Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………

6
1.1. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений в РФ…….
6
1.2 Основные модели межбюджетных отношений………………………………..

11
1.3. Нормативно-правовая база регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………………
17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ…………………………………………………………………………. 21
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов……
21
2.2. Характеристика межбюджетных отношения регионов и муниципальных образований………………………………………………………………………… 27
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………………………………..

30
3.1. Проблемы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации..
30
3.2 О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах……………………………………………………………………..

39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….………………… 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….......... 47
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Нина.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

    Межбюджетные  субсидии предусматриваются в местном  бюджете в соответствии с законом  субъекта Российской Федерации о бюджете: это означает, что муниципалитет может и не утвердить отрицательный трансферт и не перечислить его региону. Для этих случаев предусмотрен следующий законодательный механизм: в случае невыполнения представительным органом муниципального образования этого требования сумма межбюджетных субсидий будет взыскана с муниципального образования за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в порядке, определяемом финансовым органом субъекта Российской Федерации с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации. То есть муниципалитет не будет получать от субъекта Российской Федерации деньги до тех пор, пока сумма его "задолженности" по трансферту не окажется погашена.

    Субвенции - это средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основах для осуществления целевых расходов.

    Например, субвенции местным бюджетам из бюджета  субъекта Российской Федерации формируются  исходя из норм Бюджетного кодекса  за счет:

    - субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;

    - собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Таким образом, среди многообразия моделей  межбюджетных отношений или методов  распределения доходов, выделяют две  основные − это горизонтальная и вертикальная. Наиболее эффективная считается горизонтальная, ее суть состоит в том, что в бюджеты субъекта и территориальные бюджеты кроме собственных доходов поступают регулирующие доходы. К ним относят федеральные и региональные налоги и иные платежи, с установленными на них нормативами отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, а также дотации, субвенции, субсидии и межбюджетные трансферты.

 

1.3. Нормативно-правовая  база регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации

    Межбюджетные  отношения как правовой институт представляют собой совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Сущность и содержание межбюджетных отношений раскрываются в определении, которое содержится в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6), где межбюджетные отношения определены как "взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса".

    Бюджетный кодекс РФ занимает важное место среди источников бюджетного права. Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы аккумулирования, распределения и расходования бюджетных средств, основания и условия привлечения к ответственности субъектов бюджетных правоотношений за нарушение бюджетного законодательства.

    Значение Бюджетного кодекса РФ заключается в регулировании им межбюджетных отношений, положения которых также выделены в самостоятельную главу.

    Регулирование бюджетных отношений предполагает их упорядочение, направление и развитие в процессе функционирования бюджетов. По смыслу Бюджетного кодекса РФ необходимость в таком регулировании обусловлена федеративным устройством России. Поскольку межбюджетные отношения обеспечивают территориальное перераспределение финансовых ресурсов и оказывают непосредственное воздействие на социально-экономическое развитие регионов, правовое регулирование межбюджетных отношений реализует конституционные права граждан. Кроме того, необходимость в регулировании межбюджетных отношений возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов по объективным причинам не хватает средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично, для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

    Регулирование бюджетных правоотношений в аспекте  межбюджетных отношений предполагает функционирование отношений:

    - с таким объектом, как бюджетные средства, которые подлежат распределению (дотации, межбюджетные трансферты и др.). Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

    - процессуального, организационного характера (закрепление доходов бюджетов разных уровней, их распределение и разграничение расходных полномочий, контроль над движением бюджетных средств). Так, распределение доходов, лежащее в основе межбюджетных отношений, представляет собой передачу органами государственной власти и органами местного самоуправления доходов, закрепленных за бюджетами, в иные бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год. В отличие от разграничения доходов между бюджетами, которое относится к компетенции только федеральных органов государственной власти, распределять доходы между бюджетами могут органы государственной власти обоих уровней и органы местного самоуправления муниципальных районов[23].

    В действующем бюджетном кодексе  формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Федерации, - в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, - в ст. 142 БК РФ.

    В структуре бюджетного законодательства важное место занимают законы о бюджете. Законодательная форма бюджета  выступает в качестве источника  бюджетного права, например, Федеральный  закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Значение законов о бюджете, в особенности федерального бюджета, обусловлено тем, что в данном правовом акте находит выражение государственный суверенитет, определяется объем финансирования функций государства. Помимо этих особенностей, федеральные законы о федеральном бюджете обеспечивает координацию всех звеньев финансовой системы страны.

    Федеральный бюджет Российской Федерации сформирован  на три года. Например, в федеральном  законе от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" произведено разделение доходов на нефтегазовые и не нефтегазовые. Выделены в общем объеме расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг. условно утвержденные расходы, утвержден общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств и объем нефтегазового трансферта.

    Значительное  место в системе источников бюджетного права занимают нормативные правовые акты субъекты РФ и органов местного самоуправления. Наделение субъектов  РФ правом принимать бюджетные законодательные акты является нормой конституции РФ (п. 4 ст. 76). Эта норма обусловлена правовым статусом субъектов РФ, а также разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектом.

    Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований носит характер предварительного санкционирования со стороны государства (федерального центра). Законодательные акты субъектов РФ должны соответствовать законодательству РФ и обеспечивать правовое регулирование бюджетных отношений как в сфере предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, так и относительно собственных предметов ведения.

    Таким образом, основным нормативно-правовым источником регулирования межбюджетных отношений в РФ является Бюджетный  кодекс РФ. Также основополагающими в данных правоотношения являются федеральные законы. Субъекты РФ могут принимать свои нормативно-правовые акты, но не противоречить высшему законодательству.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов

    Современное состояние межбюджетных отношений  в Российской Федерации в значительной степени зависит от того, как они  складываются между федеральным  центром и регионами.

    Наиболее  сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, то есть бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов бюджетной системы РФ должна состоять из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, кредитных ресурсов.

    Основными задачами бюджетных взаимоотношений  между центром и регионами  является:

    - ликвидации несоответствия между  объемом расходных обязательств  субфедеральных органов власти  и величиной закрепленных за  бюджетами данных уровней доходных поступлений;

    - сдерживание и сокращение уровня  дифференциации регионов в плане  социально-эконономического развития  с целью сбалансированного экономического  развития, не допускающего сильной  межрегиональной социальной напряженности; 

    - стимулирование территориальных «налоговых усилия» (побуждать территориальные органы власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциала;

    - ориентация бюджетных политик  территориальных властей на реализацию общегосударственных приоритетов.

    - устранение недостатков налоговой  системы.

    Все эти задачи решаются с помощью  механизма межбюджетного выравнивания.

    Основным  инструментом механизма межбюджетного  выравнивания (межбюджетных отношений) между федеральным центром и регионами (также как между регионами и муниципалитетами), как уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты.

    Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются  в форме:

    - дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, которые распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ.

    Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Проект и  методика распределения дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое касается субсидий и субвенций.

    - Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

    - Совокупность субвенций бюджетам субъектам РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

    Субвенции распределяются между всеми субъектами РФ единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения, потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах РФ

    - иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Информация о работе Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации