Рынок ценных бумаг и банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой является выяснение проблем российского рынка ценных бумаг на современном этапе, выявление причин, т.е. почему возникли такие проблемы; а так же определить возможные пути их устранения и дальнейшего развития рынка ценных бумаг. И одной из целей работы можно считать определение позитивных и негативных сторон нынешнего положения на рынке.

Содержание

Введение....................................................................................................................
1. Понятие и сущность ценных бумаг
1.1 Понятие ценных бумаг.....................................................................................
1.2 Классификация ценных бумаг
1.2.1 Общая характеристика акций.......................................................................
1.2.2 Общая характеристика облигаций...............................................................
1.2.3 Общая характеристика государственных ценных бумаг...........................
1.2.4 Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков.........
1.2.5 Чек и коносамент.............................................................................................
1.2.6 Вторичные и производные ценные бумаги..................................................
2. Анализ рынка ценных бумаг и роль коммерческих банков
2.1 Понятие и структура рынка ценных бумаг.....................................................
2.2 Участники рынка ценных бумаг.......................................................................
2.3 Фондовая биржа, ее задачи и функции............................................................
2.4 Регулирование рынка ценных бумаг.................................................................
2.5 Коммерческие банки на рынке ценных бумаг.................................................
3. Проблемы и пути совершенствования рынка ценных бумаг на современном этапе
3.1 История развития российского рынка ценных бумаг......................................
3.2 Развитие рынка ценных бумаг в 90-е годы........................................................
3.3 Проблемы рынка ценных бумаг и пути его совершенствования....................
Заключение...................................................................................................................
Список используемой литературы.............................................................................
Приложение А..............................................................................................................
Приложение В...............................................................................................................

Работа содержит 1 файл

курс.банки на рынке ценных бумаг.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

 

 

Ìèíèñòåðñòâî îáùåãî è ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

 

ÎÐÅÍÁÓÐÃÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ

 

 

Êàôåäðà “Áàíêîâñêîå äåëî”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ÐÛÍÎÊ  ÖÅÍÍÛÕ  ÁÓÌÀà È  ÁÀÍÊÈ

 

Êóðñîâàÿ ðàáîòà ïî äèñöèïëèíå “Äåíüãè, êðåäèò, áàíêè”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

                                                                                           Ðóêîâîäèòåëü êóðñîâîé ðàáîòû

                                                                                            _______________________  Èñòîìèíà Î. Ì.

                                                                                           “____”  _________________ 1998

                                                                                            Èñïîëíèòåëü êóðñîâîé ðàáîòû

                                                                                            Ñòóäåíò  ãðóïïû 96-ÔÊ-1

                                                                                            _______________________   Òåðåõîâà Þ. À.  

 

 

 

 

 

 

1998

 

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

 

Ââåäåíèå....................................................................................................................

1. Ïîíÿòèå è ñóùíîñòü öåííûõ áóìàã

1.1 Ïîíÿòèå öåííûõ áóìàã.....................................................................................

1.2 Êëàññèôèêàöèÿ öåííûõ áóìàã

1.2.1 Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà àêöèé.......................................................................

1.2.2 Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà îáëèãàöèé...............................................................

1.2.3 Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãîñóäàðñòâåííûõ öåííûõ áóìàã...........................

1.2.4 Äåïîçèòíûå è ñáåðåãàòåëüíûå ñåðòèôèêàòû êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ.........

1.2.5 ×åê è êîíîñàìåíò.............................................................................................

1.2.6 Âòîðè÷íûå è ïðîèçâîäíûå öåííûå áóìàãè..................................................

2. Àíàëèç ðûíêà öåííûõ áóìàã è ðîëü êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ

2.1 Ïîíÿòèå è ñòðóêòóðà ðûíêà öåííûõ áóìàã.....................................................

2.2 Ó÷àñòíèêè ðûíêà öåííûõ áóìàã.......................................................................

2.3 Ôîíäîâàÿ áèðæà, åå çàäà÷è è ôóíêöèè............................................................

2.4 Ðåãóëèðîâàíèå ðûíêà öåííûõ áóìàã.................................................................

2.5 Êîììåð÷åñêèå áàíêè íà ðûíêå öåííûõ áóìàã.................................................

3. Ïðîáëåìû è ïóòè ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ðûíêà öåííûõ áóìàã íà ñîâðåìåííîì ýòàïå

3.1 Èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ ðîññèéñêîãî ðûíêà öåííûõ áóìàã......................................

3.2 Ðàçâèòèå ðûíêà öåííûõ áóìàã â 90-å ãîäû........................................................

3.3 Ïðîáëåìû ðûíêà öåííûõ áóìàã è ïóòè åãî ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ....................

Çàêëþ÷åíèå...................................................................................................................

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû.............................................................................

Ïðèëîæåíèå À..............................................................................................................

Ïðèëîæåíèå Â...............................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

 

Ïðîáëåìû ðûíêà öåííûõ áóìàã è åãî ðàçâèòèÿ â óñëîâèÿõ ðûíî÷íîé ýêîíîìèêè - î÷åíü àêòóàëüíàÿ òåìà íà ñåãîäíÿøíèé äåíü. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ êàê èñòîðèåé, òàê è íûíåøíèì ïîëîæåíèåì ñòðàíû â öåëîì. Îñíîâíîé òðóäíîñòüþ ðûíêà öåííûõ áóìàã ÿâëÿåòñÿ åãî áåçäåéñòâèå â òå÷åíèè äîëãîãî ïåðèîäà, à ñåé÷àñ â ñâÿçè ñî ñòàíîâëåíèåì ýêîíîìèêè íàøåé ñòðàíû ìîæíî îáíàðóæèòü ìíîãî ïðîáëåì, íåãàòèâíûõ ñòîðîí ðûíêà.

ß æå âûáðàëà äàííóþ òåìó êóðñîâîé, ïîòîìó ÷òî ðûíîê öåííûõ áóìàã - ýòî âñå åùå ôîðìèðóþùèéñÿ ôèíàíñîâûé ðûíîê, êîòîðûé òåñíî ñâÿçàí êàê ñ áàíêàìè. òàê è ñ ãîñóäàðñòâîì è ÷àñòíûìè êîìïàíèÿìè. È ìíå èíòåðåñíî âûÿñíèòü êàê ðàç ìåõàíèçì äåéñòâèÿ ðûíêà è íàïðàâëåíèÿ åãî ðàçâèòèÿ.

Òàêèì îáðàçîì çàäà÷åé ñâîåé êóðñîâîé ðàáîòû ÿ ñòàâëþ âûÿñíåíèå ïîíÿòèÿ öåííîé áóìàãè, âûäåëåíèå íà îñíîâå êëàññèôèêàöèé âèäîâ è ðàçíîâèäíîñòåé öåííûõ áóìàã. Äàëåå, âòîðîé çàäà÷åé ÿâëÿåòñÿ ðàññìîòðåíèå ñàìîãî ðûíêà öåííûõ áóìàã, åãî ñòðóêòóðû, ó÷àñòíèêîâ (à òàêæå îòäåëüíî ïîñòàðàþñü âûÿñíèòü ìåñòî ôîíäîâîé áèðæè, êàê ó÷àñòíèêà, åå ôóíêöèè, ñòðóêòóðó) , åãî ðåãóëèðîâàíèå. È òóò æå õîòåëîñü áû îòìåòèòü ðîëü áàíêîâ íà ðûíêå öåííûõ áóìàã, ôóíêöèè êîòîðûå îíè âûïîëíÿþò â ñâÿçè ñ ýòèì.

Ìåòîäîëîãè÷åñêîé îñíîâîé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ ó÷åáíèê Ãàëàíîâà Â. À. è Áàñîâà À. È. “Ðûíîê öåííûõ áóìàã”, òàêæå “Ôèíàíñû. Äåíåæíîå îáðàùåíèå. Êðåäèò” ïîä. ðåä. Äðîáîçèíîé Ë. À.  Îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé ýòèõ èçäàíèé ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî àâòîðû ðàññìàòðèâàþò ðîññèéñêèé ðûíîê öåííûõ áóìàã, åãî ñòàíîâëåíèå,  ðàçâèòèå è  åãî ïðîáëåìû. À ïîñêîëüêó òåìà êóðñîâîé “Ðûíîê öåííûõ áóìàã è áàíêè”, òî ÿ òàêæå çà îñíîâó ðàáîòû âçÿëà ó÷åáíèê “ Áàíêîâñêîå äåëî” ïîä. ðåä. Ëàâðóøèíà, ãäå ðàññìîòðåíû îïåðàöèè êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ ñ öåííûìè áóìàãàìè. Ïðàâîâîé æå îñíîâîé ÿâèëñÿ Ãðàæäàíñêèé êîäåêñ ÐÔ è “Çàêîí î ðûíêå öåííûõ áóìàã”. Âñå öèôðîâûå äàííûå âçÿòû èç Ñòàòèñòè÷åñêîãî îáîçðåíèÿ.

