Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:51, дипломная работа
Цель данной работы – изучить особенности организации системы бюджетирования на примере реально существующего предприятия и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи: поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации системы бюджетирования на предприятиях;
3. Охарактеризовать предприятие, выбранное в качестве объекта практического исследования;
4. Проанализировать систему бюджетирования на предприятии;
5. На основе проведенных исследований предложить путь совершенствования организации системы бюджетирования на предприятии
за счет внедрения автоматизированной информационной системы бюджетирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетирования 6
1.2 Виды и содержание бюджетов 18
1.3 Роль бюджетирования в управлении организацией 35
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО “УВАДРЕВ-ХОЛДИНГ” 48
2.1 Общая характеристика и организационная структура управления предприятия 48
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей 54
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 63
3. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОАО “УВАДРЕВ-ХОЛДИНГ” 71
3.1 Описание действующей системы бюджетирования предприятия 71
3.2. Предложения по совершенствованию системы бюджетирования 80
3.3. Оценка эффективности предложений 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
Интернет-ресурсы: 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 100
В таблице 6 рассмотрим структуру затрат на производство.
Таблица 6. - Затраты на производство
№ п/п |
Наименование статьи |
2009 год |
2010 год |
Изменение факт к 2009 г. | |||||
план |
факт | ||||||||
тыс. руб. |
уд.вес,% |
тыс. руб |
уд.вес,% |
тыс. руб. |
уд. вес,% |
(+,-) |
% к 2009 | ||
1 |
Заработная плата |
106 838 |
23 |
99 163 |
22 |
89 732 |
24,5 |
-17 106 |
84 |
2 |
Отчисления от зар. платы |
24 313 |
5,2 |
25 782 |
5,6 |
23 330 |
6,4 |
-983 |
163 |
3 |
Электроэнергия на производство |
1 182 |
0,4 |
976 |
0,2 |
483 |
0,1 |
-699 |
41 |
4 |
Общепроизводственные расходы |
184 151 |
40 |
248 934 |
54,5 |
182 484 |
50 |
-1 667 |
99 |
5 |
Общехозяйственные расходы |
82 517 |
17,8 |
44 667 |
9,8 |
39 146 |
10,7 |
-43 371 |
42 |
6 |
Коммерческие расходы |
64 577 |
14 |
37 133 |
7,9 |
30 390 |
8,3 |
-34 187 |
47 |
7 |
Полная себестоимость |
463 578 |
100 |
456 655 |
100 |
365 565 |
100 |
-98 013 |
79 |
7.1 |
В том числе: переменные расходы |
157 616 |
34 |
155 263 |
34 |
124 292 |
34 |
-33 324 |
79 |
7.2 |
постоянные расходы |
305 962 |
66 |
301 392 |
66 |
241 273 |
66 |
-64 689 |
79 |
8 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб. |
1 |
- |
1,04 |
- |
1,03 |
- |
0,03 |
103 |
Анализируя таблицу 6, видим, что основную долю затрат в себестоимости продукции занимают общепроизводственные расходы, по сравнению с 2009 годом в 2010 году их доля увеличилась до 50%. Переменные расходы меньше постоянных, их фактический удельный вес составил 34%, а постоянных 66% это считается не положительным явлением для предприятия, т.е. себестоимость сильно подвержена зависимости от объёма выпуска продукции. По всем остальным статьям наблюдается снижение затрат в стоимостном измерении. Этот снижение обусловлено снижением объема выпущенной продукции, сокращением численности работников, роста производительности труда в 2010 году. Снизились общепроизводственные расходы на 1 667 тыс.руб.
Значительную долю в структуре затрат занимает заработная плата работников, отношение к 2009 году составило 84%, при снижении объёма производства на 21%.
На основании оборотно-
Таблица 7. - Динамика основных налогов предприятия в 2009-2010 годах
Налоги |
2009 год, в тыс.руб. |
2010 год, в руб. | ||
начислено |
перечислено |
Начислено |
перечислено | |
НДС |
234 705 |
235 844 |
150 369 |
141 068 |
НДФЛ |
15 660 |
14 131 |
10 777 |
10 373 |
Налог на прибыль |
3 187 |
3 187 |
5 352 |
5 352 |
Транспортный налог |
855 |
877 |
861 |
831 |
Налог на имущество |
1 964 |
1 625 |
2 025 |
1 594 |
Страховые платежи |
26 664 |
24 095 |
23 093 |
22 412 |
Прочие отчисления |
7 631 |
6 350 |
5 450 |
5 359 |
Итого: |
283 035 |
279 759 |
192 477 |
181 630 |
С января 2010
года для работодателей база для
начисления страховых взносов на
каждого работника
Всего уплачено налогов в 2010 году меньше на 98 129 тыс.руб., на что оказало влияние: уменьшение налога на имущество в связи с уменьшением основных средств, уменьшение НДС в связи со снижением выручки на 38% по причине снижения объёма производства, уменьшением уплаты НДФЛ и страховых взносов из-за сокращения числа работников.
Рассчитаем налоговую нагрузку предприятия:
НН2009г = (279 759 / 1 032 658) ´ 100% = 27,09%,
НН2010г = (181 630 / 636 681) ´ 100% = 28,53%.
Уменьшение выручки привело к увеличению налоговой нагрузки на предприятие на 1,44%.
В бюджет РФ был перечислен НДС в 2009 году в размере 235 844 тыс.руб., а в 2010 году в размере 141 068 тыс.руб., и уменьшил выручку от реализации при расчёте прибыли. НДФЛ перечисленный в бюджет из зарплаты сотрудников в 2009-2010 годах несколько изменился, 14 131 тыс.руб. и 10 373 тыс.руб. соответственно. Суммы страховых взносов с разбивкой по получателям, уплаченные в 2009 и 2010 годах отражены в таблице 9. Страховые взносы включаются в производственные и общепроизводственные расходы и понижает прибыль от продаж.
Из таблицы 2.5 также видно, что в 2009 году предприятием налог на имущество уплачен меньше, чем в 2010 г. на 31 тыс.руб., это связано с незначительным уменьшением налоговой базы. В 2009-2010 годах транспортный налог и налог на прибыль уплачивался так же [2].
Себестоимость продукции, работ и услуг является важным показателем, характеризующим работу предприятия. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Основными показателями деятельности предприятия являются прибыль и рентабельность. Проанализировав далее таблицу 2.6 (см. приложение 1), увидим, что практически все показатели в 2010 году уменьшились по отношению к 2009-му. Это произошло ввиду падения объема продаж, вследствие мирового финансового кризиса.
Объём производства в 2010 году уменьшился по сравнению с 2009 на 107 013 тыс.руб., т.е. снизился на 23%. Рентабельность продукции повысилась с 0,04% до 0,43%, что отражает снижение затрат. В целом ввиду выше перечисленных причин валовая прибыль уменьшилась с 126 318 тыс.руб. до 93 258 тыс.руб. или на 74%. Прямые затраты меньше косвенных, их фактический удельный вес составил 68%, а косвенных 32%.
Таблица 8. – Основные экономические показатели деятельности предприятия
№ п/п |
Наименование |
2009 год |
2010 год |
Изменение факт к 2009 г. | ||
план |
факт | |||||
(+,-) |
% к 2009 | |||||
1 |
Объём производства/услуг, тыс.руб. |
463 578 |
438 002 |
356 565 |
- 107 013 |
77 |
2 |
Выручка, тыс.руб. |
1 032 658 |
949 732 |
636 681 |
- 395 977 |
62 |
3 |
Себестоимость проданных товаров, тыс.руб. |
906 340 |
783 506 |
543 422 |
- 362 918 |
60 |
4 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
126 318 |
166 226 |
93 258 |
- 33 060 |
74 |
5 |
Управленческие расходы, тыс.руб. |
37 007 |
44 667 |
39 131 |
+ 2 124 |
106 |
6 |
Прямые затраты, тыс.руб. |
452 620 |
266 392 |
348 131 |
- 104 489 |
77 |
7 |
Косвенные (накладные) затраты, тыс.руб. |
300 420 |
517 114 |
235 616 |
- 64 804 |
78 |
8 |
Прибыль(убыток) от продаж, тыс.руб. |
31 367 |
38 550 |
23 722 |
- 7 645 |
76 |
9 |
Рентабельность продаж, % |
0,04 |
4,8 |
0,43 |
+ 0,39 |
1075 |
10 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб. |
1 |
1,04 |
1,03 |
+ 0,03 |
103 |
11 |
Точка безубыточности, тыс.руб. |
638 319 |
584 814 |
552 650 |
- |
- |
В целом это считается положительным явлением для предприятия. При чём затраты на производство снизились на 40% по сравнению с объемом производства, он снизился на 23%. Затраты на 1 руб. товарной продукции с учётом всех затрат составили 1,03р. и изменились от затрат на 1 рубль товарной продукции в 2009 году на 0,03 руб., и почти достигли планируемого. Из всего проанализированного можно сделать вывод, что созданы благоприятные условия для производства продукции в 2011г. Ни в плановом, ни в отчётном году объём производства не достиг объёма производства в точке безубыточности при соответствующих среднегодовых ценах, что говорит о высоких затратах.
Прибыль, как экономическая категория, отражает прибыль от производства и реализации продукции, оказания работ промышленного характера, операций с ценными бумагами и т.д. В этом показателе находят отражение все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому прибыль выступает как конечный оценочный показатель и является одним из основных собственных финансовых ресурсов предприятия.
В таблице 9 приведена оценка уровня и динамики показателей, чистой прибыли, взятые из «Отчета о прибылях и убытках» формы №2, которые приведены и в Приложении 1.
Таблица 9. - Анализ показателей прибыли, тыс.рублей
Показатели |
2009г. |
2010г. |
Отклонения | |
(+,-) |
% к 2009 | |||
1.Валовая прибыль |
126 319 |
93 258 |
- 33 061 |
73,8 |
2.Прибыль (убыток) от продаж |
31 367 |
23 722 |
- 7 645 |
75,8 |
3.Прибыль (убыток) до налогообложения |
3 488 |
6 718 |
+ 3 230 |
192,6 |
4.Чистая прибыль (убыток) отчётного периода |
452 |
2 712 |
2 260 |
600 |
Из таблицы 9 видно, что валовая прибыль уменьшилась на 33 061 тыс. рублей. Деятельность предприятия в 2009 и 2010 годах была прибыльной, это видно из таблицы. Рассмотрим постатейно, что формировало прибыль. В 2009 году валовая прибыль составила 126 319 тыс.руб. Это обусловлено тем, что общепроизводственные равнялись 184 151 тыс.руб., общехозяйственные 82 517 тыс.руб. и коммерческие расходы 64 577 тыс.руб. привели к прибыли от продаж равной 31 367 тыс.руб. Проценты к получению 3 279 тыс.руб., проценты к уплате (6 840 тыс.руб.), прочие доходы 16 467 тыс.руб. и прочие расходы (40 785 тыс.руб.) сформировали прибыль до налогообложения 3 488 тыс.руб. Отложенные налоговые активы (84 тыс.руб.), отложенные налоговые обязательства (569 тыс.руб.), текущий налог на прибыль (5 352 тыс.руб.), налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 1 831 тыс.руб. уменьшили чистую прибыль до 452 тыс.руб. За счёт чистой прибыли были расходы на социальные нужды: расходы на обучение, мат.помощь работникам, путёвки в детские лагеря, выплаты премий и др.
Информация о работе Предложения по совершенствованию бюджетирования на ОАО “Увадрев-Холдинг”