Расходы бюджетов на социальную сферу

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
1)Рассмотреть структуру расходов бюджета на соц. сферу;
2)Описать процесс финансирования социальной сферы;
3)Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….1
Структура расходов бюджета на социальную сферу………………………………..2
Образование…………………………………………………………………………....4
Культура, кинематография, СМИ………………………………………..…………..10
Здравоохранение, физическая культура, спорт……………………………………...16
Физическая культура, спорт……………………………………………..……………23
Социальная политика………………………………………………………………....27
Заключение………………………………………………………………………...…..33
Список литературы…………………………………………………………...……….35

Работа содержит 1 файл

Курсовая бюджет.docx

— 1.11 Мб (Скачать)

Федеральный уровень  включает в себя 3 направления выделения  средств:

  1. на содержание учреждений федерального ведения;
  2. на реализацию федеральных образовательных программ;
  3. на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке

При планировании  Федерального Бюджета на 2010 год было заложено, что они увеличатся 7,3% и составят 416,4 млрд. рублей по сравнению  с 2009 годом. Согласно данным  Министерства Финансов  по исполнению федерального бюджета за 2010 год  расходы составили  442.8 млрд. рублей , таким образом абсолютная разница составила 26.4  млрд. руб., в относительном выражении расходы увеличились в 1.06 раза по сравнению с плановыми. Региональный и муниципальный уровни  предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование».

Финансирование  учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы  финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном  бюджете на очередной год и  быть минимально допустимыми.

Региональные  и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Распределение расходов бюджета в данной сфере за  2010 год: 

Таблица№0. Расходы  бюджета в сфере образования.

Наименование  показателя Код расхода по бюджет-ной класси-фикации Утвержденные  бюджетные назначения* Исполнено
ОБРАЗОВАНИЕ 0700 444 846 379 600,00 442 809 280 693,80
Дошкольное  образование 0701 4 315 220 100,00 4 332 017 977,88
Общее образование 0702 5 791 039 900,00 5 800 496 806,57
Начальное профессиональное образование 0703 3 084 115 100,00 3 067 208 691,60
Среднее профессиональное образование 0704 31 650 398 000,00 32 094 289 110,26
Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение квалификации 0705 5 407 042 400,00 5 485 330 776,39
Высшее  и послевузовское профессиональное образование 0706 363 430 415 600,00 364 479 502 473,03
Молодежная  политика и оздоровление детей 0707 651 353 400,00 648 960 053,67
Прикладные  научные исследования в области образования 0708 19 058 284 100,00 15 646 064 231,25
Другие  вопросы в области  образования 0709 11 458 511 000,00 11 255 410 573,15

Очевидно, что  наибольшая статья расходов приходится на  высшее и послевузовское профессиональное образование.

Касаемо расходов на целевые образовательные программы -  выделить  Федеральную целевую  программу «Электронная Россия», цель- создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, на которую   было потрачено:

1)Всего - 77179,1 млн. рублей

2)За счет федерального  бюджета - 39383 млн. рублей

3)За счет региональных  и местных бюджетов - 22610,1 млн.  рублей и др.

4) Другие источники- 15186 млн. р.

Рисунок№1. Расходы  бюджетов разных уровней на  программу  «Электронная Россия»

Из диаграммы  отчетливо видно, что расходы  федерального уровня составляют чуть больше половины в общей совокупности расходов.

Федеральная программа  «Образование», стратегическая цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, на которую было потрачено:

1)Всего -61952,35 млн. рублей

2) За счет  федерального бюджета-45335,02 млн. рублей

3) За счет  региональных и местных бюджетов-12501,74 млн. рублей

4)За счет других  источников-6137,394 млн. рублей

Рисунок№2. Расходы  бюджетов разных уровней на программу  «Образование»

Примером региональной целевой программы в сфере  образования может стать программа  Мурманской области «Комплексная программа  обеспечения безопасности учреждений в сфере образования». Стратегическая цель- обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников, работников с сфере образования, путем повышения безопасности жизнедеятельности. На программу было израсходовано(2010 год):

1) Всего-300393 тыс.  рублей

2)За счет областного  бюджета- 26685 тыс. рублей

3)За счет местных  бюджетов- 267606 тыс. рублей

4) За счет  внебюджетных фондов- 6102 тыс. рублей

Необходимо отметить, что среди  местных бюджетов приняли  участие большинство из них, включая  бюджеты таких крупных городов  данной области как Мончегорск, Кандалакша, Апатиты, Кировск, Оленегорск.

 

Рисунок№3. Расходы  бюджетов на программу « Обеспечение  безопасности  в сфере образования».

Необходимо отметить, что  в 2010 году в полном объёме сохранены  бюджетные ассигнования на оплату труда, стипендий обучающимся в федеральных  учебных заведениях, стипендий аспирантам и докторантам, окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов  государственных академий наук, государственных  научных стипендий выдающимся учёным России и талантливым молодым  учёным России, грантов Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских учёных - кандидатов и докторов наук, грантов по поддержке ведущих научных школ Российской Федерации, премий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

                              Культура и искусство кинематография, СМИ.

