Рынок ценных бумаг и банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой является выяснение проблем российского рынка ценных бумаг на современном этапе, выявление причин, т.е. почему возникли такие проблемы; а так же определить возможные пути их устранения и дальнейшего развития рынка ценных бумаг. И одной из целей работы можно считать определение позитивных и негативных сторон нынешнего положения на рынке.

Содержание

Введение....................................................................................................................
1. Понятие и сущность ценных бумаг
1.1 Понятие ценных бумаг.....................................................................................
1.2 Классификация ценных бумаг
1.2.1 Общая характеристика акций.......................................................................
1.2.2 Общая характеристика облигаций...............................................................
1.2.3 Общая характеристика государственных ценных бумаг...........................
1.2.4 Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков.........
1.2.5 Чек и коносамент.............................................................................................
1.2.6 Вторичные и производные ценные бумаги..................................................
2. Анализ рынка ценных бумаг и роль коммерческих банков
2.1 Понятие и структура рынка ценных бумаг.....................................................
2.2 Участники рынка ценных бумаг.......................................................................
2.3 Фондовая биржа, ее задачи и функции............................................................
2.4 Регулирование рынка ценных бумаг.................................................................
2.5 Коммерческие банки на рынке ценных бумаг.................................................
3. Проблемы и пути совершенствования рынка ценных бумаг на современном этапе
3.1 История развития российского рынка ценных бумаг......................................
3.2 Развитие рынка ценных бумаг в 90-е годы........................................................
3.3 Проблемы рынка ценных бумаг и пути его совершенствования....................
Заключение...................................................................................................................
Список используемой литературы.............................................................................
Приложение А..............................................................................................................
Приложение В...............................................................................................................

Работа содержит 1 файл

курс.банки на рынке ценных бумаг.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

1.2.6 Âòîðè÷íûå è ïðîèçâîäíûå  öåííûå áóìàãè

 

1) Îñíîâíûå âèäû âòîðè÷íûõ öåííûõ áóìàã, îñíîâàííûõ íà àêöèÿõ: Äåïîçèòàðíûå ðàñïèñêè - èìåííàÿ öåííàÿ áóìàãà, ñâèäåòåëüñòâóþùàÿ î âëàäåíèè äîëåé â ïîðòôåëå àêöèé êàêîé-ëèáî èíîñòðàííîé êîìïàíèè, àêöèè êîòîðîé íå ìîãóò îáðàùàòüñÿ íà ôîíäîâîì ðûíêå èíâåñòîðà. Âàððàíòû íà àêöèè - ýòî öåííûå áóìàãè, äàþùèå ïðàâî åå âëàäåëüöó êóïèòü îïðåäåëåííîå êîëè÷åñòâî àêöèé äàííîé êîìïàíèè â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî âðåìåíè ïî ôèêñèðîâàííîé öåíå. Öåíà âàððàíòà íå âêëþ÷àåò ñòîèìîñòü ñàìîé àêöèè.  Ïîäïèñàííûå ïðàâà íà àêöèè - ýòî öåííûå áóìàãè íà ïðàâî àêöèîíåðà ïðèîáðåñòè îïðåäåëåííîå êîëè÷åñòâî íîâûõ àêöèé ïî áîëåå íèçêîé öåíå. Îíè îãðàíè÷åíû ïî âðåìåíè.

2) Îñíîâíûå âèäû  âòîðè÷íûõ öåííûõ áóìàã, îñíîâàííûõ íà îáëèãàöèÿõ: “Ñòðèïû” - ýòî áåñêóïîííûå îáëèãàöèè, âûïóùåííûå äàííîé êîìïàíèåé ïîä åæåãîäíûå ïðîöåíòíûå ïëàòåæè ïî èìåþùèìñÿ â åå ðàñïîðÿæåíèè ïîðòôåëÿ âûñîêîíàäåæíûõ îáëèãàöèé (îáû÷íî ãîñóäàðñòâåííûõ); öåííûå áóìàãè ñ äèñêîíòîì. Îáëèãàöèè ïîä çàêëàäíûå ÖÁ ÐÔ - âûñîêîíàäåæíûå îáåñïå÷åííûå  äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà. Îíè îáðàùàþòñÿ íà ðûíêå êàê îáëèãàöèè ñ äèñêîíòîì.

3) Ïðîèçâîäíûå öåííûå áóìàãè: Ôüþ÷åðñíûå êîíòðàêòû - ñòàíäàðòíûé áèðæåâîé äîãîâîð êóïëè-ïðîäàæè áèðæåâîãî àêòèâà â îïðåäåëåííûé ìîìåíò âðåìåíè â áóäóùåì ïî öåíå, óñòàíîâëåííîé ñòîðîíàìè ñäåëêè â ìîìåíò åå çàêëþ÷åíèÿ. Îòëè÷èòåëüíûìè ÷åðòàìè ÿâëÿþòñÿ: áèðæåâîé õàðàêòåð, ñòàíäàðòèçàöèÿ ïî âñåì ïàðàìåòðàì , ãàðàíòèÿ áèðæè íà âûïîëíåíèå îáÿçàòåëüñòâ. Ñâîáîäíîîáðàùàþùèéñÿ îïöèîííûé êîíòðàêò - ñòàíäàðòíûé áèðæåâîé äîãîâîð íà ïðàâî êóïèòü èëè ïðîäàòü áèðæåâîé àêòèâ èëè ôüþ÷åðñíûé êîíòðàêò ïî öåíå èñïîëíåíèÿ äî (èëè íà) óñòàíîâëåííîé (óþ) äàòû (ó) ñ óïëàòîé çà ýòî ïðàâî îïðåäåëåííîé ñóììû äåíåã, íàçûâàåìîé ïðåìèåé. ñóùåñòâóåò äâà âèäà: îïöèîí íà ïîêóïêó è íà ïðîäàæó. Ïî âèäó áèðæåâîãî àêòèâà, ëåæàùåãî â îñíîâå, ìîãóò áûòü: âàëþòíûå, ôîíäîâûå, ôüþ÷åðñíûå.

 

2. Àíàëèç ðûíêà öåííûõ áóìàã è ðîëü êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ

 

2.1 Ïîíÿòèå è ñòðóêòóðà ðûíêà öåííûõ áóìàã

 

Ðûíîê öåííûõ áóìàã  - ýòî íàäñòðîéêà íàä ðûíêîì ñâîáîäíûõ êàïèòàëîâ, êîòîðûå èùóò ñâîåãî ïðèìåíåíèÿ, è áîëåå äèíàìè÷íûé ñåêòîð ðûíêà ññóäíûõ êàïèòàëîâ.  îáùåì âèäå åãî ìîæíî îïðåäåëèòü êàê ñîâîêóïíîñòü ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé ïî ïîâîäó âûïóñêà è îáðàùåíèÿ áóìàã ìåæäó åãî ó÷àñòíèêàìè. Ðûíîê öåííûõ áóìàã - ýòî ñîñòàâíàÿ ÷àñòü ðûíêà ëþáîé ñòðàíû. Åãî îñíîâîé  ÿâëÿþòñÿ òîâàðíûé ðûíîê, äåíüãè è äåíåæíûé êàïèòàë.

Îñíîâíûìè ðûíêàìè, íà êîòîðûõ ïðåîáëàäàþò ôèíàíñîâûå îòíîøåíèÿ, ÿâëÿþòñÿ: ðûíîê áàíêîâñêèõ êàïèòàëîâ, ðûíîê öåííûõ áóìàã, âàëþòíûé ðûíîê, ðûíîê ñòðàõîâûõ è ïåíñèîííûõ ôîíäîâ. Ôèíàíñîâûå ðûíêè (ðûíêè êàïèòàëîâ) - ýòî ðûíêè ïîñðåäíèêîâ ìåæäó ïåðâè÷íûìè âëàäåëüöàìè äåíåæíûõ ñðåäñòâ è èõ êîíå÷íûì ïîëüçîâàòåëÿìè. Ïîñêîëüêó íå âñå öåííûå áóìàãè ïðîèñõîäÿò îò êàïèòàëîâ, ïîñòîëüêó ðûíîê öåííûõ áóìàã íå ìîæåò áûòü â ïîëíîì îáúåìå îòíåñåí ê ôèíàíñîâîìó ðûíêó.  òîé ÷àñòè, ãäå ðûíîê öåííûõ áóìàã îñíîâûâàåòñÿ íà äåíüãè êàê íà êàïèòàë, òàì îí íàçûâàåòñÿ ôîíäîâûì ðûíêîì è âûñòóïàåò êàê ÷àñòü ôèíàíñîâîãî ðûíêà. Îñòàâøàÿñÿ ÷àñòü ðûíêà öåííûõ áóìàã â ñèëó ñâîèõ íåáîëüøèõ ðàçìåðîâ íå ïîëó÷èëà ñïåöèàëüíîãî íàçâàíèÿ, è ïîýòîìó ïîíÿòèå ðûíîê öåííûõ áóìàã è ôîíäîâîãî ðûíêà ñ÷èòàþò ñèíîíèìàìè.  öåëîì ìåñòî ðûíêà öåííûõ áóìàã ïðåäñòàâëåíî íà ðèñ. 2 (ñì. ïðèëîæåíèå À)

Ðîëü ðûíêà öåííûõ áóìàã ïðîÿâëÿåòñÿ â ñëåäóþùåì: ïåðåâîçêà ðåñóðñîâ èç îäíèõ îòðàñëåé ýêîíîìèêè â äðóãóþ; ðàñïðåäåëåíèå è ïåðåðàñïðåäåëåíèå ñîáñòâåííîãî êàïèòàëà ïðåäïðèÿòèÿ ìåæäó îòðàñëÿìè; âûïîëíåíèå èíôîðìàöèîííîé ôóíêöèè, ò.å. ñ íåîáû÷àéíîé áûñòðîòîé ñîîáùàåò î äâèæåíèè èíäèâèäóàëüíûõ êàïèòàëîâ; ïîçâîëÿåò Öåíòðàëüíîìó Áàíêó ðåãóëèðîâàòü äåíåæíîå îáðàùåíèå ñòðàíû. Êðîìå òîãî ðûíîê öåííûõ áóìàã èìååò öåëûé ðÿä ôóíêöèé, êîòîðûå ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà äâå ãðóïïû.

1. Îáùåðûíî÷íûå ôóíêöèè:

- êîììåð÷åñêàÿ,- ôóíêöèÿ ïîëó÷åíèÿ ïðèáûëè îò îïåðàöèé íà äàííîì ðûíêå;

- öåíîâàÿ, - îáåñïå÷èâàåò ïðîöåññ ñêëàäûâàíèÿ ðûíî÷íûõ öåí, èõ äâèæåíèå;

- èíôîðìàöèîííàÿ, - ïðîèçâîäèò è äîâîäèò äî ñâîèõ ó÷àñòíèêîâ  ðûíî÷íóþ èíôîðìàöèþ îá îáúåêòàõ òîðãîâëè è åå ó÷àñòíèêàõ;

- ðåãóëèðóþùàÿ, -  ñîçäàåò ïðàâèëà òîðãîâëè è ó÷àñòèÿ â íåé, ïîðÿäîê ðàçðåøåíèÿ ñïîðîâ ìåæäó ó÷àñòíèêàìè, óñòàíàâëèâàåò ïðèîðèòåòû, îðãàíû êîíòðîëÿ èëè ñàìîóïðàâëåíèÿ.

2. Ñïåöèôè÷åñêèå ôóíêöèè:

- ïåðåðàñïðåäåëèòåëüíàÿ;

- ôóíêöèÿ ñòðàõîâàíèÿ  öåíîâûõ è ôèíàíñîâûõ ðèñêîâ èëè õåäæèðîâàíèå, ñòàëî âîçìîæíî áëàãîäàðÿ ïîÿâëåíèþ êëàññà ïðîèçâîäíûõ öåííûõ áóìàã.

Êëàññèôèêàöèÿ âèäîâ ðûíêà öåííûõ áóìàã èìåþò ìíîãî ñõîäñòâà  ñ êëàññèôèêàöèÿìè âèäîâ öåííûõ áóìàã. Òàê æå âûäåëÿþò íåñêîëüêî âèäîâ ðûíêîâ â çàâèñèìîñòè îò îïðåäåëåííûõ ïðàâèë è  ñëîæèâøåãîñÿ ñïîñîáà òîðãîâëè ( òàáëèöà 3, ñì. ïðèëîæåíèå Â).  Ñëåäîâàëî áû òàê æå îòìåòèòü, ÷òî áèðæåâîé ðûíîê - ýòî âñåãäà îðãàíèçîâàííûé ðûíîê öåííûõ áóìàã, ò. ê. òîðãîâëÿ íà íåì âåäåòñÿ âñåãäà ïî ïðàâèëàì áèðæè è òîëüêî ìåæäó áèðæåâûìè ó÷àñòíèêàìè, êîòîðûå òùàòåëüíî èçáèðàþòñÿ. Âíåáèðæåâîé ðûíîê ìîæåò áûòü îðãàíèçîâàííûì è íåîðãàíèçîâàííûì, è îðãàíèçîâàííûé âíåáèðæåâîé ðûíîê îñíîâûâàåòñÿ íà êîìïüþòåðíûõ ñèñòåìàõ ñâÿçè, òîðãîâëè.

 

2.2 Ó÷àñòíèêè ðûíêà öåííûõ áóìàã

 

Ó÷àñòíèêè ðûíêà öåííûõ áóìàã - ýòî ôèçè÷åñêèå ëèöà èëè îðãàíèçàöèè, êîòîðûå ïðîäàþò èëè ïîêóïàþò öåííûå áóìàãè èëè îáñëóæèâàþò èõ îáîðîò è ðàñ÷åòû ïî íèì;  ýòî òå, êòî âñòóïàåò ìåæäó ñîáîé â îïðåäåëåííûå ýêîíîìè÷åñêèå îòíîøåíèÿ ïî ïîâîäó îáðàùåíèÿ öåííûõ áóìàã. Ñóùåñòâóþò íåñêîëüêî îñíîâíûõ ãðóïï ó÷àñòíèêîâ ðûíêà öåííûõ áóìàã, ïðåäñòàâëåííûõ íà ðèñ. 3 (ñì. ïðèëîæåíèå À), â çàâèñèìîñòè îò èõ ôóíêöèîíàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ.

1) Ôåäåðàëüíûé çàêîí “ Î ðûíêå öåííûõ áóìàã” óñòàíàâëèâàåò, ÷òî ýìèòåíò - ýòî þðèäè÷åñêîå ëèöî, ãðóïïà þðèäè÷åñêèõ ëèö, ñâÿçàííûõ ìåæäó ñîáîé äîãîâîðîì, èëè îðãàíû ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè è îðãàíû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, íåñóùèå îò ñâîåãî èìåíè îáÿçàòåëüñòâà ïåðåä èíâåñòîðàìè öåííûõ áóìàã ïî îñóùåñòâëåíèþ ïðàâ, óäîñòîâåðåííûõ öåííîé áóìàãîé. Ýìèòåíò ïîñòàâëÿåò íà ôîíäîâûé ðûíîê òîâàð - öåííóþ áóìàãó, êà÷åñòâî êîòîðîé îïðåäåëÿåòñÿ ñòàòóñîì ýìèòåíòà, õîçÿéñòâåííî-ôèíàíñîâûìè ðåçóëüòàòàìè åãî äåÿòåëüíîñòè. Ýìèòåíò ñàì îïåðèðóåò öåííûìè áóìàãàìè, îñóùåñòâëÿåò èõ âûêóï èëè ïðîäàæó. Ñîñòàâ ýìèòåíòîâ îòîáðàæåí íà ðèñ. 4 (ñì. ïðèëîæåíèå À).

2) Çàêîí “ Î ðûíêå öåííûõ áóìàã” îïðåäåëÿåò èíâåñòîðà êàê ëèöî, êîòîðîìó öåííûå áóìàãè ïðèíàäëåæàò íà ïðàâå ñîáñòâåííîñòè  (ñîáñòâåííèê) èëè èíîì âåùíîì ïðàâå (âëàäåëåö). Èíâåñòîðîâ ìîæíî êëàññèôèöèðîâàòü ïî ðÿäó ïðèçíàêîâ, ñðåäè êîòîðûõ íàèáîëåå çíà÷èìûì ÿâëÿåòñÿ ñòàòóñ, òîãäà ìîæíî âûäåëèòü èíäèâèäóàëüíûõ, èíñòèòóöèîíàëüíûõ è ïðîôåññèîíàëîâ ðûíêà (ðèñ. 5, ñì. ïðèëîæåíèå À).  çàâèñèìîñòè îò öåëè èíâåñòèðîâàíèÿ ìîæíî âûäåëèòü ñòðàòåãè÷åñêèõ è ïîðòôåëüíûõ èíâåñòîðîâ. Ñòðàòåãè÷åñêèé èíâåñòîð ïðåäïîëàãàåò ïîëó÷èòü ñîáñòâåííîñòü è ðàññ÷èòûâàåò ïîëó÷àòü äîõîä îò èñïîëüçîâàíèÿ ýòîé ñîáñòâåííîñòè, êîòîðûé áóäåò ïðåâûøàòü äîõîä îò ïðîñòîãî âëàäåíèÿ àêöèÿìè. Îí ìîæåò ñòàâèòü ñâîåé çàäà÷åé ðàñøèðåíèå ñôåðû âëèÿíèÿ, ïðèîáðåòåíèå êîíòðîëÿ â ïåðåðàñïðåäåëåíèè ñîáñòâåííîñòè. Ïîðòôåëüíûé èíâåñòîð ðàññ÷èòûâàåò ëèøü íà äîõîä îò ïðèíàäëåæàùèõ åìó öåííûõ áóìàã.

3) Ôîíäîâûå ïîñðåäíèêè - ýòî òîðãîâöû, îáåñïå÷èâàþùèå ñâÿçü ìåæäó ýìèòåíòàìè è èíâåñòîðàìè íà ðûíêå öåííûõ áóìàã - ýòî áðîêåðû è äèëåðû.

à) Áðîêåðîì ñ÷èòàþò ïðîôåññèîíàëüíîãî ó÷àñòíèêà ðûíêà öåííûõ áóìàã (ôèçè÷åñêîå ëèöî èëè îðãàíèçàöèþ), êîòîðûé çàíèìàåòñÿ áðîêåðñêîé äåÿòåëüíîñòüþ.  ñîîòâåòñòâèè ñ Çàêîíîì “ Î ðûíêå öåííûõ áóìàã” áðîêåðñêîé äåÿòåëüíîñòüþ ñ÷èòàåòñÿ ñîâåðøåíèå ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ ñäåëîê ñ öåííûìè áóìàãàìè â êà÷åñòâå ïîâåðåííîãî èëè êîìèññèîíåðà, äåéñòâóþùåãî íà îñíîâå äîãîâîðà-ïîðó÷åíèÿ èëè êîìèññèè ëèáî äîâåðåííîñòè íà ñîâåðøåíèå òàêèõ ñäåëîê. Áðîêåðñêàÿ äåÿòåëüíîñòü íà ôîíäîâîì ðûíêå îñóùåñòâëÿåòñÿ íà îñíîâå ëèöåíçèè, à áðîêåð ïîëó÷àåò  äîõîä çà ñ÷åò êîìèññèîííûõ, âçèìàåìûõ îò ñóììû ñäåëêè, õîòÿ ÷àùå âñåãî îí ñîâìåùàåò ñâîþ äåÿòåëüíîñòü ñ êîíñóëüòèðîâàíèåì êëèåíòîâ íà ðûíêå öåííûõ áóìàã. Áðîêåðñêàÿ ôèðìà âêëþ÷àåò â ñåáÿ íå áîëåå 25 ÷åëîâåê.

