Шпаргалка по "Государственный долг и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:40, шпаргалка

Описание работы

1.Основные направления развития теории государственного долга.
2.Роль государственного долга в стимулировании экономического роста в теории Дж. Кейнса.
3. Сущность госкредита, его значение и роль в финансировании бюджетного дефицита.
4. Характеристика госкредита как финансово-кредитной категории.
5. Функции государственного кредита.
6. Государственный долг как финансовая категория, его основные формы.
7. Социально-экономическое значение государственного долга.
8. Государственный долг и инвестиционные процессы.
9. Классификация и виды госдолга, капитальный, текущий, внешний и внутренний государственный долг.
10. Государственный долг как фактор экономической безопасности страны.
11.Характеристика основных форм государственного кредита.
12. Классификация и виды государственных займов.
13.Общие требования к условиям выпуска и обращения государственных займов.
14. Общая характеристика функционирующих государственных займов.
15.Универсальные федеральные займы, их перечень и характеристика.
16.Специальные федеральные займы распространяемые среди предприятий и организаций.
17. Специальные федеральные займы распространяемые среди населения
18.Факторы, обеспечивающие привлекательность государственных ценных бумаг.
19. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО):
условия выпуска, доходность, участники рынка, погашения.
20. Проблемы общероссийского рынка ГКО.
21. Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК): условия выпуска и обращения, определение доходности,
22. Золотые сертификаты, условия их выпуска, порядок реализации и выплаты дохода.
23. Основные итоги функционирования золотых сертификатов.
24. Государственный сберегательный заем (ОГСЗ), его задачи.
25.Внутренний государственный валютный облигационный заем, его
назначение.
26. Назначение государственных казначейских обязательств и векселей.
Причины свертывания их выпуска.
27. Гарантированные займы, их социально-экономические последствия.
28. Назначение и перспективы использования казначейских ссуд.
29. Развитие системы бюджетного кредитования в свете бюджетного кодекса.
30. Состояние и проблемы развития займов субъектов федерации и муниципальных займов.
31. Ограничители местных заимствований в свете бюджетного кодекса.
32. Перспективы развития внутреннего государственного долга.
33. Проблемы использования казначейской эмиссии для покрытия бюджетного дефицита, ее социально-экономические последствия.
34. Характеристика международных долговых отношений РФ со странами с развитой рыночной экономикой.
35.Понятие внешних государственных заимствований, их формы.
36.Кредиты правительств иностранных государств: несвязанные, целевые, связанные, нефинансовые.
37.Международные ценные бумаги(Еврооблигации).
38.Понятие и предельные объемы государственных кредитов.
39.Зарубежные финансовые активы РФ.
40.Долговые активы со странами СНГ, проблемы их урегулирования.
41. Проблема повышения эффективности долговых отношений РФ с развивающимися странами.
42. Проблемы взаимоотношений России с международными финансовыми организациями.
43.РФ как учредитель, член и заемщик МВФ.
44. Группа международного банка, ее роль и значение в кредитовании РФ.
45.Назначение Международной ассоциации развития.
46.Международная финансовая корпорация, ее деятельность.
47.Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.
48.ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), его назначение и роль в содействии перехода к рынку постсоциалистических государств.
49.Управление госдолгом, его цели и эффективность.
50.Основные способы управления госдолгом.

Работа содержит 1 файл

Государственный долг шпоргалки.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

31. Ограничители местных заимствований  в свете бюджетного кодекса. 
 
 
 

32. Перспективы развития  внутреннего государственного долга.

Программа государственных внутренних заимствований  на 2004 год формировалась в условиях активного расширения рынка государственных  внутренних заимствований в 2002 году - первой половине 2003 года, обусловленного сложившейся макроэкономической конъюнктурой (большим положительным сальдо платежного баланса, увеличением национальных золотовалютных резервов и, соответственно, значительным рублевым предложением на внутреннем рынке), а также проводимой Правительством Российской Федерации политикой по замещению внешних источников финансирования на внутренние.