Опираясь на Конституцию,  Российская Федерация  представляет собой социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня. Комплекс "Культура" как отрасль представляет собой совокупность учреждений и организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями. С культурой тесно связано искусство и кинематография.

Правовая база сохранения и развития отечественной  культуры – Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»  от 09.10.92 г №3612-1. В Основах законодательства России о культуре указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% федерального бюджета и 6% территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов. В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти этого требования не выполняют. Так как культура помогает взращиванию и формированию человека как личности, индивидуума , она выступает в качестве одного из претендентов на бюджетное финансирование. Следует отметить, что в то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма .

  Тем не менее, согласно данным Росстата ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов консолидированного бюджета России (7-8% ресурсов федерального бюджета и 45-47% бюджетов территорий).  Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика. Так, например, особенности финансирования музеев зависят от численности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспонатов, необходимости их приобретения, наличия охранной сигнализации.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

.Согласно данным  Минфина о фактическом исполнении  бюджета за 2010 год расходы составили  125, 6 млрд. рублей. Что составило 0.3% к ВВП, в сравнении с 2009 годом,  где расходы составили 111, 7 млрд. рублей и соответственно 0, 29% к  ВВП.  Анализируя цифры, можно сделать вывод, что согласно абсолютному значению расходы увеличились на  13.9 млрд. рублей, в относительном значении увеличились в  1.12 раз, что свидетельствует о преодолении кризиса и соответственно увеличению финансировании сферы культуры .Расходы данной сферы включают в себя:

Таблица№1. Расходы  бюджета на Культуру, СМИ в 2010 году.

Наименование  показателя Код расхода по бюджет-ной класси-фикации Утвержденные  бюджетные назначения* Исполнено
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 0800 126 428 840 000,00 125 597 328 694,70
Культура 0801 59 457 077 900,00 58 914 145 676,37
Кинематография 0802 5 632 411 900,00 5 632 353 181,59
Телевидение и радиовещание 0803 47 203 263 000,00 47 101 501 678,14
Периодическая печать и издательства 0804 4 253 528 400,00 4 244 351 503,83
Прикладные  научные исследования в области культуры, кинематографии, средств  массовой информации 0805 401 696 300,00 405 024 941,10
Другие  вопросы в области  культуры, кинематографии, средств массовой информации 0806 9 480 862 500,00 9 299 951 713,67
 

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных  бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры.

Особенностями использования бюджетных средств  являлось:

1)увеличение  бюджетных ассигнований на оплату  труда работников федеральных государственных учреждений культуры, включая индексацию фондов оплаты труда, реформирование системы оплаты труда и выплату грантов работникам федеральных государственных учреждений культуры  в 2009 году на 2 828,8 млн. рублей, в 2010 году - на 4 412,6 млн. рублей. В 2011 году бюджетные ассигнования на указанные цели составят 15 147,9 млн. рублей;

2)увеличение  бюджетных ассигнований на капитальный  ремонт и реставрацию учреждений и объектов культуры - на 4 967,4 млн. рублей в 2009 году, на 13 184,8 млн. рублей в 2010 году и в 2011 году бюджетные ассигнования на указанные цели составят 25 855,8 млн. рублей, в том числе на:

3) реставрацию  памятников истории и культуры  в связи с празднованием   1150-летия основания г. Великий Новгород, включая памятник «Митрополичьи покои в Новгородском кремле», в 2009 году  - 957,5 млн. рублей;

4) проведение  экспериментальных реставрационных  работ на объектах Государственного  художественно-архитектурного дворцово-паркового  музея-заповедника "Царское Село", включая работы на Екатерининском  дворце, в 2009 году - 800,0 млн. рублей  и в 2010 году - 471,0 млн. рублей;

6)перевод экспонатов  Государственного исторического  музея из Новодевичьего монастыря, включая капитальный ремонт комплекса зданий бывшей Городской Думы  на 2009 и 2010 годы - по 946,7 млн. рублей ежегодно;

7)организация  и проведение празднования 850-летия  основания  г. Галича, 300-летия основания Царского Села, 300-летия основания  г. Омска, 100-летия основания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, 100-летия со дня рождения А.Т. Твардовского, проведение мероприятий, посвященных 200-летию Победы в войне 1812 года и других юбилейных мероприятий общероссийского значения  в 2009 году - 245,4  млн. рублей и в 2010 году- 671,9 млн. рублей.

     Предусмотрен  значительный рост расходов на культуру к уровню 2008 года:  в 2009 г. – на 30%,  2010 г. – на36 %,  2011 г. – на37 %.

      Рост  расходов по подразделу  "Кинематография" характеризуется  следующими данными:

Информация о работе Расходы бюджетов на социальную сферу