Òàêèì îáðàçîì öåëüþ ýòîé êóðñîâîé ÿâëÿåòñÿ âûÿñíåíèå ïðîáëåì ðîññèéñêîãî ðûíêà öåííûõ áóìàã íà ñîâðåìåííîì  ýòàïå, âûÿâëåíèå ïðè÷èí, ò.å. ïî÷åìó âîçíèêëè òàêèå ïðîáëåìû; à òàê æå  îïðåäåëèòü âîçìîæíûå ïóòè èõ óñòðàíåíèÿ è äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ ðûíêà öåííûõ áóìàã. È îäíîé èç öåëåé ðàáîòû ìîæíî ñ÷èòàòü îïðåäåëåíèå ïîçèòèâíûõ è íåãàòèâíûõ ñòîðîí íûíåøíåãî ïîëîæåíèÿ íà ðûíêå.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ïîíÿòèå è ñóùíîñòü öåííûõ áóìàã

 

1.1 Ïîíÿòèå öåííûõ áóìàã

 

Öåííàÿ áóìàãà - ýòî îñîáàÿ ôîðìà ñóùåñòâîâàíèÿ êàïèòàëà, îòëè÷íàÿ îò åãî òîâàðíîé, ïðîèçâîäèòåëüíîé è äåíåæíîé ôîðì, êîòîðàÿ ìîæåò ïåðåäàâàòüñÿ âìåñòî íåãî ñàìîãî, îáðàùàòüñÿ íà ðûíêå êàê òîâàð è ïðèíîñèòü äîõîä, íàðÿäó ñ åãî ñóùåñòâîâàíèåì â äåíåæíîé, ïðîèçâîäèòåëüíîé  è òîâàðíîé ôîðìàõ.

Öåííàÿ áóìàãà ÿâëÿåòñÿ äîêóìåíòîì, óäîñòîâåðÿþùèì ñ ñîáëþäåíèåì ôîðìû è îáÿçàòåëüíûõ ðåêâèçèòîâ èìóùåñòâåííûå ïðàâà, îñóùåñòâëÿåìûå, èëè ïåðåäà÷à êîòîðûõ âîçìîæíà, òîëüêî ïðè åãî ïðåäúÿâëåíèè (ñò.142 ÃÊ ÐÔ).  ÷àñòè II ï.1 ñò.142 ÃÊ ÐÔ öåííàÿ áóìàãà õàðàêòåðèçóåòñÿ êàê äîêóìåíò, óäîñòîâåðÿþùèé èìóùåñòâåííûå ïðàâà, âèäû êîòîðûõ îïðåäåëÿþòñÿ çàêîíîì è â óñòàíîâëåííîì èì ïîðÿäêå, è çäåñü æå  ïðÿìî óêàçûâàåòñÿ, ÷òî ñ ïåðåäà÷åé öåííîé áóìàãè ïåðåõîäÿò âñå óäîñòîâåðÿþùèå åãî ïðàâà  â ñîáñòâåííîñòè.  ñò.128 ÃÊ ÐÔ öåííàÿ áóìàãà íàçâàíà îáúåêòîì ãðàæäàíñêèõ ïðàâ, ðàçíîâèäíîñòüþ âåùåé.