            Позитивные изменения, произошедшие  на рынке государственных внутренних  заимствований в 2002-2003 гг., создали  предпосылки для возможности  значительного увеличения государственного  внутреннего долга (при соответствующем снижении внешнего долга) за счет удлинения сроков заимствований на внутреннем рынке и недопущении пиковых нагрузок на бюджет.         Проект федерального бюджета на 2004 год в части государственных заимствований строился исходя из решения следующих задач:

-          погашение государственного внешнего  долга будет сбалансировано за  счет увеличения объемов размещения  государственных ценных бумаг  на внутреннем рынке и иных  внутренних источников (сальдо по  государственным запасам, поступления от продажи имущества и земельных участков, находящихся в федеральной собственности);

-         в 2004 году продолжится инвестирование  средств пенсионных накоплений, в том числе в государственные  ценные бумаги. Расширение предложения  пенсионных средств потребует уже в 2004 году создания отдельного сегмента рынка государственных ценных бумаг, предназначенного для инвестирования средств институциональных инвесторов; -          в связи со значительным объемом погашения в предстоящие 2004-2005 гг. основные заимствования на внутреннем рынке будут носить средне- и долгосрочный характер. При этом, Минфин России как эмитент государственных ценных бумаг в долгосрочном сегменте рынка будет размещать индикативные выпуски государственных облигаций со сроками погашения 1, 3, 5, 10, 15 и 20 лет;

-          объем краткосрочных заимствований  (до 1 года) будет сопоставим с  объемом погашаемых на внутреннем  рынке краткосрочных обязательств. Потребность в краткосрочных  инструментах в случае увеличения  рублевого предложения может быть обеспечена операциями Банка России со своим портфелем государственных облигаций (продажа части выпусков облигаций, имеющих рыночные условия выпуска, и проведение операций РЕПО); - учитывая значительные объемы рублевого предложения, вызванного увеличением национальных золотовалютных резервов, а также прогнозом по снижению уровня инфляции в средне- и долгосрочном перспективе, уровень доходности при проведении аукционов по государственным ценным бумагам может быть ниже текущих показателей инфляции, либо незначительно превышать их значение.

           Поставленные задачи носят среднесрочный  характер и являются основанием  для подготовки расчетов на 2005-2006 годы. В связи со значительным увеличением государственных внутренних заимствований, а также ростом государственного внутреннего долга, расходы на его обслуживание возрастут и составят в 2004 году 68,5 млрд. рублей, в том числе по государственным ценным бумагам - 63,2 млрд. рублей. 

33. Проблемы использования  казначейской эмиссии  для покрытия бюджетного  дефицита, ее социально-экономические  последствия.

