Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:10, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………
6
1.1. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений в РФ…….
6
1.2 Основные модели межбюджетных отношений………………………………..
11
1.3. Нормативно-правовая база регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………………
17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………………………………………………………………………. 21
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов……
21
2.2. Характеристика межбюджетных отношения регионов и муниципальных образований………………………………………………………………………… 27
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………………………………..
30
3.1. Проблемы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации..
30
3.2 О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах……………………………………………………………………..
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….………………… 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….......... 47
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. |
3 |
|
|
1.1.
Сущность и принципы |
6 |
1.2 Основные
модели межбюджетных отношений… |
11 |
1.3. Нормативно-правовая
база регулирования межбюджетных отношений
в Российской Федерации……………………………………………………… |
17 |
ГЛАВА
2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В РОССИИ……………………………………………………………… |
21 |
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов…… | 21 |
2.2. Характеристика
межбюджетных отношения |
27 |
|
30 |
3.1. Проблемы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.. |
30 |
3.2 О
Концепции повышения
|
39 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………… |
45 |
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… |
47 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
49 |
ВВЕДЕНИЕ
Межбюджетные отношения являются важнейшей составляющей бюджетной системы, от устойчивости которых в значительной степени зависит не только финансовая стабильность страны, но и решение важнейших социальных и государственно-политических задач.
Вместе
с тем, несмотря на осуществляемый на
протяжении более десяти лет процесс
бюджетного реформирования, проблема
межбюджетных отношений в Российской
Федерации сохраняет
При этом на фоне общей неурегулированности межбюджетных отношений наиболее серьезные проблемы и противоречия наблюдаются на субфедеральном уровне, описываемом моделью «регион-муниципальные образования». В связи с внедрением бюджетирования, ориентированного на результаты, представляется необходимым обеспечение методологической и финансовой поддержки механизма межбюджетных отношений на данном уровне, а также разработка и реализация качественно новых прогрессивных подходов, их формирование, особенно в условиях перехода к среднесрочному финансовому планированию бюджетов всех уровней, требующему определенности не только на очередной финансовый год, но и на более длительный период.
В
этой связи особую актуальность имеют
вопросы определения подходов к
распределению имеющихся
Межбюджетные отношения в Российской Федерации - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Переход
от централизованной системы управления
к рыночной во многом зависит от
адекватных преобразований в бюджетной
сфере. Речь идет прежде всего о необходимости
децентрализации бюджетной
Другими
словами, одной из приоритетных целей
государственной бюджетной
В
российской экономической литературе
вопросы межбюджетных отношений
рассматриваются и
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
-
дать определение понятию «
-
исследовать состояние
-
выявить проблемы бюджетной
Объектом исследования является теоретические и практические вопросы функционирования системы межбюджетных отношений, их нормативно-правовая база.
Предметом исследования выступает проблематика взаимоотношений бюджетов различных уровней по поводу распределения и перераспределения общественных финансовых ресурсов.
Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные акты РФ.
Курсовое
исследование состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованной
литературы. Первая глава посвящена теоретическим
вопросам межбюджетных отношений, их сущности,
принципам и нормативно-правовой основе.
Во второй главе исследуются и анализируются
взаимоотношения между федеральным, региональными
и муниципальными бюджетами. В третьей
главе определяются возможные пути совершенствования
и развития межбюджетных отношений в России.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
1.1. Сущность
и принципы организации межбюджетных
отношений в РФ
В настоящее время межбюджетные отношения являются одной из центральных проблем не только во взаимоотношениях федерального центра с субъектами федерации, но и между субъектами федерации и входящими в их состав муниципальными образованиями.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации существует следующее определение межбюджетных отношений как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
По мнению А.Е. Суглобова, межбюджетные отношения можно рассматривать с двух позиций:
- как экономическую категорию;
- с организационной стороны (т.е. с точки зрения механизма реализации).
Если рассматривать межбюджетные отношения как экономическую категорию, то это денежные распределительные отношения, возникающие между органами власти различных уровней и обусловленные необходимостью максимально эффективного обеспечения равной возможности реализации на всей территории РФ установленных Конституцией РФ социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться за счет бюджетов субъектов РФ с учетом их географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей.
Со стороны механизма реализации межбюджетные отношения включают в себя взаимоотношения между различными уровнями власти по поводу:
-
бюджетного выравнивания и
Главными участниками (субъектами) межбюджетных отношений выступают: государство, налогоплательщики, бюджетополучатели, финансовые посредники, контрольные органы и иные органы власти и управления. Центральным звеном системы межбюджетных отношений являются отношения между налогоплательщиками и бюджетами различных уровней по поводу формирования доходного потенциала бюджетной системы и отношения между бюджетополучателями и бюджетами, определяющие структуру расходов бюджетов всех уровней. [21, с.32-33] Понятие межбюджетные отношения тесно связано с понятиями «бюджетный федерализм», «фискальная децентрализация», «фискальный федерализм», «фискальная анатомия».
Федерализм как принцип государственного устройства предполагает достижение двух главных целей:
Экономические цели федерализма в экономической теории называют фискальным федерализмом.
В
научных исследованиях
По мнению некоторых ученых, формирование эффективной модели бюджетного федерализма базируется на трех принципах:
1)
разграничение бюджетной
2)
наделение каждого уровня
Классификация по порядку движения денежных средств выделяет:
Информация о работе Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации