Рынок ценных бумаг и банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой является выяснение проблем российского рынка ценных бумаг на современном этапе, выявление причин, т.е. почему возникли такие проблемы; а так же определить возможные пути их устранения и дальнейшего развития рынка ценных бумаг. И одной из целей работы можно считать определение позитивных и негативных сторон нынешнего положения на рынке.

Содержание

Введение....................................................................................................................
1. Понятие и сущность ценных бумаг
1.1 Понятие ценных бумаг.....................................................................................
1.2 Классификация ценных бумаг
1.2.1 Общая характеристика акций.......................................................................
1.2.2 Общая характеристика облигаций...............................................................
1.2.3 Общая характеристика государственных ценных бумаг...........................
1.2.4 Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков.........
1.2.5 Чек и коносамент.............................................................................................
1.2.6 Вторичные и производные ценные бумаги..................................................
2. Анализ рынка ценных бумаг и роль коммерческих банков
2.1 Понятие и структура рынка ценных бумаг.....................................................
2.2 Участники рынка ценных бумаг.......................................................................
2.3 Фондовая биржа, ее задачи и функции............................................................
2.4 Регулирование рынка ценных бумаг.................................................................
2.5 Коммерческие банки на рынке ценных бумаг.................................................
3. Проблемы и пути совершенствования рынка ценных бумаг на современном этапе
3.1 История развития российского рынка ценных бумаг......................................
3.2 Развитие рынка ценных бумаг в 90-е годы........................................................
3.3 Проблемы рынка ценных бумаг и пути его совершенствования....................
Заключение...................................................................................................................
Список используемой литературы.............................................................................
Приложение А..............................................................................................................
Приложение В...............................................................................................................

Работа содержит 1 файл

курс.банки на рынке ценных бумаг.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

Ôîíäîâûå áèðæè òàêæå íóæäàþòñÿ â îïðåäåëåííûõ ñòðóêòóðíûõ èçìåíåíèÿõ. Êàê ÿ óæå îòìå÷àëà ðàíåå â Ðîññèè íîâûå âûïóñêè öåííûõ áóìàã ïðîäîëæàþò ïîñòóïàòü íà ôîíäîâóþ áèðæó, ìèíóÿ åå  è íå îáðàçóÿ ïåðâè÷íûé ðûíîê. Ôîíäîâûå áèðæè èìåþò íåñêîëüêî ðûíêîâ. Àêöèè ìîùíûõ è êðóïíûõ ðîññèéñêèõ êîìïàíèé è ïðåäïðèÿòèé áóäóò êîòèðîâàòüñÿ íà îñíîâíîì ðûíêå áèðæè, à öåííûå áóìàãè ñðåäíèõ è ìåëêèõ, â çàâèñèìîñòè îò èõ ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ - íà âòîðè÷íîì è òðåòè÷íîì ðûíêàõ èç-çà íèçêîé êîíêóðåíòîñïîñîáíîñòè  ýòèõ öåííûõ áóìàã. Íî òàêèå ðûíêè â Ðîññèè îòñóòñòâóþò, è ïðè÷èíàìè ýòîãî ÿâëÿþòñÿ íèçêèå îáúåìû âûïóñêà öåííûõ áóìàã, à òàêæå íåõâàòêà èõ ðàçëè÷íûõ êëàññèôèêàöèé è ìîäèôèêàöèé ïî ñðàâíåíèþ ñ öåííûìè áóìàãàìè çàïàäíûõ ñòðàí. Íî åñëè  â áóäóùåì áóäóò ñîçäàíû êðóïíûå è ìåëêèå àêöèîíèðîâàííûå ñåêòîðà â ðîññèéñêîé ýêîíîìèêå, ìîãóò âîçíèêíóòü íåñêîëüêî ðûíêîâ âíóòðè ñàìèõ ôîíäîâûõ áèðæ.

Áàíêîâñêàÿ ñèñòåìà ñûãðàëà ðîëü äâèæóùåé ñèëû â ñîçäàíèè ðîññèéñêîãî ðûíêà öåííûõ áóìàã. Áåç àêòèâíîãî ó÷àñòèÿ ðîññèéñêèõ êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ áûëî áû íåâîçìîæíî ðàçìåùåíèå ãîñóäàðñòâåííûõ öåííûõ áóìàã. Íî íàáëþäàåòñÿ ñìåùåííîñòü íà ðûíîê ãîñóäàðñòâåííûõ öåííûõ áóìàã.  À èíòåíñèâíûé ðîñò  ðûíêà ãîñóäàðñòâåííûõ öåííûõ áóìàã â ïîñëåäíèå ãîäû è ðàçâèòèå êîðïîðàòèâíîãî ðûíêà öåííûõ áóìàã ñîçäàåò ìíîæåñòâî ðàáî÷èõ ìåñò è òðåáóþòñÿ êâàëèôèöèðîâàííûå êàäðû. Áàíêè, êàê íàèáîëåå ìîùíûå ó÷àñòíèêè ðûíêà öåííûõ áóìàã, îùóòèëè êàäðîâóþ ïðîáëåìó.

Ìîæíî îòìåòèòü åùå îäíó ïðîáëåìó áàíêà - îòñóòñòâèå âî ìíîãèõ èç íèõ ñèñòåì àíàëèçà ôîíäîâîãî ðûíêà, ÷òî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ðûíîê öåííûõ áóìàã íà÷èíàåò ðàáîòàòü â ñîîòâåòñòâèè ñ ðûíî÷íûìè çàêîíàìè. Îäíàêî ÖÁ ÐÔ íà÷àë  ðåàëèçàöèþ ïðîãðàììû ðàñêðûòèÿ èíôîðìàöèè î öåííûõ áóìàãàõ, âûïóñêàåìûõ êîììåð÷åñêèìè áàíêàìè è î ñàìèõ áàíêàõ-ýìèòåíòàõ. Îñíîâàíèåì ÿâèëîñü “Ïîëîæåíèå ÖÁ ÐÔ î ïîðÿäêå ðàñêðûòèÿ èíôîðìàöèè î áàíêàõ è äðóãèõ êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèÿõ - ýìèòåíòàõ öåííûõ áóìàã â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè”, óòâåðæäåííîå ïèñüìîì ÁÐ îò 04. 08. 95 ã. ¹ 183. Ïîñêîëüêó áåç ïðîçðà÷íîñòè ôîíäîâîãî ðûíêà òðóäíî ðàññ÷èòûâàòü íà ïðèòîê ñðåäñòâ íàñåëåíèÿ, òî ôîíäîâûé ðûíîê íå ìîæåò âûïîëíÿòü ñâîè îñíîâíûå ôóíêöèè - òðàíñôîðìèðîâàòü ñáåðåæåíèÿ â èíâåñòèöèè, â êîòîðûõ íóæäàåòñÿ ðîññèéñêàÿ ýêîíîìèêà. Ðàñêðûòèå èíôîðìàöèè îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç ðàñïðîñòðàíèòåëåé - èíôîðìàöèîííûå àãåíñòâà, ÑÌÈ è äðóãèå îðãàíèçàöèè.

Ðîññèéñêèå áàíêè ãîòîâû ðàçâèâàòü èíôðàñòðóêòóðó ðûíêà öåííûõ áóìàã, è ïðîáëåìà ñòàáèëüíîñòè áàíêîâñêîé ñèñòåìû íå äîëæíà îòîäâèãàòü íà âòîðîé ïëàí çàäà÷è îñâîåíèÿ ðîññèéñêîãî ôîíäîâîãî ðûíêà, ïîòîìó ÷òî èìåííî áàíêè äîëæíû ñòàòü äâèæóùåé ñèëîé åãî ðàçâèòèÿ, ïðèâëåêàòü íà íåãî êëèåíòîâ. Êðîìå áàíêîâ ïðîáëåìà ðàçâèòèÿ èíôðàñòðóêòóðû ðîññèéñêîãî ðûíêà öåííûõ áóìàã äîëæíà ðåøàòüñÿ è äðóãèìè ïóòÿìè, êàê, íàïðèìåð, ðàçâèòèå îðãàíèçîâàííîé òîðãîâëè. È óæå ñäåëàíû ïåðâûå øàãè â ýòîì íàïðàâëåíèè, ò.å. òîðãîâëÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç òîðãîâûå ñèñòåìû,  èç êîòîðûõ ñàìîé ïîïóëÿðíîé ÿâëÿåòñÿ Ðîññèéñêàÿ Òîðãîâàÿ ñèñòåìà (ÐÒÑ), òîðãóþùàÿ àêöèÿìè òðåõ âèäîâ: “ãîëóáûìè ôèøêàìè” (blue chips) - ñàìûå ëèêâèäíûå, àêöèÿìè “âòîðîãî ýøåëîíà”- àêöèè äîâîëüíî èçâåñòíûõ íà ðûíêå êîìïàíèé, íåëèêâèäíûìè àêöèÿìè.

Ãëàâíîé ïðîáëåìîé äëÿ áàíêîâ íà ôîíäîâîì ðûíêå ÿâëÿåòñÿ åãî ôðàãìåíòàðíîñòü. Çà 90-å ãîäû äîñòèãíóò çíà÷èòåëüíûé óñïåõ íà ðûíêå öåííûõ áóìàã. È õîòåëîñü áû îòìåòèòü, ÷òî ñåé÷àñ ñèòóàöèÿ â ðàçëè÷íûõ ñåãìåíòàõ ðûíêà öåííûõ áóìàã íåîäèíàêîâàÿ. Åñòü õîðîøî îðãàíèçîâàííûé è ÷åòêî ðåãóëèðóåìûé, õîòÿ èñïûòûâàþùèé çàòðóäíåíèÿ, ðûíîê ãîñóäàðñòâåííûõ öåííûõ áóìàã. Åñòü îòíîñèòåëüíî ñëàáî ðàçâèòûé, íî ïîòåíöèàëüíî ìîùíûé ðûíîê êîðïîðàòèâíûõ öåííûõ áóìàã, êîòîðûé íà÷èíàåò ðàáîòàòü, Ýòî ìîæíî îòìåòèòü ïî ïîêàçàòåëÿì îïåðàöèé  ñ ôîíäîâûìè öåííîñòÿìè íà áèðæåâîì ðûíêå Ðîññèè (òàáëèöà 4, ñì. ïðèëîæåíèå Â). Åñòü è ñîçäàþùèéñÿ ðûíîê êîëëåêòèâíûõ èíâåñòîðîâ. Åñòü òàê æå êâàçèöåííûå áóìàãè íåëèöåíçèðîâàííûõ ôèíàíñîâûõ êîìïàíèé.

 

 

 

 

 

 

 

 

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

 

 ðåçóëüòàòå ïðîâåäåííîé ðàáîòû ÿ ñäåëàëà ñëåäóþùèå âûâîäû.

 ïåðâîé ÷àñòè ÿ âûÿñíèëà, ÷òî öåííàÿ áóìàãà - òàêàÿ ôîðìà ñóùåñòâîâàíèÿ êàïèòàëà, êîòîðàÿ ìîæåò ïåðåäàâàòüñÿ âìåñòî íåãî ñàìîãî, îáðàùàòüñÿ íà ðûíêå êàê òîâàð è ïðèíîñèòü äîõîä; ýòî äîêóìåíò óäîñòîâåðÿþùèé èìóùåñòâåííûå ïðàâà.  ñâÿçè ñ êëàññèôèêàöèåé öåííûõ áóìàã âûäåëÿþò àêöèè, îáëèãàöèè, ãîñóäàðñòâåííûå öåííûå áóìàãè, äåïîçèòíûå è ñáåðåãàòåëüíûå ñåðòèôèêàòû, ÷åêè è êîíîñàìåíòû, à òàêæå âòîðè÷íûå è ïðîèçâîäíûå öåííûå áóìàãè.

Ïî âòîðîé ÷àñòè ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ðûíîê öåííûõ áóìàã - ýòî ñîâîêóïíîñòü ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé ïî ïîâîäó âûïóñêà è îáðàùåíèÿ öåííûõ áóìàã ìåæäó åãî ó÷àñòíèêàìè. Êðîìå òîãî îí îáëàäàåò ñâîåîáðàçíûìè ôóíêöèÿìè. Ó÷àñòíèêàìè ðûíêà ìîãóò áûòü: ãîñóäàðñòâî, ýìèòåíòû, èíâåñòîðû, ôîíäîâûå ïîñðåäíèêè, ðåãèñòðàòîðû, äåïîçèòàðèè, ðàñ÷åòíî-êëèðèíãîâûå îðãàíèçàöèè è èíâåñòèöèîííûå ôîíäû. Ñóùåñòâóåò äâîéíîå ðåãóëèðîâàíèå ðûíêà: ãîñóäàðñòâåííîå è ñî ñòîðîíû ïðîôåññèîíàëüíûõ ó÷àñòíèêîâ. Âàæíóþ ðîëü íà ðûíêå öåííûõ áóìàã èãðàþò áàíêè, âûñòóïàþùèå àêòèâíûì ó÷àñòíèêîì ýòîãî ðûíêà êàê â ðîëè ýìèòåíòà, òàê è â ðîëè èíâåñòîðà.

 òðåòüåé ÷àñòè ñâîåé ðàáîòû ÿ ðàññìîòðåëà èñòîðèþ ðàçâèòèÿ ðîññèéñêîãî ðûíêà öåííûõ áóìàã è  ñåãîäíÿøíèå åãî ïðîáëåìû, à òàêæå ïîïðîáîâàëà îïðåäåëèòü äàëüíåéøèå åãî ïóòè ðàçâèòèÿ.

Òàêèì îáðàçîì ìîæíî ñäåëàòü çàêëþ÷èòåëüíûå âûâîäû, ÷òî äëÿ óñïåøíîãî ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ðûíêà íåîáõîäèìî: âî-ïåðâûõ ïîâûñèòü äîâåðèå ê ðûíêó öåííûõ áóìàã, âî-âòîðûõ íåîáõîäèìî óñîâåðøåíñòâîâàòü çàêîíîäàòåëüíî-ïðàâîâóþ áàçó, â-òðåòüèõ íåîáõîäèìà òàêàÿ ïîëèòèêà, êîòîðàÿ áû ïîçâîëèëà â êîðîòêèå ñðîêè çàâåðøèòü ïðîöåññ ïðèâàòèçàöèè, ïîñêîëüêó èç îïûòà ðàçâèòûõ ñòðàí âèäíî, ÷òî àêöèè ÀÎ èãðàþò  áîëüøóþ ðîëü íà ðûíêå öåííûõ áóìàã.  íàøåé æå ñòðàíå âåäóùàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò ãîñóäàðñòâåííûì öåííûì áóìàãàì. Åñòü åùå îäèí ñóùåñòâåííûé ìîìåíò - ðîññèéñêèé ðûíîê öåííûõ áóìàã îùóùàåò ñåðüåçíóþ íåõâàòêó êàïèòàëîâëîæåíèé è åñòü ïðîáëåìà ñ ïðèâëå÷åíèåì èíîñòðàííîãî êàïèòàëà, è êàê óæå áûëî îòìå÷åíî ïðè÷èíîé  ýòîãî ÿâëÿåòñÿ ïîëèòèêî-ýêîíîìè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ñòðàíû. È íåñìîòðÿ íà âñå óñèëèÿ Ïðàâèòåëüñòâà è Ìèíèñòåðñòâà ôèíàíñîâ, è áàíêîâ ðîññèéñêèé ðûíîê åùå äàëåê îò ìèðîâûõ ñòàíäàðòîâ, ïîòîìó ÷òî âñÿ ãðóïïà íåãàòèâíûõ ôàêòîðîâ (à ïðîáëåì ðàçâèòèÿ  ðûíêà öåííûõ áóìàã è ó÷àñòèÿ íà íèõ áàíêîâ äîâîëüíî-òàêè ìíîãî) åùå îêàçûâàåò çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå íà åãî ðàçâèòèå

 

 

 

 

 

 

 

ÑÏÈÑÎÊ  ÈÑÏÎËÜÇÓÅÌÎÉ  ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

 

1. Àçèìîâ Ë. Êîíâåðòèðóåìûå îáëèãàöèè: áàíêè èäóò ïåðâûìè // Ðûíîê öåííûõ áóìàã. -1996. - ¹ 1. -ñ.7

2. Àëåõèí Á.È. Âèäû öåííûõ áóìàã // ÝÊÎ. - 1991. - ¹ 11.

3. Àëåõèí Á.È.  Êàê ðàáîòàåò ðûíîê öåííûõ áóìàã? \\ ÝÊÎ. - 1991. - ¹ 12.

4. Àíäðååâ Â. Ê. Ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ðûíêà öåííûõ áóìàã // Áóõãàëòåðñêèé ó÷åò. - 1997. - ¹ 2. - ñ.56.

5. Àôîíèíà Ñ. Îñîáåííîñòè îáðàùåíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ öåííûõ áóìàã // Àóäèòîð.- 1995. -¹ 5. - ñ.39.

6. Áàíêîâñêîå äåëî: ó÷åáíèê / Ïîä ðåä. Î. È. Ëàâðóøèíà - Ì., 1992.

7. Ð. Ð. Áóëàòîâ. Äåÿòåëüíîñòü êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ íà ôîíäîâîì ðûíêå // Äåíüãè è êðåäèò. - 1996. - ¹ 11. - ñ.41.

8. Æ. Ãàáðèåëÿí, Ñ. Êóïðèÿíîâ. Ìàðêåò-ìåéêåðñòâî íà ðûíêå àêöèé: çàäà÷è, âîçìîæíîñòè è ïðîáëåìû // Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - 1997. - ¹ 10. - ñ.15.

9. Ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå ðûíêà öåííûõ áóìàã: èíñòèòóöèîíàëüíàÿ ñòðóêòóðà // Ýêîíîìèêà è æèçíü. - 1994. - ¹ 38.

10. Ãðàæäàíñêèé êîäåêñ  Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. ×àñòè ïåðâàÿ è âòîðàÿ. - Ì.: “Ñïàðòàê”, 1996.

11. Äîëèíñêàÿ Â. Êðåäèòíûå îðãàíèçàöèè íà ðûíêå öåííûõ áóìàã // Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - 1997. - ¹ 1. - ñ.49.

12. Çëàòêèñ Á. È. Ðûíîê öåííûõ áóìàã: èòîãè, ïëàíû // Ôèíàíñû. - 1997. - ¹ 2. - ñ.3.

13. Êàðàòóåâ À. Ã, Ìóíèöèïàëüíûå öåííûå áóìàãè â Ðîññèè // Ôèíàíñû. - 1997. - ¹ 2. -ñ.11

14. Êîçëîâ À. À. Îðãàíèçàöèÿ âûïóñêà è îáðàùåíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ êðàòêîñðî÷íûõ îáëèãàöèé (ïðîåêò) // Äåíüãè è êðåäèò. - 1993. - ¹ 3. - ñ.9.

15. Êîçëîâ À. Î ðîëè Áàíêà Ðîññèè â ðàçâèòèè ðûíêà öåííûõ áóìàã // Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - 1996. - ¹ 7.

16. Êðûëîâà Ì. Öåííàÿ áóìàãà âåùü, äîêóìåíò èëè ñîâîêóïíîñòü ïðàâ? // Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - 1997. -  ¹ 2. - ñ.60.

17. Ëûñèõèí È. Çàêîí “Î ðûíêå öåííûõ áóìàã “: íà ïåðåñå÷åíèÿ  ïðèíöèïîâ è èíòåðåñîâ // Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - 1996. - ¹ 7.

18. Ò. Ëþáåíöîâà. Ïðîëîíãèðîâàíèå ãîñóäàðñòâåííîé çàäîëæåííîñòè - íå ðîñêîøü, à íåîáõîäèìîñòü // Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - 1997. - ¹ 9. - ñ.24.

19. Ìàøèíà Ì. Â. Ôîíäîâàÿ áèðæà, èëè êàê âçîéòè íà âåðøèíó ïèðàìèäû. -Ì.: Ìåæäóíàðîäíûå îòíîøåíèÿ, 1993.

20. Îáåñïå÷åíèå Áàíêîì Ðîññèè ðàñêðûòèÿ èíôîðìàöèè íà ðûíêå öåííûõ áóìàã (ïðåññ-ðåëèç) // Äåíüãè è êðåäèò. - 1995. - ¹ 9. - ñ.66.                                   

21. Í. Ðåäüêèí. Ìàðêåò-ìåéêåð - ôóíäàìåíò ðûíêà // Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - 1997. - ¹ 10.

22. Å. Ðóäíåâà. Ýìèññèÿ êîðïîðàòèâíûõ öåííûõ áóìàã // Ôèíàíñîâàÿ ãàçåòà. - 1997. - ¹ 27.

23. Ðûíîê öåííûõ áóìàã: ó÷åáíèê / Ïîä ðåä. Â. À. Ãàëàíîâà, À. È. Áàñîâà. - Ì.: Ôèíàíñû è ñòàòèñòèêà, 1996.

24. À. Ðûáíèêîâ, À. Æåì÷óãîâ. Åâðîîáëèãàöèè - êàòàëèçàòîð ýêîíîìè÷åñêîãî ðîñòà? // Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - 1997. - ¹ 23.

25. Ñàæèíà Ì. À. Ôîðìèðîâàíèå ðûíêà öåííûõ áóìàã â Ðîññèè // Ôèíàíñû. - 1997. - ¹ 10.

26. Ñåðåáðÿêîâà Ë. À. Ìèðîâîé îïûò ðåãóëèðîâàíèÿ ðûíêà öåííûõ áóìàã // Ôèíàíñû. - 1996 - ¹ 1. - ñ.10.

27.  Ñèäåëüíèêîâà Ë. Îïåðàöèè áàíêîâ ñ öåííûìè áóìàãàìè // Àóäèòîð. - 1997. - ¹ 1.

28. Ñîñòîÿíèå è ïðîáëåìû ðàçâèòèå ðûíêà öåííûõ áóìàã â Ðîññèè // Äåíüãè è êðåäèò. -1997. - ¹ 7.

29. Ñòàòèñòè÷åñêîå îáîçðåíèå. - 1997. - ¹ 1, ¹ 2.

30. Ôèíàíñû. Äåíåæíîå îáðàùåíèå, Êðåäèò: ó÷åáíèê / Ïîä ðåä. Ë. À. Äðîáîçèíîé.  - Ì.: Ôèíàíñû, 1997.

31. Õàêàìàäà È. Ïðîòèâîðå÷èÿ ìåæäó çàêîíîäàòåëüíûìè àêòàìè, ðåãóëèðóþùèìè ðûíîê öåííûõ áóìàã. Ïóòè èõ óñòðàíåíèÿ // Ôèíàíñîâûé  Áèçíåñ. - 1997. - ¹ 2.

32. Õèíêèí Ï. Ñàìîðåãóëèðîâàíèå íà ðûíêå öåííûõ áóìàã // Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - 1997. - ¹ 17. - ñ.7.

33. ×àëäàåâà Ë. Êèëÿ÷êîâ À. Öåííûå áóìàãè, ýìèòèðóåìûå áàíêè // Ôèíàíñîâûé áèçíåñ. -1996. - ¹ 9. - ñ.50.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ Â

 

Òàáëèöà 1.  Êëàññèôèêàöèÿ  âèäîâ îáëèãàöèé.

Ïðèçíàê êëàññèôèêàöèè

Âèä  îáëèãàöèé

Ðàçíîâèäíîñòü îáëèãàöèé

Õàðàêòåðèñòèêà

1. Ýìèòåíò

ãîñóäàðñòâåííûå

   
 

ìóíèöèïàëüíûå

   
 

îáëèãàöèè êîðïîðàöèé

   
 

èíîñòðàííûå

   

2. Ñðîêè, íà êîòîðûå âûïóñêàåòñÿ çàéì

ñ íåêîòîðîé îãîâîðåííîé äàòîé ïîãàøåíèÿ

êðàòêîñðî÷íûå

 
   

äîëãîñðî÷íûå

 
   

ñðåäåíåñðî÷íûå

 
 

áåç ôèêñèðîâàííîãî ñðîêà ïîãàøåíèÿ

áåññðî÷íûå èëè íåïîãàøåííûå

 
   

îòçûâíûå

ìîãóò áûòü âîñòðåáîâàíû ýìèòåíòîì äî ñðîêà ïîãàøåíèÿ

   

ñ ïðàâîì ïîãàøåíèÿ

ïðåäîñòàâëÿþò èíâåñòîðó ïðàâî íà âîçâðàò îáëèãàöèè äî ñðîêà ïîãàøåíèÿ

   

ïðîäëåâàåìûå

ïîçâîëÿþò èíâåñòîðó ïðîäëèòü ñðîê ïîãàøåíèÿ

   

îòñðî÷åííûå

äàþò ïðàâî íà îòñðî÷êó ïîãàøåíèÿ

3. Ïîðÿäîê âëàäåíèÿ

èìåííûå

 

ïðàâà âëàäåíèÿ ïîäòâåðæäàþòñÿ âíåñåíèåì èìåíè âëàäåëüöà â òåêñò îáëèãàöèè è â êíèãó ðååñòðà

 

íà ïðåäúÿâèòåëÿ

 

ïðàâà âëàäåíèÿ ïîäòâåðæäàþòñÿ ïðîñòûì ïðåäúÿâëåíèåì

4.  Öåëè îáëèãàöèîííîãî çàéìà

îáû÷íûå

 

äëÿ ðåôèíàíñèðîâàíèÿ èìåþùèõñÿ çàäîëæåííîñòåé è ïðèâëå÷åíèÿ äîïîëíèòåëüíûõ ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ

 

öåëåâûå

 

ñðåäñòâà  îò ïðîäàæè èäóò íà ôèíàíñèðîâàíèå êîíêðåòíûõ èíâåñòèöèîííûõ ïðîåêòîâ è ìåðîïðèÿòèé

5. Ñïîñîá ðàçìåùåíèÿ

ñâîáîäíîðàçìåùàåìûå

   
 

çàéìû

 

èìåþò ïðèíóäèòåëüíûé ïîðÿäîê ðàçìåùåíèÿ

6. Ôîðìà âîçìåùåíèÿ ïîçàèìñòâåííûõ ñóìì

ñ âîçìåùåíèåì â äåíåæíîé ôîðìå

   
 

íàòóðàëüíûå

 

íàïðèìåð, îáëèãàöèè õëåáíûõ çàéìîâ ÑÑÑÐ 20-õ ã.

7. Ìåòîä  ïîãàøåíèÿ

ðàçîâûì ïëàòåæîì

   
 

ñ ðàñïðåäåëåíèåì ïî âðåìåíè

   
 

ñ ïîñëåäîâàòåëüíûì ïîãàøåíèåì ôèêñèðîâàííîé äîëè îáùåãî êîëè÷åñòâà îáëèãàöèé

   

8. Âûïëàòû ýìèòåíòà ïî  îáëèãàöèîííîìó çàéìó

òîëüêî ïðîöåíòîâ

   
 

îáëèãàöèè ñ íóëåâûì êóïîíîì

 

ëèøü âîçâðàùàåòñÿ êàïèòàë ïî íîìèíàëüíîé ñòîèìîñòè

 

ïðîöåíòû íå âûïëà÷èâàþòñÿ äî ïîãàøåíèÿ

 

ïðè ïîãàøåíèè  âûïëà÷èâàåòñÿ íîìèíàëüíàÿ ñòîèìîñòü è ñîâîêóïíûé ïðîöåíòíûé äîõîä

 

äîõîäíûå èëè ðåîðãàíèçàöèîííûå

 

âîçâðàùàåòñÿ êàïèòàë ïî íîìèíàëüíîé ñòîèìîñòè, à âûïëàòà ïðîöåíòîâ íå ãàðàíòèðóþò

9. Ñïîñîá âûïëàòû êóïîííîãî äîõîäà

ñ ôèêñèðîâàííîé êóïîííîé ñòàâêîé

   
 

ñ ïëàâàþùåé  êóïîííîé ñòàâêîé

 

â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ ññóäíîãî ïðîöåíòà

 

ñ ðàâíîìåðíî âîçðàñòàþùåé ñòàâêîé

 

â óñëîâèÿõ èíôëÿöèè

 

ñ ìèíèìàëüíûì êóïîíîì

 

ðûíî÷íàÿ öåíà ìåíüøå  íîìèíàëüíîé, à äîõîä - â ìîìåíò ïîãàøåíèÿ ïî íîìèíàëó

 

ñ îïëàòîé ïî âûáîðó

   
 

ñìåøàííîãî òèïà

   

10. Õàðàêòåð îáðàùåíèÿ

íåêîíâåðòèðóåìûå

   
 

êîíâåðòèðóåìûå

   

11. Îáåñïå÷åíèå

çàëîãîì

ôèçè÷åñêèìè àêòèâàìè (çàêëàäíûå è âòîðîçàêëàäíûå)

 
   

ôîíäîâûõ áóìàã

 
   

ïóëà çàêëàäíûõ (èïîòåê)

 
 

íåîáåñïå÷åííûå çàëîãîì

“äîáðîñîâåñòíîñòüþ” êîìïàíèé

 
   

ïîä êîíêðåòíûé âèä äîõîäîâ ýìèòåíòà

 
   

ïîä êîíêðåòíûé èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò

 
   

ãàðàíòèðîâàííûå

ãàðàíòèè äðóãèõ êîìïàíèé

   

ñ ïåðåäàííîé îòâåòñòâåííîñòüþ

 
   

ñ ðàñïðåäåëåííîé îòâåòñòâåííîñòüþ

 
   

çàñòðàõîâàííûå

 

12. Ñòåïåíü çàùèùåííîñòè âëîæåíèé

äîñòîéíûå èíâåñòèöèé

 

íàäåæíûå îáëèãàöèè, ñ òâåðäîé ðåïóòàöèåé

 

ìàêóëàòóðíûå

 

íîñÿò ñïåêóëÿòèâíûé õàðàêòåð, ñîïðÿæåíû ñ âûñîêèì ðèñêîì


 

Òàáëèöà 2. Êëàññèôèêàöèÿ  âèäîâ ãîñóäàðñòâåííûõ öåííûõ áóìàã

Ïðèçíàê êëàññèôèêàöèè

Âèä öåííûõ áóìàã

ðàçíîâèäíîñòü öåííûõ áóìàã

1. Âèä ýìèòåíòà

öåííûå áóìàãè öåíòðàëüíîãî ïðàâèòåëüñòâà

 
 

ìóíèöèïàëüíûå

 
 

öåííûå áóìàãè ãîñóäàðñòâåííûõ ó÷ðåæäåíèé

 
 

öåííûå áóìàãè, êîòîðûì ïðèñâîåí ñòàòóñ ãîñóäàðñòâåííûõ

 

2. Ôîðìà îáðàùàåìîñòè

ðûíî÷íûå

 
 

íåðûíî÷íûå

 

3. Ñðîêè îáðàùàåìîñòè

êðàòêîñðî÷íûå (äî 1 ãîäà)

 
 

ñðåäíåñðî÷íûå (1-10 ëåò)

 
 

äîëãîñðî÷íûå (ñâûøå 10 ëåò)

 

4. Ñïîñîá âûïëàòû (ïîëó÷åíèÿ) äîõîäîâ

ïðîöåíòíûå

ñ ôèêñèðîâàííîé ïðîöåíòíîé ñòàâêîé

   

ñ ïëàâàþùåé ñòàâîê

   

ñî ñòóïåí÷àòîé ñòàâêîé

 

äèñêîíòíûå

 
 

èíäåêñèðóåìûå

 
 

âûèãðûøíûå

 
 

êîìáèíèðîâàííûå

 

 

Òàáëèöà 3.  Êëàññèôèêàöèÿ âèäîâ ðûíêîâ öåííûõ áóìàã

Ïðèçíàê êëàññèôèêàöèè

Âèä ðûíêà

Õàðàêòåðèñòèêà

1. Îõâàòûâàåìàÿ òåððèòîðèÿ

íàöèîíàëüíûé

 
 

ìåæäóíàðîäíûé

 
 

ðåãèîíàëüíûé

 

2. Ðàçìåùåíèå öåííûõ áóìàã

ïåðâè÷íûé (âíåáèðæåâîé)

ïðèîáðåòåíèå öåííûõ áóìàã èõ ïåðâûìè âëàäåëüöàìè; ïåðâàÿ ñòàäèÿ ïðîöåññà ðåàëèçàöèè öåííîé áóìàãè; ïåðâîå ïîÿâëåíèå öåííîé áóìàãè íà ðûíêå, îáñòàâëåííîå îïðåäåëåííûìè ïðàâèëàìè è òðåáîâàíèÿìè.

 

âòîðè÷íûé (áèðæåâîé)

ýòî òîðãîâëÿ öåííûìè áóìàãàìè íà ôîíäîâûõ áèðæàõ, îáðàùåíèå ðàíåå âûïóùåííûõ öåííûõ áóìàã; ñîâîêóïíîñòü âñåõ àêòîâ ïîêóïêè-ïðîäàæè èëè äðóãèõ ôîðì ïåðåõîäà öåííîé áóìàãè îò îäíîãî âëàäåëüöà ê äðóãîìó â òå÷åíèå âñåãî ñðîêà ñóùåñòâîâàíèÿ öåííîé áóìàãè.

 

óëè÷íûé

ýòî òîðãîâëÿ öåííûìè áóìàãàìè, ìèíóÿ ôîíäîâóþ áèðæó.

3. Âèä îáðàùàþùèõñÿ öåííûõ áóìàã

ðûíîê êîíêðåòíûõ âèäîâ öåííûõ áóìàã

 
 

ðûíîê êîðïîðàòèâíûõ è ãîñóäàðñòâåííûõ öåííûõ áóìàã

 
 

ðûíîê ïðîèçâîäíûõ öåííûõ áóìàã

 

4. Ñðîê îáðàùàåìîñòè áóìàã

êðàòêîñðî÷íûé

 
 

ñðåäíåñðî÷íûé

 
 

äîëãîñðî÷íûé

 

5. Îðãàíèçàöèÿ ðûíêà

îðãàíèçîâàííûé

ýòî îáðàùåíèå  öåííûõ áóìàã íà îñíîâå òâåðäîóñòîé÷èâûõ ïðàâèë ìåæäó ëèöåíçèðîâàííûìè ïðîôåññèîíàëüíûìè ïîñðåäíèêàìè - ó÷àñòíèêàìè ðûíêà ïî ïîðó÷åíèþ äðóãèõ  ó÷àñòíèêîâ ðûíêà.

 

íåîðãàíèçîâàííûé

ýòî îáðàùåíèå öåííûõ áóìàã áåç ñîáëþäåíèÿ åäèíûõ äëÿ âñåõ ó÷àñòíèêîâ ðûíêà ïðàâèë.

6. Ñðîê èñïîëíåíèÿ ñäåëîê

êàññîâûé

ðûíîê ñ íåìåäëåííûì èñïîëíåíèåì ñäåëîê â òå÷åíèå 1-2 ðàáî÷èõ äíåé.

 

ñðî÷íûé

ðûíîê, íà êîòîðîì çàêëþ÷àþòñÿ ðàçíîîáðàçíûå ïî âèäó ñäåëêè ñî ñðîêàìè èñïîëíåíèÿ, ïðåâûøàþùèì 2 ðàáî÷èõ äíÿ.

7. Òåõíîëîãè÷åñêîå îñíàùåíèå

òðàäèöèîííûé

 
 

êîìïüþòåðèçîâàííûé

 

Информация о работе Рынок ценных бумаг и банки