á) Äèëåðîì íàçûâàåòñÿ ïðîôåññèîíàëüíûé ó÷àñòíèê ðûíêà öåííûõ áóìàã (ôèçè÷åñêîå ëèöî èëè îðãàíèçàöèÿ), îñóùåñòâëÿþùèé äèëåðîâñêóþ äåÿòåëüíîñòü.  ñîîòâåòñòâèè ñ Çàêîíîì “ Î ðûíêå öåííûõ áóìàã” äèëåðîâñêîé äåÿòåëüíîñòüþ ñ÷èòàåòñÿ  ñîâåðøåíèå ñäåëîê êóïëè-ïðîäàæè öåííûõ áóìàã îò ñâîåãî èìåíè è çà ñâîé ñ÷åò ïóòåì ïóáëè÷íîãî îáúÿâëåíèÿ öåí ïîêóïêè è (èëè) ïðîäàæè îïðåäåëåííûõ öåííûõ áóìàã ñ îáÿçàòåëüñòâîì ïîêóïêè è (èëè) ïðîäàæè îïðåäåëåííûõ öåííûõ áóìàã ïî îáúÿâëåíûì ëèöîì, îñóùåñòâëÿþùèì òàêóþ äåÿòåëüíîñòü, öåíàìè. Äîõîä äèëåðà ñîñòîèò èç ðàçíèöû ïðîäàæè è ïîêóïêè. Âûñòóïàÿ â ðîëè îïåðàòîðà ðûíêà, äèëåð îáúÿâëÿåò öåíó ïðîäàæè è ïîêóïêè, ìèíèìàëüíîå è ìàêñèìàëüíîå êîëè÷åñòâî ïîêóïàåìûõ è (èëè)  ïðîäàâàåìûõ áóìàã, à òàêæå ñðîê, â òå÷åíèå êîòîðîãî äåéñòâóþò îáúÿâëåíûå öåíû. Íà ðîññèéñêîì ðûíêå â ðîëè äèëåðà ìîæåò âûñòóïàòü èíâåñòèöèîííûå êîìïàíèè, îäíîé èç ôóíêöèé êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ âëîæåíèå ñðåäñòâ â öåííûå áóìàãè, îñóùåñòâëåíèå ñäåëîê ñ íèìè îò ñâîåãî èìåíè, â òîì ÷èñëå ïóòåì èõ êîòèðîâêè.

4) Äæîáåðû - ýòî ó÷åíûå-àíàëèòèêè äåíåæíîãî ðûíêà. Îíè ÿâëÿþòñÿ ñïåöèàëèñòàìè ïî êîíúþíêòóðå ðûíêà öåííûõ áóìàã. Îíè ïîìîãàþò ïðàâèëüíî îöåíèòü äîñòîèíñòâî óæå âûïóùåííûõ öåííûõ áóìàã, ïîìîãàþò ýìèòåíòó îñóùåñòâèòü íîâûå êóðñû öåííûõ áóìàã, äàþò ðàçîâûå êîíñóëüòàöèè, ðåøàþò ñëîæíûå ïðîáëåìû ðûíêà öåííûõ áóìàã. Óñëóãàìè äæîáåðîâ ïîëüçóþòñÿ áðîêåðû è äèëåðû. Äæîáåðñêàÿ ôèðìà ïðèíèìàÿ çàêàç, ñîçäàåò ãðóïïó àíàëèòèêîâ è âûäàåò êîíñóëüòàöèþ, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ êîììåð÷åñêîé òàéíîé. ×àñòî äæîáåðñêàÿ ãðóïïà ïðèâëåêàåò ðàçëè÷íûõ ñïåöèàëèñòîâ ñî ñòîðîíû äëÿ òîãî, ÷òîáû äåòàëüíî èçó÷èòü òîò èëè èíîé âèä öåííîé áóìàãè, îáðàùàþùèéñÿ íà ðûíêå öåííûõ áóìàã; îíà ðàáîòàåò íå  òîëüêî ïî çàêàçó, íî èçó÷àåò íåîáõîäèìóþ èíôîðìàöèþ ñàìîñòîÿòåëüíî, åñëè ïðåäïîëàãàåò, ÷òî ýòà èíôîðìàöèÿ ìîæåò ïîòðåáîâàòüñÿ è åå ìîæíî áóäåò âûãîäíî ïðîäàòü.

5) Îäíèì èç ïðîôåññèîíàëüíûõ ó÷àñòíèêîâ ðûíêà öåííûõ áóìàã ìîãóò áûòü óïðàâëÿþùèå êîìïàíèè íåçàâèñèìî îò êîíêðåòíîé þðèäè÷åñêîé ôîðìû èõ îðãàíèçàöèè, íî èìåþùèå ãîñóäàðñòâåííóþ ëèöåíçèþ íà äåÿòåëüíîñòü ïî óïðàâëåíèþ öåííûìè áóìàãàìè.

à) Ðåãèñòðàòîðàìè íà ðûíêå öåííûõ áóìàã îáû÷íî íàçûâàþò îðãàíèçàöèè, êîòîðûå ïî äîãîâîðó ñ ýìèòåíòîì âåäóò ðååñòð. Ðååñòðîì íàçûâàåòñÿ ñïèñîê âëàäåëüöåâ èìåííûõ öåííûõ áóìàã, ñîñòàâëåííûé íà îïðåäåëåííóþ äàòó. Çàäà÷à ðåãèñòðàòîðà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû âîâðåìÿ è áåç îøèáîê ïðåäîñòàâëÿòü ðååñòð ýìèòåíòó. Òðàäèöèîííî â ðîëè òàêèõ îðãàíèçàöèé âûñòóïàþò áàíêè èëè ñïåöèàëèçèðîâàííûå ðåãèñòðàòîðû. Êðîìå òîãî ê ôóíêöèè ðåãèñòðàòîðà äîáàâëÿåòñÿ  åùå è ó÷åò ïðàâ èíâåñòîðîâ íà öåííûå áóìàãè. Âî ìíîãèõ ðàçâèòûõ ñòðàíàõ èíñòèòóò ðåãèñòðàòîðîâ îòñóòñòâóåò. Ýòè îáÿçàííîñòè áåðóò íà ñåáÿ äåïîçèòàðíàÿ ñèñòåìà. Ñåé÷àñ â Ðîññèè èíñòèòóò ðåãèñòðàòîðîâ ðàçâèò äîñòàòî÷íî ñèëüíî. Âåäåíèåì ðååñòðîâ àêöèîíåðîâ çàíèìàþòñÿ êàê áàíêè, òàê è ñïåöèàëèçèðîâàííûå ðåãèñòðàòîðû.

á) Äåïîçèòàðèÿìè íàçûâàþòñÿ îðãàíèçàöèè, êîòîðûå îêàçûâàþò óñëóãè ïî õðàíåíèþ ñåðòèôèêàòîâ öåííûõ áóìàã è\èëè ó÷åòó ïðàâ ñîáñòâåííîñòè íà öåííûå áóìàãè. Ñ÷åòà, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ ó÷åòà öåííûõ áóìàã, íàçûâàþòñÿ “ñ÷åòàìè äåïî”. Ïîÿâëåíèå äåïîçèòàðèåâ è êàê ñëåäñòâèè îáåçíàëè÷èâàíèå îáîðîòà öåííûõ áóìàã ïîñòåïåííî ïðèâåëî ê òîìó, ÷òî öåííàÿ áóìàãà â âèäå áóìàæíîãî äîêóìåíòà èñïîëüçóåòñÿ âñå ðåæå è ðåæå. Ðîëü äîêóìåíòà, óäîñòîâåðÿþùåãî ïðàâà ñîáñòâåííèêà íà öåííóþ áóìàãó, íà÷èíàåò èãðàòü çàïèñü íà ñ÷åòå äåïî. Òàêèì îáðàçîì ê ôóíêöèÿì äåïîçèòàðèÿ îòíîñÿòñÿ: âåäåíèå ñ÷åòîâ äåïî ïî äîãîâîðó ñ êëèåíòîì; õðàíåíèå ñåðòèôèêàòîâ öåííûõ áóìàã; âûïîëíåíèå ðîëè ïîñðåäíèêà ìåæäó ýìèòåíòîì è èíâåñòîðîì; êðîìå ýòîãî ìîãóò âûïîëíÿòü ñîïóòñòâóþùèå ðàáîòû, íàïðèìåð, ïåðåâîçêà ñåðòèôèêàòîâ, ïðîâåðêà èõ íà ïîäëèííîñòü è ïëàòåæíîñòü.