Длительное  время монополия на эмиссию денег  принадлежала государству. Но в конце XIX в. набиравшая силу банковская система стала играть заметную роль в эмиссии денег. Возникла двойственность: и государство, и банки выпускали новые деньги. Государственнал эмиссия денег называлась казначейской, или бюджетной, а банковская — кредитной. Государство выпускало новые деньги, осуществляя свои расходы, а банки, выдавая кредиты. Обычно считается, что государство, выпуская новые деньги, покрывает дефицит бюджета. Такая практика действительно преобладала. Но казначейская эмиссия теоретически может осуществляться и в условиях сбалансированного бюджета, и при превышении доходов бюджета над расходами. Но поскольку наиболее типичным состоянием бюджета государства является его дефицит, то естественнее всего совмещение казначейской эмиссии денег с покрытием дефицита бюджета. Считается, Что казначейская эмиссия может осуществляться только в наличие-денежной форме. Но это необязательно. При развитой банковской системе казначейская эмиссия может осуществляться и в безналичной форме. Наиболее наглядна, однако, казначейская эмиссия в форме выпуска особого вида наличных денег под названием казначейские билеты. Такая разновидность бумажных денег широко использовалась и в дореволюционной России, и в советское время. Даже после деноминации денег в 1961 г. мелкие денежные купюры назывались казначейскими билетами, а крупные, начиная с купюр достоинством 10 руб., билетами государственного банка. Это различие было условно, так как казначейство как самостоятельный орган было ликвидировано в России в конце 20-х гг. XX в. с началом индустриализации и коллективизации, т.е. с внедрением жестко централизованного планирования и управления хозяйством. При так называемом развитом социализме разница между казначейской и банковской эмиссией фактически исчезла, вся эмиссия шла от имени государства. Однако в несоциалистических странах эта разница вполне ощутима и важна. Бурный рост производства и доходов в передовых странах во второй половине XIX в. и в течение всего XX в. потребовал резкого роста денежной массы. Если сравнивать государство и банковскую систему как возможных эмитентов денег в условиях роста производства, то преимущества банков очевидны. Они тесно связаны с хозяйственной деятельностью, с хранением доходов, их кредиты непосредственно связаны с развитием производства, реализацией и потреблением продукции. Государство же тратит деньги на содержание аппарата управления, правоохранительных органов, армии, социальные нужды.'1 Государственные деньги в значительной мере расходуются непроизводительно. Государство непосредственно не ощущает потребность хозяйства и общества в дополнительных деньгах. Банки чувствуют эту потребность значительно лучше. Кроме того, испытывая постоянную нехватку денег, государство склонно к чрезмерной эмиссии. А в условиях бумажно-денежного обращения это стимулирует инфляцию. Поэтому постепенно эмиссионная функция перешла к банковской системе, а покрытие дефицитов бюджета стало осуществляться за счет выпуска ценных бумаг, т.е. путем взятия денег в долг. 

34. Характеристика международных  долговых отношений  РФ со странами  с развитой рыночной экономикой.

        Кризис, охвативший мировую финансовую  систему и не позволяющий пока  финансистам во всем мире воздействовать  на стремительно разрас¬тающиеся  инерционные процессы экономического  развития, все чаще заставляет  возвращаться к осмыслению тех решений и мер, которые при¬нимались последние несколько лет российскими властями с целью сохранения стабильности эко¬номического роста и устойчивости бюджетной системы. Несомненно, важнейшим критерием оценки при этом являются результаты проводимой долговой политики.   Анализ состояния долговых отношений в России позволил сформулировать следующий вывод. В ближайшем будущем государственный долг будет продолжать оказывать значительное влияние на финансовую систему и фискальную политику государства.  Важным итогом проводимой в последние годы долговой политики государства яви-лось сокращение абсолютных и относительных размеров государственного долга Российской Фе¬дерации. В целом долговая стратегия Правительства Рос¬сийской Федерации показала себя как взвешенная система мер по преодолению долгового «наследия» 90-х гг. прошлого столетия, с одной стороны, и нацеленная на создание «за¬паса прочности» на перспективу, с другой.  В то же время сегодня мировой финансовый кризис может стать проверкой на прочность рос¬сийской долговой политики. Структура внешнего долга России характеризуется высокой долей задолженности нефинансового, а также банковского сектора, значительно отличается от структуры внешнего долга многих развитых европейских стран и стран с переходной экономикой. Рост внешнего корпоративного долга является одним из наиболее динамичных показателей развития экономики России. За период с 2000-2007гг. внешний корпоративный долг России вырос более чем в 11 раз, превысив на начало 2008 года 400 млрд. долл.  Многие аналитики считали, что финансовый кризис не затронет Россию, т.к. устойчивый экономический рост и большие золотовалютные резервы позволяли положительно оценивать финансовую ситуацию. Однако экономика начала давать сбои ещё до того, как наступил мировой финансовый кризис: в России наметился рост инфляции. Сейчас власти принимают энергичные меры, во многом аналогичные тем, которые приняты в США и Европе. Они касаются, прежде всего, финансовой поддержки банковской сферы, которая столкнулись с кризисом ликвидности.  Принятые на текущий момент российскими властями антикризисные меры — кредиты Банка России без обеспечения и разрешение Внешэкономбанку кредитовать финансовый сектор на цели погашения и обслу¬живания иностранных займов — ясно говорят о том, что в российских корпоративных и финан¬совых структурах, в том числе с государственным участием, не все в порядке с выполнением своих обязательств перед иностранными кредиторами.  Нынешние крупные финансовые вливания в банковскую систему необходимы в качестве первоочередных мер. Эффективными мерами должны стать диверсификация экономики, превращение её из спекулятивной - в реальную. Это не происходит само по себе, даже на фоне относительного финансового благополучия. Для этого необходима целенаправленная политика государства. Российская экономика до сих пор остаётся в большей степени спекулятивной, чем реальной. С этим выводом нельзя не согласиться. Не случайно в программных документах правительства неоднократно встречаются заявления о необходимости смены модели экономического развития с нынешней сырьевой на "инновационную". Эта смена предполагает усиление факторов инновационного роста и значительное увеличение инвестиционной активности. 

35.Понятие  внешних государственных  заимствований, их  формы.

Внешние заимствования.     Внешние заимствования мобилизуют средства иностранных кредиторов в валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

  Бюджетный  кодекс РФ в ст. 89 определяет  государственные внешние заимствования РФ как « займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте».

 Активность  государства  в сфере заимствований  служит показателем состояния  государственных финансов. Чем выше  доля государственного долга  в валовом внутреннем продукте, тем глубже кризис финансов. Государство не может бесконтрольно осуществлять государственные заимствования. Их объем ограничивается  определенными пределами. Согласно ст. 106 Бюджетного кодекса предельные объемы государственного внешнего долга, а также пределы внешних заимствований на очередной финансовый год утверждаются Федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. 

 Предельный  объем государственных внешних  заимствований РФ не должен  превышать годовой объем платежей  по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

 Исключение  составляет превышение внешних  заимствований только в случае  проведения реструктуризации государственного  долга, приводящей к снижению  расходов на его обслуживание.

 По  действующему законодательству государственные внешние заимствования осуществляются в соответствии с Программой государственных внешних заимствований РФ, которая представляет собой перечень всех государственных  внешних заимствований на очередной финансовый год по их формам. Государственные внешние заимствования могут осуществляться в следующих формах:

-         кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные  в иностранной валюте;

-         государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ в иностранной валюте.

   Кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные  в иностранной валюте, подразделяются  на несвязанные (финансовые), целевые иностранные и связанные кредиты.

Несвязанные (финансовые) иностранные кредиты  представляют собой форму финансирования, предусматривающую предоставление правительствами иностранных государств, банками и фирмами средств  в иностранной валюте на возвратной, возмездной основе без определения целей их расходования.

Целевой иностранный кредит – это форма  финансирования проектов, включенных в Программу государственных  внешних заимствований, которая  предусматривает предоставление средств  в иностранной валюте на возвратной и возмездной основе путем оплаты товаров и услуг в соответствии с целями этих проектов. Такие кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также многочисленные нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм – это  форма привлечения средств на возвратной и возмездной основе для  закупок товаров, работ, услуг за счет средств правительств иностранных  государств, банков и фирм, в основном  в стране кредитора.

Нефинансовые  кредиты международных финансовых организаций – это форма привлечения  средств  международных финансовых организаций на возвратной и возмездной основе для закупок товаров, работ, услуг, преимущественно на конкурсной основе, в целях осуществления инвестиционных проектов или проведения структурных реформ. 

36.Кредиты  правительств иностранных  государств: несвязанные,  целевые, связанные,  нефинансовые.

Государственные внешние заимствования могут  осуществляться в форме:

— кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в  иностранной валюте;

— государственных  займов, осуществляемых в иностранной  валюте путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской федерации.

Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в  иностранной валюте, подразделяются на несвязанные (финансовые), целевые  иностранные и связанные кредиты.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственный долг и кредит"