  ценные бумаги(Еврооблигации).

Еврооблига́ция (также на финансовом сленге «евробонд» — от англ. eurobond) — облигация, выпущенная в валюте, являющейся иностранной  для эмитента, размещаемая с помощью  международного синдиката андеррайтеров  среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также является иностранной.

Заёмщиками, выпускающими еврооблигации, могут  выступать правительства, корпорации, международные организации, заинтересованные в получении денежных средств  на длительный срок — от 1 года до 40 лет (в основном, от 3 до 30 лет). Еврооблигации размещаются инвестиционными банками, основными их покупателями являются институциональные инвесторы — страховые и пенсионные фонды, инвестиционные компании.

Приставка «евро» в настоящее время —  дань традиции, поскольку первые еврооблигации появились в Европе, торговля ими осуществляется в основном там же.

Разновидностью  еврооблигаций являются облигации  «драгон» (англ. dragon bonds) — евродолларовые облигации, размещенные на азиатском (в первую очередь, японском) рынке  и имеющие листинг на какой-либо азиатской бирже, обычно в Сингапуре или Гонконге. 

38.Понятие  и предельные объемы  государственных  кредитов.

Российская  Федерация является одним из крупных  мировых кредиторов. Предоставление государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям является исключительной прерогативой Российской Федерации.

Государственными  кредитами в данном случае признаются кредиты (займы), по которым у иностранных  государств, их юридических лиц и  международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором. Названные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации (ст. 122 БК РФ).

В зависимости  от того, в какой валюте предоставляется  кредит, выделяются государственные кредиты в рублях и в иностранной валюте. Как правило, рублевые кредиты предоставляются государствам — участникам СНГ, а кредиты в иностранной валюте—другим государствам. Государственное кредитование осуществляется в определенных пределах. В частности, федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:

—предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим  лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;

—предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией государствам — участникам СНГ. В  соответствии со ст. 3-5 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. Х° 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» предельный размер государственных кредитов, предоставляемых в 2001 г. Российской Федерацией иностранным государствам (за исключением государств — участников Содружества Независимых Государств), установлен в сумме 400 млн долл. США.

Предельный  размер государственных кредитов, предоставляемых  в 2001 году Российской Федерацией государствам—участникам  Содружества Независимых Государств, определен в сумме 640 млн руб., в том числе Республике Беларусь — до 300 млн руб. При этом установлено, что государственные кредиты государствам — участникам Содружества Независимых Государств по межправительственным договорам предоставляются при условии исполнения указанными государствами обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным кредитам.

Этим  же законом устанавливаются предельные взносы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ и размер взноса Российской Федерации в бюджет Союза Беларуси и России. 
 

39.Зарубежные финансовые активы РФ.

Ухудшение экономической  ситуации в конце 80-х гг. привело  к постепенному свертыванию программ кредитной и безвозмездной помощи СССР.   В 1990 г. был подписан Указ Президента  СССР  о внесении изменений во внешнеэкономическую практику Советского Союза. Он предусматривал осуществление экономического  сотрудничества с развивающимися  странами  на принципах  взаимной выгоды и взаимных интересов, исходя из  реальных возможностей страны.   Поэтому политика сотрудничества с менее развитыми странами России в 90-е гг. была нацелена на сворачивание финансовой помощи, на перевод связей с ними на условия взаимной коммерческой выгоды. Большой объем  разнообразной помощи был  предоставлен СССР  Вьетнаму, Кубе и Монголии.   

К проблеме зарубежных финансовых активов РФ сформировалось два подхода. Первый определяет структуру кредитов, предоставленных Россией в основном развивающимся странам, как нерациональную, продиктованную политическими мотивами и не принесшую стране никаких экономических дивидендов. Второй подход – более объективный. Он заключается в оценке региональной и товарной структуры и условий предоставления нашей страной международных кредитов, исходя не только из идеологических соображений, но и из необходимости развития экспорта отечественной продукции средней конкурентоспособности.

В связи с  жесткой конкуренцией отечественная  продукция и услуги не могли быть экспортированы на рынки развитых стран.

Странам Восточной  Европы, ставшим на путь социалистического развития, финансовую помощь Советский Союз  начал оказывать еще в конце 40-х гг. Развивающиеся страны  такую регулярную помощь стали получать только в 50-е гг., что  явилось отражением активизации политики по поддержке национально-освободительных движений. Кредитование осуществлялось за счет бюджетных средств, которые ВЭБ оплачивал советским организациям, экспортировавшим товары или оказывавшим  услуги развивающимся странам. По   оценкам экспертов МВФ, страны-должники   признавали за Россией требования: в размере 43 млрд. руб. (73,4 млрд. долл. по курсу 1 долл. = 0,5854 руб.),  в размере 24,5 млрд. долл., выраженных в СКВ.    В целом, как видим, задолженность определялась в размере 98 млрд. долл., или на 16 млрд. долл. меньше российских требований.   Прямое погашение своей задолженности осуществляли лишь некоторые российские должники   Как видно из таблицы, в 1992-2000 гг. Россия должна была получить  от развивающихся стран в погашение долгов более  100 млрд. долл., или по 6-15 млрд. долл. ежегодно. Однако реальные  выплаты составили всего 16 млрд. долл. Кроме товарных поставок, погашение задолженности осуществлялось и другими способами:

-конверсией  части долга в национальную   валюту страны-должника для ее использования в  качестве инвестиций;

-переуступкой  задолженности национальным и иностранным  коммерческим структурам;

-зачетом оплаты  за содержание российской собственности  за рубежом и портовых сборов с российских судов.