â) Ðàñ÷åòíî-êëèðèíãîâûå îðãàíèçàöèè â ïðàêòèêå ìîãóò èìåòü òàêèå íàçâàíèÿ êàê : Ðàñ÷åòíàÿ ïàëàòà, Êëèðèíãîâàÿ ïàëàòà, Êëèðèíãîâûé öåíòð, Ðàñ÷åòíûé öåíòð, íî â îáùåì - ýòî ñïåöèàëèçèðîâàííàÿ îðãàíèçàöèÿ áàíêîâñêîãî òèïà, êîòîðàÿ îñóùåñòâëÿåò ðàñ÷åòíîå îáñëóæèâàíèå ó÷àñòíèêîâ îðãàíèçîâàííîãî ðûíêà öåííûõ áóìàã. Åå ãëàâíûìè öåëÿìè ÿâëÿþòñÿ: ìèíèìàëüíûå èçäåðæêè ïî ðàñ÷åòíîìó îáñëóæèâàíèþ ó÷àñòíèêîâ ðûíêà; ñîêðàùåíèå âðåìåíè ðàñ÷åòîâ; ñíèæåíèå äî ìèíèìàëüíîãî óðîâíÿ âñåõ âèäîâ ðèñêîâ, êîòîðûå èìåþò ìåñòî ïðè ðàñ÷åòàõ. Ðàñ÷åòíî-êëèðèíãîâàÿ îðãàíèçàöèÿ ìîæåò îáñëóæèâàòü êàêóþ-ëèáî îäíó ôîíäîâóþ áèðæó èëè ñðàçó íåñêîëüêî ôîíäîâûõ áèðæ èëè ðûíêîâ öåííûõ áóìàã. ×ëåíàìè ðàñ÷åòíî-êëèðèíãîâûõ îðãàíèçàöèé îáû÷íî ÿâëÿþòñÿ êðóïíûå áàíêè è êðóïíûå ôèíàíñîâûå êîìïàíèè, à òàêæå ôîíäîâûå è ôüþ÷åðñíûå áèðæè.

6) Èíâåñòèöèîííûé ôîíä - ýòî èíñòèòóò êðåäèòíî-ôèíàíñîâîãî ðûíêà, è ñ äðóãîé ñòîðîíû -  þðèäè÷åñêîå ëèöî, ïðîäàþùåå ñâîè àêöèè è èíâåñòèðóþùåå ñðåäñòâà â ðàçëè÷íûå öåííûå áóìàãè, à òàêæå óïðàâëÿþùåå êîëëåêòèâíûìè èíâåñòèöèÿìè âëàäåëüöåâ êàïèòàëà ôîíäà. Èíâåñòèöèîííûå ôîíäû, êàê è àêöèîíåðíûå îáùåñòâà, ìîãóò áûòü êàê îòêðûòûìè è çàêðûòûìè. Èñõîäÿ èç ìåõàíèçìîâ ðàñïðåäåëåíèÿ äîõîäà èíâåñòèöèîííûå ôîíäû ìîãóò áûòü íàêîïèòåëüíûìè (íå ðàñïðåäåëÿþò ñâîé äîõîä, ðåèíâåñòèðóÿ åãî â íîâûå àêòèâû) è ðàñïðåäåëèòåëüíûìè (íàïðàâëÿþò äîõîä íà âûïëàòó äèâèäåíäà ïî ñâîèì àêöèÿì).

7) Îñîáûìè ó÷àñòíèêàìè íà ðûíêå öåííûõ áóìàã ÿâëÿþòñÿ Áàíê Ðîññèè è êîììåð÷åñêèå áàíêè. Òàê Áàíê Ðîññèè âûïîëíÿåò ôóíêöèè: 1) àãåíò ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ ïî ðàçìåùåíèþ è ïîãàøåíèþ îáëèãàöèé; äèëåð íà âòîðè÷íîì ðûíêå ïîçâîëÿåò ïðîâîäèòü îïåðàöèè êóïëè-ïðîäàæè îò ñâîåãî èìåíè è çà ñâîé ñ÷åò ñ öåëüþ îñóùåñòâëåíèÿ äåíåæíî-êðåäèòíîé ïîëèòèêè, ïîçâîëÿåò êîíöåíòðèðîâàòü ñïðîñ è ïðåäëîæåíèå èíâåñòîðîâ ïî Ðîññè ÷åðåç ñâîè òîðãîâûå ó÷ðåæäåíèÿ; 2)  êîíòðîëåð ðûíêà, ò.å. äîñòóï Áàíêà Ðîññèè ê èíôîðìàöèè î ñäåëêàõ êàæäîãî ó÷àñòíèêà ðûíêà , ïîääåðæèâàíèå ïðèíöèïîâ ñïðàâåäëèâîé  è ðàâíîïðàâíîé òîðãîâëè, îáåñïå÷åíèå ñîáëþäåíèÿ äåéñòâóþùåãî çàêîíîäàòåëüñòâà è ïðàâèë òîðãîâëè.