Öåííàÿ áóìàãà âûïîëíÿåò  ñëåäóþùèå ôóíêöèè:

1) ïåðåðàñïðåäåëÿåò äåíåæíûå ñðåäñòâà ìåæäó : îòðàñëÿìè è ñôåðàìè ýêîíîìèêè; òåððèòîðèÿìè è ñòðàíàìè; ãðóïïàìè è ñëîÿìè íàñåëåíèÿ; íàñåëåíèåì è ñôåðàìè ýêîíîìèêè;

2) ïðåäîñòàâëÿåò îïðåäåëåííûå äîïîëíèòåëüíûå ïðàâà åå âëàäåëüöó ïîìèìî ïðàâà íà êàïèòàë (íà ó÷àñòèå â óïðàâëåíèè, ñîîòâåòñòâóþùóþ èíôîðìàöèþ);

3) îáåñïå÷èâàåò ïîëó÷åíèå äîõîäà íà êàïèòàë èëè âîçâðàò ñàìîãî êàïèòàëà.

 

1.2 Êëàññèôèêàöèÿ öåííûõ áóìàã

 

Âñå öåííûå áóìàãè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà îñíîâíûå è ïðîèçâîäíûå. Ê îñíîâíûì îòíîñÿòñÿ:  ïåðâè÷íûå öåííûå áóìàãè - òå, êîòîðûå îñíîâàíû íà àêòèâàõ, â ÷èñëî êîòîðûõ íå âõîäÿò ñàìè öåííûå áóìàãè - ýòî àêöèè, îáëèãàöèè, âåêñåëÿ, çàêëàäíûå; âòîðè÷íûå öåííûå áóìàãè - òå, êîòîðûå âûïóñêàþòñÿ íà îñíîâå ïåðâè÷íûõ öåííûõ áóìàã - âàððàíòû, äåïîçèòðàíûå ðàñïèñêè. Ê ïðîèçâîäíûì îòíîñÿòñÿ - ôüþ÷åðñíûå êîíòðàêòû è ñâîáîäíîîáðàùàþùèåñÿ îïöèîíû.

Öåííàÿ áóìàãà èìååò ðÿä õàðàêòåðèñòèê - âðåìåííûå,  ïðîñòðàíñòâåííûå, ðûíî÷íûå. Ê âðåìåííûì õàðàêòåðèñòèêàì îòíîñèòñÿ:

1) ñðîê ñóùåñòâîâàíèÿ - ò. å. êîãäà áûëà âûïóùåíà öåííàÿ áóìàãà, íà êàêîé ïåðèîä - ñðî÷íûå è áåññðî÷íûå öåííûå áóìàãè;

2) ïðîèñõîæäåíèå - îò ïåðâè÷íîé îñíîâû èëè îò äðóãèõ öåííûõ áóìàã - ïåðâè÷íûå è âòîðè÷íûå öåííûå áóìàãè.

Ê ïðîñòðàíñòâåííûì õàðàêòåðèñòèêàì îòíîñèòñÿ:

1) ôîðìà ñóùåñòâîâàíèÿ - íàëè÷íûå è áåçíàëè÷íûå öåííûå áóìàãè, êîòîðûå â ñîîòâåòñòâåííîé ôîðìå ôèêñèðóþò ïðàâà, ñâÿçàííûå ñ âëàäåíèåì öåííûìè áóìàãàìè. Áåçíàëè÷íûå ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà : áåçäîêóìåíòàðíûå (àêöèè è ãîñóäàðñòâåííûå äîëãîâûå îáÿçàòåëüñòâà, òàê æå âåêñåëÿ) è öåíòðàëèçîâàííî õðàíÿùèåñÿ äîêóìåíòàðíûå. Íàëè÷íûå öåííûå áóìàãè - äîêóìåíòàðíûå áóìàãè áåç èõ îáÿçàòåëüíîãî öåíòðàëèçîâàííîãî õðàíåíèÿ;

2) íàöèîíàëüíàÿ ïðèíàäëåæíîñòü - îòå÷åñòâåííûå èëè èíîñòðàííûå öåííûå áóìàãè;

3) òåððèòîðèàëüíàÿ ïðèíàäëåæíîñòè - çàâèñèò îò òîãî â êàêîì ðåãèîíå áûëè âûïóùåíû öåííûå áóìàãè.

Ê ðûíî÷íûì õàðàêòåðèñòèêàì îòíîñèòñÿ:

1) òèï àêòèâà, ëåæàùèé â îñíîâå  öåííîé áóìàãè - ýòî ìîæåò áûòü òîâàð, äåíüãè, ñîâîêóïíûå àêòèâû ôèðìû, â ñâÿçè ñ ýòèì âûäåëÿþò ôîíäîâûå (àêöèè è îáëèãàöèè, êîòîðûå âûïóñêàþòñÿ â óñëîâèÿõ èõ òåñíîé ïðèâÿçêè ê îñíîâíûì êàïèòàëàì ýìèòåíòà) è êîììåð÷åñêèå (âåêñåëÿ è ÷åêè - â ñèëó íåäîñòàòêà îáîðîòíûõ ñðåäñòâ) öåííûå áóìàãè;

2) ïîðÿäîê âëàäåíèÿ - íà ïðåäúÿâèòåëÿ, èìåííûå è îðäåðíûå;

3) ôîðìà âûïóñêà - ýìèññèîííûå è íåýìèññèîííûå öåííûå áóìàãè;

4) ôîðìà ñîáñòâåííîñòè è âèä ýìèòåíòà - ïðÿìûå è ãàðàíòèðîâàííûå, êîòîðûå äåëÿòñÿ íà ìóíèöèïàëüíûå, ïðàâèòåëüñòâåííûõ ó÷ðåæäåíèé , ãîñóäàðñòâåííûõ ïðåäïðèÿòèé è ãîñóäàðñòâà;

5) õàðàêòåð îáðàùàåìîñòè - ðûíî÷íûå (ñâîáîäíî îáðàùàþùèåñÿ íà âòîðè÷íîì ðûíêå) è íåðûíî÷íûå (íå ìîãóò ñâîáîäíî îáðàùàòüñÿ). Ñðåäè ðûíî÷íûõ âûäåëÿþò äîïóùåííûå ê áèðæåâîé êîòèðîâêå è íå äîïóùåííûå ê áèðæåâîé êîòèðîâêå;

6) ïî ñðîêàì îáðàùåíèÿ -ñðî÷íûå (îáëèãàöèè, âåêñåëÿ è ÷åêè), êîòîðûå ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà: êðàòêîñðî÷íûå (äî 1 ãîäà), ñðåäíåñðî÷íûå (îò 1 äî 5 ëåò) è äîëãîñðî÷íûå (5-30 ëåò)  è áåç óêàçàíèÿ ñðîêà äåéñòâèÿ (àêöèè è ñåðòèôèêàòû);

7) óðîâåíü ðèñêà - áåçðèñêîâûå è ðèñêîâûå;

8) ôîðìà äîõîäîâ - ïðîöåíòíûå (êóïîííûå) ñ ôèêñèðîâàííîé ñòàâêîé èëè ñ ïëàâàþùåé ñòàâêîé, ïðîöåíòíûå (áåñêóïîííûå), äèñêîíòíûå (áåñêóïîííûå), èíäåêñèðóåìûå, âûèãðûøíûå, ïðåìèàëüíûå;

9) äîõîäíîñòü - âûñîêîäîõîäíûå, ñðåäíåäîõîäíûå, íèçêîäîõîäíûå  è áåçäîõîäíûå;

10) ôîðìà âëîæåíèÿ ñðåäñòâ âëàäåëüöà - äîëãîâûå, êîòîðûå ïðåäóñìàòðèâàþò âîçâðàò ñóììû äîëãà ê îïðåäåëåííîé äàòå è äîëåâûå, êîòîðûå ñâèäåòåëüñòâóþò î âëîæåíèè îïðåäåëåííîé äîëè èõ âëàäåëüöà â êàïèòàë ýìèòåíòà;

Êðîìå ýòîãî öåííûå áóìàãè îòëè÷àþòñÿ ïî íàäåæíîñòè. Òàê, ïåðâîå ìåñòî çàíèìàþò îáëèãàöèè, ïðåôàêöèè, îáûêíîâåííûå àêöèè. Îáíàðóæåíà çàâèñèìîñòü ìåæäó ðèñêîì, ñâÿçàííûì ñ äàííîé öåííîé áóìàãîé è  äîõîäîì ïî íåé. Ïðèáûëü, êîòîðóþ ïðèíîñÿò öåííûå áóìàãè ïðîïîðöèîíàëüíî âîçðàñòàåò ñ ðèñêîì, êîòîðîìó ïîäâåðãàþòñÿ êàïèòàëû âêëàä÷èêà â ýòè öåííûå áóìàãè (ðèñ. 1, ñì. ïðèëîæåíèå À). Íàèáîëåå ñòàáèëüíûå äîõîäû îáåñïå÷èâàþò ãîñóäàðñòâåííûå îáëèãàöèè, êàçíà÷åéñêèå áèëåòû, ÷àñòíûå îáëèãàöèè è “ñèíèå êîðåøêè”. Ñóùåñòâóþò òàê æå êîíâåðòèðóåìûå öåííûå áóìàãè, êîòîðûå ïðè îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ ìîãóò îáìåíèâàòüñÿ íà äðóãèå âèäû áóìàã.

 ñîîòâåòñòâèè ñ Óêàçîì Ïðåçèäåíòà ÐÔ îò 4 íîÿáðÿ 1994ã. ¹ 2063 “ Î ìåðàõ ïî ãîñóäàðñòâåííîìó ðåãóëèðîâàíèþ ðûíêà öåííûõ áóìàã â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè” ê ïóáëè÷íîìó ðàçìåùåíèþ äîïóñêàþòñÿ ãîñóäàðñòâåííûå öåííûå áóìàãè, îáëèãàöèè, âêëþ÷àÿ âûïóñêàåìûå îðãàíàìè ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ÐÔ è îðãàíàìè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, èìåííûå àêöèè àêöèîíåðíûõ îáùåñòâ  è áàíêîâ è èõ ñåðòèôèêàòû, îïöèîíû íà öåííûå áóìàãè, æèëèùíûå ñåðòèôèêàòû.  Ðîññèè â êà÷åñòâå öåííûõ áóìàã , êðîìå óêàçàííûõ âûøå, åñòü âåêñåëÿ, äåïîçèòíûå è ñáåðåãàòåëüíûå áàíêîâñêèå ñåðòèôèêàòû, êîíîñàìåíòû, áàíêîâñêèå ñáåðåãàòåëüíûå êíèæêè íà ïðåäúÿâèòåëÿ, ïðèâàòèçàöèîííûå öåííûå áóìàãè (÷åêè), èíîñòðàííûå áóìàãè â èíîñòðàííîé âàëþòå.

 

1.2.1 Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà àêöèé

 

Àêöèÿ - åäèíè÷íûé âêëàä â óñòàâíîé êàïèòàë àêöèîíåðíîãî îáùåñòâà ñ âûòåêàþùèìè ïðàâàìè. Ýòî òèòóë ñîáñòâåííîñòè è öåííàÿ áóìàãà, êîòîðàÿ äàåò ïðàâî íà ÷àñòü ïðèáûëè â âèäå äèâèäåíäîâ. Àêöèè âûïóñêàþòñÿ êîðïîðàöèÿìè, îíè äåëàþò ñâîåãî äåðæàòåëÿ ñîáñòâåííèêîì ÷àñòè èìóùåñòâà êîðïîðàöèè. Âëàäåëåö àêöèè ïîëó÷àåò äèâèäåíäû, êîòîðûå âûïëà÷èâàþòñÿ èç âûðó÷êè, òåêóùåé èëè ïðîøëîé.  îòëè÷èå îò ïðîöåíòîâ ïî îáëèãàöèÿì äèâèäåíäû âûïëà÷èâàþò íå âñåãäà, à åñëè âûïëà÷èâàþò , òî òîëüêî ïîñëå îáúÿâëåíèÿ ñîâåòà äèðåêòîðîâ.

Îñîáåííîñòè àêöèé:

1) àêöèîíåð íå èìååò ïðàâà ïîòðåáîâàòü ó îáùåñòâà âåðíóòü âíåñåííóþ ñóììó;

2) àêöèÿ - ýòî áåññðî÷íàÿ áóìàãà, æèçíü êîòîðîé îáðûâàåòñÿ, êîãäà àêöèîíåðíîå îáùåñòâî ïåðåñòàåò ñóùåñòâîâàòü;

3) äàåò ïðàâî ãîëîñà  ó÷àñòâîâàòü â óïðàâëåíèè àêöèîíåðíîãî îáùåñòâà;

4) àêöèîíåðíîå îáùåñòâî íå áåðåò íà ñåáÿ îáÿçàòåëüñòâî ïðîèçâîäèòü ðåãóëÿðíûå âûïëàòû ïî àêöèÿì, è ò.ê. àêöèîíåðû ÿâëÿþòñÿ ñîâëàäåëüöàìè êîìïàíèè, òî îíè áåðóò íà ñåáÿ âñå ðèñêè, êîòîðûå âîçìîæíû ñ äåÿòåëüíîñòüþ ýòîé êîìïàíèè;

5) àêöèè áûâàþò ñëåäóþùèõ âèäîâ: ïðåäúÿâèòåëüíûå è èìåííûå.

Íî ñóùåñòâóþò àêöèè, êîòîðûå íå äàþò ïðàâà ãîëîñà - ïðåôåðåíöèàëüíûå èëè ïðèâèëåãèðîâàííûå. Äåðæàòåëÿì âûïëà÷èâàþòñÿ ôèêñèðîâàííûå äèâèäåíäû, à ïðè ëèêâèäàöèè êîìïàíèè îíè ïîëó÷àþò ñâîþ ÷àñòü â ïåðâóþ î÷åðåäü.  ñâîþ î÷åðåäü ïðèâèëåãèðîâàííûå àêöèè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà: à) êóìóëÿòèâíûå - ïî êîòîðûì íåâûïëà÷åííûé äèâèäåíä íàêàïëèâàåòñÿ è âûïëà÷èâàåòñÿ âïîñëåäñòâèè; á) êîíâåðòèðóåìûå - êîãäà äîëæíà ñóùåñòâîâàòü âîçìîæíîñòü è óñëîâèÿ îáìåíà òàêèõ àêöèé â îáûêíîâåííûå èëè òàêèå æå àêöèè äðóãîãî òèïà; â) ãàðàíòèðîâàííûå - èõ ìîãóò âûïóñêàòü äî÷åðíèå ïðåäïðèÿòèÿ, à äèâèäåíä ãàðàíòèðóåòñÿ  ðåïóòàöèåé âûøåñòîÿùåé îðãàíèçàöèè; ã) ñ äîëåé ó÷àñòèÿ - äàþò ïðàâî íå òîëüêî íà ôèêñèðîâàííûé äèâèäåíä, íî è íà äîïîëíèòåëüíûé äèâèäåíä; ä) ñ ïëàâàþùåé ñòàâêîé  äèâèäåíäà, îðèåíòèðóþùåéñÿ íà äîõîäíîñòü êàêèõ-ëèáî  îáùåïðèçíàííûõ öåííûõ áóìàã (íàïðèìåð, ÃÊÎ).

Àêöèè ìîãóò áûòü îãðàíè÷åííûìè, ò.å. îíè îáåñïå÷èâàþò äåðæàòåëþ ïîëíîå ó÷àñòèå â âûðó÷êå êîìïàíèè è äîëþ àêòèâîâ ïðè åå ëèêâèäàöèè, íî îãðàíè÷èâàþò åãî â ïðàâå ãîëîñà:

- íåãîëîñóþùèå - òå, êîòîðûå âîîáùå íå äàþò ïðàâî ãîëîñà;

- ïîä÷èíåííûå - òå, êîòîðûåêòîðûå äàþò ïðàâî ãîëîñà â ìåíüøåé ñòåïåíè;

- ñ îãðàíè÷åííûì ïðàâîì ãîëîñà - ñ ïðåäåëàìè íà ÷èñëî  èëè äîëþ äåðæàòåëåé.

Áàíêè òàê æå âûñòóïàþò â êà÷åñòâå ýìèòåíòîâ àêöèé. Êîììåð÷åñêèé áàíê ìîæåò âûïóñêàòü: 1) ïðèâèëåãèðîâàííûå àêöèè è èõ íîìèíàëüíàÿ ñòîèìîñòü äîëæíà áûòü íå áîëåå 25 %  îò óñòàâíîãî êàïèòàëà, à ÷ðåçìåðíûé âûïóñê èõ áàíêàìè, ó êîòîðûõ îòñóòñòâóþò ðåçåðâíûé ôîíä èëè åãî âåëè÷èíà íå äîñòàòî÷íûõ ðàçìåðîâ, ÿâëÿåòñÿ ðèñêîâàííûì äåëîì; 2) îáûêíîâåííûå àêöèè, êîòîðûå ìîãóò áûòü èìåííûìè è íà ïðåäúÿâèòåëÿ.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и банки