Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:10, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………
6
1.1. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений в РФ…….
6
1.2 Основные модели межбюджетных отношений………………………………..
11
1.3. Нормативно-правовая база регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………………
17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………………………………………………………………………. 21
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов……
21
2.2. Характеристика межбюджетных отношения регионов и муниципальных образований………………………………………………………………………… 27
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………………………………..
30
3.1. Проблемы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации..
30
3.2 О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах……………………………………………………………………..
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….………………… 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….......... 47
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
Крупнейшим каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из ФФПР. (см. табл. 1).
Таблица 1
Масштабы Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 1994-2007 гг.
года | сумма в млрд.руб., (до 1998г.-трлн.руб.) | доля в % в федеральном бюджете (вкл.внебюджеиные фонды) | кол-во дотационных регионов | |
1994 | 11,9 | 6,1 | - | |
1995 | 23,6 | 8,3 | 78 | |
1996 | 39,3 | 9,0 | 75 | |
1997 | 52,9 | 10,0 | 81 | |
1998 | 39,2 | 7,8 | 76 | |
1999 | 33,7 | 5,9 | 76 | |
2000 | 57,4 | 6,7 | 71 | |
2001 | 100,3 | 8,4 | 70 | |
2002 | 147,5 | 7,6 | 71 | |
2003 | 173,8 | 7,2 | 71 | |
2004 | 175,8 | 6,4 | 71 | |
2005 | 189,9 | 5,4 | 67 | |
2006 | 228,2 | 5,3 | 65 | |
2007 | 260,4 | 4,8 | 69 | |
2008 | 328,6 | 5,2 | 72 |
Механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором стал выступать целевой Фонд финансовой поддержки регионов, введен с 1994 г. В 1994 г. фонд формировался в размере 22 % НДС (за счет его доли, поступавшей в федеральный бюджет), в 1995 г. - в размере 27% НДС. В 1996-1998гг. фонд создавался за счет 15 % общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением подоходного с физических лиц и ввозных таможенных пошлин. В 1999 и 2000гг. он был образован в размере 14% налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от НДС и акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, таможенных пошлин и иных таможенных платежей. [13, с.160]
В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), основное предназначение которого - выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ
В течение нескольких лет ФФПР составлял около 14 % от общего размера налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин.
Как видно из таблицы 1, объем фонда, начиная с 2000г. имеет в абсолютном выражении устойчивый рост. При этом в процентном отношении наблюдается снижение. Например, с 2007 по 2008г.г. он вырос на 26,2 %. Данный факт свидетельствует о росте доходной части федерального бюджета даже с учетом инфляции. Это является результатом роста налогооблагаемой базы, который обусловлен устойчивым экономическим ростом в стране за последние несколько лет. В 2007г., как и в прошлые годы, самыми большими доходными статьями федерального бюджета являлись: таможенные пошлины - 33,9 %, НДС - 29 %, НДФЛ - 18 %.
Процентное
снижение можно трактовать двояко.
С одной стороны это
Наибольшая доля ФФПР в 2007г. (см. табл. 1 приложений) пришлась на следующие регионы: Дагестан (7,4 %), Якутия (5,6%), Алтайский край ( Чечня (4%). В 2008 г. ситуация в данном плане существенно не изменилась. В 2008г. ряды дотационных регионов пополнили: республика Коми; Ярославская, Челябинская, Оренбургская, Томская области. На наш взгляд присутствие такого мощного в социально-экономическом плане региона как Челябинская область в списке ФФПР результат попустительского отношения властей данного субъекта РФ в плане финансового менеджмента региона и иждивенческих настроений. [3, 4]
Соотношение
доходов между федеральными и
региональными бюджетами
В
настоящее время
Помощь из центра не носит целевого характера, не стимулирует региональные органы управления совершенствовать свою собственную деятельность и полнее использовать внутренние возможности хозяйства соответствующих территорий, более того - поощряет иждивенчество. Все это усугубляется растущей централизацией финансовых ресурсов, провоцируемой налоговой системой.