Êîììåð÷åñêèì áàíêàì íà ðûíêå öåííûõ áóìàã ðàçðåøåíî: à) âûïóñêàòü, ïðîäàâàòü è õðàíèòü öåííûå áóìàãè; á) âêëàäûâàòü ñðåäñòâà â öåííûå áóìàãè; â) îñóùåñòâëÿòü êóïëþ-ïðîäàæó öåííûõ áóìàã îò ñâîåãî èìåíè è çà ñâîé ñ÷åò; ã) óïðàâëÿòü öåííûìè áóìàãàìè ïî ïîðó÷åíèþ êëèåíòîâ; ä) âûïîëíÿòü ïîñðåäíè÷åñêèå (àãåíòñêèå) ôóíêöèè ïðè ïîêóïêå-ïðîäàæå öåííûõ áóìàã íà îñíîâàíèè äîãîâîðà êîìèññèè èëè ïîðó÷åíèÿ; å) îñóùåñòâëÿòü èíâåñòèöèîííîå êîíñóëüòèðîâàíèå; æ) îðãàíèçîâûâàòü âûïóñêè öåííûõ áóìàã. Ïðè ýòîì îñíîâíûìè öåëÿìè äåÿòåëüíîñòè áàíêà íà ðûíêå öåííûõ áóìàã ÿâëÿþòñÿ: à) ïðèâëå÷åíèå äîïîëíèòåëüíûõ äåíåæíûõ ñðåäñòâ äëÿ òðàäèöèîííîé êðåäèòíîé è ðàñ÷åòíîé äåÿòåëüíîñòè íà îñíîâå ýìèññèè öåííûõ áóìàã; á) ïîëó÷åíèå ïðèáûëè îò ñîáñòâåííûõ èíâåñòèöèé â öåííûå áóìàãè çà ñ÷åò âûïëà÷èâàåìûõ áàíêó ïðîöåíòîâ, äèâèäåíäîâ è òàêæå êóðñîâîé ñòîèìîñòè öåííûõ áóìàã; â) ïîëó÷åíèå ïðèáûëè îò ïðåäîñòàâëåíèÿ êëèåíòàì óñëóã ïî îïåðàöèÿì ñ öåííûìè áóìàãàìè; ã) ðàñøèðåíèå ñôåðû âëèÿíèÿ áàíêà è ïðèâëå÷åíèå íîâîé êëèåíòóðû çà ñ÷åò ó÷àñòèÿ â êàïèòàëàõ ïðåäïðèÿòèÿ; ä) äîñòóï ê äåôèöèòíûì ðåñóðñàì ÷åðåç òå öåííûå áóìàãè, êîòîðûå äàþò òàêîå ïðàâî è ñîáñòâåííèêîì êîòîðûõ ñòàíîâèòñÿ áàíê; å) ïîääåðæàíèå íåîáõîäèìîãî çàïàñà ëèêâèäíîñòè.

 

2.3 Ôîíäîâàÿ áèðæà, åå çàäà÷è è ôóíêöèè

 

Ïðîéäÿ ïåðâè÷íîå ðàçìåùåíèå öåííûå áóìàãè ïîïàäàþò ëèáî íà áèðæó, ëèáî íà óëè÷íûé ðûíîê, ãäå ïðîèñõîäèò èõ âòîðè÷íîå îáðàùåíèå. Âñåãî â ìèðå 200 áèðæ â áîëåå 60 ñòðàíàõ.  Ñåâåðíîé Àìåðèêå - 15, Åâðîïå - áîëåå 100, Öåíòðàëüíîé è Þæíîé Àìåðèêå - 20, Àôðèêà, Àâñòðàëèÿ, Àçèÿ - îñòàëüíîå.  Ìåæäóíàðîäíóþ Ôåäåðàëüíóþ Ôîíäîâóþ áèðæó (ÌÔÔÁ) â Ïàðèæå âõîäèò 31 áèðæà. Ñîãëàñíî äåéñòâóþùåìó ðîññèéñêîìó çàêîíîäàòåëüñòâó ôîíäîâàÿ áèðæà îòíîñèòñÿ ê ó÷àñòíèêàì ðûíêà öåííûõ áóìàã, îðãàíèçóþùèì èõ êóïëþ-ïðîäàæó. Ïî çàêîíó ôîíäîâàÿ áèðæà íå ìîæåò ñîâìåùàòü äåÿòåëüíîñòü ïî îðãàíèçàöèè òîðãîâëè  öåííûìè áóìàãàìè  ñ äðóãèìè âèäàìè ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè íà ðûíêå öåííûõ áóìàã, êðîìå äåïîçèòàðíîé è êëèðèíãîâîé. Ïîýòîìó çàäà÷è è ôóíêöèè ôîíäîâîé áèðæè îïðåäåëÿþòñÿ åå ìåñòîì êàê ó÷àñòíèêà:

Информация о работе Рынок ценных бумаг и банки