Место России в  развитии этих событий во многом зависит  от своевременности разработки руководством страны внешнедолговой стратегии на основе реальных расчетов, самостоятельно выбранного пути экономического и социального развития с опорой преимущественно на собственные силы. 
 

40.Долговые  активы со странами  СНГ, проблемы  их урегулирования.

Активы, возникшие со странами СНГ, составляют в настоящее время значительную часть в общем объеме российских зарубежных активов. Интерес к расчетам со странами СНГ обусловлен тем, что в названных расчетах отрабатываются различные новые для России формы урегулирования долговых вопросов (аренда территории, передача акций предприятий в собственность, передача недвижимости и др.). Кроме того, имеются существенные встречные претензии должников, которые необходимо урегулировать.Задолженность стран СНГ образовалась  в начале 90-х годов. В связи с либерализацией цен у России сложился положительный торговый баланс в торговле с этими странами.В результате Центральный Банк России вынужден был выдать им так называемые технические кредиты, которые впоследствии были переоформлены в межгосударственные. Размер этих кредитов измерялся объемом свыше 5 млрд. долл. Как видим, основные заимствования приходятся на Казахстан, Украину, Белоруссию и Узбекистан.Впоследствии Россия неоднократно предоставляла дополнительные кредиты. Всего до 2000 г. их было выделено дополнительно почти на 1 млрд. долл. США. В основном это были связанные кредиты, т.е. кредиты на оплату поставляемых Россией товаров.Необходимо подчеркнуть, что погашение кредитов не осуществлялось по первоначальным графикам. Это было связано с рядом обстоятельств. Прежде всего, страны СНГ испытывали серьезные экономические трудности переходного периода, а, кроме того, в связи с чрезвычайными обстоятельствами различного характера. Поэтому между Россией и станами СНГ за период с 1992 по 1999гг. было заключено 11 соглашений о реструктуризации долга в объеме около 2,5 млрд. долл. Более всех просроченная задолженность была у Казахстана (почти 70% ее объема).После финансового кризиса 1998 года Россия начала активно заниматься вопросами урегулирования долгов со странами СНГ. В результате задолженность этих стран была значительно снижена. Затруднения с выплатой долга России странами СНГ вызваны ростом их задолженности западным странам. Несмотря на названные проблемы с урегулированием долга в перспективе намечено расширение сотрудничества со странами СНГ.  
 
 

41. !!!Проблема повышения эффективности долговых отношений РФ!!!с развивающимися странами. 

42. Проблемы взаимоотношений  России с международными  финансовыми организациями.

Распад  СССР повысил значимость проблемы вступления России в международные финансовые организации: МВФ и группу МБРР.

 В первые  годы существования России как  независимого постсоветского государства  экономические интересы вышли  на передний план и приобрели  особую значимость. Страна остро нуждалась во внешних финансовых ресурсах для покрытия не только платежного баланса, но и бюджета. МВФ и Мировой Банк были для нее важнейшими источниками внешних кредитов. Российская Федерация подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан Меморандум об экономической политике РФ, утвержденный правительством 27 февраля 1992 г. Россия официально стала участницей этих организаций,   что означало интеграцию нашего государства в мировое экономическое сообщество. Именно поэтому, как показывает анализ структуры внешней задолженности России, основными ее кредиторами стали так называемые Международные финансовые организации. В ходе дискуссий о предполагаемом вступлении СССР В МВФ специалисты оценили возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 млрд. долл.(3,5 – 6% капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил его квоту между пятнадцатью бывшими советскими республиками. Кроме того, в соответствии с девятым пересмотром квот они увеличены на 50%.

По величине квоты (4,3 млрд. СДР, или 5,9 млрд. долл.) Россия занимает девятое место вслед  за Канадой. Такая квота не дает России права на постоянное место в Исполнительном совете, в отличие от стран с  наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция). Однако, располагая 43 381 голосом (2,91% их общего количества), она, подобно Китаю и Саудовской Аравии, единолично избирает собственного исполнительного директора.  Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе. В июне 1992 года Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка, в которую, кроме МБРР, входят Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Каждая из организации Группы Всемирного банка выполняет различные функции. 
 
 
 
 
 
 
 

43.РФ  как учредитель, член  и заемщик МВФ.

МВФ пересмотрел  свой прогноз темпов роста ВВП  России на половину процента в 2011 году и на 0,4 процента в 2012 году, соответственно, до 4,3 процента и 4,1 процента.[4] Однако баланс рисков смещен в сторону ухудшения ситуации, поскольку по мнению МВФ и глобальный рост, и цены на нефть могут оказаться еще слабее, чем ожидается. Персонал МВФ также снизил свой прогноз инфляции в России на конец 2011 года на половину процента до 7,5 процента. 1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственный долг и кредит"