В
итоге взаимоотношения федерального
бюджета с регионами зашли в тупик. Количество
регионов-доноров за последние несколько
лет не только перестало увеличиваться,
но за последний год их уменьшилось на
5. И это при том, что в стране за последние
несколько лет наблюдался устойчивый
экономический рост. Причем эти регионы
справедливо возмущены тем, что не имеют
никаких преимуществ по сравнению с иждивенцами.
Получается, что регионы, которые слабо
работают над программами лучшего использования
имеющихся у них ресурсов или более того
проводят политику торможения реформ,
могут жить не хуже других за счет перераспределения
средств через федеральный бюджет от более
успешно и творчески работающих регионов.
Ярким примером является Башкортостан,
который на протяжении многих лет, будучи
успешным регионом-донором, умудрился
в 2007г. стать дотационным. То же самое относится
к Челябинской области. Такие условия,
естественно, отбивают у регионов-доноров
стимул к дальнейшему социально-экономическому
совершенствованию.
2.2.
Характеристика межбюджетных отношений
регионов и муниципальных образований
Основные
задачи бюджетных взаимоотношений
между регионами и
Финансовой основой местного самоуправления является местный бюджет. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений между поселениями и (или) заменяющие их дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. Данные дотации образуют региональный фонд финансовой поддержки.
Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов.
Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.
Прежде чем принимать решение об оказании финансовой помощи муниципальному образованию, региональные органы власти вправе и должны осуществлять проверку ее целесообразности. Таким образом, чтобы помощь из Фонда Финансовой Поддержки Муниципальных Образований (ФФПМО) не превратилась в канал финансирования недостаточно эффективного управления территориями, органы власти субъекта Федерации вправе проверять, какая работа ведется на местах по увеличению доходов местных бюджетов, а также по выполнению законодательства по их расходованию при соблюдении необходимых мер экономии. Однако, единая методика подобного распределения, равно как и в целом практика межбюджетных отношений внутри регионов, пока не сложилась. Существуют отдельные подходы, ведутся поиски наиболее оптимальных решений, соответствующих условиям различных типов регионов России.
Число регионов за 2005, где зависимость местных бюджетов от регионального была выше 50%, увеличилось с 33 до 40, а выше 60% - с 19 до 23, выше 70% - с 12 до 15 регионов. Хотя надо признать, что позитивные сдвиги в плане регулирования межбюджетных отношений на местном уровне все-таки происходят. Новые редакции БК РФ (с 26.04.07) предусматривают создание и введение начиная с 2007 г. 2 уровневой местной бюджетной системы, что окажет, на наш взгляд, позитивное влияние на гибкость и эффективность межбюджетных отношений. [22, с.49]
Отметим,
что предлагаемые новыми редакциями
БК РФ изменения в структуре
Число регионов за 2005, где зависимость местных бюджетов от регионального была выше 50%, увеличилось с 33 до 40, а выше 60% - с 19 до 23, выше 70% - с 12 до 15 регионов. Хотя надо признать, что позитивные сдвиги в плане регулирования межбюджетных отношений на местном уровне все-таки происходят. Новые редакции БК РФ (с 26.04.07) предусматривают создание и введение начиная с 2007 г. двухуровневой местной бюджетной системы, что окажет, на наш взгляд, позитивное влияние на гибкость и эффективность межбюджетных отношений.
Помощь из центра не носит целевого характера, не стимулирует региональные органы управления совершенствовать свою собственную деятельность и полнее использовать внутренние возможности хозяйства соответствующих территорий, более того - поощряет иждивенчество. Все это усугубляется растущей централизацией финансовых ресурсов, провоцируемой налоговой системой. То же самое можно сказать о взаимодействии региональных и муниципальных бюджетов.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Проблемы
развития межбюджетных отношений в Российской
Федерации
Система финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам призвана способствовать:
-
выравниванию бюджетной
-
доступу граждан вне
-
созданию стимулов для
-
повышению эффективности
В настоящее время определены структура и объем межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета.
Информация о работе Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации